Конспект урока мини- исследования на тему "Правописание приставок пре- при-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка18.99 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК     МИНИ – ИССЛЕДОВАНИЕ

(по  русскому  языку  в  6  классе)

«ПРАВОПИСАНИЕ  ПРИСТАВОК  ПРЕ – И  ПРИ-.»

(учитель  МБОУ  «Чистиковская  школа»  

Романенкова  Светлана  Александровна)

2018 год

УРОК  МИНИ – ИССЛЕДОВАНИЕ  по  русскому  языку  в  6  классе  на  тему:

«Правописание  приставок  ПРЕ-  и  ПРИ-.»

Цели  урока:

-  познакомить  с  условиями  выбора  букв  Е  и  И  в  приставках  ПРЕ- и ПРИ-;

-  развивать  навыки  морфемного  разбора  слов,  орфографическую  и  орфоэпическую  грамотность.

Планируемые  результаты:

Знать  условия  выбора  гласных  в  приставках  ПРЕ-и ПРИ-;

владеть  навыками  морфемного  разбора  слов;  уметь  объяснять  языковые  явления.

Тип  урока: «открытие  новых  знаний».

Ведущий  метод:  мини-исследование.  

Оборудование:  учебник  русского  языка  для  6  класса  под  редакцией  Т.Ладыженской (ч.1),  опорная  таблица, запись  примеров  на  доске,  справочники,  которые  ведут  учащиеся.

Ход  урока:

1.Оргмомент:

Здравствуйте,  ребята! Чтобы  наш  урок  прошел  хорошо  и  все  себе  скажем  волшебные  слова:

«Я  на  уроке  буду  внимателен!  Буду  догадлив  и  очень  старателен!  Буду  я  думать,  чтоб  знать, понимать, только  научно  всегда  объяснять!»

2.Проверка  домашнего  задания. (Повторение  правописания  приставок).

На  доске  написаны  слова:  

Бе..вкусный,  бе..шумный,  бе..мятежный,  бе..покойство,  пр..бежать,  пр..школьный,  и..давать,  и..толковать,  пр..добрый.

-  На  какие  группы  и  по  какому  признаку  можно  разделить  эти  слова?

-Выпишите  те слова,  приставки  в  которых  оканчиваются  на  -з-с.  обозначьте  орфограмму  в  приставке  и  объясните  правописание  этих  приставок,  а  поможет  вам  табличка  в  справочнике.

- Какие  слова,  ребята,  вы  не  выписали?  Внимательно  прочитайте  их.  Сможете  ли  вы  их  сейчас  уверенно  написать?  

(Нет,  гласные  в  этих  приставках  безударные,  мы  можем  допустить  ошибки,  так  как  не  знаем  правило  написания  этих  приставок).

3.Самоопределение  к  деятельности.

- Ребята,  как  вы  думаете,  какая  работа  предстоит  нам  на  уроке?  

-Какова  тема  нашего  урока  сегодня?

(Запись  темы  урока  на  доске  и  в  тетрадях).

-Определите  цель  урока,  опираясь  на  его  тему).

(познакомиться  с  правилом  правописания  приставок  пре- и при- ,  узнать,  когда  в  приставке  писать  гласную  Е,  а  когда- И).

4.Работа  над  темой  урока.

Обратимся  к  материалу  для  наблюдений  и  исследования. (На  доске  записаны  следующие  слова).

1)Пр..лететь,  пр..плыть,  пр..ползти-

2)Пр..бить.  пр..шить,  пр..клеить-

3)Пр..морский,  пр..школьный,  пр..дорожный-

4)Пр..сесть,  пр..лечь,  пр..открыть-

5)Пр..добрый,  пр..милый,  пр..красный-

6)Пр..ступить,  пр..градить,  пр..рвать-
- Ребята,  как  вы  думаете,  какие  гласные  напишем  в  приставках  этих  слов?  Е  или И? Почему?

(Дети  высказывают  свои  предположения).

-  Давайте  подумаем  над  значением  каждого  слова.  Объясните  их  смысл.   (Мнения  учащихся).

- Какие  общие  значения  объединяют  слова  каждой  группы?  Запишите  слова,  а  напротив  -  значения.  

- Ребята,  а  теперь  сделайте  ваши  выводы  -  мини-исследования  по  данной  орфограмме. (Дети  сами  делают  выводы  и  записывают  их  в  тетрадь).

- Чтобы  подтвердить  ваши  версии,  дорогие  молодые  ученые,  обратимся  к  нашему  учебнику,  прочитаем  правило  в  параграфе  40.  У  кого  версии  совпали?  Молодцы!  

