Основы валеологической культуры педагога
учебно-методический материал по русскому языку

Кабачёва Наталья Ивановна

Основы валеологической культуры педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_valeologicheskoy_kultury_pedagoga.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

к семинару на тему

 «Основы валеологической культуры педагога»

(Учитель русского языка и литературы

 МБОУСОШ п. Зеленоборск  Кабачёва Н. И.)

Главный ориентир современной школы – воспитание полноценной личности, личности активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности.

Но за годы обучения в школе ребёнок не только формируется как личность, он растёт. В его организме происходят важнейшие изменения. И проблема сохранения здоровья становится и остаётся одной из основных.

По данным специалистов, около 90 % детей имеют отклонения физического и физиологического здоровья; 35 % первоклассников имеют хронические заболевания; до 80 % юношей призывного возраста по медицинским показателям не готовы к службе в Вооружённых силах РФ.

Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и должна школа.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приобретённым направлениям государственной политики в области образования. В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению здоровья  детей школьного возраста.

Обследование учащихся сельских школ показало высокий уровень аллергических заболеваний, близорукости, лор – заболеваний. Вызывает тревогу широкое распространение хронических заболеваний среди девушек (что может послужить угрозой для репродуктивности населения).

Здоровье понятие комплексное. Сам термин «здоровье» рассматривается как «нормальная» правильная деятельность организма, его «психическое благополучие». (словарь С.И. Ожегова).

В последнее время упоминается и социальное благополучие.

Винить только школу в «нездоровье» детей было бы не совсем правильным. Ведь существуют факторы, которые влияют на здоровье детей. Это и экологические, и биологические, и социокультурные.

Тем не менее, по данным Министерства Образования России, среди причин явного неблагополучия со здоровьем учащихся 21 % составляют факторы внутришкольной  среды.

Сюда можно отнести следующие факторы:  

  • Интенсификация учебного процесса;
  • Нерациональная организация учебной деятельности (несколько контрольных работ в один день; к/р после выходного дня);
  • Санитарно – гигиенические условия;
  • Психологический фон во время занятий;
  • Организация учебного процесса;
  • Организация физкультурно – оздоровительной работы;
  • Динамика заболеваемости;
  • Функциональная неграмотность родителей, педагогов в вопросах охраны и здоровья детей;
  • Направления здоровьесберегающих технологий;
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

Чем крепче здоровье ребёнка, тем эффективнее будет и обучение; на первый план выходят ЗТ (здоровьесберегающие технологии). Это приёмы, методы, способы решения образовательных и воспитательных задач, методика воспитания устойчивого интереса к здоровому образу жизни.

Сегодня всем известна методика периодически меняющихся динамических поз доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Режим динамических поз осуществляется следующим образом. Учитель периодически переводит (через 12 – 15 минут) детей из положения сидя в положение свободного стояния, чередует умственную работу с выполнением физических упражнений (физкультминутки, гимнастика для глаз, упражнения для стимулирования мышления).

На уроках русского языка физпауза возможна во время работы со словарными словами. Учащиеся «пишут» предложенные учителем слова различными органами тела: рукой, глазами, носом и т.д.

Возможен другой вариант, когда учащиеся по очереди выбегают к доске и записывают словарные слова.

Периодическая смена поз – один из эффективных способов активизации учебной деятельности учащихся.

Необходим постоянный контроль и над сидением детей. Учителю надо видеть, чтоб дети не склоняли голову над столом не ниже допустимого предела – 20 см.

Для улучшения мыслительной деятельности, синхронизации работы полушарий, повышения устойчивости письма на уроках русского языка используются специальные кинезиологические упражнения. Некоторые из них:

1. Колечко    

Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Ухо – нос.

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот.

Упражнения для профилактики нарушения зрения, для расширения зрительно – двигательной активности:

  1. «Стрелять глазами» - влево – вправо, вверх – вниз.
  2. Глазами рисует какие – либо фигуры (слева – направо и наоборот)

Глазами написать число, месяц, год рождения.

В целом, предложенный режим повышает активность детей и познавательные способности. Оптимальная двигательная активность – это здоровье, это будущее молодого человека.

Ещё А. Сухомлинский отмечал, что одной из главных причин неуспеваемости учащихся является плохое состояние здоровья. Поэтому очень важно владение учителем валеологической грамотностью.

На уроках русского языка валеологическое воспитание осуществляется с включением в урок валеологических вставок.

Валеологическая вставка – это важная, интересная информация, которая связана с оздоровлением, служит поводом для размышления и может пригодиться ему в жизни.

Так во время синтаксической минутки, к примеру, возможна  валеологическая вставка.

Солнце, уже вошедшее в силу, греет бережно и ласково кусты пожелтевшего шиповника.

Валеологическая вставка о шиповнике, что он в 16 – 17 веке ценился дороже золота, на него меняли ценные меха. Витамина С в 40 раз больше чем в лимоне, в 2 раза больше чем в чёрной смородине.

Тополь – чемпион среди деревьев.  

Валеологическая вставка о тополе, что он хороший поглотитель пыли, снижает летом температуру на 10 – 15 градусов, увеличивает влажность воздуха на 15 – 30 %.

Учителю необходимо формировать у учащихся культуру здоровья, воспитывать потребность вести ЗОЖ, обеспечивать необходимыми знаниями, формировать соответствующие навыки.

Здоровый человек имеет совершенно другие стартовые условия и в дальнейшей учёбе, и в карьере, и даже в семейной жизни.            

Занимательные  дидактические материалы  книги « Энциклопедия здоровья  на  уроках  русского языка»  помогут  учителю  организовать  предметные  уроки  как уроки  здоровья.  Книга  имеет  4 раздела: «За советом к доктору», «Секреты  здорового питания», «Движение- это жизнь», «Чтобы  не было беды». Вот  некоторые  задания:

1.Пользуясь  этимологическим  словарём, дайте толкование некоторых слов :ароматерапия, фитотерапия, гирудотерапия, апитерапия, гидротерапия.

2.Вычеркните лишнее. Прививки бывают от коклюша, лени, краснухи, застенчивости, дифтерии, жадности, кори, забывчивости, любопытства.

3. Повторите орфограмму «Чередующиеся гласные в корне». Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните, что полезно для организма человека. Почему вы так думаете?

Заг-рать на берегу, г_реть от жара, приб_рать квартиру, скл_ниться над ручьём, обувь пром_кает, хороший  пл_вец, бл_стать чистотой, зам_рать от страха, вым_кнуть под дождём, обм_кнуть вареник в сметану, проск_кать на лошади, выск_кивать на ходу.

4. Запишите 5_7 фразеологизмов, в состав которых входят названия частей тела, объясните их значение.

5. Выполните орфографический и пунктуационный  разбор предложения:

Повар случайно прикоснулся к горячей плите и сильно ожёг пальцы.

6. Замените одним словом.

Спортсмен, стремящийся руками забросить мяч в ворота соперника.

Спортсмен, перебрасывающий мяч через сетку.

Спортсмен, играющий белыми и чёрными фигурами на доске.

Спортсмен, скользящий на гребне волны на специальной доске.

Задания интересны и разнообразны , они позволяют школьникам закрепить орфографические и пунктуационные  умения и навыки, развить речь, обогатить словарный запас, почерпнуть немало интересных дополнительных сведений.

Данные задания и упражнения помогут воспитать у учащихся культуру здоровья, личностные качества, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Использованная литература:

1.Здоровьесберегающие технологии  И. О. Смирнова.

2.» ЗОТ» Н. К. Смирнов.

3. Журнал «Народное образование».

4.»Энциклопедия здоровья на уроках русского языка 5- 7 классы» А. С. Брагина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование валеологической культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе по физическому воспитанию»

Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста учащегося. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно,...

Валеологическая культура родителей

Презентация программы валеологического всеобуча МОУ "Колосковская СОШ"...

Проект «Валеологическая школа педагога»

Важным  направлением модернизации российского образования является создание условий сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса. Не вызывает сомнение тот факт, что ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

Основы профессиональной культуры педагога

Основы профессиональной культуры педагога...