Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» основного образования 8 класс Отделение индивидуального обучения.
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Тимофеева Галина Григорьевна

Программа составлена для учащихся индивидуального обучения. Количество часов не совпадаетс количеством часов в массовой школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chetvertnov_russkiy.docx65.94 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Русский язык»

класс «8 И»

количество часов по учебному плану 68 часов

(каждый второй час – ½ урока)

2018-2019 учебный год

Ф.И.О. учителя: Тимофеева Г.Г.  

Категория: первая

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2018

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, учебного плана ГБОУ школы №594, примерной программы основного общего образования по русскому языку.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: 1)Русский язык. Рабочие  программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А Тростенцовой и других.5-9 классы; 13-е изд.,М.: Просвещение,2016.

2) Русский язык. Линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А Тростенцовой и других.5-9 классы; 13-е изд.,М.: Просвещение,2016.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что содержание и методический аппарат данной программы обеспечивают выполнение требований, представленных в ФГОС ООО. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом основного общего образования (2010 г.)

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, а также учитывает возрастные особенности обучающихся и

особенности данного классного коллектива, уровень их подготовки по русскому языку,

специфику образовательного учреждения.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА СОСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

1) Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  

2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;  

3) Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4) Положение о разработке образовательной и рабочей программы ГБОУ школы №594  Московского района Санкт-Петербурга  

  1.  ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане на изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования для учеников, обучающихся на дому, предусмотрено 408 часов.

В 7 классе на изучение предмета отводится 2 часа (каждый второй час – 0,5 урока) в неделю, в 8 – 2 часа (каждый второй час – 0,5 урока) в неделю, в 9 – 2 часа в неделю из федерального/регионального компонента базисного учебного плана.

Общее количество часов в год —68 часов.

Срок реализации рабочей программы – один учебный год.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Рабочая программа имеет целью воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе  и способствует решению следующих задач изучения Русского языка на ступени основного общего образования:

    1) овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками,   овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования ;

  1. освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности ;
  2. развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  3.  совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к                          

сотрудничеству, созидательной деятельности, умению вести диалог, искать и   находить компромиссы.

Ключевая идея предмета «Русский язык» заключается в  системно-деятельностном подходе. Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. При этом деятельностный подход отражён не только в целевом блоке Стандарта, но и в требованиях, состоящих из трёх компонентов: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками по русскому языку, основными видами речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности обучающегося и в повседневной жизни.  .

        Специфика курса «Русский язык» требует особой организации учебной деятельности школьников в форме постановки и решения ими учебных задач.

Филологической образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.

Практическая сторона филологического образования связана с формированием способов деятельности, духовная - с  интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

          Практическая полезность курса «Русский язык» обусловлена тем, что совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма) обеспечивает эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

        Без базовой филологической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

      Обучение русскому языку дает возможность развивать у обучающихся не только предметные умения, но и метапредметные универсальные учебные действия. .

     Филологическое образование вносит свой вклад в  в формирование личности и развитие духовной составляющей человека, играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества.

      Изучение курса ведется по классно-урочной системе с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Типы уроков, используемые при реализации данной программы:

  • урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
  • урок закрепления знаний;
  • урок комплексного применения знаний, умения и способов деятельности;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся;
  • комбинированный урок.

Формы организации обучения:

  • фронтальные;
  • групповые (звеньевые, бригадные, групповые и дифференцированно-групповые);
  • индивидуальные.

      При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается

применение следующих педагогических технологий обучения:

-  Организации самостоятельной работы

-  Проектной деятельности

-  Учебно-исследовательской деятельности

-  Научно-исследовательской деятельности

-  Творческой деятельности

-  Развития критического мышления

-  Информационные

-  Проблемно-диалогового обучения

-  Организации группового взаимодействия

-  Анализ конкретных ситуаций

-  Рефлексивного обучения

-  Оценки достижений

-  Самоконтроля

-  Самообразовательной деятельности.

         Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:

-  наглядные методы: различного рода демонстрация или иллюстрация, сопровождающиеся словом учителя в виде пояснения, уточнения, рассказа, создание проблемной ситуации;

-   словесные методы: репродуктивная беседа, разного типа упражнения на формирование заданных умений и навыков, выучивание наизусть;

-   репродуктивные методы.

    Для оценки достижений обучающихся при реализации данной программы используются следующие виды и формы контроля:

  • контрольная (проверочная, самостоятельная) работа;
  • контрольное домашнее задание;
  • тест;
  • зачет;
  • взаимоконтроль;
  • самоконтроль.

     Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: участие в предметной неделе, в дистанционных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах,  внешкольные акции познавательной направленности.

      Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ, Положением о промежуточной аттестации, утвержденным в ГБОУ школе №594 Московского района Санкт-Петербурга в форме контрольных и тестовых работ, а также работ в формате ОГЭ.

«Портрет выпускника основной школы»

ФГОС ООО – Стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

-  любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

-  осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

-  активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

-  умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и

деятельности, способный применять полученные знания на практике;

-  социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом,

Отечеством;

-  уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

-  осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

-  ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы

содержанияя

Планируемые результаты

Вид контроля, измерители

Домашнее задание, примечания

Дата

план.

факт.

1

Функции русского языка в современном мире

Вводный урок

Знакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями; раскрытие ценности русского языка и его места среди языков народов мира

Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского языка в современном мире.

Уметь объяснять термины, называющие функции языка; составлять опорные конспекты и пересказывать тексты; составлять сочинение-миниатюру «Что значит любить русский язык?»

Лекция, беседа, работа с книгой

Упр. 3 (разделить текст на два абзаца, сформулировать вопрос ко второму абзацу и дать на него ответ на основе содержания текста)

2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

Урок повторения

Язык как средство коммуникации; нормы русского речевого этикета, его особенности

Знать основные нормы русского, литературного языка (грамматические и орфографические); функции знаков препинания, одиночные и парные знаки препинания.

Уметь составлять вопросный план текста, расставлять пропущенные знаки препинания и графически обозначать синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания

Работа с книгой, упражнения

§ 2; упр. 11

3

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий Слитное и раздельное

написание не с разными частями  речи

Урок повторения

Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Знать правописание н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, условия выбора орфограммы. Уметь формулировать правило по схеме, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания

Работа с книгой, упражнения, изложение от 3-го лица (упр. 27)

§4; упр. 25

4

Слитное и раздельное

написание не с разными частями  речи

Урок по-

вторения

Трудности при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями

речи

Знать и уметь объяснять условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи; графически обосновывать свой выбор, самостоятельно строить схемы предложении, расставлять пропущенные знаки препинания

Работа с книгой,

упражнения,

«Репетитор по

русскому языку

Кирилла и Мефо-

дия»(СБ)

§5; упр. 36

(сочинение-

письмо другу)

5

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» с грамматическим заданием

Урок контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Контрольный диктант с грамматическим заданием

6

Основные единицы синтаксиса. Текст  и предложение  как единицы синтаксиса

Урок усвоения новых знаний

Углубление представлений о новом разделе - синтаксисе и пунктуации; основные единицы синтаксиса; различие единиц языка по назначению; текст как единица языка

Знать основные разделы языка.

Уметь определять основные разделы языка; коммуникативные единицы -текст и предложение, служащие для общения, обмена мыслями, чувствами; отмечать языковые Средства, которые обеспечивают связность текста; делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная

Работа с книгой, упражнения

§6,7; упр. 42

7

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

Урок усвоения новых знаний

Словосочетание как единица синтаксиса; грамматические средства связи в словосочетании; главное и зависимое слово в словосочетании; виды словосочетаний

Знать определение словосочетания; основные виды словосочетаний, строение, отношения между компонентами словосочетания, способы выражения, средства связи в словосочетании. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид словосочетания по главному слову, самостоятельно строить словосочетания, обозначая в них средства связи; грамотно употреблять в речи

Беседа, проблемные задания, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD)

§ 9, 10; упр. 62, 63

8

Синтаксические связи слов в словосочетании

Урок усвоения новых знаний

Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)

Знать виды подчинительной связи. Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Беседа, проблемные задания

§11; упр. 70; составить самостоятельную работу по с/с для

9

Синтаксический разбор словосочетания

Урок усвоения новых знаний

План синтаксического разбора словосочетания

Знать план синтаксического разбора

словосочетания.

Уметь делать разбор словосочетания;

оценивать самостоятельную работу

Самостоятельная работа, беседа, синтаксический разбор

§12; упр. 72 (Сочинение описание местности)

10-11

Описание памятника культуры (сочинение-описание по картине)

Урок развития речи

Редактирование текста. Определение темы, идеи сочинения, составление плана, написание сочинения

Знать признаки текста, структуру текста, языковые особенности описания архитектурных памятников. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст

Работа с текстом, творческая работа

§16

12

Главные члены

предложения.

