конспект урока "Назывные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Манушкина Анна Васильевна

урок открытия нового знания 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_nazyvnye_predlozheniya_8_klass.docx61.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД

Будут знать: особенности таких односоставных предложений, как назывные.

На основе знаний будут уметь: употреблять данные предложения в речи, опознавать в тексте, конструировать назывные предложения.

Познавательные УУД: анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, использование знаково-символических средств, поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.

Личностные УУД: развитие системы ценностных ориентаций, этических чувств и регуляторов морального поведения.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.

Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, групповая.

Опорные понятия: грамматическая основа предложения, односоставные предложения, двусоставные предложения.

Новые понятия: назывные предложения.

•  повторить знания учащихся об односоставных предложениях с

главным членом сказуемым; познакомить с особенностями

односоставных предложений с главным членом подлежащим; научить

отличать виды односоставных предложений друг от друга.

•  развивать связную речь, воображение, мышление, память; научить

самостоятельно делать выводы, формулировать вопросы по изученной

теме, задачи, которые необходимо решить на уроке.

•  воспитывать любовь к слову, к прекрасному; прививать интерес к

изучению родного языка.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Добрый день! Садитесь. Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кто сегодня, уходя в школу, посмотрелся в зеркало? А кто, посмотрев в зеркало, улыбнулся? Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего дня и плодотворной работы!

В школьных коридорах зашумела детвора.

Это значит, что ребятам на урок пора.

И отбросив прочь веселье,

Вновь приняв серьезный вид,

Отправляемся мы на ученье,

Это нам не повредит.

Вновь достали мы тетрадки,

Лег на край стола дневник,

Прочь убрали все шпаргалки,

Пенал школьника возник.

И достав оружье- знанье,

Мы его направим в путь,

Отправляемся мы в исследование,

И назад \

2

думаете, почему от односоставных предложений веет холодком? (В

строении этих предложений присутствует только один главный член

предложения.) Но, несмотря на это их холодное качество, мы постараемся

на уроке увидеть, что односоставные предложения могут быть красивыми и

не менее важными в нашей речи,чем двусоставные.

А чтобы прогулка не была напрасна, мы с вами будем собирать снежинки,

которые пригодятся в конце урока.

II. Проверка домашнего задания.

 -Давайте проверим домашнее задание. Дома вы должны были  в группах подготовить вопросы по пройденному материалу.

- Задайте свои вопросы ребятам другой группы, следите за тем, чтобы вопросы не повторялись.

Примерные вопросы:

1. На какие две группы делятся односоставные предложения? (Предложения с главным членом  сказуемым и главным членом подлежащим.)

2. Назовите виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. (ОЛ, НОЛ,Об Л,БЛ)

3. Что обозначают ОЛП и глаголом в какой форме выражено в них сказуемое?

4. Что обозначают НОЛ чем и в какой форме выражено сказуемое?

5. Расскажите об ОбЛ предложениях.

6. Что вы знаете о БЛ предложениях?

- Молодцы! Оцените, пожалуйста, ответы товарищей, занесите оценки в лист оценивания.

III.Целеполагание.

Сколько видов предложений в нашем русском языке!

Не одна уйдет минута, перечислить чтобы все.

На сегодняшнем уроке, знанья чтобы расширять,

Разговор о предложеньях будем с вами продолжать.

И об этих предложеньях говорить будем впервые.

С главным членом подлежащим предложенья НАЗЫВНЫЕ!

Упражнение 208 на странице 95.

Задание.

Сгруппировать предложения по наличию главных членов. Работа по рядам:

Ребята I ряда называют определённо-личные предложения. (Идёмте верхней

тропой. Вот и едешь в этой траншее, как в корыте. Там уж влево-вправо не

свернёшь.)

Ребята II ряда –неопределённо-личные. (Пар давно закрыли.)

Ребята III ряда –безличные. (Смеркается. Безлюдно.Звёздно. В полях

темнело. Пустынно. Не бывать ему в гостиной. Темно. Темно. Тут снега

наметает метра на три.

Дополнительные задания.

3

Сегодня на уроке вы почувствуете себя исследователями, вам предстоит

открыть еще один вид односоставных предложений

- Исходя из темы урока, сформулируйте цели . Что мы должны знать  к концу урока, чему должны научиться?

Учащиеся. К концу урока мы должны знать, что значит односоставные

назывные предложения, отличительные признаки назывных предложений.

