Конспект урока в 5 классе Диалог
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Гаврюшова Светлана

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме "Диалог". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока в 5 классе Диалог27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Диалог

Тип урока: урок развития речи, открытие новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с таким языковым явлением, как диалог; научить грамотно оформлять разговор нескольких лиц в письменной речи.

Результаты обучения:

Личностные: осознание ответственности за произнесенное и написанное; интерес к созданию собственного текста — диалога, к ведению диалога.

Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, работать в группе, коммуникативно взаимодействовать с одноклассниками в процессе совместного выполнения задания; приходить к общему решению в совместной деятельности; создавать диалоги с учетом речевой ситуации.

Предметные: знать, что такое диалог, реплика; знать правило постановки знаков препинания при диалоге, схемы диалога; распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме; вести диалог с опорой на предложенные этикетные слова.

Ход урока

  1. Оргмомент

- Привет, ребята! Здорово, уважаемые гости!

- Ребята, по вашим лицам я поняла, что что-то случилось, может я что-то неправильно сказала? (ответы учащихся). Исправьте меня.

- Вежливость – это одно из важнейших качеств человека.

1.1. Повторение изученного.

- Прочитайте, что говорил народ о вежливости.

«Вежливость открывает все двери», - гласит народная мудрость. «П», - а.

Народная мудрость гласит: «Вежливость украшает человека». А: «П».

- Легко ли читать? Почему?

- Какие это предложения? (с прямой речью).

- Что такое «прямая речь»? (Прямая речь – это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь).

- Расставим знаки препинания. (на эл. доске).

- Почему отличаются знаки препинания? (1. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. 2. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире). (оценка).

- Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа, пропустите строчку для темы и запишите одно из высказываний, с которым вы согласны, не забудьте расставить знаки препинания.

Составьте схему записанного предложения. (на эл. доске).

- Чему учат эти поговорки?

  1. Вызов

Инсценировка отрывка из рассказа В. Драгунского «Надо иметь чувство юмора».

Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький-маленький и ужасно симпатичный.

Мишка :

— Написал?

Дениска:

— Уже.

Мишка:

— Ты мою тетрадку проверь, а я — твою.

Поменялись тетрадками.

Дениска увидел, что Мишка написал, так сразу стал хохотать.

Мишка тоже покатывается, прямо синий стал.

Дениска:

— Ты чего, Мишка, покатываешься?

Мишка:

— Я покатываюсь, что ты неправильно списал! А ты чего?

Дениска:

— А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: «Наступили мозы». Это кто такие — «мозы»?

Мишка:

— Мозы — это, наверно, морозы. А ты вот написал: «Натала зима». Это что такое?

Дениска:

— Да, не «натала», а «настала». Ничего не попишешь, надо переписывать. Это все лемуры виноваты.

- Ребята, вы узнали рассказ или его автора? Мы не случайно инсценировали отрывок из рассказа «Надо иметь чувство юмора». Сегодня день рождения Виктора Драгунского, автора «Денискиных рассказов». Он родился в 1913 году. Ему сегодня исполнилось бы 105 лет. (слайд).

- Что представляет собой этот отрывок? Что вы увидели и услышали? (разговор двух друзей, диалог).

– Главные герои рассказа «Он живой и светится» – Дениска и Мишка – мальчишки чуть младше вас, очень веселые и общительные. Посмотрите, один из разговоров друзей я записала на доске. (Слайд 1)

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

– Удобно ли читать такой разговор? Почему?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Опираясь на тему урока, сформулируйте цель, к которой вы будете стремиться.

- Запишите тему урока в тетрадь.

  1. Осмысление  

3.1. - Что вы знаете о таком виде речи как диалог?

- Теперь обратимся  к статье учебника  на стр. 117 и сравним наши выводы с выводами данной статьи. 

- Подтверждаются ли наши выводы правилом? Из чего состоит диалог? (реплика, слова автора).

– Как записываются реплики в диалоге? (Ставится тире в начале каждой реплики.)

  1. – Запишите текст в виде диалога. (один человек у доски/оценка).

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

- Здорово!

И я сказал:

- Здорово!

Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.

- Ого! Где достал? Дашь мне его домой? - спросил Мишка.

Я сказал:

- Нет, домой не дам. Подарок.

3.3. Что такое синонимы? Для чего они используются в речи? Какое слово чаще всего используется в диалоге в словах автора? (сказал).

- Какими словами можно заменить это слово, чтобы не было повтора? (спросил, крикнул, ответил, произнес, проворчал, шепнул, объявил).

- Теперь примените умение подбирать подходящие по смыслу слова, чтобы избежать повтора слова «сказал», и выполните упр. 253.

- Устная проверка двух работ, проверка в парах.

3.4. Физкультминутка.

Какие вежливые слова уместно употреблять в разговоре со взрослыми, а какие – с друзьями? Взрослые – руки вниз, друзья – руки вверх.

