Урок русского языка в 6 классе "Разносклоняемые существительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Елена Владимировна Бобкова

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема:         Разносклоняемые имена существительные

Класс: 6.

Цель:  познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, формировать умение правильно их писать

 

Планируемые результаты:

  1. Предметные результаты:

знать разносклоняемые существительные; особенности их склонения;

уметь распознавать в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний имен существительных

  1. Личностные:

уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

  1. Метапредметные:

умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

 Основные понятия темы: разносклоняемые существительные

Ресурсы: учебник « Русский язык. 6 класс» авт. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т.; рабочий лист, мультимедийная презентация.

Этапы урока.

Основное содержание этапа.

Основные виды деятельности учащегося

1.

Организационный момент.

- Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!»

Я рада  видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Успехов вам и удач! (слайд 1)

Эмоциональное включение в урок

Выполняют задания учителя

Машут руками

Садятся девочки

Садятся мальчики

Закрывают глаза

Открывают глаза

Улыбаются друг другу

2.

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос:

- Что такое начальная форма имени существительного?

- Какие постоянные признаки существительных вам известны?

-Как определить категорию одушевленности-неодушевленности существительных?

- Какие непостоянные признаки?

- Как называется изменение существительных по падежам?

- От чего зависит выбор гласной в окончании существительных?

2. Самостоятельная работа: «Игра крестики-нолики»

- Ребята, перед вами лежат рабочие листы. Запишите число и классная работа. Давайте выполним задание №1, поиграем в игру.

-Проанализируйте предложенный вам языковой материал, в пустые клетки впишите только буквы, в соответствии с заданием

( е-и оконч.сущ.)

Задание: Определите, какую гласную следует писать в окончании существительного.

В пустые клетки добавляйте толькоЕ или И.

и

е

и

  на площад…,  по алле…,  у печ…,                

и

и

е

  в полици…,  у Наталь…, по привычк…,

е

и

и

  в паспорт…, на заняти…, по глупост…

-А теперь проверим! (слайд2)

  1. Постановка проблемного вопроса

Распределительный диктант

- Распределите слова по типам склонения (СЛАЙД 3). Это второе задание в ваших рабочих листах.

слава, верность, болото, плач, пламя, изморозь, сумрак, дядя, поклон, темнота, россыпь, время, звездопад

Ответы учащихся:

- Сущ. в ед.ч., Им.п.

- Собст./нариц., одуш./неодуш., род, склонение.

- задать вопрос

- падеж и число

- склонение

- склонение

выполнение работы

Закрепление орфографического навыка

самопроверка, самооценивание

Структурирование языкового материала

3.

Целеполагание

Все ли слова удалось распределить по типам склонений? Почему?

- Есть группа необычных слов, которые можно отнести к нескольким, разным склонениям. Как вы думаете, как их можно назвать?

Тема нашего урока «Разносклоняемые существительные» (СЛАЙД 4).

-Что мы должны узнать на уроке?

-Чему должны научиться?

-Запишите тему в рабочие листы.

пытаются сформулировать цели урока.

4.

5.

Первичное усвоение новых знаний

Слово учителя

-К разносклоняемым существительным относятся 10 слов, оканчивающихся на МЯ, только не путайте с окончанием.

-Я не буду вам их просто так перечислять, вы сами должны будете выписать их в тетрадь из стихотворения, которое я вам прочту (СЛАЙД 5).

Есть история про племя.

Лишь весной настанет время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять  - бремя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

А у коровы полно вымя.

Её надо подоить.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувая ссоры пламя:

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

- Какие же слова на –МЯ вы выписали? (СЛАЙД 7)

- Все ли из перечисленных слов вам понятны? Где можно узнать о их значении?

Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) 

 Племя— в  обширном значении: все люди. Колено, поколенье, род, потомство .

 Темя — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум теменным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.

 Стремя, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

(СЛАЙД 8)

Работа с учебником:

Задание: прочтите материал п.45 с. 136, расскажите, почему эти существительные названы разносклоняемыми. Все ли слова, относящиеся к этой группе, я назвала?

 -Молодцы, ребята, запишите слово путь к разносклоняемым существительным.

Динамическая пауза.  (Слайд 9)

Сейчас мы с вами  отдохнём, подвигаемся, но с пользой.

Вы видите, что по классу расклеены слова. Вы, внимательно оглядевшись, выбираете нужное вам слово, не толпясь и не ругаясь, встаете с места, аккуратно отклеиваете его и приносите его на стол своей группы. После чего садитесь на место, поучаствовать должен каждый. Найдите все разносклоняемые слова.