Подлежащее Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Комбинированный урок

Главные члены предложения; подлежащее и способы его выражения

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым; работать с текстами изучаемых художественных произведений; выписывать из них предложения с разными способами выражения подлежащего

Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы

§17; упр. 91

(сочинение

по картине

И. Шевандро-

новой

«На террасе»)

13

Составное

сказуемое.

Составное

глагольное

сказуемое.

Составное

именное

сказуемое

Урок

усвоения

новых

знаний

Понятие составное сказуемое. Отличительные особенности составного глагольного сказуемого от составного именного

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых

Беседа, проблемные задания, работа с текстами, таблица

§20, 21; упр. 111,106

14

Тире между подлежащим и сказуемым

Комбинированный урок

Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные). Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием; писать сочинения-миниатюры с использованием тире (соч. «Наши великие соотечественники»)

Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант

§22; упр. 116

15

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Урок контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Контрольный диктант с грамматическим заданием

16

Роль второстепенных членов в предложении.

Дополнение

Комбинированный урок

Понятие второстепенные члены предложения. Дополне-

ние: прямое и косвенное. Смыслораз-личительная роль порядка слов

Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль дополнения

в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами иди сочетаниями слов; находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения

Беседа, проблемные задания, работа с текстами,

опорные схемы, диктант

§ 24; упр. 130, 131

17

Определение

Приложение. Знаки препинания при нём

Комбинированный урок

Согласованные и несогласованные определения, способы их выражения

Знать основные признаки согласованных и несогласованных определений. Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи для характеристики предмета, явления

Беседа, работа с книгой, демонстрация в/ф «Синтаксис и пунктуация». 1, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD)

§25; упр. 139

18

Обстоятельство.

Виды обстоятельств по значению

Комбинированный урок

Понятие обстоятельства; обстоятельства места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа действия

Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль обстоятельства в предложении; составлять предложения на заданную тему, используя обстоятельства места, времени, образа действия, выраженные наречиями (р/р); определять, в каких второстепенных членах могут совмещаться разные значения (дополнения и обстоятельства, определения и дополнения)

Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант

§27; упр. 159

19-20

Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет

Урок развития речи

Понятие групповой портрет. Отбор материала для сочинения по картине с групповым портретом, составление плана, определение идеи и темы сочинения

Знать признаки текста, особенности создания описания группового портрета, языковые особенности. Знать и уметь пользоваться терминологией (композиция картины, передний план, палитра, тёплые и холодные цвета); уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения; излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме.

Уметь отбирать материал, составлять план сочинения, определять тему и идею работы

Упражнения, составление плана, творческая работа

Упр. 163

21

Повторение по теме «Двусоставные предложения»

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Систематизация знаний по теме

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные)

Тренинг

Контрольные вопросы (с. 82-83); упр. 169

Односоставные предложения

22

Назывные

предложения

Определённо-личные предложения

 

Урок усвоения новых знаний

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

Знать строение неполных предложений. Уметь использовать неполные предложения в речи

Тест

Упр. 182

23

Неопределённо-личные предложения

Урок усвоения новых знаний

Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Неопределённо-личные предложения

Знать различия между односоставными предложениями и двусоставными; признаки неопределённо-личных предложений.

Уметь находить неопределённо- личные предложения в тексте; использовать неопределённо-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения анало-

гичными односоставными определённо-личными и неопределённо-личными. Интеграция с уроком литературы; рассуждения на тему «Почему в рассказах И. С. Тургенева много неопределённо-личных предложений?»

Беседа, проблемные задания, упражнения, работа с книгой, диктант (упр. 189)

§ 33; упр. 191 (выписать неопределённо-личные предложения из 2-го действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

24

Безличные предложения

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с безличными предложениями; с общими отличительными признаками двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях

Знать различие между типами односоставных предложений, признаки безличного предложения. Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными; писать сочинение-миниатюра: «Осенний дождь» с использованием безличных предложений

Упражнения, работа с учебником, тренинг, сочинение-миниатюра «Осенний дождь»

§35; упр. 205

25

Неполные предложения

Урок усвоения новых знаний

Особенности строения полных и неполных предложений, сфера их употребления, роль неполных предложений в текстах художественных произведений

Знать особенности и функции неполных предложений.

