Урок - игра «Синтаксис и пунктуация»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Галеева Лилия Вагизовна

Урок - зачёт в форме дидактической игры - состязание в знаниях между группами учащихся. Работа каждого школьника подвергается контролю со стороны участников игры, так как от ответов каждого ученика зависит успех всей команды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_sintaksis_i_punktuaciya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - игра «Синтаксис и пунктуация»

5 класс

Цели урока:

  1. Образовательная — контроль за усвоением знаний и формированием умений и навыков по синтаксису и пунктуации учащихся 5 класса.
  2. Развивающая - развитие речи учащихся.
  3. Воспитательная - воспитание интереса к русскому языку.

Урок - зачёт в форме дидактической игры - состязание в знаниях между группами учащихся. Работа каждого школьника подвергается контролю со стороны участников игры, так как от ответов каждого ученика зависит успех всей команды. Оборудование: конверты с заданиями.

Структура урока:

  1. Разъяснение целей учебной деятельности учащихся и правил игры.
  2. Актуализация опорных знаний в форме разминки.
  3. Выполнение по группам специально подобранных знаний.
  4. Подведение общих итогов.

Ход урока.

Слово учителя: Ребята, сегодня у нас урок необычный. Он проводится в форме дидактической игры. Тема урока: Урок - игра: «Синтаксис и пунктуация». Многие из вас, я думаю, смотрели телепередачу «Что? Где? Когда?». Сегодня вы будете в роли знатоков. Проверять ваши работы будет жюри в составе главного судьи и двух ассистентов. Хочу обратить ваше внимание на то что к данному уроку приготовлены конверты с заданиями.

Две группы - команды заняли свои места за столом. Давайте начнём.

Конверт № 1

Выпишите словосочетания из предложения.

  1. На лесной поляне вьётся лисий след. /1 команда./

Вьётся - бормаланып бара.

(на лесной поляне, лисий след, вьётся на поляне)

Выпишите словосочетания из предложения.

  1. Зимой на поляне красуются крохотные ёлочки. /2 команда/

(крохотные ёлочки, зимой красуются, на поляне красуются).

Конверт № 2

Угадай подлежащее. /1 команда/

а) Дует холодный ______________.

б) Белые         падают на землю.

в) В лесу прыгает с ветки на ветку  ______________ .

г) Под сосной спрятался в сугробе трусливый        .

д) Его ищет по всему лесу хитрая                .

Что называется подлежащим? Чем оно выражается?

Угадай сказуемое. /2 команда/

а) ========= холодная зима.

б) Вчера ========= резкий, холодный ветер.

в) Всю зиму пушистые белки  ========== в лесу.

г) Снежинки ========== на землю.                                                                                                              

д) Снег ========== деревья, кусты, дома.

Что называется сказуемым? Чем оно обычно выражается? Карточка № 3 /2 команда/

Угадай определение.

     1. Зима  ^^^^^^^^^^^^^^         время для птиц.

     2. Декабрь, январь, февраль считаются ^^^^^^^^^^^^^^месяцами.

     3. Дома покрылись ^^^^^^^^^^^^^^снегом.

  1. Закованы льдом ^^^^^^^^^^^^^^ озёра, пруды.
  2. ^^^^^^^^^^^^^^дубок боится мороза.

Что называется определением? Чем оно выражается? Карточка № 3. /1 команда/

Угадай дополнение.

  1. Снег покрывает _ _ _ _ _ _ _ _ _.
  2. Заботу о _ _ _ _ _ _ _ _ _берут на себя ребята.
  3. Птицы привыкают к _ _ _ _ _ _ _ _ _ .
  4. На кормушки дети посыпают _ _ _ _ _ _ _ _ _.
  5. Дети слепили _ _ _ _ _ _ _ _ _ и  _ _ _ _ _ _ _ _ _.

Что называется дополнением? Чем оно выражается?

Карточка № 4 /1 команда/

Угадай обстоятельство.

  1. По поляне _._._._._._._._._пробежала белка.
  2. Тихо в лесу зимним _._._._._._._._._.
  3. С _._._._._._._._._посыпались снежинки.
  4. Белка взбежала _._._._._._._._._. .
  5. Зверёк _._._._._._._._._скрылся.

Что обозначает обстоятельство? Чем оно выражается?

Карточка № 5 /1команда/

Устный блиц-опрос.

