ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья по физкультуре

Шмыгова Ольга Валерьевна

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmygova_o.v._doklad.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Шмыгова Ольга Валерьевна

ГПОУ КМТ

г. Новокузнецк

Развивающемуся обществу необходимо современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. Важнейшей социальной задачей становится формирование профессиональной элиты ,обладающей хорошим физическим и психическим здоровьем.

Здоровье как один из феноменов современного общества, отражая в себе состояние медицины, экономики, образования, культуры является одним из индикаторов развития государства.

Особенностью современной стратегии оздоровления нации является формирование активной позиции населения в отношении заботы о собственном здоровье, физическом совершенствовании, работоспособности, перенос ответственности за собственный уровень жизни, физическое, психическое, социальное благополучие на конкретного гражданина.

Таким образом, проблема здоровьесберегающей среды учащейся молодежи является приоритетной задачей в образовании, от решения которой зависит не только здоровье отдельного человека, но и населения страны в целом. Нормальное физическое развитие, функционирование органов  и систем человека обеспечивает способность организма сохранять устойчивость к внешним факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

 Физическое здоровье – это состояние человека, которое характеризуется совершенством саморегуляции функций организма, гармонией физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды.

 Психическое здоровье – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.

Социальное здоровье – это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру.

Целью современного образования является развитие не только мыслящей, деятельной, творческой, но главное – здоровой личности. В связи с этим в основу процесса обучения и воспитания положен принцип здоровьесберегающего подхода, целью которого является создание единого пространства для формирования личности, гармонично развитой физически и психически. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья студентов является строгая реализация здоровьесберегающей среды в процессе обучения.

Под здоровьесберегающей средой понимается комплексная программа, которая базируется на соответствующей социальной инфраструктуре определенного типа и включает в себя образовательные, воспитательные, медицинские, административно-управленческие и другие формы работы по обеспечению здоровья молодого поколения.

На принципах и способах развития здорового образа жизни специализируется такая наука, как валеология. При изучении здоровьесберегающей образовательной среды обнаруживается отсутствие единого понимания валеологии как учебной дисциплины и существенные различия в действующих программах. При этом важно именно то, что результатом валеологического образования является валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих.

На основе этого и других представлений можно выделить основные этапы развития валеологической культуры:

  •  валеологическая грамотность (овладение системой понятий и их значений в области валеологии, способами деятельности по сохранению здоровья, а также их применение в жизнедеятельности, умение ориентироваться в потоках информации, касающейся здорового образа жизни и т. д.);
  •  валеограмотность личности обусловлена таким системным пониманием представлений, понятий и адекватных суждений о сущности здоровья и здорового образа жизни, которое выражается моральной готовностью вести здоровый образ жизни для формирования, сохранения и укрепления индивидуального и общественного здоровья с целью достижения полной самореализации личности;
  •  валеологическая компетентность (возможность гражданина современного общества: а) обеспечивать себе возможность вести здоровый образ жизни; в) иметь право свободного выбора форм и средств ведения здорового образа жизни; г) реализовывать доступные в обществе возможности относительно использования и распространения всей доступной ему информации, включая и его собственную информацию и т. д.)

При этом в условиях демократического государства эти возможности должны быть обеспечены обществом. Валеологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности по сохранению собственного здоровья и окружающих людей на основе валеологической грамотности, что означает применение знаний, умений для эффективного решения стоящих перед человеком валеологических задач.

  • валеологический ценностно-смысловой компонент (совокупность, система личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, верований в области сохранения здоровья и ведении здорового образа жизни). На данном этапе возможна валеологическая самоактуализация, когда появляется непрерывное стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей в сфере здорового образа жизни.
  •  валеологическая рефлексия (представляет собой отслеживание человеком целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению валеологической культуры, а также осознание тех внутренних изменений, которые в нем происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений;
  •  рефлексия человека как субъекта культуры охватывает все перечисленные ее компоненты: осмысление собственного уровня валеологической грамотности и компетентности, особенностей ценностно-смысловой сферы и других вопросов);
  •  валеологическое культуротворчество (состоит в принятии личностью ценности творчества во всех его проявлениях и аспектах, в стремлении к творчеству, а также развитии творческих способностей и проявлений. Объектом валеологического творчества могут выступать образы и идеи, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения; творческий компонент может быть интерпретирован как готовность личности к выполнению культуросозидающей, культуротворческой роли как в отношении присвоения культуры здоровья, так и созданию новых форм данной культуры).

