Программа курса внеурочной деятельности "Основы журналистики"
рабочая программа по русскому языку (7, 8, 9 класс)
Курс внеурочной деятельности «Основы журналистики» для обучающихся 7-9 классов направлен на овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности, которые являются условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез. Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ермаковская средняя общеобразовательная школа
Программа курса внеурочной деятельности
познавательной направленности
Основы журналистики
(7-9 класс)
Учитель: Позднякова Наталья Николаевна
высшая квалификационная категория
2020 год
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Основы журналистики» направлен на овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности, которые являются условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез. Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов);
- дополнять тексты;
- составлять собственные тексты.
Цель курса: развитие речи обучающихся (устной и письменной)
Задачи курса:
- формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
- усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
- овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
- овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания;
- овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;
- формирование потребности и способности выражения себя в слове.
- выбор дальнейшего профиля обучения
Планируемые результаты освоения курса
Ученики научатся:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание курса
Содержание курса внеурочной деятельности направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
В процессе изучения курса внеурочной деятельности создаются условия
- для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
- для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
- для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
- для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
- для знакомства обучающихся с методами научного познания;
- для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
- для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, юмористический рассказ, рассказ с необычным построением, рассуждение проблемного характера); научного стиля и устной научной речи (отзыв, конспект, доклад, тезисы, цитирование, библиография, аннотация, дискуссия, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (путевые заметки, статья, репортаж, интервью, очерк); художественно-публицистического стиля (записные книжки писателей).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика публицистического текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, аннотация).
Написание сочинений, статей, дневниковых записей, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Фонетика, орфоэпия и графика
Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Способы передачи чужой речи.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Соблюдение основных орфографических норм.
Соблюдение основных пунктуационных норм.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Дорога к читателю (экскурсия в редакцию газеты) | 4 |
2 | Профессия – журналист (встреча с журналистом местной прессы) | 1 |
3 | Тема и основная мысль высказывания | 1 |
4 | Научный стиль и устная научная речь: тезисы, конспект, цитирование, аннотация, рецензия, отзыв, доклад, библиография, дискуссия | 8 |
5 | Публицистический стиль и устная публичная речь: путевые заметки, статья, репортаж, интервью, очерк, фельетон | 8 |
6 | Жанры разговорной речи: рассказ, юмористический рассказ, рассказ с необычным построением, рассуждение проблемного характера | 4 |
7 | Художественно-публицистический стиль: записные книжки писателей | 1 |
8 | Издательское дело (экскурсия в полиграфический колледж) | 4 |
9 | Выпуск газеты | 3 |
ИТОГО | 34 |
Приложение
Тематический раздел: «Публицистический стиль и устная публичная речь: путевые заметки, статья, репортаж, интервью, очерк, фельетон» (10 часов)
Занятие №1.
Тема: Путевые заметки
Мать земля родная наша,
В Дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше
И желанней сердцу нет..
А.Т.Твардовский
Содержание занятия:
- Анализ путевых заметок газет и журналов.
- Наблюдение над способами введения информации о месте и времени происходящих событий.
- Составление путевых заметок.
Путевые заметки, зарисовки – один из древнейших видов публицистической литературы.
Цель путевых заметок – познакомить читателя с родными местами и далекими, неведомыми краями, высказать свои мысли, поделиться своими наблюдениями и размышлениями.
Важную композиционную роль выполняют в путевых заметках описание природы, местности, окружающей обстановки, внешности человека, рассуждения об увиденном.
В путевых заметках выражается личность писателя, его видение мира, его отношение к общественным проблемам своей эпохи.
Занятие№2
Тема: Статья в газету
Я убежден, что молодому писателю очень полезна работа в газете. Это школа, заменить которую в литературе нечем.
К. Федин.
Содержание занятия:
- Требования к газетной статье.
- Анализ газетных статей.
- Написание статьи.
Газетная статья – это рассуждение проблемного характера, предназначенное для опубликования в печати. Факты и явления действительности приобретают вспомогательное значение. На основе их анализа автор делает обобщение и выводы.
В газетной статье используются элементы публицистического стиля:
1. Общественно-политическая лексика.
2. Эмоционально окрашенные слова и обороты речи.
3. Побудительные предложения.
4. Риторические вопросы.
Задача автора статьи – привлечь внимание читателя к какой-то важной проблеме, убедить его в справедливости или ошибочности какой-то идеи, мысли.
Чтобы написать статью в газету необходимо ответить на ряд вопросов:
- Какую проблему я поставлю? Интересна ли она для читателей?
- Какие аргументы привести в пользу доказательства?
- Как начать статью, чтобы вызвать интерес читателя?
- Как построить статью?
Занятие №3.
Тема: Репортаж
Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости.
В.Г.Гиляровский
Содержание занятия.
1. Знакомство со структурой репортажа.
2. Чтение готового репортажа, его соответствие требованиям, предъявляемым к репортажу.
3. Сравнение двух репортажей, написанных на одну тему. Выбор наиболее удачного репортажа.
4. Создание собственного репортажа.
Интересная газета – это газета, в которой важные по содержанию материалы преподносятся читателю в разнообразной форме. В различных газетных жанрах.
Один из них – репортаж. В нем сообщается, рассказывается о событиях, очевидцем которых был автор. Репортаж в школьной газете – это ваш рассказ о каком-то важном факте, событии в жизни школы, очевидцем или участником которого вы являлись, рассказ о чем-то новом, интересном.
Структура репортажа:
- Описание обстановки, в которой происходит событие, с живыми деталями, разговорами, увиденными или услышанными вами на месте происшествия.
- Рассказ о людях – участниках этого события, раскрытие их внутреннего мира, черт характера.
Кроме обычного, «текстового» репортажа, в газетах нередко появляются фоторепортажи. Иногда в фоторепортажах основную нагрузку несет текст, а иллюстрации играют вспомогательную, подсобную роль. Фотография подчеркивает подлинность, документальную точность того, о чем говорится в репортаже.
Занятие №4.
Тема: Интервью
Что может быть интереснее и поучительнее беседы с бывалым человеком, участником или свидетелем происшествия? Уверен, что ничто.
В.Г.Гиляровский
Содержание занятия.
1. Выбор предполагаемого собеседника и подбор вопросов для интервью.
2. Требования к интервью, корректировка составленных вопросов.
3. Анализ интервью, составленных журналистами.
Интервью – беседа журналиста с каким-либо лицом, предназначенная для печати, радио или телевидения.
Содержание интервью – ответы собеседника на вопросы корреспондента.
В начале интервью сообщаются необходимые сведения о собеседнике, теме и задаче беседы.
Требования к проведению интервью:
- Подготовка корреспондента к беседе (знакомство с будущим собеседником, событием, о котором пойдет речь, четко сформулировать вопросы в соответствии с темой и задачей интервью)
- Выбор темы, интересной для читателей.
- Умение расположить собеседника к разговору.
- Умение руководить беседой.
Занятие №5
Тема: Портретный очерк
Осью очерка, по возможности, всегда должны быть живые люди.
М.Горький.
Содержание занятия:
- Тема очерка.
- Основная мысль очерка.
- Выбор героя очерка.
- Языковое оформление очерка.
Задача – познакомить читателя с людьми, героями нашего времени.
Автору необходимо уметь найти наиболее характерное в жизни, в мыслях, поступках конкретного человека и показать его читателю так, чтобы на его примере могли учиться другие.
Чтобы создать очерк необходимо ответить на ряд вопросов:
- Какова тема очерка?
- Какую основную мысль я хочу донести до читателя?
- В каком стиле написать очерк?
- Как начать и чем закончить очерк?
- Как назвать?
- В чем проявится моя (авторская) индивидуальность?
- Чему научит этот очерк читателя?
Занятие№6
Тема: Фельетон
Смех есть признак силы… Смех…необходим как самое настоящее оружие.
А.В.Луначарский
Содержание занятия:
- Приемы создания комического.
- Анализ готового материала.
- Требования к написанию фельетона.
- Выбор темы для фельетона.
- Создание фельетона.
Фельетон – это не простой пересказ факта, это маленький рассказ.
Характерные черты фельетона:
- хорошая выдумка,
- художественные краски,
- живая речь,
- живые диалоги.
Прежде чем написать фельетон, автор должен подумать, какую задачу я себе ставлю (кого или что я буду высмеивать и за что)?
Критерии оценки:
Репортаж:
- Выбор фактического материала: актуальность, новизна, необычность, возможность вызвать интерес читателей.
- Использование изобразительных средств языка
- Воспроизведение картины происшедшего.
- Раскрытие характеров людей – участников событий.
Статья в газету:
1.Злободневность проблемы.
2. Наличие обобщений.
3. Убедительность (выбор фактов для решения проблемы)
4. Использование языковых средств.
5. Особенности композиции статьи.
6. Оригинальность названия.
Портретный очерк:
1. Выбор темы очерка.
2. Убедительность.
3. Насыщенность фактами.
4. Центральная часть очерка – раскрытие характера человека.
Путевые заметки:
- Выбор темы путевых заметок.
- Особенности композиции.
- Выражение авторской индивидуальности, своего видения мира.
Интервью:
1. Выбор темы интервью (актуальность, интерес для читателя).
2. Выбор собеседника (аргументированность выбора).
3. Четкое формулирование вопросов и их соответствие теме интервью.
4. Эмоциональность интервью.
Фельетон:
- Использование приемов создания комического.
- Особенности композиции.
- Использование языковых средств.
- Оригинальность раскрытия явления.
Литература.
1. Развивайте дар слова: факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 кл.)»: Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков, Г.А.Богданова, С.А.Никольская. Сост.Т. А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 3-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/11/picture-176289-1357879725.jpg)
Программа курса по выбору "Журналистика"
Программа курса по выбору «Журналистика» разработана для учащихся 9 класса, продолжительностью 8 часов (2 месяца). Курс введен с целью подготовки учащихся к осознанному выбору будущей профессии....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-475775-1477815899.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"
Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/14/picture-241998-1365931255.jpg)
ПРОГРАММА КУРСА «Основы детской журналистики» , 5 - 6 класс
Курс "Основы детской журналистики” предлагается для учащихся 5-6-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, развития культуры речи, творческих способностей учащихся, занимающи...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/28/picture-1115739-1553801860.jpg)
программа по курсу внеурочной деятельности "журналистика" 10 класс
программа по курсу внеурочной деятельности "журналистика" 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/25/picture-1357046-1635143026.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Журналистика для начинающих"
Программа составлена для обучающихся 9-х классов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/14/picture-434771-1452801623.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Журналистика"
Данная программа внеурочнгой деятельности предполагает познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/09/picture-1434630-1667983991.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС ООО и с учетом основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ №17 на основ...