Уметь мы должны находить назывные предложения в тексте, употреблять в речи.

речи назывные предложения.

IV. Изучение нового материала

- Посмотрите на экран.

Прохоровка. Сорок третий год.

Самолетов гул. Ад. Скрежет танков.

Враг, злорадствуя, победы ждет,

И идет атака за атакой.

- О чем эти строки? Какую дату отметили мы в этом году?

Обратите внимание на первые пять предложений. Что вы можете о них сказать? (Это односоставные предложения с главным членом подлежащим, назывные предложения.)

- Чем выражено в них подлежащее? (Существительными )

- Чем отличаются 1 и 3 предложения? (3- сложное распространенное)

- Какой фонетический прием использовал автор?  Для чего? (Звукопись, Повторение звука «р»)

Давайте подведем небольшой итог. Что мы можем сказать о назывных предложениях, проанализировав этот отрывок?

Теперь обратитесь к материалу учебника, сравните свои выводы с данными параграфа.

Выполните упр.    .

Проверка (комментирование)  «По цепочке». Самооценка. Занесение отметки в лист оценивания.

Физкультминутка под популярную песню.

И пускай капает, капает с неба.

Иду в мокрых кроссах к тебе,

Где бы я не был.

Для остальных я занят.

Звонки без ответа.

Дойти б к тебе,

Дойти б к тебе!

- Сейчас зачастую многие ругают современные песни, современных исполнителей. Говорят о том, что в них нет никакого смысла. Что бы вы ответили на это обвинение? Какой смысл вложил автор в слова этой песни?

- Найдите в тексте назывное предложение.Охарактеризуйте его. (Назывное, распространенное, распространено несогласованным определением).

 Давайте посмотрим на этот текст с лексической точки зрения. Все ли слова являются общеупотребительными? К какой группе относится слово «кроссы»? (молодежный сленг)

А теперь я предлагаю обратиться к классике. Давайте поработаем в группах Вы получите тексты стихотворений, в которых авторы использовали назывные предложения. Ваша задача – найти эти предложения, охарактеризовать их, и сказать, какие чувства выразили авторы через эту синтаксическую конструкцию.

Односоставные предложения помогают увидеть красоту природы,

передают чувства, ощущения, настроения человека.

Задание для 1 группы.

Вот как с этим справился поэт Афанасий Фет

Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

Серебро и колыханье сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,  

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений  

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,  

Отблеск янтаря,

4

И лобзания и слезы,

И заря, заря! (А. Фет)

(Все стихотворение состоит из назывных предложений. Красота окружающего мира, чувство любви)

Односоставные назывные предложения, в которых главный член выражен

сочетанием числительного с существительным.(Три часа ночи.)

Обобщим наши исследования и подтвердим теорию практикой.

Задание для 2 группы.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

 Бессмысленный и тусклый свет.

 Живи еще хоть четверть века —

 Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала

 И повторится все, как встарь:

 Ночь, ледяная рябь канала,

 Аптека, улица, фонарь.

Тест. Укажите номера назывных предложений.

5

ваша задача: поднимать сигнальную карточку только тогда, когда вы

услышите назывное предложение.

1.  Светает.

2.  Рассвет.

3.  Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез. (Лермонтов)

4.  Не привыкайте к чудесам.

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь!

5.  Ласковый прибой.

6.  Жарко.

7.  Дни поздней осени бранят обыкновенно.

8.  Жара.

9.  Зимний лес.

10. Первый снег.

Самопроверка по эталону. Прочитайте цифру, которая должна получиться. ( 2 5 8 9 10)

Занесите свои оценки в оценочный лист.(Нет ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки –«3», 3 ошибки и больше – «2»)

Резерв. Творческая работа. Напишите по предложенной вам фотографии сочинение – миниатюру, употребив как можно больше назывных предложений. У кого есть желание, могут попробовать себя в роли поэтов и написать стихотворный текст.

Взаимооценка.  Занесение в лист оценивания.

Подведение итогов урока

1. Блиц-опрос (ДА-НЕТ)

– Назывные – односоставные предложения? (Да).

- Главный член в назывных предложениях может быть выражен глаголом? (нет)

– Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).

– Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).

– Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).

– Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).

Подсчитайте, пожалуйста, среднюю отметку за урок по листу оценивания.

И вот наступил момент подведения итогов путешествия.

