Проект "Валеологический практикум"
учебно-методический материал (8 класс) по теме

 

В ходе изучения курса анатомии группа учеников 8-х классов проявила интерес к различным физиологическим методикам, позволяющим определить уровень здоровья человека. Это побудило меня к созданию данного проекта.

Цель данного проекта: обучить учащихся методам оценки различных компонентов здоровья человека и мотивировать на ценностное и научное  отношение к собственному здоровью.

В течение 6 занятий, на протяжении полутора месяцев группа школьников собиралась в кабинете биологии. Все участники выступали в качестве испытуемых, после чего делились на группы и выступали в качестве исследователей. Каждый выбирал себе тему исследования в соответствии с собственными предпочтениями. Ребята проводили обработку полученных данных, полноценный научный анализ, готовили заключения для обследуемых, а также делали общие выводы и готовились к защите проекта перед широкой аудиторией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Проект «Валеологический практикум»

Цель данного проекта: обучить учащихся методам оценки различных компонентов здоровья человека и мотивировать на ценностное и научное  отношение к собственному здоровью.

Задачи:

  1. Применение в исследовательской деятельности теоретических и практических данных, полученных в ходе изучения курса «Биология. Анатомия»
  2. Ориентирование на ценностное отношение к собственному здоровью
  3. Развитие практических умений осуществлять измерения, замеры, вычисления, обработку анкетных данных
  4. Развитие умения анализировать числовые данные и на основе имеющихся теоретических знаний, делать выводы и заключения
  5. Развитие коммуникативных навыков и формирование благоприятное психологического климата в группе
  6. Валеологическое просвещение и воспитание

Оборудование: весы медицинские, ростомер, тонометр, секундомер, анкеты опросников, бланки анализа полученных данных.

Проект «Валеологический практикум» предполагает внеклассную деятельность на базе кабинета биологии. Рассчитан на учащихся 8 классов. Работа над данным проектом проводилась в течение 6 занятий. Все участники выступают в качестве испытуемых, после чего делятся на группы и выступают в качестве исследователей. Под руководством учителя проводят обработку полученных данных, анализ, готовят заключения для обследуемых, а также делают общие выводы и готовят презентацию к защите.

Реализованный первый блок данного проекта включает в себя следующие практические работы:

  1. Определение биологического возраста по методу Войтенко
  2. Оценка общего здоровья человека методом анкетирования

Предполагается дальнейшая работа над данным проектом. Во втором блоке запланирована реализация следующих практических работ:

  1. Определение типа темперамента и свойств нервной деятельности по методу Айзенка
  2. Определение  состояния стопы
  3. Определение состояния сердечно-сосудистой системы путем применения функционального тестирования


Предварительный просмотр:

Проект «Валеологический практикум»

Защита проекта

Цель проекта:

обучить учащихся методам оценки различных компонентов здоровья человека и мотивировать на ценностное и научное  отношение к собственному здоровью.

Задачи:

  1. Формирование Валеологический компетентности учащихся
  2. Развитие навыков осуществлять практические исследовательские работы, анализировать и систематизировать полученные данные
  3. Защита осуществленных практических работ
  4. Воспитание ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, мотивация на здоровый образ жизни

Оборудование: мультимедийный комплекс, бланки опросника САН

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя: предмет валеологии, понятие «здоровье», составляющие компоненты здоровья человека, цель практикума.
  2. Защита работы № 1
  3. Исследование состояния человека с помощью теста дифференциальной самооценки функционального состояния – опросника САН (практическая работа с классом)
  4. Защита работы № 2
  5. Исследование статической балансировки (практическая работа с классом)
  6. Видеоролик «Как это было»
  7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. Перспектива развития данного направления деятельности

  1. Вступительное слово учителя

(презентация: слайды 1-5)

Валеология – это наука, в основе которой лежат представления о здоровье человека, живущего в сложном и постоянно меняющемся мире, где он подвергается воздействию огромного количества факторов окружающей среды; наука о формировании, развитии и сохранении здоровья индивида.

Термин «валеология» был предложен ученым из Санкт-Петербурга И.И.Брехманом. Основная задача данной науки – повышение количества и качества здоровья и включение человека в процесс формирования собственного здоровья. Еще Сократ говорил, что «здоровье – не все, но все без здоровья – ничто».

Существуют разные определения понятия здоровья. Эксперты Всемирной организации здравоохранения определяют здоровья, как отсутствие психических и физических дефектов, а также полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Основными факторами, влияющими на физическое здоровье, являются следующие: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, а также гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации. На духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияют высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, состояние здоровья населения на 10% зависит от уровня развития медицины и медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственными факторами, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% - образом жизни.

Для того чтобы заботиться о своем здоровье, надо определить его уровень.

Сегодня мы хотим представить вашему вниманию несколько методик, объединенных нами в общий проект «Валеологический практикум».

Цель данного проекта: обучить учащихся методам оценки различных компонентов здоровья человека и мотивировать на ценностное и научное  отношение к собственному здоровью.

  1. Практическая работа № 1

(выступление учащихся, слайды 6-17)

Оценка общего здоровья человека методом анкетирования

Количественная оценка уровня здоровья (психического и соматического), опирающаяся на экспресс-анкетирование, позволяет выявить людей группы риска, осуществлять мониторинг уровня здоровья, дает основания для направления человека к специалистам с целью углубленной диагностики.

Метод анкетирования может быть использован в отношении различных возрастных групп. Примером такого подхода является метод количественной оценки уровня здоровья школьников, разработанный в Научном центре охраны здоровья детей и подростков РАМН.

Самооценка особенностей своего поведения, переживаний, сопровождающих внутренние процессы в организме, может дать очень важную информацию для дальнейшей, более глубоко работы с человеком.

Нарушения внешних форм поведения связаны с особыми целостными понятиями – синдромами, которые объединяют набор симптомов - признаков нарушений в психической или телесной сфере человека. Выраженность этих симптомов говорит об общем уровне здоровья человека.

Достоинство данного анкетного метода оценки здоровья является его быстродействие и возможность оценки большого количества людей. Информативность данного метода, по мнению разработчиков, составляет 50-80%

Анкета, заполняемая обследуемым,  включает в себя вопросы, позволяющие выделить 12 синдромов:

  1. Астенический
  2. Невротический
  3. Истероподобный
  4. Психостенический
  5. Патохарактерологический
  6. Церебростенический
  7. ЛОР
  8. ЖКТ
  9. Сердечно-сосудистый
  10. Анемический
  11. Аллергический
  12. Вегето-сосудистой дистонии

Первые шесть блоков вопросов позволяют выявить нарушения поведения человека пограничного уровня, то есть говорят о психическом здоровье

Еще пять блоков вопросов относятся к уровню здоровья физического, определяя состояния отдельных систем организма

Последний блок – вегето-сосудистой дистонии – отражает состояние вегетативной нервной системы, отражает состояние как физического так и психического здоровья человека.

Каждый блок вопросов включает десять наиболее характерных симптомов, которые оцениваются по двум параметрам: по частоте встречаемости и по силе выраженности.

Практическая работа № 1

Тема: Оценка общего здоровья человека методом анкетирования

Цель работы: оценить уровень психического и соматического здоровья на основе субъективного метода экспресс-анкетирования, научиться проводить анализ полученных результатов, получить заключение о наличии и выраженности у обследуемого определенных синдромов.

Оборудование: анкета, инструкция по заполнению анкеты, бланк для анализа результатов.

Ход работы:

  1. Ознакомить обследуемого с принципом заполнения анкеты и вопросами анкеты
  2. Ознакомить обследуемого с инструкцией по заполнению анкеты
  3. Заполнение анкеты
  4. Анализ результатов.
  5. Ознакомление испытуемого с заключением.

Анализ результатов

  1. Выведение интегрального коэффициента.

Необходимо по каждому синдромы вывести сумму баллов по частоте и силе выраженности симптомов – это показатель болезненности. Он является основным показателем степени неблагополучия в том или ином синдроме, а следовательно,  и уровня здоровья.

  1. Определение уровня здоровья по каждому из синдромов

Определить уровень здоровья в соответствии с табличными данными

Сумма баллов

Уровень здоровья

от 0 до 12

высокий – 1

от 13 до 24

выше среднего – 2

от 25 до 36

средний – 3

от 37 до 48

ниже среднего – 4

от 49 до 60

низкий – 5

  1. Построить график профиля здоровья. По оси ординат расположить уровни здоровья (1-5), по оси абсцисс указать синдромы.

