Итоговая комплексная контрольная работа
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Высоких Алла Викторовна

Данная ККР  предназначена для итогового контроля усвоения программы  по русскому языку в 5 классе и определения уровня сформированности основных видов УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnaya_kr.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к комплексной контрольной работе                                                               по русскому языку  для 5 класса

    Итоговая  контрольная работа  строится на базе  комплексного анализа текста и предусматривает выполнение заданий по основным разделам русского языка, изученным по программе 5 класса. Задания направлены на оценку сформированности   таких  способов УУД, которые служат опорой в дальнейшем обучении.

       Целью ККР является  оценка достижений планируемых результатов по 2-м междис-циплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа форми-рования УУД», т.е. оценка способностей учащихся работать с информацией, представ-ленной в виде научно - познавательного текста.

        Среди УУД выбраны следующие группы:

      1.Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, плани-ровать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать  и оценивать  свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение .

      2.Познавательные: использовать знаково - символические средства, владеть широким спектром логических действий и операций;

      3. Коммуникативные: адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Содержание и уровень сложности заданий соотносится с разделом «обучающиеся научатся» планируемых результатов (характеристика планируемых результатов отражена в таблице). Предусмотрен дифференцированный подход к выполнению основных заданий, в формулировке которых может быть указан алгоритм действий, соответствующий базовому, повышенному и высокому уровням.

    В работе представлены основные содержательные разделы  курса русского языка: «Правописание»,«Морфология », «Орфография», « Фонетика»,« Состав слова», «Лексика»

    Система оценивания ориентирована на соотношение качества и объема выполнения заданий, за каждое  из которых ставится определённое количество баллов (см. таблицу), затем  переводится в оценку: максимальное количество баллов-36, из них

29- 36 б.– «5»,   21-28- «4»,  14-20 – «3»,   0-13- «2».

   По результатам комплексной контрольной работы составляется ведомость, в которой отмечается знаками «+» и « -  « как выполнено каждое задание по критериям, указанным в таблице.

Время выполнения контрольной работы - 2 урока по 45 минут

Итоговая комплексная  контрольная работа по русскому языку.

                                                5 класс.

1.Прочитайте  текст, вставьте пропущенные буквы.  (4б.)

Самое  глубокое озеро

       Байкал – глубочайшее озеро земного шара. Средняя глубина озера равна 730 метрам, а самая глубокая отметка дост…гает 1637 метров. Площадь Бай- кала – более 31 тысячи  квадратных километров. Это в 13 раз меньше площа- д… Балтийского моря. Озеро раскинулось на 656 километров в длину и достигает 80 километров в ширину.

      Байкал является самым большим на  планет…  природным запасником пресной в…ды, которой в нём около 23 тысяч кубических километров.Сквозьпрозрач(?)ную воду озера видно на глубину до 40 метров. Здесь обита…т  550  видов различных ж…вотных, 150 из них  ж…вут только в этом озере.

      На Байкал… есть судоходство, но январские м…розы  сковывают креп- к…м л…дяным покровом его поверхность. Железная д…рога  прор…за…т прибрежные скалы и ог…ба…т Байкал с юга. Широкой серебряной лентой выл…вает…ся из Байкала  единственная река-… ,а впадает в него -336 постоянных рек и ручьёв. От Иркутска  до озера около 66 километров.    

                                                                        (  Журнал «Юный натуралист»)    

Задания по русскому языку

                                              1 вариант

1.Выделите 3 самые важные в тексте мысли, запишите их.(4б.)

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Выпишите  2  слова, в которых букв больше, чем звуков.   Докажите это, записав фонетическую транскрипцию.( 2б.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Найдите 2 слова, в которых есть приставка, корень ,суффикс, окончание, запишите их, выполните морфемный разбор, приведите свой пример слова с таким же составом.(3б.)

4.Укажите форму падежа всех существительных в предложении:

Байкал является  самым большим на планет… природным запасником

в…ды, которой  в нём около 23 тысяч кубических километров.