- Проверим, все ли слова, принесённые вами, выбраны правильно?

Слушают учителя

Выписывают новые слова в тетрадь

- бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя

работают с толковым словарем

Читают материал учебника с целью извлечения нужной информации

- в Р.Д.П. падежах у них окончание –и 3-го склонения, в в Т.п. окончание –ем, ём 2-го склонения.

Вы не сказали о слове путь (м.р.)

встают с мест, находят нужное слово по заданию и крепят к доске

Первичное закрепление

Выполните упр. 254 с. 136 по заданию, при затруднении обращайтесь к правилу. Обязательно выделяйте окончания в словах.

-Что у вас получилось?

У вас  в рабочих листах  есть стихотворение с пропущенными словами, ваша задача – восстановить текст

В стародавнее древнее   время

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое племя

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове  вымя,

Как написать свою фамилию и  имя,

Зачем на лошадь надевать седло и стремя -

Необразованное было это племя.

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их  бремя забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер знамя,

Что кислород всегда поддерживает пламя,

Не думали они над тем,

Как  в булку превратить простое семя,

С утра до вечера они чесали  темя.

- Назовите слова, которые вы выписали!

(СЛАЙД 10)

-Какого слова здесь не хватает?

Выполняют упражнение

Вставляют разносклоняемые существительные

путь

5

Рефлексия

- Друзья мои, я очень рада,
    Что состоялся наш урок.
   Ну а сейчас приходит время
  Уроку подвести итог. (слайд 11)

- Предлагаю устно продолжить неоконченные предложения:

  •  Я вспомнил, что…
  • Я понял…
  • Вызвало затруднения…
  • Нужно выучить…

Оцените свои знания и умения: (слайд 12)

  1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий.
  2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.
  3. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.

 

 Анализ собственной учебной деятельности и самокоррекция

6

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

-Параграф 45,

- Придумайте словесный портрет имени существительного, нарисуйте его костюм,

Упражнение 255. (слайд 13)

Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

С  заданиями справились легко

И поработали ударно.

- Большое спасибо за работу, урок окончен!

Запись в дневники

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Дата:___________________________________________________________

Тема урока:_______________________________________________________

Этапы урока

Рабочее поле

1.

 Игра крестики-нолики»

Задание: Определите, какую гласную следует писать в окончании существительного.

В пустые клетки добавляйте толькоЕ или И.

  на площад…,  по алле…,  у печ…,                

  в полици…,  у Наталь…, по привычк…,

  в паспорт…, на заняти…, по глупост…

2.

Распределительный диктант

- Распределите слова по типам склонения . Это второе задание в ваших рабочих листах.

Слава, верность, болото, плач, пламя, изморозь, сумрак, дядя, поклон, темнота, россыпь, время, звездопад

1скл.________________________________________________________

2 скл_________________________________________________________3 скл_________________________________________________________

3.

Цели урока

Я должен…

4.

Работа со стихотворением.

____________________________________________________________________________________________________

5.

Выполнение упражнения 254.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.

Восстановите текст

В стародавнее древнее   ………

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое ………

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове ……… ,

Как написать свою фамилию и   ………,

Зачем на лошадь надевать седло и ……… -

Необразованное было это……… .

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их   ………забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ………,

Что кислород всегда поддерживает ………,

Не думали они над тем,

Как  в булку превратить простое ………,

С утра до вечера они чесали  ……….

7.

Оцените свои знания и умения:

  1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий.

  1. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.

  1. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.

СПАСИБО!

8.

Задание на дом.

  1. параграф 45;
  2. упражнение 255.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по родам"

В конспекте урока русского языка для учащихся 5 класса коррекционной школы по теме "Изменение имён существительных по родам" использованы коррекционные приёмы и упражнения на развитие высших психическ...

урок Русского языка Падежные окончания существительных

Конспект урока  для коррекционной школы VIII вида...

урок Русского языка Падежные окончания существительных

Презентация к уроку "Падежные окончания существительных" для коррекционной школы VIII вида...

Урок русского языка "Употребление суффиксов существительных -ЕК- и -ИК-" 5 класс

Урок русского языка  «Употребление суффиксов существительных  –ЕК- и –ИК-» (5 класс) Цели: - усвоение правила правописания суффиксов –ек- и –ик-; - развитие логического мышле...

Урок русского языка "Великая битва существительных с глаголами"

Урок - игра обобщит изученное о существительных и глаголах....