Урок русского языка в 6 классе по теме: "Написание гласных букв "е" и "и" в суффиксах имен существительных -ек, -ик"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Орехова Елена Алекс

Лучше использовать в классах со средним и высоким уровнем подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_suf._-ikek.docx27.82 КБ
PDF icon prezentatsiya_zhivotnye_ek_i_ik.pdf1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №517

с углубленным изучением экономики

Выборгского района города  Санкт- Петербурга

Предмет: русский язык

Класс: 6А

Дата проведения урока: 13.12.2017

Тема урока: «Гласные в суффиксах существительных –ек, -ик »

Учитель: Орехова Елена Александровна

Цели ученика

Обучающие:

1. Познакомиться  с правилом написания гласных в суффиксах существительных  –ек, - ик.

2. Учиться правильно писать гласные в суффиксах -   ек, -ик.

3. Различать суффиксы  –чик, -щик, - ек,  -ик.

Развивающие:

Развитие мыслительно -  речевой деятельности,  умение анализировать, сравнивать.

Воспитывающие:

Воспитание бережного и ответственного  отношения

к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Цели учителя

Образовательные:

1. Создать условия для раскрытия учащимися написание гласных в суффиксах существительных  –ек, - ик; правильно писать гласные в суффиксах -   ек, -ик; различать суффиксы –чик, -щик, - ек,  -ик.

Развивающие:

Создание условий для развития мыслительно -  речевой  деятельности,  умения анализировать, сравнивать, продолжать работу для развития критического, образного мышления, коммуникативных навыков.

Воспитательные:

Воспитание бережного и ответственного  отношения

к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Тип урока:

Изучение нового материала

Методы и формы обучения

Поисковый метод,

 (индивидуальная

работа, работа в парах).

Формы контроля

Тест, самостоятельная работа, творческая работа,

Технология

Проблемное обучение

Домашнее задание: упражнение .№ 301, выучить орфограмму №34.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приёмы, формы

Формирование УУД

I 1.Организационный момент.

2. Приветствие

3. Мотивация.

II  Актуализация знаний

Запишите число, классная работа.

Какое у вас настроение? Как у тучи или солнца? Молчите?! А, может,  скажем: тучка или солнышко?

Почему не захотели быть солнцем,  а солнышком быть  согласны?

Кто решил быть тучкой? А кто солнышком? Запишите  слова в тетрадь.  Выделите суффиксы. Они пригодятся нам в дальнейшей работе.

Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду думать, размышлять, стараться! Я буду догадлив!

Тучка и солнышко – это какие части речи?

Какую часть речи мы изучаем на протяжении нескольких уроков?

Дайте определение   имени существительному.

Сегодня мы продолжим изучать имя существительное. И тему урока вы, ребята, определите сами.

А сейчас проверим домашнее задание.

Кто не выполнил домашнее задание?

Какое правило вы применяли?

Давайте проверим выполнение задания.

Перед вами таблица ответов. Поменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга, поставьте оценки..

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

2

1

3

2

1

3

1

2

3

2

Поднимаем руки, у  кого не было ошибок? Поставьте  оценку «5»

У кого одна? В каком слове? (Разбираем)

Две? Поставьте «4»

 У кого более двух?

Записывают.

Тучка и солнышко звучат мягко, ласково.

Записывают.

Это имена существительные.

Ответ: мы изучаем имя существительное.

Ответ.

Отчет учеников, отвечающих за проверку домашней работы.

Ответ.

Ответы детей.

Работа в тетради.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Личностные:

самоопределение

Регулятивные:

целеполагание

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества обучающихся с учителем, одноклассниками.

Личностные:

Самопроверка.

Познавательные:

Умение определять написание суффиксов

-чик, -шик, знать правило, уметь приводить примеры.

Регулятивные:

оценивание своих знаний по изученной теме.

III  Изучение нового.

1. А теперь я добавлю вам еще одно слово. Угадайте какое. Это фамилия, которая состоит из приставки -пере, корня – (обозначающего звук),  суффикса –ин, и нулевого окончания. Стоит в м.р. Им.п.

Давайте познакомимся с Виктором Перестукиным. Я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма. Смотрят мультфильм.

 

Кто главный герой?

Что он должен был  сделать, чтобы открыть замок? Вы слушали В. Перестукина.

Исходя из фрагмента мультфильма, вы догадались, какой будет тема нашего урока?

Запишите в два столбика (пишу на доске):

ключ…к                    замоч…к.

Вставляем буквы (цветным мелком)

 А цель урока?

