Внеклассное мероприятие по культуре речи "Свернословие-от ущербности души?"
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)

Порфирьева Любовь Вениаминовна

Внеклассное мероприятие, направленное на формирование негативного отношения к ненормативной лексике, развитие речевого вкуса, воспитание культуры речевого обращения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по культуре речи

«Сквернословие - от ущербности души?»

Автор: заместитель директора по воспитательной работе,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кугесьский лицей» Порфирьева Любовь Вениаминовна

Важнейший способ узнать

человека – прислушаться к тому, как

он говорит… Язык человека – это его

мировоззрение и его поведение, как

говорит, так, следовательно, и думает.

Д. С. Лихачёв.

И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

Я. Козловский

Слово не обух, а от него люди гибнут.

В.Даль

Цель: формирование негативного отношения к ненормативной лексике, развитие речевого вкуса, воспитание культуры речевого обращения.

Задачи:

  • показать, что представляет собой сквернословие как языковое явление (этимология, семантика, роль в языке); выяснить разные точки зрения на употребление в современном языке нецензурных выражений;
  • развивать умение дискутировать, аргументировать свою точку зрения;
  • воспитывать речевую культуру учащихся, уважение к матери, собеседнику и самому себе.
  • воспитывать культуру речевого поведения во время дискуссии; стимулировать речевую активность;
  • прививать любовь к русскому языку.

Тип занятия: диспут.

Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами поговорим о важнейшей проблеме современности – о сохранении чистоты русского языка, об отношении к его Величеству слову.

Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

Сообщение ученика: В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей – до сих пор саднит мне сердце”.

Очень хорошо это выразил М.Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Учитель. Мне бы хотелось  напомнить Вам  одну легенды о языке. (Пересказ легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе

Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах — ничего нет лучше языка!» — «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не смог.

– Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?

(Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете).

– Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп?

Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

Обращение к теме занятия – “О скверном и святом…”

– К какой категории слов относятся подобные слова? (Антонимы)

В названии темы представлено сочетание лексически не сочетаемых, взаимоисключающих друг друга понятий: “святое” и “скверное”. Занятие мы проведём в форме диспута или дискуссии, позволяющих высказывать и отстаивать противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу.

Предлагается выполнить следующее задание (для каждой группы):

– Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к категории “святых” (записать их в порядке уменьшения значимости); во 2–10 слов из разряда “скверных” (затем учащиеся оглашают списки слов).

– Почему вы спокойно перечисляли слова 1 группы и “стушевались”, называя слова другой группы? (Неловко, неприлично употреблять подобные слова на уроке, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, ребята часто употребляют такую “сниженную” лексику, в т.ч. и нецензурную).                                     

Сообщение учащихся «Из глубины веков» (истории некоторых хорошо известных слов)

   Полторы тысячи лет назад гунны принесли на Русь искусство выплавлять и ковать железо. Тогда и возникло слово «бронь» - доспехи. От него образовалась «брань», означающая «сражение». Возник и термин для слов и выражений, которые употреблялись на поле брани, - «бранные слова», или «брань». Они служили вызовом, выражением презрения к противнику. Употреблять их в повседневной жизни считалось грехом. Этих слов было мало, в основном, они заимствованные. 9Само слово «ругань» произошло от латинского «rіngor» - разевать рот.) Исконно русские ругательства – «собака», «окаянный», «поганый». К сожалению, сдержанность и целомудрие наших предков не было унаследовано нынешним поколением.

   В современном разговорном языке по самым скромным подсчётам существует около 5 тысяч ругательных слов. Мы часто употребляем их в речи, порой не зная ни истинного смысла, ни истории возникновения. Вот некоторые из них.

   Балбес – одно из самых, на наш взгляд, безобидных ругательств. А образовалось оно из двух слов: Баал (илиВаал) и бес. Ваал – это древнее языческое божество, которое изображали с головой быка и телом человека. Позднее христианство боролось с языческим культом Ваала, превратив его в воплощение зла, то есть дьявола с рогами. В русском и европейских языках имеется много слов, имеющих отрицательное значение. с корнями –бол-, -бал-, -вол-, -вал- (балда, болван, дьявол, валькирия, волшебник. Волхв, Воланд и известный всем детям легендарный злой дух их Гарри Поттера Волан-де-Морт).

   Сволочь стало ругательством только с XVII века, а в период Средневековья это была должность при дворе русских князей (слово принадлежало к мужскому роду и писалось без мягкого знака). Так называли таможенника и налогового инспектора в одном лице. Слово произошло от глагола ВОЛОЧИТЬ. Если какой-нибудь купец на рынке нарушал таможенный кодекс, то его волочили на княжеский двор, чтобы там наказать. Коммерсантам это не нравилось. Поэтому слово приобрело ругательный смысл.

