Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тема урока «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)»

 

Тип урока  изучение новой темы

Цели:

  1. Образовательная формировать умения правильно употреблять буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-) Задачи: разработать алгоритм рассуждения, начать развитие умения графически обозначать изученную орфограмму.
  2. Развивающая развивать познавательные, регулятивные, коммуникативные  и личностные умения, устную и письменную речь, обогатить словарный запас.  Задачи: вспомнить изученные орфограммы, использовать толковый словарь, провести работу в группе, в паре, использовать метод проблемного диалога, метод самооценки.
  3. Воспитательная вызвать  чувство интереса к языку, чувство доброты и уважения к разным профессиям. Задачи: используя эпиграф к уроку, вызвать интерес к изучению суффиксов, побеседовать о профессиях.
  4. Планируемые образовательные результаты:

Научатся: применять правило по правописанию существительные с суффиксами –чик- и –щик-

Получат возможность научиться:  писать правильно существительные с суффиксами –чик- и –щик-

Методы обучения проблемно-диалогическая

Формы работы на уроке проблемная беседа, работа в группе, в паре, игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_medvedeva_n.v.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Название предмета русский язык   Класс 5     Урок № 1            Дата _____________

Тема урока «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)»

Тип урока  изучение новой темы

Цели:

  1. Образовательная формировать умения правильно употреблять буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-) Задачи: разработать алгоритм рассуждения, начать развитие умения графически обозначать изученную орфограмму.
  2. Развивающая развивать познавательные, регулятивные, коммуникативные  и личностные умения, устную и письменную речь, обогатить словарный запас.  Задачи: вспомнить изученные орфограммы, использовать толковый словарь, провести работу в группе, в паре, использовать метод проблемного диалога, метод самооценки.
  3. Воспитательная вызвать  чувство интереса к языку, чувство доброты и уважения к разным профессиям. Задачи: используя эпиграф к уроку, вызвать интерес к изучению суффиксов, побеседовать о профессиях.
  4. Планируемые образовательные результаты:

Научатся: применять правило по правописанию существительные с суффиксами –чик- и –щик-

Получат возможность научиться:  писать правильно существительные с суффиксами –чик- и –щик-

Методы обучения проблемно-диалогическая

Формы работы на уроке проблемная беседа, работа в группе, в паре, игра

Формы контроля самооценка

Место урока в системе уроков данного раздела изучение новой орфограммы в разделе «Имя существительное»

Основные термины и понятия орфограмма, основное условие выбора орфограммы, суффикс -чик- (-щик-)

Межпредметные связи преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения), анализировать, сравнивать, делать выводы.

Наглядность слайдовая презентация

Оборудование компьютер, проектор

Этапы урока

Виды деятельности

Результаты

Универсальные учебные действия,  способствующие отработке личностных, предметных и метапредметных результатов

учителя

учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Работа с эпиграфом к уроку. (слайд №1)

Зачитывается эпиграф к уроку: «Для своих писательских надобностей я давно уже назвал суффикс словотвором». С. Югов.

       -Почему писатель дал такое наименование суффиксу?

-Сам же он объясняет это таким образом: «Так мне явственнее, зримее, что ли, становится его поистине изумительная работа в языке: творить новые слова».

-Мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов. Этим морфемам доверена трудная, но интересная работа, так как они образуют новые слова, тем самым обогащают наш язык.

Приветствие учителя.

-Суффиксы служат для образования новых слов.

Выявление роли суффиксов в языке.

Личностные УУД: 

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

2. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.

  1. II. Введение нового материала.
  1. Создание проблемной ситуации.

-От данных слов образуйте названия лиц по профессии и запишите слова парами:

резать

барабан

разносить

сварить

-Произнесите концовки образованных слов. Сравните с написанием. Что необычного вы заметили? Какую орфографическую проблему вы обнаружили в суффиксе? Покажите графически эту часть слова. Какой опознавательный признак орфограмм-согласных букв в данных словах? Обозначьте его знаком   .  Подчеркните букву-орфограмму одной чертой.

Сформулируйте основной вопрос урока. Проверьте себя.  

-Какова будет тема сегодняшнего урока?

-Попробуйте сформулировать цель урока. (слайд №2,3)

2.  Решение проблемы, открытие новых знаний.

- Есть ли у вас какие-нибудь предположения по поводу выбора букв ч и щ в суффиксе -чик-(–щик-)?

- Ребята, давайте попробуем вывести правило выбора букв ч и щ в суффиксе -чик-(–щик-). Выполняем упр.361 в парах. Посмотрите, после каких согласных пишется буква ч в суффиксе -чик-(–щик-)? Сделайте вывод. Назовите основное условие выбора букв ч и щ в суффиксе существительных –чик- (–щик-).

 -Проверка с правилом в учебнике.

-Обратимся к подсказке на стр. 20 после правила. Кроме этой подсказки есть и другие:

- Ты Же Должен Знать Суффикс -чик-!

-Можно использовать в качестве «подсказки» «звезду», попробуйте «расшифровать» её. (слайд №4).

-Вернёмся к нашим словам и проверим написание ч и щ в суффиксе –чик- (–щик-): резчик, барабанщик, разносчик, сварщик. Подчеркните двумя чертами основное условие выбора букв  ч и щ в суффиксе –чик- (–щик-).

Резать-резчик

    Барабан-барабанщик

Разносить-разносчик

Сварить-сварщик

-Суффиксы произносятся одинаково, но пишутся по-разному.

-Когда пишется буква ч, а когда щ в суффиксе существительных –чик- /-щик-

-Тема урока «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)»

-Цель урока Выяснить, в каких случаях буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-).

Предположения учащихся

Учащиеся самостоятельно формулируют правило и сравнивают его с формулировкой в учебнике.

Проверяют самостоятельно сформулированное правило с правилом учебнике.

Проверка написания  написания ч и щ в суффиксе –чик- (–щик-): резчик, барабанщик, разносчик, сварщик.

Выявление проблемной ситуации, формулирование темы и цели урока.

Выявление  основного условия выбора букв ч и щ в суффиксе существительных –чик- (–щик-).

Регулятивные УУД: определять проблему и цель в учебной деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность.

Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, понимать позицию другого, корректировать своё мнение под воздействием контраргументов.

Познавательные УУД: использовать изучающий вид чтения, сравнивать объекты.

  1. III. Развитие орфографических умений.

1.Упражнение 362, с.20 (Самооценка)

2.Работа в группах. Задание: дополните «недостающие» звенья алгоритма применения правила «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)». (слайд №5)

3.Объясните лексическое значение данных слов и выбор букв ч и щ в суффиксе существительных, применяя алгоритм рассуждения(слайд №6)

Аппарат...ик, сортиров…ик, обход…ик, расфасов…ик, портфель…ик, воз…ик, регулиров…ик, спор…ик, стакан…ик, пулемёт…ик, перепис…ик, суп…ик, буриль…ик, счёт…ик, уголь…ик, костюм…ик, надсмотр…ик, часов…ик, захват…ик, домен…ик.

4.Упражнение 363, с.20. Неосложнённое списывание выполняется по заданию. (Самооценка)

-Подберите устно к парным согласным на конце корня перед суффиксом –чик-/-щик- проверочные слова.

-Прочитайте слова в рамке на стр.20 и сравните их значения.

- Как вы думаете, какое слово пришло к нам из английского языка и обозначало «вычислитель»?

- Докажите, что второе слово образовано уже в русском языке.

- Запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните буквы, которые нужно запомнить. (слайд №7)

       

       

       -Подберите к ним однокоренные слова разных частей речи.

- Составьте и запишите словосочетания с данными словами.

5.Игра в парах

Правила игры:

Ученики слушают текст, смотрят на картины(слайды №8-16)  и записывают слова  в колонки: -чик- или –щик-. Какая пара правильно и быстро распределит слова.

Задание:

         Какие профессии  пришлось освоить герою рассказа?

Однажды я получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговорщиков и узнать об их тайных планах. Много сил и времени пришлось затратить мне для выполнения задания: сначала я рыл яму  экскаватором, бетонировал фундамент, клал стены из кирпича, затем поднимал грузы подъемным краном, выгружал строительные материалы, укладывал асфальт, резал, смазывал.  Вскоре выяснилось, что заговорщики были просто строителями, а в их тайные планы входило возведение новой школы.

-Какая профессия была у героя?(разведчик)

Проверка ответов (слайд 17).

экскаватор-щик

груз-чик

кранов-щик

уклад-чик

бетон-щик

рез-чик

камен-щик

смаз-чик

Выполнение упражнения по учебнику и проведение самооценки.

Работа в группе. Восстанавливают недостающие звенья в алгоритме рассуждения.

Используя, алгоритм рассуждения, выполняют задание. Объясняют лексическое значение слов, используя толковый словарь.

Выполняя упражнение, применяют ранее полученные знания.

-Компьютер-это ЭВМ. Компьютерщик- это человек, чья профессия связана с компьютером. Это слово образовано в русском языке по уже существующим моделям с помощью русского суффикса.

-Компьютерный, компьютеризировать-Составление словосочетаний.

Работа в паре.

Закрепление полученных знаний.

Составление алгоритма рассуждения.

Закрепление изученной темы, использование толкового словаря для выполнения задания.

Повторение пройденной темы.

Словарная работа.

Закрепление изученной орфограммы.

Познавательные УУД: сравнивать, анализировать, доказывать, делать выводы.

Регулятивные УУД: планировать учебную деятельность.

Коммуникативные УУД: 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Познавательные УУД: представлять информацию в виде алгоритма рассуждения.

Познавательные УУД: находить в учебниках и др. источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Познавательные УУД: анализировать, доказывать, делать выводы

Регулятивные УУД: планировать учебную деятельность.

Коммуникативные УУД: организовать работу в паре(определять цели, роли, вырабатывать решения)

Личностные УУД: вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям разных профессий.

IV.Подведение итогов урока.

- Какой эпиграф был к уроку? Какая удивительная особенность у суффикса -чик-(–щик-)?

-Какова была цель урока? Достигнута ли она?

-Вспомните правило. Какая «подсказка» вам больше запомнилась?

-Что ещё нового узнали на уроке?

-Назовите ключевые слова урока.

Вспоминают эпиграф к уроку, цель урока, изученное правило, подсказки.

Называют ключевые слова урока.

Рефлекия.

Регулятивные УУД: определять степень и способы достижения цели.

  1. V.Домашнее задание.

(слайд №18)

  1. Правило на стр. 15.

Упр. 356.

Записывают дом.зад.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н.  Цели урока: 1.   Образ...

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...