Понять  новую  орфограмму  нам  помогут  упражнения  201,  202.

(Работа  с  текстами  Э.Успенского  о  приставках  ПРЕ- и ПРИ- ).

На  доске  и  в  справочниках  детей  приготовлена  таблица – помощник.  Ученики  называют  значение  приставок  и  записывают  свои  примеры.

№п/п

ПРИ -

ПРЕ -

1.

Приближение (близко)

Пре-  =  слову ОЧЕНЬ

2.

Присоединение (друг к другу)

ПРЕ- =  приставке  ПЕРЕ-

3.

Близость (около)

4.

Неполное действие(чуть-чуть)

Ребята,  сделайте  общий  вывод,  когда  пишутся  гласные  Е  и  И  в  приставках  ПРЕ- и ПРИ- .  Упр.  204,  объяснить  орфограммы.

Физминутка.  (Ее  сочинить  мне  помогли  ребята-старшеклассники).

Слова  с  какой  орфограммой  здесь  встречаются?  Теперь  можете  объяснить  их  написание?

Не  ПРИлечь,  ПРИсесть,  ПРИжаться –

ПРИподняться  и  размяться,

ПРИглядеться,  поклониться,

ПРИнагнуться,  распрямиться.

Всем  приятелям  кивнуть

И  за  парту  вновь  шагнуть.

5.Закрепление  изученного  материала.

Цель:  закрепить  полученные  знания.

1 этап – применение  алгоритма  рассуждения.

1)Фронтальная  работа  с  комментированием.  На  доске  слова:

Приехать,  приморье,  припаять,  премилый,  презабавный,  преломить,  присесть.

2)Осложненное  списывание.

Учащиеся  по  очереди  выходят  к  доске,  объясняют  написание  приставки  согласно  правилу,  а  затем  вставляют  пропущенную  орфограмму.

Пр..лепить,  пр..лететь,  пр..веселый,  пр..вокзальный,  пр..градить,  пр..хитрый.

3)Кто  больше?  Дети  приводят  свои  примеры  на  каждый  пункт  правила  и  объясняют  свой  выбор  буквы  Е  или  И.

2 этап – вторичное  закрепление.

4.Работа  с  сигнальными  карточками  Е - И.

Пр..землиться,  пр..цепить,  пр..серьезный,  пр..морский,  пр..красный,  пр..скакать,  пр..жечь,  пр..добрый,  пр..открыть,  пр..сесть,  пр..длинный,  пр..градить.

5.Морфологическая  загадка  «Угадай  слово»,  взяв  морфемы  из  других  слов.

а)Корень  слова  хороший,

Суффикс  в  слове  маленький.

А  приставку  - из  преграды.  Таким  может  быть  котенок. (ПРЕХОРОШЕНЬКИЙ).

б)Корень  из  слова  хитрый,

приставка  из  прекрасный,  а  суффикс  -  из  слова  беленький.

Такой  может  быть  лисичка – сестричка. (ПРЕХИТРЕНЬКАЯ).

6.Работа  по  карточкам (общее  задание).

1)Приколол  - присоединил  булавкой. 2)Прилежание – присоединение  к  лежащим.  3)Придрался – присоединился  к  драке. 4)Припаял – присоединил  паяльником.  5)Приключение – присоединение  к  ключу. 6)Приголубил – присоединил  к  голубю.

6.ИТОГ  УРОКА.  ВЫВОД.  Привести  свои  примеры на  новое  правило.

РЕФЛЕКСИЯ.  Благодарность  учащимся  за  хорошую  и  активную  работу  на  уроке.

7.Домашнее  задание  -  выучить правило  п.40,  составить  текст  на  любую  тему,  используя  слова  из  упр.203.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Правописание приставок пре и при"

Конспект урока предназначен для учащихся 6 класса и позволяет наиболее полно усвоить материал. Изучение нового материал происходит с помощью схем и таблиц, этот прием делает изучаемый материал более п...

План-конспект урока “Минем әбием-бик тә кызык кеше ул”.

Этот урок был проведен 5 классе,русская группа....

Конспект урока в 8 классе «Правописание приставок».

На данном уроке реализуются следующие задачи: Образовательная: - познакомить с основными типами приставок; - закрепить изученное о правописании приставок; - упражнять в умении применять полученны...

Конспект урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных"

Конспект урока для 7 класса по учебнику М.Т.Баранова и др. Разработка содержит 2 урока: изучение нового материала и его закрепление. В конспекте представлены исследовательские и творческие задания. Ур...

Конспект урока "Минии шэлэһэн мэргэжэл"

Урок бурятского языка по теме "Моя профессия"...