(пишите над словами)  Подчеркните все существительные как члены предложения.(4б.)

5.Какое прилагательное является синонимом к слову «серебряной» (предпоследнее  предложение):  а) драгоценной; б) блестящей;                  в) сероватой, г) холодной. Составьте свои словосочетания с оставши-мися  прилагательными. (3б.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Выпишите из текста предложение, соответствующее характеристике:  повествовательное, невосклицательное , простое, двусоставное, распро- странённое, осложнено однородными сказуемыми. Докажите это, выполнив разбор по членам предложения. Придумайте подобное предложении ,запишите его.(4б.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Выпишите примеры употребления слов в переносном значении, опре-делите, какой это приём. Объясните значение высказывания.(4б.)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Напишите небольшой текст(5-6 предложений) по теме: Почему Байкал является жемчужиной России? (8б.)

                                               

 2 вариант

1.Выделите 3 самые важные в тексте мысли, запишите их(4 б.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Выпишите 2 слова, в которых букв меньше ,чем звуков, запишите их фонетическую транскрипцию (2б.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Найдите  2 слова, в состав которых входят корень, два суффикса, окончание, выполните их морфемный разбор, приведите свои примеры с подобным составом (2б.)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Определите  спряжение всех глаголов предложения:

   Озеро раскинулось на 656  километров в длину и достигает 80 километров в ширину

(пишите над словами) Подчеркните все существительные как члены предложения.(4б.)

5.Какое слово является синонимом к прилагательному «прозрачную» ( 2 предложение во 2-м абзаце ) : а)светлую, б)чистую, в) невидимую,            г) тонкую. Составьте словосочетания с оставшимися прилагательными. (3 б.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Выпишите из текста предложение, соответствующее следующей характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. Докажите это, выполнив разбор по членам предложения. Придумайте подобное предложение, запишите его.(3 б.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Выпишите примеры употребления слов в переносном значении. Определите, какой это приём. Объясните значение высказывания .(4 б.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Напишите небольшой текст(5-6 предложений) по теме: Почему  нужно хотя бы один раз в жизни побывать на Байкале ?(8 б.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Характеристика заданий итоговой комплексной контрольной работы

                                                       Спецификация

Часть

работы, учебный предмет

№ задания

Раздел, тема

Проверяемые

УУД, учебный материал

Комментарий

Максималь-

ный балл

1.русский

язык

1.1

Текстоведение,

Орфография

ознакомление

Ознакомление, осмысление, отбор инфом.; умение видеть и выделять орфограммы

1б.-прочте- ние,осмы-сление ; по 1 б.- за каждую важную мысль.(3 б.)

4б.-все обозначен.

3б. -75 %

2б.- 50 %

1б.-  25 %

0б.- 0 -24%

8 баллов :      4 балла- за осмысление содержания текста,    выявление микротем;

4 б.-за обозн.орфогр.

базовый

1.русский

       язык

1.2

Фонетика

понимание

Умение понимать термины, применять навык анализа звуко-буквенного состава слова и написания транскрипции, использование  метода информацион-ного поиска и воспроизведе- ния знаково-символическо-го действия.

По  1 баллу за работу по заданию с каждым словом.

2 балла

базовый

1.русский

    язык

1.3

Морфемика,

Состав слова.

применение

Умение нахо-дить в тексте конкретные сведения, ум. действовать по

заданной схеме, применение моделирова-ния, определе-ниепоследова-тельности про- межуточных  целей, сличение собс-венного при- мера с эталоном.

1 балл- за на-хождение слова, 1 б.- за морфемный разбор, 1б.- за свой пример

3 балла

2б.- базовый

+ 1б.-повы-шенный

1.русский

    язык

1.4

Морфология

применение

Умение структу-ировать знания, выбор наиболее  эффективных способов реше-ния задач, сос-тавление плана последоват. действий, уме- ние определять признаки частей речи и их син- таксическую роль.