   Слово стерва по одной из версий произошло от имени римского консула Тулия Секты Стервы, который имел привычку приглашать римлян на великолепные зрелища, а когда зрители собирались, им объявляли об отмене представления ввиду дурных предзнаменований или по техническим причинам.

Учитель Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки, и даже  современная художественная  литература изобилует ими. Ну, а людей, подобных герою стихотворения А. Лысова “Дикарь”, мы встречаем повсеместно. (Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником).

Анатолий Лысов «Дикарь» 

Я видел нынче дикаря
И говорил с ним даже,
Но, откровенно говоря,
О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст, –
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Такого “шаг-матиста”.

Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.

Дикарь на площади. Он рад
стать мастером особым,
Чтоб сделать трёхэтажный мат
Скабрёзным небоскрёбом.

Его одежду описать
Словами можно тоже:
Он по одёжке, так сказать,
На всех на нас похожий.

И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.

Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный “мате-матик”.

Словарно-семантическая работа: подбор слов-синонимов к слову “скабрёзный” (неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный).

– Как относится к тому, что “язык подонков и блатарей” грозит стать нормой?

– Каково отношение учащихся школы к нецензурной лексике? (Выступление учащегося с анализом анкетирования школьников по данной проблеме).

Дискуссия на тему: “Можно ли употреблять нецензурные выражения?”

Учащиеся представляют разные точки зрения по этому вопросу, аргументируют свои суждения:

  • Не стоит сквернословить, т.к. это показатель низкой культуры (50% учащихся);
  • Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять (30%);
  • Сквернословить нельзя, так как это великий грех (20 %).

– Чьи аргументы показались вам более убедительными?

– Чтобы понять и осмыслить сущность сквернословия как языкового явления, нам нужно обратиться к его истории, этимологии, исследованиям, которые есть в этой области.

Чтение и анализ стихотворения Э. Асадова “О скверном и святом”

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово “мат” идёт от слова “мать”,
Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
1970 г.

В названии стихотворения лежит такой художественный приём, как оксюморон – сочетание лексически не сочетаемых слов.

– Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: “самое святое”, “сквернейшее”? (“Мать” – “мат”)

– Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова.)

– Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей.)

– На каких исторических фактах оно базируется?

Лекция: “Из истории русского мата”

Ф.М.Достоевский в “Дневнике писателя” отмечал: “Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире, – и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать”.Что имеет в виду Достоевский, говоря о целомудренности русского народа? Он отметил тем самым такую особенность разговорной речи: употребляя непристойные слова, говорящий не имеет в виду, в сущности, ничего плохого, непристойного, т.е. не связывает данные слова с конкретным их содержанием (матерщинные слова в основе своей имеют ярко выраженную сексуальную семантику).Матерщина считается в принципе недопустимой для произнесения или написания – нецензурная лексика – даже и в том случае, когда она воспроизводится от чужого имени, как чужая речь, за которую говорящий или пишущий, вообще говоря, не может нести ответственности.Вот как об этом говорится в первом духовном (церковном) стихе “Пьяница”:

Который человек хоть однажды
По матерну взбранится,
В шутках или не в шутках,
Господь почтёт за едино.

Разгадка подобного отношения к матерщине объясняется тем, что матерщина имела отчётливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве.

Матерная ругань широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, сельскохозяйственных – т.е. в обрядах, связанных так или иначе с плодородием.

В древнерусской письменности – в условиях христианско-языческого двоемирия – матерщина закономерно рассматривается как черта бесовского поведения. Борьба с матерной руганью велась на Руси под знаком борьбы с язычеством. Матерщинник считался не христианином, а язычником.

В древнерусской литературе встречается мнение, что матерная брань – “то есть жидовское слово” – т.е. речь иноверца – человека иной веры: язычника, чужестранца.

Помимо языческой этимологии, существует также представление и о татарском происхождении матерной брани (появление целой группы нецензурных слов, сниженной лексики во время татаро-монгольского ига).

Для выяснения роли матерной брани в языческом культе особый интерес представляет поучение против матерщины – “Повесть святой отец о пользе душевной всем православным христианам”, приписываемое Иоанну Златоусту, в котором говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, “третья мать” – Мать-Земля:

– Не подобает православным христианом матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречистая Богородица… тою же Госпожою мы Сына Божия познахом…

– Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом.

– Третия мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение.

В одном из вариантов этого поучения утверждается, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, которые, по-видимому, могли осмысляться как гнев земли: “…и за то Бог спущает казни, мор, кровопролитие, в воде потопление, многие беды и напасти, болезни и скорби”.

В древнерусской литературе говорится о том, что матерная брань поносит не только и не столько мать собеседника, к которому обращено ругательство, но прежде всего – родную мать самого бранящегося. Так как по своему первоначальному смыслу матерная брань является не оскорблением, а скорее заклинанием, заклятием, проклятием. (Обратиться к эпиграфу урока – словам Я. Козловского:

И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.)