Итак, кто набрал 1–2 снежинки – ...

К сожалению, вы немного недоработали, приложили не много усилий к

достижению успеха.

Отметка – «3».

Кто набрал 2–3 снежинки – …

Вы очень старались приблизиться к победе иприложили много усилий,

но нужен еще один рывок

Отметка – «4».

Кто набрал 4–5 снежинок – …

Вы достигли победы, к которой двигались шаг за шагом, преодолевая

препятствия. Так необходимо держать всегда.

Отметка – «5».

– Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота».

– Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.

Пусть каждый из вас скажет себе: «Я – молодец! Я думал. Я старался. Я делал открытия».

Домашнее задание. Параграф               упр.

Рефлексия. На экране несколько пословиц . Пожалуйста, выберите ту, которая наиболее точно характеризует вашу работу на уроке.

 1.Славу свою добываю в бою.

     2.У врача лечись, у умного учись.

     3.Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

     4.Добрый разум наживёшь не сразу.

     5.На свой ум надейся, а за чужой держись.

     6.Пчела мала и та работает.

  1. Глаза с поволокой, а рот с позевотой.
  2. Один глаз на мельницу, другой на кузницу
  3. На свой ум надейся, а за чужой держись.

Карта самонаблюдения.

       

Деятельность

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

Домашнее задание

Выполнение упражнения

Работа с текстом (в группе)

Тест

Творческая работа


Карта самонаблюдения.

       

Деятельность

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

Домашнее задание

Выполнение упражнения

Работа с текстом (в группе)

Тест

Творческая работа


Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

Серебро и колыханье сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,  

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений  

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,  

Отблеск янтаря,

4

И лобзания и слезы,

И заря, заря! (А. Фет)

Односоставные назывные предложения, в которых главный член выражен

сочетанием числительного с существительным.(Три часа ночи.)

Обобщим наши исследования и подтвердим теорию практикой.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

 Бессмысленный и тусклый свет.

 Живи еще хоть четверть века —

 Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала

 И повторится все, как встарь:

 Ночь, ледяная рябь канала,

 Аптека, улица, фонарь. (А.Блок)

Тест. Укажите номера назывных предложений.

5

ваша задача: поднимать сигнальную карточку только тогда, когда вы

услышите назывное предложение.

1.  Светает.

2.  Рассвет.

3.  Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез. (Лермонтов)

4.  Не привыкайте к чудесам.

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь!

5.  Ласковый прибой.

6.  Жарко.

7.  Дни поздней осени бранят обыкновенно.

8.  Жара.

9.  Зимний лес.

10. Первый снег.

Тест. Укажите номера назывных предложений.

5

ваша задача: поднимать сигнальную карточку только тогда, когда вы

услышите назывное предложение.

1.  Светает.

2.  Рассвет.

3.  Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез. (Лермонтов)

4.  Не привыкайте к чудесам.

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь!

5.  Ласковый прибой.

6.  Жарко.

7.  Дни поздней осени бранят обыкновенно.

8.  Жара.

9.  Зимний лес.

10. Первый снег.

Тест. Укажите номера назывных предложений.

5

ваша задача: поднимать сигнальную карточку только тогда, когда вы

услышите назывное предложение.

1.  Светает.

2.  Рассвет.

3.  Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез. (Лермонтов)

4.  Не привыкайте к чудесам.

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь!

5.  Ласковый прибой.

6.  Жарко.

7.  Дни поздней осени бранят обыкновенно.

8.  Жара.

9.  Зимний лес.

10. Первый снег.

Назывное предложение.

Лаконичное, ёмкое.

Называет, рисует, представляет.

Краткость –сестра таланта.

Картина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Предложения с обращениями"

Конспект урока в 8-м классе по учебнику Р.Б. Сабаткоева "Русский язык (для национальных школ), 8 класс"....

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...

ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА Предложения с однородными членами для 11 класса с указанием ЭОР

Обобщение знаний по теме «Осложнённое предложение» (однородные члены предложения).Использование ЭОР.Закрепление навыков правописания НЕ с разными частями речи.Совершенствование...

конспект урока "Предложения с прямой речью" 5 класс

Комментарий к уроку,конспект и раздаточный материал.Тема "Предложения с прямой речью"....

Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс

Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...

Конспект урока "Предложения со сравнительными оборотами"

Подробно разработанный урок с интересными и творческими заданиями...

Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида

Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида...