"Словообразование и формообразование"
план-конспект по русскому языку

Пахомова Светлана Александровна

Способы словообразования и формообразования, разбор слова по составу, синтасический разбор предложения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0017a8ce-e16a7ad3.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Словообразование и формообразование»

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод: частично-поисковый.

Цели:

  1. Познавательные: углубить понятие о способах словообразования и формообразования слов.
  2. Практические: совершенствовать умение разбирать слово по составу; производить  синтаксический разбор предложения; продолжить подготовку  к ЕГЭ.
  3. Развивающие: развивать логическое мышление на основе построения словообразовательного гнезда; развивать устную монологическую речь.

                                    Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
  2. Проверка домашнего задания. Пройти и посмотреть наличие выполненного домашнего задания.
  3. Подготовка к ЕГЭ. 
  1.  Орфографический диктант; выделить корень в сложных существительных и прилагательных. Определить способ связи слов в словосочетаниях:  светло-серый костюм – согласование, парк железнодорожников - управление, временно нетрудоспособный– примыкание, сильнодействующее лекарство - согласование, институт здравоохранения - управление.      
  2. Синтаксический разбор предложения: 

Стало ясно, что мы заблудились в этом белоснежном лесу. (Повест., невоскл., сложное, сложноподчиненное). [            ], (что                   ).

  1. Разобрать слово по составу: белоснежном
  1. Объяснение нового материала: Не случайно наши задания сегодня связана с работой над сложными существительными и прилагательными, так как тема этого урока: «Словообразование и формообразование».

- Какие способы образования слов вы знаете? (Учащиеся перечисляют способы образования слов, которые они помнят). В современном русском языке существует несколько способов словообразования: морфологический (образование новых слов путём присоединения морфем к производящей основе или к производящему слову) и неморфологический. Составим схему морфологических способов.

                            Морфологические способы

Аффиксация:

  1. Приставочный

(ехать – уехать)

  1. Суффиксальный

(лес – лесной)

  1. Приставочно-суффиксальный

(море – приморский).

Бессуффиксальный:

Допросить – допрос, высокий – высь.

Сложение:

  1. Соединение двух корней

(водовоз – воду возить)

  1. Часть слова+целое слово

(драмкружок – драматический кружок)

  1. Целое слово+целое слово

(вагон-ресторан)

  1. Сложносокращённые слова

(универмаг – универсальный магазин)

  1. Аббревиатура

(ЕГУ – Елецкий государственный университет).

Усечение основы:

Заведующий – зав.

Теперь запишем неморфологические способы словообразования.

Неморфологические способы:

  1. Лексико-семантический – появление новых слов в результате изменения значения у уже существующих в русском языке слов: прапорщик (знаменосец_ - прапорщик (воинское звание).
  2. Морфолого-синтаксический – появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую: раненый солдат (прил.) – раненый уснул (сущ.)
  3. Лексико-синтаксический – появление новых слов в результате сращения сочетаний слов: сумасшедший – с ума сошедший.

С формообразованием слов вы познакомитесь самостоятельно. Эта тема не вызывает трудностей, поэтому я задам её на дом.  

V.Закрепление изученного материала. Для закрепления изученной темы выполним

Упр.75.Доска. (Задание: постройте из слов словообразовательное гнездо.)

Год  годик -

Упр.76.Самостоятельно. (Задание: укажите способ образования слов.)

  Пригородный – приставочно-суффиксальный, садоводство – сложение, упрощение – приставочно-суффиксальный, победитель – суффиксальный, окончательный – приставочно-суффиксальный, наконечник – приставочно-суффиксальный, водянистый – суффиксальный, водопровод – сложение, МХАТ – аббревиатура, студсовет – сложение, приземлить – приставочно-суффиксальный, Курилы – усечение основы, педсовет – сложение, РФ - аббревиатура, ВВЦ - аббревиатура, выставка-продажа – сложение, главбух – сложение, завхоз – сложение, завуч – сложение, зарплата – сложение, самбо – сложение, ракета-носитель – сложение.

VI. Итог урока. Итак, сегодня на уроке мы повторили с вами способы словообразования, а формообразование вы прочтёте сами и на следующем уроке расскажите мне. Записываем домашнее задание.

VII. Домашнее задание. 

VIII. Выставление оценок, их комментирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формообразование в костюме методом бумагопластики

Методическая разработка по программе "Основы дизайна и моделирования костюма" включает задания по бумагопластике, истории костюма и подводит учащихся к муляжному способу моделирования....

Методическая разработка урока по дисциплине «Процессы формообразования и инструменты» тема: «Выполнение практической работы «Расчет и табличное определение режимов резания при сверлении, зенкеровании, развертывании».

Сделать расчеты режимов резания при сверлении ( с использованием таблиц нормативов), определить мощность резания (Nрез.), определить основное время (То)....

Методическая разработка урока по дисциплине «Процессы формообразования и инструменты» тема: «Протягивание»

Выполнение творческой работы  «Назначение режимов резания при протягивании»...

Формообразование и словообразование, различия. 5, 6 классы.

В данной презентации дается представление о формообразовании и словообразовании, наглядно показывается разница между этими понятиями, говорится о разнице между лексическим и грамматическим значением с...

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования....