Урок-практикум по русскому языку «Подготовка к сочинению по тексту в формате ОГЭ»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

«Подготовка к сочинению по тексту  в формате ОГЭ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_prilepin.docx34.39 КБ
Файл urok-_praktikum_po_russkomu_yazyku.pptx900.62 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

русского языка в 11а классе по теме «Подготовка к сочинению по тексту

в формате ОГЭ»

Цель урока:  создать условия для отработки композиции сочинения-рассуждения по предложенному тексту в формате ОГЭ. (Слайд №2 .)

Тип урока: урок-практикум с элементами исследовательской работы.

Форма работы – групповая ( 4 группы)

Ход урока

Организационный  момент (1-2 мин)

1. Слово учителя:   Здравствуйте. Я надеюсь, что на уроке  у нас будет царить  взаимовыручка, готовность прийти друг другу на помощь.

Пожелаем друг другу успеха!

2. Знакомство с темой урока.

3. Формулировка ученикамицели урока.

- Как вы думаете, какова основная цель данного урока?

2.Работа с текстом.

Сегодня мы поработаем с текстом современного автора – Захара Прилепина. Несколько слов о писателе (презентация).(3 мин)

Чтение текста. (5 минут)

Какой это текст? Повествовательный? Описательный? Тип речи?

1) Определение проблемы. (5 минут)

Задание классу:  1) Поработайте в группе, сформулируйте проблему.

Как  правильно понять исходный текст.

  1. О чем текст? (Ты увидишь тему).
  2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы).
  3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста)
  4. Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)

Итак,

  1. о чем же прочитанный текст
  2. Какие  вопросы рассматривает автор, о чем рассуждает?
  3. Что хочет автор сказать нам через этот текст? (выступления групп)

2) Комментарий (10 мин). Анализ текста. Отбор литературного и языкового материала для комментария. Что такое комментарий? (ответы групп, обсуждение, зачитывание вариантов)

3) Позиция автора (3 мин). (Обсуждение в группах, ищем в тексте слова, выражающие позицию автора, зачитываются варианты)

4) Своя позиция и обоснование.(3 мин)(обсуждение в группах, варианты)

3. Проверка сочинений по критериям (10 мин) Обсуждение в группах, выставление баллов.

Какое впечатление произвели на вас сочинение сверстников? Понятнее стало, что от вас требуется?

4. Рефлексия.

1. Понравился ли вам текст, предложенный для анализа? Какая мысль показалась вам наиболее ценной.

2. Что показалось сложным в проверке?

  1. Домашнее задание. Написать сочинение по исходному тексту.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок- практикум по русскому языку. Анализ текста, подготовка к сочинению. Учитель Лейбович Анна Фёдоровна

Слайд 2

Захар Прилепин (родился в 1975 году) Заха́р Приле́пин (настоящее имя — Евге́ний Никола́евич Приле́пин ,) – писатель, публицист. Заместитель художественного руководителя МХАТ имени Горького по литературной части с 4 декабря 2018 года. Известен также своей общественно-политической, гуманитарной и военной деятельностью в России и странах « ближнего зарубежья ». В ряде разножанровых творческих проектов выступал в качестве продюсера , главного редактора , телеведущего , рэп-исполнителя и актёра . С октября 2016 года — член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации Лауреат премии Правительства России в области культуры и ряда других премий.

Слайд 3

Сейчас Захара Прилепина знают как писателя и колумниста , актера и телеведущего, музыканта и политика. Он пишет в "Живом Журнале", ведет канал на Youtube и редактирует сайт "Свободная пресса". При этом не страдает муками творчества и "не знает, что такое вдохновение". Главное огорчение - нехватка времени: дети подрастают, и упускаются моменты их взросления.

Слайд 4

"Я же всем всегда доволен. Такой с детства. А логика высших сил, которые нас всем этим одаривают, наверное, следующая: раз ты счастлив, то — на, вот тебе еще сил немножко».

Слайд 5

Как правильно понять исходный текст О чем текст? (Ты увидишь тему). Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы). Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста) Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)

Слайд 6

Групповая работа с текстом 1. Сформулируйте проблему. 2. Найдите 2 примера. Поясните, почему они важны для понимания текста 3. Сформулируйте позицию автора. 4. Сформулируйте свое согласие/несогласие. Обоснуйте.

Слайд 7

(1)Тогда у нас ещё был только один ребёнок – старший сын. (2)Мы были замечательно бедны. (3)Питались жареной капустой и гречкой. (4)Новогодние подарки ребёнку начинали покупать за полгода, не позже, так как точно знали, что накануне Нового года денег на все заказанные им у Деда Мороза сюрпризы точно не хватит. (5)Так вот и жили, приобретая один подарок в месяц: на него иногда уходила треть моей нехитрой зарплаты. (6)Старший очень долго верил в Деда Мороза, чуть ли не до восьми лет. (7)По крайней мере, я точно помню, что в первом классе он реагировал на одноклассников, которые кричали, что никакого Деда Мороза нет, как на глупцов. (8)Каждый год он составлял списки: что он желает заполучить к празднику. (9)Мы по списку всё исполняли, иногда добавляя что-либо от себя. (10)И вот, помню, случился очередной Новый год. (11)Мы с женою глубоко за полночь выложили огромный мешок подарков под ёлку. (12)Легли спать в предвкушении – нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребёнка.