2 б.-за опре- деление морфологи- ческих приз- наков , 2б.- за объясне- ниесинтак- сической роли сущ.

( за ошибки- снижение баллов)

4 балла

2б.-базовый,+

2б.- повышен

1.русский

язык

1.5

Лексика

применение

Определение личностного выбора и способа дейсв., выявление ос-нований и критериев для сравнения и установления причинно- след- ственныхсвя- зей; прогнозирован.результата.

1 балл – за  определе-ниесинони- ма , 2 балла –за состав- ление своих словосочет.

3 балла

1б.-базовый,+

2б.-повышен

1.русский

   язык

1.6

Синтаксис

анализ

Анализ языко-вых единиц, умение  выпол-нять разбор по членам предложения;  рефлексия спо- собов и условий действия; самооценка собственного уровня освое- ниятеоретич. материала.

2 балла – за нахождение в тексте при- мера, его разбор; 2б.- за свой при-мер.

4 балла

2б.-базовый,+

2б.-повышен

1.русский

язык

___________

1.русский

язык

ИТОГО

1.7

1.8

8 задан.

Стилистика

анализ

Развитие речи.

Текстоведение.

Синтез

Выявление ценностно- смысловой ори-ентации обучающихся, умение исполь-зовать простей-шие приёмы анализа и интерпретации текста, понимание и адекватная оценка языко- вых средств.

Личностное жизненное самоопределе-ние , нравственно-эстетическое оценивание; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; умение осоз- нано и произвольно строить речевое высказывание и сжато передавать содержание текста;

2 б.- за нахождение примеров, 2б.- за объяснение  изобрази- тельных ср-в

2 б.- за прямой от-вет  или сформулированный те-зис, 2б.- за аргумента-цию, 2 б.- за речевое оформление высказыва-ния, 2 б.- за грамотность

Система оценивания:

«5»- 29-36 б.

«4»- 21-28 б.

«3»- 14-20 б.

«2»- 0 - 13 б.

4 балла

2б.-базовый,+

2б.-повышен

8  баллов

2б.-базовый,+

2б.- повышен

+ 4б.-высокий

36 баллов

 Анализ контрольной работы по русскому языку  в 5  «В», «Г» классах   учителя Высоких А.В.

__________________________________________________

     17.05.16 была проведена промежуточная аттестация по русскому языку.  Форма аттестации - комплексная контрольная работа. Время выполнения – 2 урока по 45 минут.

     По результатам контрольной работы ( см. отчёт) можно сделать следующие выводы:

- Обучающиеся хорошо усвоили алгоритм работы с текстом , с элементами его комплексного анализа. Они научились производить отбор необходимой информации, определять  микротемы исходного текста. Но можно отметить и  то, что не все ученики были способны самостоятельно сформулировать важные мысли ( задание №1) И если первые 2 микротемы они воспроизвели точно, то последнюю – нет. В 5 «В» классе- 10 ч.-43%, в 5 «Г»-12 ч.-6о %-не  смогли своими словами сформулировать 3-ю микротему.

- Наиболее удачно обучающиеся справились с таким заданием, как подбор синонимов к прилагательному( з.№5) :в 5 «В»-14ч.- 61 %, в 5 «Г»-12 ч.-60%  - не только правильно назвали синоним, но и составили хорошие словосочета- ния  с другими прилагательными. Хотя и в данном задании были ошибки: а) вместо словосочетания записывали предложения, б) искажали структуру сло-восочетания.

- В задании №2 ( нахождение слова по звуко - буквенному составу)ошибок было немного : справились в 5 «В»- 16 ч.-70 %, в 5 «Г»- 65 %.

- Ряд сомнений вызвало  задание № 3 ( выбор слова по морфемному составу)  В 5 «В» 10 ч.- 43% не нашли примеры в тексте , не привели свои примеры,      в 5 «Г» 8ч.- 40 % не  справились с заданием .

- Ученики испытали затруднения при выполнении задания №6( нахождение предложения по характеристике ). Не справились : в 5 «В»-12 ч.-52 %,в 5 «Г»-12ч.-60 %.

- Были многочисленные ошибки  в определении грамматических признаков имён  существительных  и глаголов( задание № 4).

-Обратил на себя внимание характер работы со значением слова. В задании №7 необходимо  было найти в тексте примеры использования слов в переносном значении, объяснить их значение и определить вид  тропа. В ос-новном  учащиеся выписывали 2-3-4 примера, около 25 %  объясняли значе- ния , около 18 % назвали изобразительные средства. Т.е., задание оказалось достаточно трудным.

 - Наиболее проблемным для учеников стало последнее задание. Нужно было ответить на вопрос, используя тип речи рассуждение. Примерно половина обучающихся так или иначе написали сочинение в соответствии с поставленной задачей , остальные допустили следующие ошибки:

- переписали  50 % исходного текста;

-не соблюдали норму объёма- 5-6 предложений (писали меньше)

- искажали структуру сочинения - рассуждения.

       Т.О., данная контрольная работа  выявила следующее: обучающиеся способны понимать содержание текста, находить в нём необходимую информацию, действовать по заданной схеме, определять последовательность промежуточных целей, структуировать знания, оцени-вать языковые средства, использовать простейшие  приёмы анализа текста, но всё это необходимо  систематизировать, совершенствовать и закреплять на практике.

   Комплексная контрольная работа по русскому языку как форма    проведения промежуточной аттестации в 5 классе.

1.Назначение работы. Целью ККР является оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным программам: « Чтение: работа с информацией» и «Про-грамма формирования УУД», т. е. оценка способностей  учащихся работать с информаци-ей , представленной в виде научно- познавательного текста.

  ККР оценивает сформированность отдельных УУД  в ходе различных задач на межпред-метной основе. Среди УУД, составляющих базу для комплексной оценки могут быть выб-раны следующие группы действий:

  1. Регулятивные - способность  принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  2. Познавательные- использовать знаково-символические средства, владеть широким спектром логических действий и операций;
  3. Коммуникативные – адекватно передавать информацию , выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

2. Характеристика структуры и содержания работы.

     Контрольная работа разработана на основе комплексного анализа текста , следователь- но , во главу угла поставлены умения внимательно читать текст, осмыслять его, произво- дить отбор необходимой информации. Структура ККР ориентирована на принцип постепенного «погружения» в смысловое содержание текста. Каждое задание связано с анализом отдельных его элементов: а) орфограмм, б) грамматических форм; в) синтакси-ческих конструкций; г) лексических средств и т.д. Таким образом, детально рассмотрев информационное поле текста, учащиеся составляют мнение о его содержании, выявляют микротемы, высказывают своё отношение к проблеме, сформулированной в виде вопро-са. В итоговом задании они должны написать сочинение- рассуждение  так, чтобы предложить его не только прослушать , но и обсудить с собеседником, поделиться впечат- лениями.

      Структура ККР имеет подобие кольцевой композиции. Начальный и завершающий этапы работы сводятся к осмыслению текста, переработке его информационного поля.

   ККР состоит из 8 заданий по следующим разделам: «Правописание», «Морфология», «Фонетика», «Состав слова», «Лексика», «Синтаксис», « Развитие речи». Выполнение заданий может оцениваться разным количеством баллов (От 0 до 8) в зависимости от структуры задания и особенностей проверяемых УУД, что соответствует разработанным критериям.

Задание 1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.Най-дите 3 важные мысли (микротемы) выпишите их.  Проверяем умение осмыслять ,отбирать информацию , выявлять важное. Максимальный балл-8: 1б.-за прочтение, по 1б. за каж- дую микротему; от 1 до 4б.-за орфограммы.

