Урок-путешествие "Синтаксис и пунктуация" 5 класс
видеоурок по русскому языку (5 класс) на тему

Емельянова Валентина Васильевна

Цели урока: систематизация изученного материала по синтаксису, развитие культуры речи. Задачи урока:  Образовательная: усвоение знаний и формирование умений и навыков по синтаксису и пунктуации учащихся в 5 классе  Развивающая: продолжить развитие интеллектуальных и общеучебных умений и навыков, развивать мышление, память, воображение  Воспитательная: формирование и развитие нравственно – патриотических чувств у ребят к своей Родине

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Городовиковская средняя общеобразовательная школа №4

им. Б.Б.Городовикова»

Методическая разработка урока русского языка

Урок – путешествие

«Синтаксис и пунктуация»

5 класс

    Учитель русского языка и литературы

 МКОУ «Городовиковская СОШ № 4.

им. Б.Б. Городовикова»

Емельянова Валентина Васильевна

Городовиковск, 2015

Цели урока: систематизация изученного материала по синтаксису, развитие культуры речи.

Задачи урока:

  • Образовательная: усвоение знаний и формирование умений и навыков по синтаксису и пунктуации учащихся в 5 классе
  • Развивающая: продолжить развитие интеллектуальных и общеучебных умений и навыков, развивать мышление, память, воображение
  • Воспитательная: формирование и развитие нравственно – патриотических чувств у ребят к своей Родине.

Тип урока: урок – путешествие

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, презентация Power Point, содержащая ссылки на ЭОР.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Я предлагаю вам совершить путешествие по родной стране, побывать в разных её частях,полюбоваться её красотами.Цель нашего путешествия: повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация», отработка умений и навыков их постановки в простом и сложном предложении. Перед вами карта нашего путешествия.  

  1.  Проверка орфографической зоркости.

Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки.

Задание: найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

                                        Жалоба

                                Дядя, прашу тебя, помаги

                                Твоей плимяннице Оле,

                                А то небудет её наги

                                В этой пративной школе.

                                Мне вчера за дектант на слова

                                Учитель паставил «два»,

                                А сам сказал, что маю работу

                                Даже несмок прочитать.

                                Попраси его, дядя, исправить двойку

                                И паставить мне «пять».

III. Первая наша станция называется «Москва».

  1. Мы не сможем с вами попасть в город, пока не расставим знаки препинания в данном предложении:

Москва столица России.

-Начертите схему этого предложения.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE

- Посмотрите на достопримечательности нашей столицы. Москва – очень красивый город. Взглянем на Красную площадь. Перед вами вечерний Кремль. Вот вид на Государственный исторический музей. А это храм Василия Блаженного

и памятник Минину и Пожарскому.

  1. О Москве сложено много стихотворений. Прочитаем их.

http://www.sunhome.ru/poetry/195765

                                Москва… Как много в этом звуке

                                Для сердца русского слилось!

                                Как много в нём отозвалось!

                                                        А.С. Пушкин

                                Город чудный, город древний,

                        Ты вместил в свои концы

                        И посады, и деревни,

                        И палаты, и дворцы!

                        Опоясан лентой пашен,

                        Весь пестреешь ты в садах:

                        Сколько храмов, сколько башен

                        На семи твоих холмах!

                                                 Ф. Глинка

                        Процветай же славой вечной,

                        Город храмов и палат,

                        Град срединный, град сердечный,

                        Коренной России град!

                                                Ф. Глинка

 3. Задание.

  1. Вспомните, что такое обращение? Найдите обращения в предложенных текстах.
  2. Начертите схемы предложений с обращениями.
  3. Какие бывают предложения по цели высказывания? Найдите их в тексте.
  4. А какие предложения по интонации преобладают в этих отрывках?
  5. Кто из вас знает, о каких семи холмах говорится в стихотворении Ф. Глинки.
  6. В одном тексте находятся рядом слова: город и град. Что м ы можем сказать об их происхождении?

(молод – млад, золото – злато)

4.Много высказываний о Москве мы найдём не только у поэтов, но и у писателей и критиков. Есть города в России, значение которых невозможно переоценить. К таким городам и относится наша столица.

        «Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского», - писал Леонид Леонов.

        Критик В.Г. Белинский взволнованно писал: «Никогда сердце русское не бьётся так сильно, так радостно, как в Москве!»

        -Посмотрите на эти два высказывания и скажите, чем они осложнены.

        -Начертите схемы этих предложений.

        - Работа с учебником. Упр. 252. Составить предложения по схемам на тему: «Москва».

       5. О Москве сложено немало пословиц и поговорок. Знаете ли вы их? Приведите примеры.

  • Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
  • Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
  • Москва не сразу строилась.
  • Москва слезам не верит.
  1.  Следующая наша остановка называется «Элиста».

        Вот что пишет о ней писатель К. Паустовский, увидевший этот город 50 лет назад. Читаем текст.

        1. Работа с текстом.

        Элиста – это степной мираж.

        Появляется Элиста неожиданно. Подъём на холм – и внизу, в золотой пыли спрятан игрушечный город.

        Город блестит зеркальными окнами. Он поражает в этой дикой степи, где шофёры объезжают беркутов и грозят им кулаком. Крестьяне понукают волов, волокущих лес и камень, и город строится.

        Улиц нет, и дома стоят прямо в степи на склоне балки. Их отделяют друг от друга насаждения акаций.

        (Мираж – оптическое явление – появление в атмосфере мнимых изображений отдалённых предметов).

  1. Задание по вариантам: Синтаксическая полянка.
  • Разобрать предложения синтаксически: начертить схему, дать характеристику.

Iвариант: Появляется Элиста неожиданно.

IIвариант: Город блестит зеркальными окнами.

  • Последнее предложение разобрать на доске.
  • Найти сложное предложение. Начертить его схему. Дать характеристику.

https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fwww.kavkaz-uzel.ru%2Fsystem%2Fuploads%2Farticle_image%

        Сегодня, ребята, Элисту не узнать. Она расстроилась, стала красивой. Сооружены новые церкви, храмы, пагоды, возведены новые здания, скульптурные сооружения: Национальный музей, Буддийский храм, 1996 г., площадь Ленина, Золотые ворота (здесь загадываются желания), памятник О.И. Городовикову, Золотой всадник, памятник воинам 28-й Армии Губаревича, освободившей Элисту от немецко – фашистских захватчиков.

  1. А сейчас мы с вами отправимся на станцию «Городовиковск».

        Ребята, идёшь порою в школу по той же дороге, что и всегда, и кажется, что каждый камешек на ней знаешь, каждую травинку у обочины, и успеваешь порадоваться: до чего же хорош наш родной край!

        Многие писатели и поэты в своих произведениях признавались в любви к родине, посвящали ей самые лучшие строки. Для нас с вами малая родина – это Городовиковск. О нём мы и будем сейчас говорить.

                                Это счастье огромное,

                                Это радость безмерная –

                                Возвращаться на родину

                                После долгих дорог.

                                …..

                                Мы, конечно же, помнили,

                                Этот тонущий в зелени,

                                Милый наш городок.

                                                  И. Рудаков

        Городовиковская земля, как магнит, притягивает к себе интересной историей.

        Название бывшего посёлка Башанта происходит от слова «башня» (дворец). В 1971 году Башанта стала городом и переименована в честь в честь генерала Оки Ивановича Городовикова.

        Задание: Я думаю, ребята, что вы хорошо знаете свой город. Перед вами ряд фотографий. Вам нужно сделать подписи под ними, включив в предложения однородные члены и обобщающие слова.

VI. Наше путешествие подходит к концу. Мы все устали. Сейчас отправимся в магазин за покупками.

        Задание:

        1. Купите как можно больше товара – соберите «Корзинку для пикника», то есть правильно вставьте пропущенные буквы.

        2. Разберите письменно два любых словосочетания.

«Корзинка для пикника»

                 1 группа                            2 группа                                     3 группа

  • Вкусный б…сквит                копчёная к…лбаса                масленые бл…ны
  • Молочный к…сель                п…мидоры с майонезом        пер…ц с мясом
  • Ар…матная клубника        резаная м…рковь                рубленая п…трушка
  • Огромный ан…нас                отборный к…ртофель        жареные б…клажаны
  • …гурцы с грядки                 зелёный г…рошек                спелые груш…
  • Красные ябл…ки                рыбный п…штет                рыба под м…ринадом

        VII.  Заключительное слово учителя.

        Ребята, вы любите свою страну, свой край. Любите и свой город, изучайте его историю! И как бы далеко вы ни уехали, пусть вам захочется сюда вернуться.

                                А в родимом краю и берёзки другие,

                                И душистей сирень, зеленей тополёк.

                                Много мест на земле – только в нашей России

                                Может каждый по сердцу найти уголок.

                                И куда бы он ни был заброшен судьбой,

                                И каких бы дорог после не было пройдено,

                                Человек будет знать: у него за спиной

                                Есть всегда крепкий тыл – его малая Родина.

        VIII. Вывод: Ребята, вот и закончилось наше путешествие, которое показало, что вы очень дружны с такой трудной и интересной темой, как «Синтаксис и пунктуация». Знания, полученные в школе, помогут вам стать грамотными и эрудированными людьми. Не останавливайтесь на достигнутом!

        IX. Рефлексия.Отметки.

        - Дорогие ребята. Что мы сегодня на уроке повторили? Теперь вы понимаете, что мы действительно любовались красотами нашей Родины, её площадями, архитектурой, пейзажем.

X. Домашнее задание: Упр. 251, 252 (работа со схемами).

Использованные материалы:

  1. ЭОР с сайта htpp://www.fcior.edu.ru/

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЭТОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагмент, текст, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

иллюстрация

Электронный информационный модуль

модель

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE

2

фотография

Электронный информационный модуль

модель

 https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fwww.kavkaz-uzel.ru%2Fsystem%2Fuploads%2Farticle_image%

3

Проверь себя

Самостоятельная работа

Текст стихотворения

http://www.sunhome.ru/poetry/195765


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка урока русского языка Учитель русского языка и литературы МКОУ « Городовиковская СОШ № 4. им . Б.Б. Городовикова » Емельянова Валентина Васильевна

Слайд 2

Цели урока: С истематизация изученного материала по синтаксису Р азвитие культуры речи.