  1. Сформулировать вывод. Определить средний уровень здоровья по всем синдромам (среднеарифметическое). Указать синдром с максимально неблагоприятным уровнем здоровья.

  1. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)

Практическая работа с классом

(выступление учителя, учащиеся выполняют тест, анализ данных, слайды 18-20)

  1. Защита практической работы № 2

(выступление учащихся, слайды 21-25)

Расчетный метод интегрального описания здоровья человека.

Определение биологического возраста по методу Войтенко

В качестве общей оценки здоровья человека используют такое понятие, как «биологический возраст».  В традиционном понимании биологический возраст (БВ) отражает рост, развитие, созревание, старение организма. Расчетные методы определения биологического возраста базируются на статистическом анализе некоторых нормативных параметров, связанных с развитием – старением организма.

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма.

Для растущего организма значительное опережение и отставание биологического возраста по отношению к календарному – признак снижения уровня здоровья и служит основанием для более глубокого обследования состояния человека в специализированном медицинском учреждении.

Практическая работа № 2

Цель: определить биологический возраст по методу Войтенко, сравнить с календарным возрастом обследуемого, сделать вывод о степени общего здоровья.

Оборудование: анкета, аппарат для измерения артериального давления, секундомер, бланк анкеты

Ход работы

  1. Измерения:
  1. Масса тела (МТ в килограммах)
  2. Пульсовое давление (разница между систолическим и диастолическим – АДП, в мм рт.ст.)
  3.  Продолжительность задержки дыхания после глубокого вдоха (задержка дыхания на вдохе – ЗДВ, в секундах)
  4. Провести исследование статической балансировки (СБ в секундах)
  1. Тестирование «Определение индекса самооценки здоровья по анкете» (СОЗ в баллах)
  2. Провести расчет биологического возраста и должного биологического возраста.
  3. Занесение полученных расчетных результатов в таблицу, сравнение, формулирование вывода о соответствии биологического возраста должному, общем уровне здоровья.
  4. Ознакомление обследуемого с результатами исследования.

Проведение расчетов, анализ результатов

  1. Проводим расчет биологического возраста (БВ)

Для мужчин:

БВ = 27 + 0,22хАДС – 0,15хЗДВ + СОЗ – 0,15хСБ

Для женщин:

БВ = - 1,46 + 0,22хАДП + 0,25хМТ + 0,7хСОЗ – 0,14хСБ

  1. Проводим расчет должного биологического возраста (ДБВ)

Мужчины: ДБВ = 0,629хКВ + 18,6

Женщины: ДБВ= 0,581хКВ + 17,3

где КВ – календарный возраст в годах

  1. Сравнить БВ и ДБВ

Если БВ-ДБВ=0, то степень постарения соответствует статистическим нормативам, если БВ-ДБВ больше 0, то степень постарения большая и следует обратить внимание на образ жизни и пройти дополнительные обследования, если БВ-ДБВ меньше 0, то степень постарения малая.

  1. Вывод
  2. Исследование статической балансировки (практическая работа с классом)

Практическая работа с классом (используется приложение «Секундомер», анализ данных)

  1. Видеоролик «Как это было..»

  1. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. Перспектива развития данного направления деятельности

Предполагается дальнейшая работа над данным проектом. Во втором блоке запланирована реализация следующих практических работ:

  1. Определение типа темперамента и свойств нервной деятельности по методу Айзенка
  2. Определение  состояния стопы и разработка гимнастического комплекса для укрепления свода стопы
  3. Определение состояния сердечно-сосудистой системы путем применения функционального тестирования


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект: «Валеологический практикум» Руководитель: Марина Е.В. Участники : МБОУ СОШ № 3 /март 2011 г./ Небеснюк Анна Кракашова Валентина Мурадашвили Ник Яценко Владислав Бондаренко Павел Горбаченко Анна Хмель Екатерина Ефремова Анастасия Кучерина Ирина Колмычек Дарья Леваднева Александра

Слайд 2

Валеология – наука о формировании, развитии и сохранении здоровья индивида. И.И.Брехман «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто». Сократ

Слайд 3

Здоровье – это не только отсутствие психических и физических дефектов, а также полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Слайд 4

Факторы, влияющие на здоровье человека

Слайд 5

Проект «Валеологический практикум» Цель данного проекта : обучить методам оценки различных компонентов здоровья человека и мотивировать на ценностное и научное отношение к собственному здоровью. Работа № 1 «Оценка общего здоровья человека методом анкетирования» Работа № 2 «Расчетный метод описания здоровья человека. Определение биологического возраста по методу Войтенко»

Слайд 6

Оценка общего здоровья человека методом анкетирования Количественная оценка уровня здоровья (психического и соматического), опирающаяся на экспресс-анкетирование, позволяет выявить людей группы риска, осуществлять мониторинг уровня здоровья, дает основания для направления человека к специалистам с целью углубленной диагностики.