 Задание 2. Выпишите 2 слова, в которых букв меньше (больше), чем звуков, запишите  их фонетическую транскрипцию. Проверяем умение дифференцировать звуки и буквы, понимать термины, применять навык фонетического разбора, написания транскрипции, использования метода информационного  поиска и воспроизведения знаково - символи-ческого действия. Максимальный балл -2.По 1б. за каждое слово. Учитываем ошибки, ка-чество работы.

Задание 3. Найдите 2 слова , соответствующие указанному морфемному составу. Приведите свои примеры с подобным составом. Проверяем умение находить в тексте конкретные сведения, действовать по заданной схеме, применять моделирование, определять последовательность промежуточных целей, сличать собственный пример с эталоном. Максимальный балл- 4 ( по 1б. за каждое слово-2, до 2 б. за свои примеры).

Задание 4. Дано предложение из текста. Нужно подчеркнуть все существительные как члены предложения и указать над глаголами- спряжение, над существительными- падеж.  Проверяем умение определять грамматические признаки частей речи, структуировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач . Максимальный балл- 4. Учитываем объём работы, её качество, снижаем за ошибки.

Задание 5.Определение синонима .Составление словосочетания с остальными прилагательными. Проверяем уровень определения личностного выбора и способа действия, выявление оснований и критериев для сравнения и установление причинно- следственных связей. Максимальный балл-3. 1б.за синоним, до 2б. – за словосочетания.

Задание 6. Нахождение предложения по характеристике. Разбор по ЧП. Запись и разбор своего предложения. Проверяем умение выполнять синтаксический разбор. Рефлексия способов и условий действия, самооценка собственного уровня освоения навыка анализа. Максимальный балл-4. 2б.- нахождение примера в тексте, его разбор ; 2б.- свои примеры.

Задание 7. Выпишите примеры слов в переносном значении, определите троп, объясните значение высказывания. Проверяем ценностно – смысловую ориентацию обучающихся ,понимание и адекватную оценку языковых средств. Максимальный балл- 4 ( по 2б.- за нахождение и объяснение )

Задание 8. Написание текста ( сочинения – рассуждения)- ответ на вопрос – 5-6 предложе-ний. Проверяем личностное  жизненное самоопределение, нравственно - эстетическое оценивание, умение осознанно и произвольно строить высказывание и сжато передавать содержание текста, выражать свою позицию с учётом коммуникативной задачи. Максимальный балл-8 (2б.- за прямой ответ или сформулированный тезис, 2б.- за аргументацию, 2б. - за речевое оформление высказывания, 2б.- за грамотность)

  1. Использование результатов выполнения ККР.

Результаты выполнения ККР  можно использовать в качестве индикатора сформиро-ванностиметапредметныхзадач в области осознанного чтения и работы с информа-цией, а также при определении индивидуальных траекторий обучения  учащихся и организации в рамках разных предметных областей коррекционной работы  с учащи-мися , демонстрирующий низкий уровень читательской грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная контрольная работа по теме "Проценты", 6 класс

Данный урок относится к типу урока: контроль и проверка знаний учащихся по теме "Проценты". Не всгда на уроках данного типа удается сформировать компетенции учащихся, такой тип контрольной работы форм...

Комплексная контрольная работа 4 класс

Материалы ФГОС начальная школа...

Комплексная контрольная работа

Данную работу можно провести в начале в в конце учебного года для сравнения результатов обученности учащихся. Предназначена для учащихся 5-х классов....

Комплексные контрольные работы

Работы предназначены для учащихся 9-11 классов...

Комплексная контрольная работа по английскому языку в 4 классе.

Здесь представлена комплексная работа по английскому языку для учащихся  4 класса для контроля навыков аудирования, чтения, грамматических и лексических знаний. ...

Комплексная контрольная работа по английскому языку в 4 классе.

Здесь представлена комплексная работа по английскому языку для учащихся  4 класса для контроля навыков аудирования, чтения, грамматических и лексических знаний. ...

Итоговая комплексная контрольная работа за курс 8 класса

Итоговая комплексная контрольная работа за курс 8 класса...