Слайд 8

13)Утром, часов в 9, смотрим – он выползает из своей комнатки. (14)Вид сосредоточенный, лоб нахмурен: может, Дед Мороз забыл зайти. (15)Заприметил мешок, уселся рядом с ним и давай выкладывать всё. (16)Там был аэроплан на верёвочке. (17)Там был пароход на подставочке. (18)Солдаты трёх армий в ужасающей врага амуниции. (19)Книга с роскошными картинками. (20)Щит и меч. (21)Первый, ещё игрушечный мобильник. (22)Когда он всё это выгрузил, нам с кровати стало не видно нашего ребёнка. (23)Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. (24)И тут раздался оглушительный плач! (25)Сын рыдал безутешно. (26)Жена вскочила с кровати: что, мол, что такое, мой ангел ? (27)Вы знаете, я врать не буду – я не помню точно, чего именно ему не хватило в числе подарков. (28)Но, поверьте, это была сущая ерунда. (29)Допустим, он хотел чёрный танк, а мы купили ему зелёный броневик. (30)Что-то вроде того. ( 31)Но обида и некоторый даже ужас были огромны. – (32)Он забыл танк! – рыдал ребёнок. – (33)Он забыл! (34)Он забыл!

Слайд 9

(35)Сидит, понимаете, этот наш маленький гномик под горой игрушек, купленных на последние деньги родителями, отказывающими себе во всём, невидимый за ними, – и рыдает. (36)Реакция наша была совершенно нормальная. (37)Мы захохотали. (38)Ну, правда, это было очень смешно. (39)Он от обиды зарыдал ещё больше – мы кое-как его утешили, пообещав написать Деду Морозу срочную телеграмму, пока он не уехал к себе в Лапландию… ( 40)Я до сих пор уверен, что мы себя вели правильно. (41)Может, у кого-то поведение моего ребёнка вызовет желание воскликнуть: «(42) Набаловок ! (43)Кого вы воспитываете! (44)Он вам ещё покажет!»

Слайд 10

45)Как хотите, я не спорю. (46)Я ж знаю, что он не набаловок . (47)Он отреагировал как ребёнок, которому ещё неведомы несчастье и обман. (48)Этого всего ему вдосталь достанется потом. (49)Уже достаётся. (50)Но дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство, когда сбывалось всё, что должно сбыться, всю жизнь обладает огромным иммунитетом. (51)Я в этом убеждён. (52)Мой отец говорил мне эту любимую мою фразу: «(53)Как скажешь – так и будет». (54)Я всё жду, кто мне ещё в жизни может такие слова сказать. (55)Больше никто не говорит. (56)Так как никто не может мне повторить эти слова, я сам часто их говорю своим близким. (57)Мой старший подрос, и теперь у нас детей уже четверо. (58)Старший свято блюдёт тайну Деда Мороза. (59)Дед Мороз есть, факт. (60)Каждый год наши младшие пишут ему свои письма.

Слайд 11

( 61)Старший самым внимательным образом отслеживает, чтобы броневик был зелёный, чтобы вместо мушкетёров в мешок не попали пираты, чтобы вместо Гарри Поттера не была куплена Таня Гроттер (или наоборот) и чтобы воздушные шарики были правильной воздушно-шариковой формы. ( 62)Насколько я вижу (а я вижу), опыт детства научил моего старшего сына не безответственности и наглости, а желанию самолично доводить чудеса до конца для тех, кто ждёт этих чудес и верит в них.

Слайд 12

Групповая работа Оцените сочинения ваших сверстников по критериям. Обоснуйте свой выбор.

Слайд 13

Рефлексия 1. Понравился ли вам текст, предложенный для анализа? Какая мысль показалась вам наиболее ценной. 2. Что показалось сложным в проверке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Подготовка к сочинению по картине Юрия Ракши «Поле Куликово».

Урок русского языка.Подготовка к сочинению по картине Юрия Ракши «Поле Куликово».8 класс. И вечный бой! Покой нам только снится…            ...

Конспект урока русского языка "Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту Л. Андреева"

Тема: «Подготовка к  сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»Тип урока: урок  развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.Цели урока: - подготовка к написанию  домашн...

Урок русского языка "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту" 9 класс

Разработка урока + презентация позволяют чётко проследить алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению. Урок является подготовительным этапом к ОГЭ по русскому языку, задание № 15....

Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"

Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...

Технологическая карта по русскому языку. Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Повторить правила написания и оформления сочинений: воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать у учащихся культуру речи, чувство стиля, способности к описательной  речи. Разв...

Презентация к уроку русского языка "Подготовка к сочинению описанию по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица"

В презентации дана ктраткая информация о художнике, предложены задания для анализа карттины, словарно-орфографические упражнения,план сочинения....