Уметь находить неполные предложения в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными; различать неполные двусоставные предложения и односоставные назывные. Интеграция с уроком литературы: уметь проводить наблюдения (стилистические возможности неполных предложений)

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания

§37; упр. 215

26

Повторение по теме «Односоставные предложения»

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Систематизация знаний по теме. Структура односоставных предложений и их роль в текстах художественных произведений

Знать отличие между типами односоставных предложений, признаки каждого из них.

Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам

Тренинг, контрольные вопросы

Контрольные вопросы (с. 101); упр. 220 (сочинение-наблюдение «Осенний вечер»); упр. 221 (устный пересказ одной из частей текста, составление плана)

27

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» с грамматическим заданием

Урок контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфо-граммы; соблюдать основные правила орфографии

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Простое осложнённое предложение

28

Понятие об ос-

ложнённом

предложении.

Понятие об од-

нородных чле-

нах предложе-

ния

Урок ус-

воения

новых

знаний

Понятие об ослож-

нённом предложе-

нии. Использование

предложений с одно-

родными членами

в текстах и в речи

Знать об осложнённом предложении.

Уметь находить однородные члены

предложения в тексте; правильно рас-

ставлять знаки препинания в предложе-

нии; соблюдать перечислительную ин-

тонацию. Интеграция с уроком литера-

туры: уметь «видеть» однородные члены предложения в рассказе Л. Н. Толстого «После бала», определять их роль

Работа с текстами

художественных

произведений,

упражнения, про-

блемные задания,

диктант (упр. 234)

§39,40;

упр. 230, 232

29

Однородные

члены предло-

жения, связан-

ные только пе-

речислительной

интонацией,

и пунктуация

при них

Комбини-

рованный

урок

Пунктуация при од-

нородных членах

предложения

Уметь находить однородные члены

предложения в тексте; правильно рас-

ставлять знаки препинания в предложе-

нии; соблюдать перечислительную ин-

тонацию и графически обозначать её,

уместно употреблять предложения

с однородными членами

Работа с текстами художественных

  произведений,

упражнения, проблемные задания

§41; упр. 238, 239

(составить ха-

рактеристику

Лиз и Джесси

по плану)

30

Однородные

и неоднородные

определения

Комбини-

рованный

урок

Различие однород-

ных и неоднородных

определений, оформление их пунктуаци-онно

Знать правило постановки знаков пре-

пинания при однородных определениях

н отсутствия знаков при неоднородных определениях.

уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения

Работа с текстами

художественных

произведении, упражнения, проблемные задания, диктант (упр. 247)

§42; упр. 246

(найти и выпи-

сать однородные и неоднородные определения, употреблённые при описании

внешности Н. Г. Гарина-Михайловского)    

31

Однородные члены, связан- ные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Комбинированный урок

Сочинительные союзы и знаки препинания при них. Отсутствие запятой во фразеологических оборотах с повторяющимися союзами и ... и, ни ... ни

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы

§ 43; упр. 260

32-33

Изложение (сравнительная характеристика) с элементами сочинения

Урок  раз-вития речи

Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности.

Уметь составлять сравнительную характеристику, используя данный план (упр. 263), озаглавливать текст; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста собственного сочинения; излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме

Работа с текстом, творческая работа

Упр. 264 (написать сравнительную характеристику двух одноклассников); упр. 265 (составить памятку для спорщиков)

34

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

Комбинированный урок

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания; раскрывать содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составлять предложения); составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами и предложения с именным составным сказуемым

Работа с текстами Художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы

§ 44;упр.274 (диктант)

35

Повторение по теме «Предложения с однородными членами»

Комбинированный урок

Систематизация знаний по теме; использование предложений с однородными и неоднородными членами

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и уметь разбирать такие предложения по членам; составлять схемы; находить в тексте, уметь самостоятельно составлять предложения с однородными членами

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы, сочинение-отзыв «Осенние дожди»

Контрольные вопросы (с. 132); упр. 286

36

Проверочная работа

Урок контроля

Систематизация знаний, контроль. Ликвидация пробелов

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

37

Понятие

об обособлении

Обособленные

определения,

выделительные знаки препинания при них

Комбинированный урок

Обособленные члены предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определений

Знать, что такое обособление (термин). Уметь правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте

Упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы. Интеграция с уроками литературы: находить примеры обособлений в изучаемом худ. произведении

§47,48; упр. 294

38

Обособление согласованных

распространённых и нерас-

пространённых

определений

Комбинированный

урок

Общие правила обособления согла-

сованных распространённых и нерас-

пространённых опре-

делений

Знать правила обособления согласованных распространённых и нераспространенных определении.

Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; составлять план параграфа; выполнять выборочную работу из текстов художественной литературы (И. С. Тургенев)

Рассказ, беседа, работа с книгой,

опорные записи, кодированный

диктант, выбо-

рочная работа на материале

произведений И. С. Тургенева

§ 48 (с. 141-143); упр. 298;

упр. 300

39

Обособленные

приложения. Выделительные

знаки препинания при них

Урок

усвоения новых

знаний

Правила обособления

приложений

Знать правила обособления приложений.

Уметь находить приложения в тексте, определять условия их обособления;

выразительно читать предложения с обособлением

Упражнения, про-

блемные задания, опорные схемы

и таблицы. Интеграция с уроками литературы: находить примеры обособлений в изучаемом художественном произведении

§50; упр. 310

(составить и записать

предложение, включив в него перечисленные титулы, роли различных членов предложения)

40-41

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

Комбинированный урок

Условия обособления деепричастий и деепричастных оборотов

Знать правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и деепричастием. Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; определять границы деепричастных оборотов; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств; выписывать из изучаемого художественного произведения 10 предложений по теме (интеграция с уроком литературы)

Тестирование по теме, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы

§51; упр. 319; упр. 321 (выписать предложения с обособленными обстоятельствами, определениями, приложениями)

42-43

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

Урок усвоения новых знаний

Понятие об уточняющих членах предложения

Знать правило обособления уточняющих членов предложения. Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами; находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте; составлять предложения на тему «Изобретения наших дней»

Тестирование по теме, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы, мини-сочинение «Изобретения наших дней»

§52; упр.325 или упр. 328

44

Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами

Урок усвоения новых знаний

Планы разборов

Знать и уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами

Тренинг

§53,54; упр. 331, 333

45

Повторение по теме «Предложения с обособленными членами»

Урок-зачёт

Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи; составлять в научном стиле речи связный текст об обособленных обстоятельствах и уточняющих членах предложения

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование

Контрольные вопросы (с. 162); упр. 338(продолжить описание шиповника, стараясь учесть стилистические особенности авторского описания)

46

Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Обособленные члены предложения»

Урок контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

47

Обращение. Назначение обращения

Комбинированный урок

Сведения об обращении: назначение обращений, обращения распространённые и нераспространённые, выделительные знаки препинания при обращении, употребление обращений

Уметь находить обращения в тексте; употреблять их с учётом речевой ситуации; выразительно читать предложения с обращением; правильно ставить знаки препинания при обращении; находить обращения в художественных произведениях XIX-XX вв., определять роль обращений (интеграция с уроками литературы)

Упражнения, тренинг, практикум

§ 55-58; упр.347 (выписать из произведений худ и публиц литерат примеры разных обращений); упр. 355 (написать поздравление

близкому

человеку

по плану)

48

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению. Вставные конструкции

Урок усвоения новых знаний

Вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Группы вводных слов. Вставные слова, словосочетания, предложения.

Знать понятие вводные слова как средство выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь выражать определённые отношения к высказываниям с помощью вводных слов и предложений; правильно ставить знаки препинания при вводных словах; находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их; использовать в речи вводные слова и предложения с учётом содержания

стиля  высказывания

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения

§59-62; упр. 367, 369

49

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях и вставных конструкциях

Урок усвоения новых знаний

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов,  вводных предложениях и вставных конструкциях

Знать выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Уметь находить вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения в текстах художественных и публицистических произведений; выражать определённые отношения к высказываниям с помощью вводных слов и вставных конструкций

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, диктант (упр. 376), выборочный диктант (упр. 390)

§ 61,62;

упр. 377, 386 (подготовиться к публичному выступлению)

50-51

Публичные выступления

Урок развития речи

Публичные выступления как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности

Знать строение данного текста, его языковые особенности. Уметь составить публичное выступление на общественно значимую тему с использование вводных и вставных конструкций.

