Конспект урока в 6 классе на тему :"«Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)»"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

«Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)»

Цели урока:

познакомиться с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах;

научиться применять правило для правильного написания суффиксов -чик, -щик;

Задачи: 1) научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -

щик; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик –  уменьшительное значение;

2)развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности  учащихся;

3)вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить уважение и любовь к родному  языку.

Оборудование: дидактические карточки, рабочие тетради к учебнику.

Актуализация знаний

Итак, ребята, мы продолжаем изучать имена существительные.

Сегодня на уроке мы поговорим о правописании наименьшей значимой части слова. -Вспомните, что такое суффикс?

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов).

Проблемная ситуация.

- Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слово.

(На доске – перепис…ик, камен…ик)..

-Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете?

(Заслушиваются варианты ответов.)

-Так какую же выбрать букву: ч или щ?

Какую орфографическую проблему вы обнаружили? (Произношение не соответствует написанию).

– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать.

Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать.

IV. Изучение нового материала.

1)Оформление тетрадей.

– Откройте тетради, и запишите тему “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)”.

- Как вы думаете, какова цель нашего занятия?

(Научиться правильно писать буквы Ч и Щ в суффиксах -чик (-щик)

Задачи:

Научиться находить суффиксы -чик (-щик); объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах; находить по опознавательным признакам места применения правил.

Наблюдение.

-Посмотрите на записанные на слайде слова с суффиксами –чик- - щик-.

Объездчик

Прокатчик

Грузчик

Разносчик

Перебежчик

Обойщик

Фонарщик

Танцовщик

Прицепщик

Съёмщик

– Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах? Что обозначает в этих словах суффикс –чик-щик-?

(Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий).

-Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили.

Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч, когда – щ?

Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов.)

-Как вы думаете, на что следует обратить внимание при выборе суффикса? ( На конечную букву корня)

- Кто попробует сформулировать правило по данной теме?

(Перед д-т, з-с, ж пишем Ч, опознавательный признак-стечение согласных. В остальных случаях Щ)

– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после буквд, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ. Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных.

– Давайте проверим, правильно ли вы ответили. слайд.

В суффиксе существительных -чик (-щик)

ч

щ

после букв: д, т, з, с, ж

объездчик

в остальных случаях:

барабанщик

Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных.

-Чтобы ещё раз закрепить правило, обратимся к учебнику. Читаем правило.

-А теперь вернемся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик и каменщик? Почему?

Закрепление изученного.

Распределительное письмо.

- Давайте проверим то, как вы поняли новую тему.

В 2 столбика записать слова с суффиксом –чик- и –щик-.

(у доски 2 учащихся)

-чик

-щик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лексический диктант.

- По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму:

Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик.

Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик.

Работник бани, обслуживающий посетителей – банщик

Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик.

Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик.

Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик.

Специалист занимающийся переводом-переводчик.

Человек который читает доклад- докладчик.

 Игра «Корректор». Корректор читает тексты перед выпуском их в печать на предмет орфографических, пунктуационных, стилистических и технических ошибок. Обнаруженные погрешности он отмечает специальными корректорскими символами, дающими информацию верстальщику о том, какие символы нужно поставить взамен ошибочных.

- Исправить допущенные ошибки в предложениях:

1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.

2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.

3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.

4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.

5. Рабочие передавали сменчикам станки.

6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.

7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

VI. Выводы.

– Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов?

VII. Рефлексия. Самооценка. - Ребята, вот подошел к концу наш урок.-Давайте вспомним, какую цель мы ставили?

- Мы достигли её?

 Запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку в 6-м классе по русскому языку "Ч и Щ в суффиксах имен существительных ЧИК и ЩИК"

Данный урок содержит в себе элементы деятельностного подхода....

Урок в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)»

На сегодня актуальной проблемой остается использования новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Информационные технологии могут использоваться на различных этапах урока....

Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)».

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.Цель урока : познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик, -щик; научить применять этот способ дейст...

Буквы Е и И в суффиксах имен существительных -ек, -ик.

Презентация в помощь учителя для прохождения темы "Буквы Е и Е в суффиксах имен существительных"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)»

Тема урока «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)» Тип урока  изучение новой темыЦели:Образовательная формировать умения правильно употреблять буквы ч и щ в с...