Валеологически грамотный человек, имея определенные потребности в правильном, здоровом образе жизни, удовлетворяет их на базе знаний здоровьесберегающих среды, в том числе образовательной. Исходя из этого, валеологическую культуру личности можно определить как систему жизненных ценностей, опирающихся на знания о сущности здоровья (включая пути и методы его формирования, сохранения и укрепления) и регулирующих поведение людей в процессе жизнедеятельности. В качестве структурных компонентов здоровьесберегающей и валеологической культуры можно выделить следующие: когнитивный, аксиологический, мотивационно-ценностный, гносеологический, здоровьесберегающий, эмоционально-волевой, поведенческий, деятельностный, контрольно-оценочный, экологический и физкультурно-оздоровительный компоненты.

Когнитивный компонент валеологической культуры характеризуется качеством валеознаний, проявляющихся в их полноте, глубине и системности. Процесс формирования поля знаний, связанных с обучением здоровью и основам безопасности жизни человека, является органичным для методологических основ педагогической валеологии и призван оказывать влияние на когнитивно-познавательную сферу личности студента, актуализируя его потребности в здоровьесбережении.

Целью реализации здоровьесберегающей среды, раскрывающих инновационную суть учебно-воспитательного процесса как открытой системы, является формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни и здоровью в соотнесении с жизнью других людей.

При выявлении системы педагогического понимания валеологической культуры и ее конечного результата – здорового образа жизни, и следует учитывать структуру учебно-воспитательного процесса.

Итак, наиболее оптимальными условиями реализации здоровьесберегающей среды будут являться следующие:

1) целевое: формирование ценностного отношения к здоровью;

2) содержательные: валеологизация содержания образования; валеологизация воспитательного процесса.

3) технологические: валео-педагогический мониторинг; учебная дисциплина, целенаправленно формирующая когнитивную, эмоционально-волевую и поведенческую стороны валеологической культуры.

Учебный процесс, направленный на формирование здоровьесберегающей среды, неразрывно связанный с формированием и развитием представлений студентов о здоровом образе жизни, а также призванный обеспечить подготовку выпускников в этом направлении. Этот процесс является динамической системой с педагогическим содержанием.

Педагогические условия валеологизации образовательной и воспитательной деятельности требуют комплексной работы, начиная с управленческого компонента, заканчивая содержанием и структурой дисциплин и организацией образовательного и воспитательного процессов.

В процессе формирования здоровьесберегающей среды студенты должны знать не только, что такое здоровье, здоровый образ жизни, способ его ведения, но и формировать такие способности, как:

– владение комплексом статических и динамических упражнений;

– умение рационально организовывать свой режим отдыха и труда, а также умеренный труд;

– владение приемами психоэмоционального напряжения;

– владение способами гигиенически обоснованного питания;

– владение способами закаливания организма;

– умение оказать необходимую самопомощь в экстремальной ситуации;

– осуществление сбора и проведение анализа информации о состоянии здоровья, половозрастных и индивидуальных психофизиологических особенностях развития.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно ориентированного подхода. Учитывая, что технология – это последовательность шагов, этапов к достижению результата, а педагогическая технология – это еще и техника, которая включает в себя методы, формы и приемы, то здоровьесберегающие технологии объединяют все эти понятия плюс принципы здоровьесберегающей педагогики.

Никакие серьезные инновации невозможны без глубокой теоретической подготовки и широкой общей культуры педагога. Поэтому, проводя работу с педагогическим коллективом, надо помочь преподавателю сориентироваться в смежных областях человекознания. Одной из эффективных форм такой поддержки может стать организация профессиональных объединений преподавателей разных предметов как технологическая основа здоровьесберегающей педагогики для разработки приемов, форм и методов организации обучения студентов без ущерба для здоровья как студентов, так и педагогов.

Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентирования на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды рассматривается в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья молодежи.

Как же сохранить здоровье молодежи и добиться высокой их работоспособности и долголетия? Ответ на этот вопрос – здоровый образ жизни. Оптимальный двигательный режим – важное условие здорового образа жизни. Адекватный двигательный режим оптимально поддерживает психофизическое состояние человека и является заслоном для целого ряда негативных изменений в его организме. В современной литературе отражено значительное количество фактов, которые свидетельствуют о том, что недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на физическом состоянии: замедляет рост, снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, снижается умственная работоспособность, задерживается формирование двигательных навыков и умений, нарушается осанка и т. д.

Основу ЗОЖ составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, которые положительно влияют на состояние здоровья.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности, а также с учетом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности человека.

Необходимо отметить, что сильным стимулом к физкультурно-спортивным занятиям являются массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.

Состояние здоровья молодежи характеризуется отрицательной динамикой, которая выражается в том, что от первого курса к выпускному повышается интенсивность симптомов болезней. Увеличилось количество молодежи, употребляющих наркотики, алкоголь, табак. Систематически снижается уровень здоровья студенческой молодежи. Растет число молодежи, имеющей серьезные отклонения в состоянии здоровья. Большая часть имеет хронические заболевания.

С этим связано формирование здоровьесберегающей среды учебного заведения. Под здоровьесберегающей средой понимается комплексная программа, базирующаяся на соответствующей социальной инфраструктуре определенного типа и включает в себя образовательные, воспитательные, медицинские, административно управленческие и иные формы работы по обеспечению здоровья молодого поколения в процессе образования.

Цель поддержания здоровьесберегающей среды – обеспечение молодежи высоким уровнем реального здоровья, создание необходимого багажа знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья. Если забота о здоровье подрастающего поколения является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональном уровне, то только тогда можно говорить о реализации в высшей школе здоровьесберегающего подхода и об осуществлении преемственности в образовании, в результате их внедрения будет производиться защита здоровья молодого поколения от воздействия негативных факторов.

 Список литературы

1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990.

2. Косолапов А.Б. Проблемы изучения, сохранения и развития здоровья студентов. М., 2003.

3. Резер Т.М. Здоровьесохраняющие технологии в образовательных учреждениях // Школьные технологии. 2003. № 5. С. 35-40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема оценки качества информационно-образовательной среды в структуре управления образовательными системами

Достижения в области современных информационных и телекоммуникационных технологиях находят всё большее применение в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в образовании. Внедрение их ...

Электронно-образовательная среда как средство достижения образовательных результатов по предмету Английский язык на примере УМК Кузовлев В.П. и др.

С помощью какой электронно-образовательной среды можно достичь качественные образовательные результаты по предмету АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК? Согласно ФГОС, информационно-методические условия реализац...

УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТУШНИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕНГИЛЕЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАС

Устав образовательной организации  как основа деятельности образовательной организации (на примере Муниципального образовательного учреждения тушнинской  средней общеобразовательной школы му...

Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры (из опыта работы)

Важным фактором является организация учебной деятельности с использованием методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; принципов - наглядности, постепенности; доступности нагрузки с уч...

Информационно-образовательная среда как условие развития образовательной организации Автор Осепян Анна Карленовна

Сегодня мы живем в мире, характерной чертой которого является нарастание темпов изменений. На мировом рынке появляются новые технологии, которые требуют от образовательных управленческих технологий, п...

Музыкальное воспитание дошкольников посредством использования интерактивных средств обучения и цифровых образовательных ресурсов в современной информационной образовательной среде

laquo;Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин (Руководитель международной Лаборатории технологий «Образовани...

Рябова Ю.В. Дистанционные образовательные технологии как часть современной образовательной среды

В статье рассматриваются вопросы использования образовательных дистанционных технологий в современном образовательном пространстве, их положительные и отрицательные стороны....