       1)Главный член предложения, обозначающий действие предмета, (сказуемое).

       2) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? Чей? И обозначает признак предмета (определение).

  1. Раздел науки о языке, в которым изучаются словосочетания и предложения, (синтаксис).
  2. Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже.(тире).
  3. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение).

Карточка № 5./1 команда/

    1) Главный член предложения, обозначающий предмет речи (подлежащее)

    2) Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (словосочетание)

    3) Какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)

  1. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания (пунктуация)
  2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как? И обозначает место, время, способ действия (обстоятельство)

Карточка № 4 /2 команда/

Кое - что о порядке.

Соберите карточки (со слогами: по ря док, вре мя, бе ре жёт. Слоги пишутся на карточках и смешиваются так, чтобы можно было прочитать пословицу. Запишите пословицу. Проведите разбор простого предложения. (Ответ: Порядок время бережёт).

Карточка № 6 /1,2 команда/

Какие слова спрятались в этих предложениях?

1)__________ =======

2) __________ ======= _ _ _ _ _ _ _ _ _.

3) _._._._._._._._._======= __________.

4) _ _ _ _ _ _ _ _ _ =======^^^^^^^^^^^^^^__________.

5) ^^^^^^^^^^^^^^__________ =======_._._._._._._._._.

Карточка № 7/1,2 команда/

Расставьте, где нужно знаки препинания. Подчеркните однородные члены.

  1. Всё лицо и руки залепил мне снег.
  2. Бегут по дорожке доски и ножки.
  3. Ковёр зимы покрыл холмы луга и долы.
  4. Готовь сани летом а телегу зимой.
  5. Снег покрывает землю и висит на деревьях, как мягкая вата.
  6. Зима лето пугает а всё равно тает.

Карточка № 8. /1 команда/

Разбор сложного предложения.

Катаются ребятишки на санках, и никто из них не боится старухи-зимы.

Карточка № 8. /2 команда/

Прошёл снег, и земля покрылась белым ковром.

Комиссия - жюри подводит итоги на основании полученных ответов.

\

Домашнее задание. 1. Ответьте на вопросы.

  1. Какие бывают члены предложения:

а)        главные и неглавные,

б)        основные и вспомогательные,

в)        главные и второстепенные,

г)        общие и необщие.

  1. На какие вопросы отвечает дополнение?

       3. На какие вопросы отвечает определение?

      4. На какие вопросы отвечает обстоятельство?

       5. Как подчёркиваются:

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Определение

Обстоятельство

1

2. Допишите предложения, подчеркните второстепенные члены предложения.

1. Ученики отправились (куда?) ____________________________________________

2. В лесу можно услышать (что?) ____________________________________________

3. Небо затянуло (чем?) ____________________________________________________

  1. Поезд прибыл (когда?) __________________________________________________
  2. Мы любовались (каким? чем?)  ___________________________________________
  3. Брат читает (какую?) ______________________________книгу.
  4. (Когда? Где?) _______________________можно встретить (кого?)______________

                  8. (Какие?) _________________________каникулы мы провели (где?)_____________.

  1. Мальчик сидит (на чём?) ________________________________________________
  2. Мы живём (в каком?) _____________________________доме.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол  Словосочетание. Слов...

Урок-игра «Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» - 5 класс

В игровой форме обобщается и систематизируется материал по теме "Синтаксис и пунктуация". Задания носят творческий характер, развивают логическое мышление, умение работать в группе. На протяжении урок...

"Своя игра" по теме "Синтаксис и пунктуация" (русский язык, 5 класс)

Материал для контроля знаний с применением игровых технологий...

Конспект по русскому языку в 5 классе по теме: "Синтаксис и пунктуация" (урок- игра)

Разработка нетрадиционного урока  по русскому языку в 5 классе по теме: "Синтаксис и пунктуация". Урок- игра "Умники и умницы"...

Урок-путешествие "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Цели урока: систематизация изученного материала по синтаксису, развитие культуры речи. Задачи урока:  Образовательная: усвоение знаний и формирование умений и навыков по синтаксису и пунктуации у...

Урок-зачет в 5 классе в форме дидактической игры " Синтаксис и пунктуация"

Урок-зачет в форме дидактической игры- состязание в знаниях между учащимися. Работа каждого школьника подвергается контролю со стороны участников игры, так как от ответственности каждого ученика завис...

Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)

Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме  «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)...