Слайд 7

Оценка общего здоровья человека выделяет синдромы : Астенический; Невротический; Истероподобный; Психастенический; Патохарактерологический; Церебростенический; 7) ЛОР; 8) ЖКТ; 9) Сердечно-сосудистый; 10) Анемический; 11) Аллергический; 12) Вегето-сосудистой дистонии .

Слайд 8

Сумма баллов Уровень здоровья от 0 до 12 высокий – 1 от 13 до 24 выше среднего – 2 от 25 до 36 средний – 3 от 37 до 48 ниже среднего – 4 от 49 до 60 низкий – 5 Тема : Оценка общего здоровья человека методом анкетирования Цель работы: оценить уровень психического и соматического здоровья на основе субъективного метода экспресс-анкетирования, научиться проводить анализ полученных результатов, получить заключение о наличии и выраженности у обследуемого определенных синдромов. Оборудование: анкета, инструкция по заполнению анкеты, бланк для анализа результатов. Ход работы : Ознакомить обследуемого с принципом заполнения анкеты и вопросами анкеты Ознакомить обследуемого с инструкцией по заполнению анкеты Заполнение анкеты Анализ результатов. Ознакомление испытуемого с заключением. Анализ результатов Выведение интегрального коэффициента. Необходимо по каждому синдромы вывести сумму баллов по частоте и силе выраженности симптомов – это показатель болезненности. Он является основным показателем степени неблагополучия в том или ином синдроме, а следовательно, и уровня здоровья. 2. Определение уровня здоровья по каждому из синдромов 3. Определить уровень здоровья в соответствии с табличными данными 4. Построить график профиля здоровья. По оси ординат расположить уровни здоровья (1-5), по оси абсцисс указать синдромы.

Слайд 10

Вывод : обследовано 6 человек, у всех обследуемых уровень физического здоровья высокий и выше среднего. У одного человека снижение по аллергическому синдрому , необходимо контролировать аллергические реакции. У одного человека снижение по синдрому вегето – сосудистой дистонии , это говорит о том, что психическое напряжение стало сказываться на физическом здоровье. У всех обследуемых снижение уровня психического здоровья до среднего по различным синдромам. Это связано с повышенной нагрузкой, следовательно, с утомляемостью, нехваткой времени на отдых. Рекомендовано: прогулки на свежем воздухе, снятие стресса по мере его поступления.

Слайд 17

Благодарим за внимание! Желаем Вам:

Слайд 18

Тест дифференциальной самооценки функционального состояния – опросника САН Разработан сотрудниками 1-го Московского медицинского института имени И.М.Сеченова в 1973 г. Предназначен для определения функционального состояния человека и его изменений в течение определенных интервалов времени

Слайд 19

Опросник САН 7 6 5 4 3 2 1 1 Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое 7 6 5 4 3 2 1 2 Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым 1 2 3 4 5 6 7 3 Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный 1 2 3 4 5 6 7 4 Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный 7 6 5 4 3 2 1 5 Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный

Слайд 20

Подсчет результатов, вывод Название шкалы Подсчет количества баллов Уровень функционального состояния Самочувствие Активность Настроение менее 30 баллов низкая оценка от 31 до 50 баллов средняя оценка от 51 до 70 баллов высокая оценка

Слайд 21

Расчётный метод интегрального описания здоровья человека Определение биологического возраста по методу Войтенко Цель : определить биологический возраст по методу Войтенко, сравнить с календарным возрастом обследуемого, сделать вывод о степени общего здоровья . Оборудование: анкета, аппарат для измерения артериального давления, секундомер, бланк анкеты

Слайд 22

В качестве общей оценки здоровья человека используют такое понятие, как «биологический возраст». В традиционном понимании биологический возраст (БВ) отражает рост, развитие, созревание, старение организма. Расчетные методы определения биологического возраста базируются на статистическом анализе некоторых нормативных параметров, связанных с развитием – старением организма. Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Для растущего организма значительное опережение и отставание биологического возраста по отношению к календарному – признак снижения уровня здоровья и служит основанием для более глубокого обследования состояния человека в специализированном медицинском учреждении.

