Проект " Работа над дикцией при помощи скороговорок"
проект по русскому языку

Ольга Анатольевна Максименкова

Проект " Работа над дикцией при помощи скороговорок" краткосрочный и групповой, в рамках деятельности кружка " Диалог".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_11_tema_rabota_nad_diktsiey.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Тема: РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ

ПРИ ПОМОЩИ СКОРОГОВОРОК

Учебный предмет: русский язык.

Возраст участников: 7-14 лет.

Продолжительность: краткосрочный (4-6 занятий).

Цель: подготовить материал для обучения качественной устной речи.

Необходимые материалы:

1. Аникин, В. П. Русский фольклор / В. П. Аникин. - М.: Высшая школа, 1987.

2. Козлянинова, И. П. Произношение, дикция / И. П. Козлянинова. - М.: Всероссийское театральное общество, 1977.

3. Кохтев, Н. Н. Риторика / Н. Н. Кохтев. - М., 1994.

4. Ладыженская, Т. А. Школьная риторика. 6 класс / Т. А. Ладыженская: в 2 ч. - М.: Ювенга, 2005.

5. Ладыженская, Т. А. Школьная риторика. 7 класс / Т. А. Ладыженская: в 2 ч. - М.: Ювента, 2007.

6. Ладыженская, Т. А. Школьная риторика. 8 класс / Т. А. Ладыженская: в 2 ч. - М.: Баласс, 2004.

7. Чернышев, В. И. Азбука выразительного чтения / В. И. Чернышев. - Избранные труды: в 2 т. - М.: Просвещение, 1970.

Рекомендации.

Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников, в рамках деятельности кружка « Диалог».. При работе над данным проектом предполагается организовать учащихся в следующие группы:

  • техническую (2  человека);
  • информационную (2 человека).

Техническая группа будет заниматься набором текстов на компьютере, сканированием фотографий, пересылкой материалов по e-mail.

Информационная группа будет заниматься поиском и представлением необходимой информации.

Итоговый продукт.

Оратор, свободно владеющий своим голосом, умеющий легко изменять темп, громкость, высоту, обладающий хорошей дикцией, может выразить голосом различные чувства и переживания.

В устной речи звуки обычно произносятся нечётко, концы слов и особенно фраз проглатываются, произношение многих слов настолько упрощается, что выпадают целые слоги.

В обычной беседе такое произношение допустимо, так как смысл речи подсказывается ситуацией, общей темой разговора, собеседники понимают друг друга с полуслова. Если же один из них и не понял чего-нибудь в речи другого, он тотчас же его переспросит. Во время выступления перед большой аудиторией понимания с полуслова быть не может. Слова должны произноситься чётко и ясно, выступающий должен обладать хорошей дикцией. Приобрести такую дикцию можно упорным трудом. Известны случаи, когда ораторы, даже обладающие природными недостатками речи, при систематической работе над дикцией достигали отличных результатов.

Особое место в работе над дикцией занимают скороговорки. Благодаря им можно научиться легко преодолевать дикционные трудности. С их помощью добиваются чистоты и точности произношения в любых сочетаниях согласных и в любом темпе.

Тот, кто обладает чётким и ясным произношением, может меньше внимания уделять громкости голоса. Речь оратора с хорошей дикцией, даже если он говорит тихим голосом, хорошо слышна в аудитории.

Учитесь говорить ясно и отчётливо, для этого читайте ежедневно по 10—12 скороговорок, медленно, чётко проговаривая все звуки.

При произношении гласных больше открывайте рот, при произношении согласных старательно двигайте теми органами речи, при помощи которых эти звуки образуются.

ЗВУКИ [Б, П, В, Ф, Г, К, Д Т, X]

(указаны звуки, которые отрабатываются с помощью данных ниже скороговорок):

Добыл бобов бобыль.

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

От топота копыт пыль по полю летит.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Шакал шагал, шакал скакал.

Купи кипу пик.

Купи кипу пуха.

Ткёт ткач ткани на платок Тане.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

В один, Клим, клин колоти.

Стоит копна с подприкопёночком.

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

Краб крабу сделал грабли.

Продал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь.

У ёлки иголки колки.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

Все бобры для своих бобрят добры.

Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.

Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат. На меду медовик, а мне не до медовика.

Пришёл Прокоп, кипел укроп, ушёл Прокоп, кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Волховал волхв в хлеву с волхвами.

