Проект «Валеологическая школа педагога»
проект по теме

Зибзеева Ольга Викторовна

 Важным  направлением модернизации российского образования является создание условий сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса. Не вызывает сомнение тот факт, что здоровье подрастающего поколения в значительной степени зависит и от обеспечения здоровья педагога. Учителя же, как профессиональная группа, отмечаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_valeologicheskaya_shkola_pedagoga.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

БОУг. Омска «Гимназия № 159»

Проект «Валеологическая школа педагога»

Авторы проекта:

Зибзеева О. В. заместитель директора

Обласова Л. С. школьный психолог

Борисова М. Ю.учитель информатики

Актуальность

 Важным  направлением модернизации российского образования является создание условий сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса. Не вызывает сомнение тот факт, что здоровье подрастающего поколения в значительной степени зависит и от обеспечения здоровья педагога. Учителя же, как профессиональная группа, отмечаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья. 

Анализ результатов анкетирования педагогического коллектива БОУ г. Омска «Гимназия № 159» позволил выявить факторы, отрицательно влияющие на психоэмоциональное и физическое самочувствие педагогов:          

  • хроническая усталость
  • проблемы со здоровьем
  • незапланированные поручения;
  • неожиданно возникающая необходимость замены коллег;
  • изменение расписания;
  • эмоциональная перегрузка;
  • личные проблемы;
  • случающиеся конфликтные ситуации с родителями;
  • работа в «трудных классах»

Среди факторов положительно влияющих на психоэмоциональное и физическое состояние педагоги указали следующие:

  • возможность посещения бассейна и сауны;
  • работа группы здоровья;
  • предварительное обсуждение нагрузки на предстоящий учебный год с администрацией;
  • возможность получения платных сеансов массажа;
  • возможность получения консультации психолога не только по учебным, но и по личным и семейным проблемам;
  • наличие столовой;
  • возможность обращения к стоматологу;
  • устоявшийся коллектив, низкая конфликтность, совместный досуг, дающий положительные эмоции.

В качестве причин возникновение указанных негативных факторов можно выделить объективные и субъективные. Субъективные причины в разной степени проявления присущи большинству педагогов:            

  1. внешняя мотивация здорового образа жизни
  2. низкая самоорганизация, отсутствие или не использование знаний и навыков самоменеджмента
  3. низкая стрессоустойчивость, отсутствие или не использование знаний по саморегуляции
  4. низкая профессиональная компетентность в вопросах эффективного разрешения конфликтных ситуаций и создания благоприятного социально-психологического климата.

Цель проекта: создание социально-психологических условий развития компетентности педагогов в сфере здоровьесбережения и сохранения здоровья педагогов.

Задачи проекта:

  1. развитие мотивации педагогов на поддержание и сохранение здоровья
  2. получение педагогами знаний и навыков самоменеджмента, тайм менеджмента, профилактики заболеваний, способах поддержания и сохранения здоровья.
  3. получение педагогами знаний и навыков психологической саморегуляции и стрессоустойчивости
  4. овладение способами формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах
  5. выработка навыков и способов эффективного поведения в конфликте.
  6. повышение компетентности педагогов в организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

Ожидаемый результат:

- позитивные изменения в мотивации ЗОЖ педагогов и учащихся;

- повышение уровня личной самоорганизации педагогов

- снижение эмоциональных перегрузок и повышение стрессоустойчивости педагогов

- улучшение социально-психологического климата педагогического и классных коллективов

- снижение конфликтности и улучшение межличностных отношений

Предполагаемые эффекты проекта: снижение невротизации детей в процессе обучения, усиление мотивации детей к сбережению собственного здоровья как следствие положительного  личного примера педагогов.

Основные этапы реализации проекта:

Мероприятия

Форма

Сроки

Ответственные

1

Выяснение запроса педагогов на виды и формы мероприятий валеологической направленности

анкетирование

сентябрь

Зам директора по НМР, педагог-психолог, фельдшер, учителя физкультуры

2

«Самоменеджмент педагога»

«Психологическое здоровье педагога»

«Стрессы, первая помощь»

«Приемы боьбы с дисстрессом»

Информационные семинары

Октябрь, ноябрь, декабрь, январь

Педагог-психолог

3

«Приемы и способы формирования благоприятного социально-психологического климата коллектива»

Лекция, дискуссия

ноябрь

Педагог-психолог, социальный педагог

4

«Высшая школа питания» (консультации индивидуальные и групповые)

диагностики и качественный анализ массы тела, обучающие семинары

октябрь, ноябрь,

декабрь

 Специалисты центра здорового питания

5

Организация здоровьесберегающего образовательного процесса

Проектировочный семинар

Семинар-практикум

декабрь,

январь,

февраль

Заместитель директора по УВР

медработник

6.

«Причины конфликтов и  способы разрешения конфликтов»

Лекция

Дискуссия

февраль

Педагог-психолог, социальный педагог

7

«Коммуникативная компетентность педагога» «Эффективное общение»

тренинги

март

Педагог-психолог

8

Навыки психической саморегуляции

тренинг

апрель

Педагог-психолог

9

Коррекция эмоционального состояния

Сеансы релаксации

В течение года

Педагог-психолог

Приглашенные специалисты

10

Оказание социально-психологической, медицинской помощи и поддержки

консультирование

В течение года

Педагог-психолог, социальный педагог, фельдшер

10

Физическое оздоровление

Посещение бассейна и сауны

В течение года

Заместитель дир. По ТО бассейна

11

Физическое оздоровление

Группа здоровья

В течение года

Учителя физкультуры

12

Совместный досуг

Выезды за город

Праздничные мероприятия

Выходы в театры, музеи, на выставки и т.д.

Неформальных творческих объединений

В течение года

Зам. директора по УВР

Участниками проекта являются педагоги гимназии.

В качестве технического обеспечения проекта используются ресурсы гимназии: бассейн с 2 чашами и сауной, тренажерный зал, хореографический зал, спортивный зал, кабинет психологической разгрузки, компьютерная техника.

Все виды мероприятий проводятся специалистами, работающими в гимназии, возможно привлечение (на основе взаимовыгодного сотрудничества) приглашенных специалистов: врачей, врачей-психотерапевтов, психологов.

Способы оценки реализации проекта: эффективность каждого мероприятия оценивается ответственным за его проведение специалистом через анализ мнений участников, посещаемость мероприятий, запрос на дальнейшую работу в обозначенном направлении.

Общая оценка проекта осуществляется по окончании его реализации через анализ выполнения задач проекта, анкетирование педагогов участников проекта.

Управление проектом осуществляет заместитель директора по научно-методической работе, координируя деятельность специалистов: психологов, социального педагога, учителей физкультуры, медика, приглашенных специалистов. 

Проект разработан участниками команды профессионального развития   «Здоровьесбережение участников образовательного процесса» в рамках опытно-экспериментальной работы по проблеме «Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагога в условиях образовательного учреждения».

Проект реализовывался в течение трех лет. Трижды в неделю педагоги имели возможность посещать занятия группы здоровья и тренажерный зал. Один раз в неделю  в распоряжении педагогов бассейн с сауной. Для повышения уровня компетентности педагогов в области здоровьесбережения  проводились информационные семинары и семинары-практикумы: «Обзор оздоровительных методик», «Психологическое здоровье учащихся и педагогов», «Стрессы, первая помощь в острой стрессовой ситуации», «Самоменеджмент педагога». В процессе реализации проекта педагоги-психологи регулярно проводили сеансы релаксации для педагогов и обучение навыкам саморегуляции, оказывали консультативную помощь.

Приглашенные тренеры-консультанты «Высшей школы питания» проводили диагностику массы тела и качественный анализ ее составляющих, проводили консультации и лекции по проблеме здорового питания.