Публичные выступления

Упр. 390

52

Междометия в предложении

Урок усвоения новых знаний

Междометия - «эмоциональные сигналы». Выделительные знаки препинания при междометиях

Знать выделительные знаки препинания при междометиях; особенности постановки запятой при условии употребления междометия вместе с обращением. Уметь различать вводные, вставные конструкции и междометия, правильно расставлять знаки препинания при них; осмысливать нормы и еру использования данных слов

Упражнения, тренинг, практикум

§ 63; упр. 393

53

Синтаксический,пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Урок усвоения новых знаний

План синтаксического и пунктуационного разбора предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Упражнения, тренинг, практикум

§ 64; упр. 395, 398

54

Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении»

Комбинированный урок

Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи; находить их в текстах; различать вводные слова и предложения

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование

Контрольные вопросы (с. 189); упр. 400 (письменно)

Чужая речь

55

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Интонация предупреждения и интонация пояснения в комментирующей части

Урок усвоения новых знаний

Знать понятия чужая речь, комментирующая часть; место комментирующей части в предложении; глаголы, обозначающие чужую речь. Уметь распространять комментирующую часть предложений с чужой речью на основе данных схем

Упражнения, тренинг, практикум

§ 65, 66; упр. 402

56

Отличие прямой речи от косвенной. Деловое письмо (протокол)

Комбинированный урок

Знать об отличии прямой речи от косвенной; о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. Уметь составлять протокол с использованием предложений с косвенной речью.

Упражнения, тренинг, практикум

§67,68; упр. 406

57

Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

Комбинированный урок

Уметь находить предложения с прямой речью в текстах изучаемых произведений (интеграция с уроками литературы); расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, разорванной комментирующей частью; выписывать предложения с косвенной речью, соответствующие схемам (из главы 7 повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»); самостоятельно строить схемы предложений с прямой речью

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения

§ 69; упр. 412

58-59

 Сжатое изложение (Упр. 419)

Урок развития речи

Составление текста в сжатом виде

Знать приемы сжатия текста. Уметь составлять текст в сжатом виде, кратко передать содержание диалогов и прямой речи

Сжатое изложение

Работа по плану:

1)рассмотрение   текста;

2)вырази чтение;

3)обдумывание заголовка к тексту;

4)тема, осн.мысль;

5) микротемы,
план;

6)средства связи;

7)стиль речи, тип
речи, жанр;

8)стилиствозможн.

60

Цитата

Урок усвоения новых знаний

Способы передачи чужой речи. Цитата -дословная выдержка из чужой речи. Знаки препинания при цитировании

Знать о способах передачи чужой речи. Уметь составлять и записывать предложения с цитатами; находить цитаты в тексте; определять основную мысль цитаты и вводить её в текст двумя способами: 1) как прямую речь 2) как часть предложения

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, рецензирование домашних творческих работ (интервью)

§ 72; упр. 429

61

Повторение по теме «Чужая речь»

Урок повторения и систематизации полученных знаний

Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции при передаче чужой речи

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование

Упр. 433

62

Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Чужая речь»

Урок контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

63

Синтаксис и морфология

Комбинированный

Первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи

Знать, какова первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи.

Уметь составлять предложения с данными словосочетаниями; определять в них роль инфинитива; выполнять полный и частичный разбор предложения; графически указывать члены предложения

Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование

Упр. 435

64

Синтаксис и пунктуация

Комбинированный

Систематизация знаний изученных языковых явлений

Знать изученные языковые явления; условия постановки знаков препинания, пользоваться графическим условным обозначением; выделять в тексте абзацы, составлять план текста. Уметь анализировать словосочетания и простые предложения; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания; определять роль пунктуации в речи

Беседа, упражнения, самостоятельная работа, творческая работа (р/р; подробное изложение), орфографическая работа

Упр. 441

65

Синтаксис

и культура речи

Комбинированный

Три составляющие компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный

Знать, что основа культуры речи - соблюдение норм русского литературного языка.

Уметь предупреждать синтаксические ошибки: в словосочетаниях с управлением, в употреблении деепричастных оборотов, в построении сложных предложений

Тренинг, работа со словарём, редактирование текста

Упр. 448

Ч »

66-67

Синтаксис и орфография

Комбинированный

Связь синтаксиса и орфографии          

Знать основные нормы русского языка (грамматические, орфографические пунктуационные).

Уметь применять изученные правила и приёмы; пользоваться определёнными способами их применения; делать вывод о связи синтаксиса и орфографии, составлять взаимодиктант по теме

Кодированный диктант, сводные таблицы, упражнения

Упр. 452

68

Итоговая контрольная работа

Урок контроля

Проверка, оценка и коррекция знаний учащихся

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль

Тест, анализ текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык". 8 класс

Данная учебная рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета "Русский язык" в 8 классе, основывающийся на типовой программ...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),  При...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),  Примерно...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),  Примерно...

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" 7 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку  М.М.Разумовской, В.И. Капинос, С.И.Львовой,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета  «Русский язык» 5 класс основного общего образования       на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...