Бомбардир бонбаньерками бомбардировал барышень.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

У нас гость унёс трость.

Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

Рододендроны из дендрария даны родителями.

Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.

Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

Хвалю халву.

Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.

Плавал Павел, Павел плавал.

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.

Была у Фрола. Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

ЗВУКИ [Р, Л, М, Н]

Дробью по перепелам да по тетеревам.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.

Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе.

Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика, про прапорщицу промолчал.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.

Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

Всех скороговорок не перескоговоришь, не перевыскороговоришь.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковагь, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Король - орёл.

Курьера курьер обгоняет в карьер.

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигулирии.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

Гонец с галер сгорел.

Талер тарелка стоит.

Идти на рать, так бердыш брать.

Интервьюер интервента интервьюировал.

Либретто «Риголетто».

Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.

Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Во мраке раки шумят в драке.

Жри во ржи, да не ржи.

Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

Город Нерль на Нерли-реке.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Из-под Костромы, из-под костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури, гурка, трубку, не клюй, курка, крупку.

А мне не до недомогания.

ЗВУКИ [С, 3, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц]

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

Осип охрип, Архип осип.

Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

Сачок зацепился за сучок.

По семеро в сани уселись сами.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Свиристель свиристит свирелью.

Две реки Вазуза с Гжатью.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Четверть четверика гороха без червоточинки.

Инциденте интендантом.

Прецеденте претендентом.

Константин констатировал.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Жутко жуку жить на суку.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

Яшма в замше замшела.

Всякого щёголя не перещеголяешь.

Тащу, тащу - не дотащу, боюсь, что выпущу.

Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка. В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка.

Шумели и шушукались верхи шумящих сосен.

Чиста, лучиста, говорит речисто.

Щи - хоть голову полощи.

Шесть мышат в камыше шуршат.

У гусыни усов ищи не ищи не сыщешь.

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

Съел Валерик вареник, а Валюша – ватрушу.

Некоторые упражнения для работы над дикцией при помощи скороговорок.

Если язык у вас заплетается, читайте скороговорки сначала по слогам, особое внимание обращается на конечные слоги слов, которые при устной речи часто глотаются или звучат неотчётливо.

После этого читайте скороговорки, делая небольшие остановки перед каждым словом, предлоги, союзы и все слова, произносимые без ударения, сливайте в произношении вместе с теми словами, возле которых они стоят.

Выберите из списка короткие скороговорки. Повторите их несколько раз подряд, всё убыстряя и убыстряя темп. При этом не забывайте о ясности и чёткости произношения звуков.

Средние и длинные скороговорки прочитайте сначала медленно, затем быстрее. Повторите несколько раз.

Выберите 2-3 скороговорки, близкие по смыслу, и произнесите их несколько раз от быстрого темпа до медленного.

Выберите 10-12 скороговорок и повторите их несколько раз, переставляя слова. Темп речи постепенно убыстряйте.

Выберите несколько скороговорок и произнесите их шёпотом, но ясно и точно, так, чтобы их слышал человек, сидящий недалеко от вас в той же комнате.

Учитесь произносить слова чётко и ясно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над дикцией в театральном объединении.

Одно из главных художественных выразительных средств театра - человеческая речь. С приходом детей в театральное объединение их речь начинает активно развиваться. Юные артисты учатся выразительно читат...

РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ В ПЕНИИ С УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Методическая статья, обобщающая опыт работы с учащимися начально школы по развитию их вокальных способностей, привитию интереса к музыкальному искусству....

РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ В ПЕНИИ С УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Методическая статья, обобщающая опыт работы с учащимися начально школы по развитию их вокальных способностей, привитию интереса к музыкальному искусству....

План-конспект урока на тему: работа над дикцией в музыкальном произведении.

Слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким и ясным по произношению, выразительным и достаточно громким. Для этого необходима  хорошая дикция, то есть четкое...

Работа над дикцией в детском хоре

Хоровое пение - это искусство, объединяющее музыку и поэзию. Умение хора ясно и чётко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше понять содержание исполняемого произведения. У хорошего хор...

Работа над дикцией

План-конспект занятия по вокалу...

Детско-родительский творческий проект по развитию дикции и произношения "ярмарка скороговорок"

Детско-родительский творческий проект "Ярмарка скороговорок" помог привлечь внимание родителей к работе по автоматизации поставленных звуков, показал увлекательные способы развития дикции и ...