В рамках проекта специалистами службы была разработана и реализована программа по формированию благоприятного социально-психологического климата (СПК) педагогического коллектива. Программа включала в себя: диагностику состояния СПК, получение педагогами знаний о значении благоприятного СПК для учебной деятельности, методах его формирования, консультирование администрации по вопросам психологии управления с целью создания оптимальных условий труда, повышения эффективности и совершенствования методов руководства педагогическим коллективом. Значительной частью программы выступало обучение педагогов навыкам эффективного взаимодействия через тренинг коммуникативной компетентности, тренинг педагогического общения, тренинг развития профессионального самосознания педагога, лекции о предотвращении и снятии конфликтов «Приемы и способы формирования благоприятного социально-психологического климата коллектива», «Причины конфликтов и  способы разрешения конфликтов», «Эффективное общение». Улучшению неофициальных отношений способствовало совместное проведение досуга и создание неформальных объединений (команда КВН, совместные занятия спортом, клуб молодых педагогов «Надежда»). Эффективность программы была подтверждена повторной диагностикой СПК в 2008-2009 учебном году, которая показала среднюю степень благоприятности СПК (для сравнения в 2004-2005 году была диагностирована низкая степень благоприятности СПК коллектива).

Для повышения компетентности педагогов в организации здоровьесберегающего образовательного процесса в рамках проектировочных семинаров были разработаны методические рекомендации по объёму домашних заданий, по оптимизации и рациональной организации времени при выполнении домашнего задания, была разработана карта анализа урока с позиций здоровьесбережения, гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки. Уточнены гигиенические требования к условиям обучения в классных помещениях: длительность пользования персональным компьютером на уроках информатики, длительность сквозного проветривания учебных помещений, в зависимости от температуры наружного воздуха, длительность непрерывного применения на уроках различных ТСО с учетом возраста детей.

Разработаны классные часы «Как рационально использовать время при самоподготовке», «Как готовиться к экзаменам. Профилактика экзаменационных стрессов»; комплексы упражнений на координацию работы полушарий, концентрацию внимания, снятие нервно-психического напряжения, которые могут быть использованы для проведения физкультминуток в среднем и старшем звене. В настоящее время все обозначенные разработки внедрены в образовательный процесс гимназии.

Для оценки результативности проекта были использованы диагностические методики:

  1. Г. Айзенк «Самоооценка психических состояний»
  2. «Оценка социально-психологического климата коллектива по полярным профилям»
  3. Анкета «Компетентность педагога в организации здоровьесберегающего образовательного процесса».

В результате реализации проекта:

  1. Произошло снижение количества педагогов с высоким уровнем тревожности и фрустрации.
  2. Степень благоприятности СПК констатирована как средняя (до проекта диагностика показывала низкую степень благоприятности СПК педагогического коллектива).
  3. Уровень компетентности педагогов в организации здоровьесберегающего образовательного процесса существенно возрос по сравнению с уровнем. выявленным до реализации проекта.

Гимназия неоднократно презентовала свой опыт по созданию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения  через участие в конкурсах, конференциях, выставках различного уровня.

Как перспективные мы видим следующие направления деятельности по здоровьесбережению участников образовательного процесса: продолжение использования оправдавших форм и методов работы по просвещению, созданию мотивации на здоровый образ жизни, оздоровлению со всеми участниками образовательного процесса, поиск новых форм, методов и технологий, создание и реализация совместных проектов для более активного сотрудничества с родителями и общественностью в обозначенном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные проекты в школе. Проект "СМИ. Школьная газета "Звонок""

Созданный проект даёт возможность узнать , как делается школьная газета от начала и до признания....

Проект "Валеологический практикум"

В ходе изучения курса анатомии группа учеников 8-х классов проявила интерес к различным физиологическим методикам, позволяющим определить уровень здоровья человека. Это побудило меня к созданию ...

Работа над проектом "Моя школа" в 8 классе школ с углубленным изучением английского языка

Работа над данным проектом целесообразна в 3 четверти 8 класса, т.к. тема учебника "Образование" открывает возможность говорить о своей школе как о части большой системы и ее роли в этой системе....

Методическая разработка «Учебный проект: от « школы знаний» к «школе деятельности», проект по технологии "Фитодизайн интерьера"

Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования умений и навыков проектной деятельности обучающихся 5-7 классов...

Управленческий проект «Творческие союзы педагогов (ТСП) как элемент усовершенствования модели управления методической работой в школе в условиях реализации ФГОС»

Данный проект подготовлен для муниципального конкурса "Новая волна" (конкурс для молодых заместителей директора школы)...

Основы валеологической культуры педагога

Основы валеологической культуры педагога...