Слайд 23

Ход работы 1. Измерения: Масса тела (МТ в килограммах) Пульсовое давление (разница между систолическим и диастолическим – АДП, в мм рт.ст .) Продолжительность задержки дыхания после глубокого вдоха (задержка дыхания на вдохе – ЗДВ, в секундах) Провести исследование статической балансировки (СБ в секундах) 2. Тестирование « Определение индекса самооценки здоровья по анкете » (СОЗ в баллах) 3. Провести расчет биологического возраста и должного биологического возраста. 4. Занесение полученных расчетных результатов в таблицу, сравнение, формулирование вывода о соответствии биологического возраста должному, общем уровне здоровья. 5 . Ознакомление обследуемого с результатами исследования

Слайд 24

Проведение расчетов, анализ результатов 1. Проводим расчет биологического возраста (БВ) Для мужчин: БВ = 27 + 0,22хАДС – 0,15хЗДВ + СОЗ – 0,15хСБ Для женщин: БВ = - 1,46 + 0,22хАДП + 0,25хМТ + 0,7хСОЗ – 0,14хСБ 2. Проводим расчет должного биологического возраста (ДБВ) Мужчины: ДБВ = 0,629хКВ + 18,6 Женщины: ДБВ= 0,581хКВ + 17,3 где КВ – календарный возраст в годах 3. Сравнить БВ и ДБВ Если БВ-ДБВ=0, то степень постарения соответствует статистическим нормативам, если БВ-ДБВ больше 0, то степень постарения большая и следует обратить внимание на образ жизни и пройти дополнительные обследования, если БВ-ДБВ меньше 0, то степень постарения малая.

Слайд 25

Из десяти обследуемых , у двух человек отклонение от нормы, что говорит о нарушении образа жизни. У троих человек степень старения статистической норме. У пяти обследуемых- низкий уровень старения



Предварительный просмотр:

Валеологический практикум

(Вступительное слово учителя)

Валеология – это наука, в основе которой лежат представления о здоровье человека, живущего в сложном и постоянно меняющемся мире, где он подвергается воздействию огромного количества факторов окружающей среды; наука о формировании, развитии и сохранении здоровья индивида.

Термин «валеология» был предложен ученым из Санкт-Петербурга И.И.Брехманом. Основная задача данной науки – повышение количества и качества здоровья и включение человека в процесс формирования собственного здоровья. Еще Сократ говорил, что «здоровье – не все, но все без здоровья – ничто».

Существуют разные определения понятия здоровья. Эксперты Всемирной организации здравоохранения определяют здоровья, как отсутствие психических и физических дефектов, а также полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Основными факторами, влияющими на физическое здоровье, являются следующие: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, а также гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации. На духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияют высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, состояние здоровья населения на 10% зависит от уровня развития медицины и медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственными факторами, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% - образом жизни.

Для того чтобы заботиться о своем здоровье, надо определить его уровень.

Сегодня мы хотим представить вашему вниманию несколько методик, объединенных нами в общий проект «Валеологический практикум».

Цель данного проекта: обучить учащихся методам оценки различных компонентов здоровья человека и мотивировать на ценностное и научное  отношение к собственному здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Решение задач по генетике".

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...

Практикум по развитию речи

Практикум по развитию речи для старшеклассников...

Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).

В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема   «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен   на формирование умения у обучающихся использовать   качественные р...

Обществознание. Практикум для организации самостоятельной работы.

 Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса при изучении курса “Обществознание”. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь фо...

«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока:Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания о СПП ...

Подборка тестов и практикум по экономике (учебник под редацией А.Г.Грязновой)

Тесты и практикум  по экономике для учащихся социально-экономического класса ( учебник  под  редакцией А.Г.Грязновой и Н.Н. Думной). Имеются ключи....

Практикум по русскому языку "Причастие"

Данный практикум можно использовать на уроках русского языка в 7 классе (для обобщения) и в 8-9 классах (для повторения)...