Здравствуйте, привет, пока, доброе утро, до свидания, до скорого, благодарю, добрый день, здорово, пакеда, увидимся, будьте добры, звони, счастливого пути.

3.5. Развитие речи. Работа в парах.

Составляют письменно диалоги (без вежливых слов и с вежливыми словами). Обыгрывание  ситуаций (6 пар учеников). Письменно в тетрадях.

- Какие “волшебные” слова необходимо использовать в устном диалоге?

Обратите внимание, как пишутся эти слова (стр. 118).

- Давайте проверим, правильно ли вы записали диалог, все ли знаки препинания расставили. (документ-камера). Проверить одну работу. Потом проверяют в парах. Обозначьте орфограммы в этикетных словах. (оценка ).

  1. Итог урока.

- Что такое диалог?

- Есть ли общее между диалогом и прямой речью?

- Как называются части диалога?

- Как правильно записать диалог?

- Захотелось ли вам перечитать рассказы В. Драгунского?

  1. Рефлексия.

- А теперь давайте вернемся к началу урока, вспомним, что мы хотели сегодня узнать? Что узнали?

- Сделаем мы это в форме диалога. Примерные вопросы на слайде.

1.Чему научился на уроке?

2. Были ли трудности?

3. Какое упражнение было интересно выполнять?

4. Оцените свою работу на уроке?

5. Что узнал нового?

6. Повторил уже известное?

7. Хорошо работал на уроке?

  1. Домашнее задание
  1. Пар. 49.
  2. Упр. 254. или составить диалог двух читателей рассказов В.Драгунского.

Резерв.

3.5. Решение речевых задач в игровой форме.

Ученики выбирают карточки, на которых с обратной стороны написаны проблемные речевые ситуации. (Приложение 3)

  1. Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.
  2. Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.
  3. Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут, и купите билеты.
  4. Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?
  5. Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.
  6. «На перемене в школе один ученик задел другого».
  7. Попросить в библиотеке книгу.

Учащиеся обыгрывают эти ситуации, показав самое главное - как вежливо вести диалог.

Рассуждение о необходимости использования в диалоге “слов вежливости”.

 (Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться. Обращаясь к кому-нибудь с просьбой, вспомни слова пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо. По окончании разговора не забудь попрощаться.)

Инсценировка отрывка из рассказа В. Драгунского «Надо иметь чувство юмора».

Дениска: 

- Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький-маленький и ужасно симпатичный.

Мишка :

— Написал?

Дениска:

— Уже.

Мишка:

— Ты мою тетрадку проверь, а я — твою.

Поменялись тетрадками.

Дениска увидел, что Мишка написал, так сразу стал хохотать.

Мишка тоже покатывается, прямо синий стал.

Дениска:

— Ты чего, Мишка, покатываешься?

Мишка:

— Я покатываюсь, что ты неправильно списал! А ты чего?

Дениска:

— А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: «Наступили мозы». Это кто такие — «мозы»?

Мишка:

— Мозы — это, наверно, морозы. А ты вот написал: «Натала зима». Это что такое?

Дениска:

— Да, не «натала», а «настала». Ничего не попишешь, надо переписывать. Это все лемуры виноваты.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

  • «Звонишь другу, чтобы договориться с ним о встрече.  К телефону подходит его мама»; (с использованием вежливых слов). 

  • «Звонишь другу, чтобы договориться с ним о встрече.  К телефону подходит его мама»; (без вежливых слов).

  • «В магазине канцтоваров»; (с использованием вежливых слов). 

  • «В магазине канцтоваров»; (без вежливых слов).

  • Пришел к другу (подруге), чтобы позвать его (ее) на площадку, так как там сегодня будет интересная игра. Выясняется, что друг (подруга) заболел (заболела).  (с использованием вежливых слов). 

  • Пришел к другу (подруге), чтобы позвать его (ее) на площадку, так как там сегодня будет интересная игра. Выясняется, что друг (подруга) заболел (заболела). (без вежливых слов).
  • «Звонишь другу, чтобы договориться с ним о встрече.  К телефону подходит его мама»; (с использованием вежливых слов). 

  • «Звонишь другу, чтобы договориться с ним о встрече.  К телефону подходит его мама»; (без вежливых слов).

  • «В магазине канцтоваров»; (с использованием вежливых слов). 

  • «В магазине канцтоваров»; (без вежливых слов).

  • Пришел к другу (подруге), чтобы позвать его (ее) на площадку, так как там сегодня будет интересная игра. Выясняется, что друг (подруга) заболел (заболела).  (с использованием вежливых слов). 

  • Пришел к другу (подруге), чтобы позвать его (ее) на площадку, так как там сегодня будет интересная игра. Выясняется, что друг (подруга) заболел (заболела). (без вежливых слов).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...