Слайд 3

Задачи урока: Образовательная: усвоение знаний и формирование умений и навыков по синтаксису и пунктуации учащихся в 5 классе Развивающая: продолжить развитие интеллектуальных и общеучебных умений и навыков, развивать мышление, память, воображение Воспитательная: формирование и развитие нравственно – патриотических чувств у ребят к своей Родине.

Слайд 4

Карта нашего путешествия Москва Элиста Городовиковск

Слайд 5

II. Проверка орфографической зоркости. Задание: найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Слайд 6

III. C танция « Москва». Задание: Расставьте знаки препинания в данном предложении: Москва столица России . - Начертите схему этого предложения.

Слайд 7

2. C тихи о Москве. Прочитаем их. Москва… Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось! А.С. Пушкин Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах: Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах! Ф. Глинка Процветай же славой вечной, Город храмов и палат, Град срединный, град сердечный, Коренной России град! Ф . Глинка

Слайд 8

3 .Задание . Вспомните , что такое обращение? Найдите обращения в предложенных текстах . 2. Начертите схемы предложений с обращениями. Какие бывают предложения по цели высказывания? Найдите их в тексте. 4. А какие предложения по интонации преобладают в этих отрывках? Кто из вас знает, о каких семи холмах говорится в стихотворении Ф. Глинки. В одном тексте находятся рядом слова: город и град. Что м ы можем сказать об их происхождении? (молод – млад, золото – злато)

Слайд 9

4. Высказывания писателей и критиков о Москве « Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского», - писал Леонид Леонов. Критик В.Г. Белинский взволнованно писал: «Никогда сердце русское не бьётся так сильно, так радостно, как в Москве!» - Посмотрите на эти два высказывания и скажите, чем они осложнены. - Начертите схемы этих предложений.

Слайд 10

5. Пословицы и поговорки о Москве. Знаете ли вы их? Говорят в Москве, а слушают по всей стране. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Москва не сразу строилась. Москва слезам не верит.

Слайд 11

V. Станция «Элиста». 1. Работа с текстом. Элиста – это степной мираж. Появляется Элиста неожиданно. Подъём на холм – и внизу, в золотой пыли спрятан игрушечный город. Город блестит зеркальными окнами. Он поражает в этой дикой степи, где шофёры объезжают беркутов и грозят им кулаком. Крестьяне понукают волов, волокущих лес и камень, и город строится. Улиц нет, и дома стоят прямо в степи на склоне балки. Их отделяют друг от друга насаждения акаций. ( Мираж – оптическое явление – появление в атмосфере мнимых изображений отдалённых предметов).

Слайд 12

2. «Синтаксическая полянка» • Разобрать предложения синтаксически: начертить схему, дать характеристику. Iвариант : Появляется Элиста неожиданно. IIвариант : Город блестит зеркальными окнами. • Последнее предложение разобрать на доске. • Найти сложное предложение. Начертить его схему. Дать характеристику.

Слайд 13

V. C танци я « Городовиковск ». Задание: Я думаю, ребята, что вы хорошо знаете свой город. Перед вами ряд фотографий. Вам нужно сделать подписи под ними, включив в предложения однородные члены и обобщающие слова.

Слайд 14

VI. «Корзинка для пикника » Задание: 1. Правильно вставьте пропущенные буквы. 2. Разберите письменно два любых словосочетания .

Слайд 15

VII . Любите свой край А в родимом краю и берёзки другие, И душистей сирень, зеленей тополёк. Много мест на земле – только в нашей России Может каждый по сердцу найти уголок. И куда бы он ни был заброшен судьбой, И каких бы дорог после не было пройдено, Человек будет знать: у него за спиной Есть всегда крепкий тыл – его малая Родина.

Слайд 16

VIII. Вывод : Ребята , вот и закончилось наше путешествие, которое показало, что вы очень дружны с такой трудной и интересной темой, как «Синтаксис и пунктуация». Знания, полученные в школе, помогут вам стать грамотными и эрудированными людьми. Не останавливайтесь на достигнутом!

Слайд 17

IX. Рефлексия Отметки .

Слайд 18

X. Домашнее задание Упр . 251, 252 (работа со схемами )

Слайд 19

Использованные материалы: ЭОР с сайта htpp :// www . fcior . edu . ru /

Слайд 20

Перечень используемых эор на этом уроке № Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагмент, текст, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1 иллюстрация Электронный информационный модуль модель https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE 2 фотография Электронный информационный модуль модель https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fwww.kavkaz-uzel.ru%2Fsystem%2Fuploads%2Farticle_image% 3 Проверь себя Самостоятельная работа Текст стихотворения http://www.sunhome.ru/poetry/195765


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.

Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010...