Таким образом, слова “проклятие” и “заклинание” – слова однокоренные, говорящие о том, что творить добро или зло на земле можно и с помощью магии слова.

Отношение матерной брани к земле соотносится с культом мёртвых. Поскольку земля воспринимается как место обитания предков (родителей), культ земли связывается вообще с культом предков. Очень характерно убеждение, например, что матерщина тревожит покоящихся в земле “родителей”.

В древнерусских текстах подчёркивается, что матерная брань, оскорбляя родителей говорящего, оскорбляет тем самым и его самого как представителя и продолжателя рода.

Учитель.  Сегодня мы всё чаще слышим о том, что язык болен. Давайте попробуем определить болезни языка.

   (Идёт обсуждение   в группах и выступление их представителей)

Болезни языка:

   ٭ засилье жаргона;

   ٭ скудность, однообразие лексики;

٭    в разговорной речи приветствуется сквернословие, матерщина;

   ٭ очень часто речь журналистов, дикторов, то есть тех, кого раньше принимали за образец, оставляет желать лучшего;

   ٭ иногда встречается неоправданное употребление иностранных слов.

   Таким образом, речь засоряется и огрубляется.

   Учитель.  На ваш взгляд, каковы причины этих болезней?

                                     (Обсуждение в группе).

   ■ Отсутствие запретов или хотя бы критики со стороны многих взрослых рои употреблении ненормативной лексики вызывает уверенность в правильности словоупотребления;

   ■ бедность словаря подростков объясняется и тем, что учащиеся часто пассивны на уроках и ведущая роль на уроке принадлежит учителю;

   ■ в век компьютеризации не проявляется интерес к классической литературе и искусству.

   Учитель. А сейчас обратимся к одному слову.

   Стыд- одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться и много стыдиться, если он человек. Но мы поговорим о стыде перед словом.

   Итак, давайте попробуем ответить на несколько моих вопросов:

    - Что такое сквернословие?

    - В чём состоит опасность его распространения?

    - Какие вы видите пути решения проблемы сквернословия?

              (Ответы учащихся).

   Учитель.  На этот вопрос отвечают по-разному. Одни утверждают, что это  - болезнь. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно ещё не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, - порок. Но незаметно сквернословие становится болезнью. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. Молчание – самый лучший выход для людей, не владеющих своей речью.

   Опасно ли распространение сквернословия? Да, оно принимает угрожающие размеры и формы, оно охватило все возрасты и стало опасным. Скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда будучи под наркозом, ругались интеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегавшие к мату. Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия.

   У того, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения;

и второй путь – духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти.

   Защитники нормы. Что для этого нужно?

   - Не писать слова ненормированной лексики.

   - Не печатать (с печатным словом трудно бороться).

   - Не даст ничего замена ругательств начальными буквами.

   - Не надо заменять сквернословие словами: «ёлки – палки», «японский городовой», «блин». Культурные ругательства не лучше и не чище обычных.

   Учитель. Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь? Общепринятых рецептов нет. Но приёмы, принятые и одобренные вами, помогут избежать сквернословия.

   - Не говорите плохих слов сами.

   - Не копируйте других.

   - Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и свою культуру речи.

   - Помните: «Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст».

Рефлексия

   - О чём мы говорили? Какие вопросы затрагивали?

   - Как вы себе отвечаете на вопрос: что такое сквернословие – порок или болезнь?

(Ссылка на название газеты)

   - Так ли опасно сквернословие, его распространение, на ваш взгляд?

   - Какие варианты решения проблемы сквернословия для общества вы бы предложили?

   - Как эту проблему будете решать для себя?

Подведение итогов занятия

Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что язык – “это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”. (Л.И. Скворцов).

Чтение учителем стихотворения “Слова” (автор не известен)

Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, –
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!

– Давайте же дарить друг другу букеты только из мудрых, добрых слов! Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Внеклассное мероприятие: "О культуре поведения"

Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦРТДиЮ мкр. Индустриальный г. Тимашевска Головенкина И.А....

Внеклассное мероприятие по культуре речевого этикета "Дарите радость людям!"

разработка внеклассного мероприятия по культуре речевого этикета...

Внеклассное мероприятие "За культуру речи!"

Мероприятие разработано к неделе русского языка...

Внеклассное мероприятие « Диалог культур»

Внеклассное мероприятие « Диалог культур»...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ГОД КУЛЬТУРЫ в РОССИИ"

Цель: привлечение внимания учащихся к вопросу становления культуры в России через активное общение и участие в викторине и конкурсах....

Внеклассное мероприятие «Правовая культура молодежи» Тема: «The smartest detectives»

Правовое воспитание-это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, осознания роли правовых знаний в будущем. Данное внеклассное мероприятие может стать занятием или классным часом в ...