 

Посмотрим, как справился В. Перестукин с поставленной задачей, чтобы правильно поставить буквы в словах.

Какой вывод мы можем сделать, исходя из склонения слов:

Продолжите запись в столбики и запишите по одному слову с данной орфограммой.

Работа с учебником. Откройте учебник на стр.156. Прочитаем правило.

Читаем образец рассуждения.

Закройте учебник, проговорите правило друг другу. Одна пара вслух.

 

Возьмите в руки листы с  алгоритмом правописания суффиксов ек и ик.

Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ек –ик.

I  шаг. Ставлю слово в форму Р.п. (кого? чего?)

II шаг. Определяю «Убегает» ли гласный.

      Да                                Нет

Пиши –ек-                  Пиши –ик-

Замочек                      Ключик

Смотрят отрывок из мультфильма.

Ответ: Перестукин.

Главный герой – это В. Перестукин. Ему нужно было поставить буквы в словах «ключик» и «замочек».

Тема: Правописание гласных в суффиксах    существительных

 - ек и –ик

Ребята работают в тетрадях.

Будем сравнивать и определять, когда пишется И, а когда Е.

Досматривают фрагмент мультфильма.

Ребята делают вывод. В словах «ключик» гласная не выпадает во время склонения слова, значит надо писать суффикс  -ик.

В слове «замочек» гласная выпадает, будем писать ек.

Записывают в тетрадь, а потом читают и объясняют.

Читают правило. Один вслух.

Читают образец рассуждения.

Проговаривают.

Читают алгоритм.

Вклеивают  в тетрадь.

Игровой поисковый прием.

Личностные:

Развитие интереса к языку,  встрече с новым.

Регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение применять, преобразовывать модели и правила учебных и

познавательных задач.

Регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации,

IYЛингво – физкультминутка.

Я сейчас буду читать слова. А вы должны будете приседать, если в слове пишется суффикс –ек и оставаться стоять, если пишется суффикс ик.

Кто ошибется, садится на место.

Слова: комочек,  порожек, ножик, платочек, коридорчик, мешочек, чижик, козлик, экипажик,  цветочек, работник. Молодцы. Тихо садитесь на места.

Ребята выполняют физкультурную минутку.

Здоровье сберегательная технология.

Y Актуализация новых знаний.

1. Выполнение упр. 299. Применяем рассуждение.

 По  вариантам. Продолжаем писать в наши столбики.

 Проверяем 1 и 2 варианты.. Обращаем внимание на написание слов. Графически выделяем суффиксы. Один ученик с каждого варианта читает на оценку, объясняют, почему написали такой суффикс.

Двоих оценить.

У кого не было ошибок? Одна? Две и т.д.

Молодцы те, кто написали слова правильно

Проверяем.

2.  Отвечаем на вопрос: С какими звуками чередуются звуки в выделенных словах?

Записывают слова вместе с учителем на доске.

Сыночек – сынка (ч//к)

Дружочек – друга (ж//г)

Орешек –ореха  (ш// х)

Пузырёчек – пузырек (ч// к)

Как образовано выделенное слово?

3. Пузыр – ёч- ек- суффиксальный способ. Нулевое окончание.

4. Объясняет  домашнее задание: упр.301.

Что нужно будет сделать дома?

Вам нужно будет употребить существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Назовите эти суффиксы.

5. Фото диктант. (Какие животные занесены в красную книгу? Что это за книга?)

6. Учитель диктует текст. Задание: образовать с выделенными словами, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7. По теме: написание гласных в суффиксах –ек и –ик. (10 вопросов)

  Применяют рассуждение.

1 вариант – выписывает слова с суффиксом –ек.(Сыночек, подарочек, звоночек, дружочек, орешек, пузырёчек, василёчек, огонёчек, кусочек).

2 вариант –  ик. (Мячик, самолётик, ключик, карандашик, кирпичик, ларчик).

Графически выделяют суффиксы.

Проверяют, называют правило.

Двое получают оценки.

Ответ:

Сыночек – сынка (ч//к)

Дружочек – друга (ж//г)

Орешек –ореха  (ш// х)

Пузырёчек – пузырек (ч// к)

Пузыр – ёч- ек- суффиксальный способ. Нулевое окончание.

Записывают в дневник дом задание упр.301.

Ученики называют суффиксы: чик, щик, ек, ик, ок, очк, к, ец, очек, ушк, юшк, ус, ул, ц и др.

Записывают слова в три столбика. С суффиксами –чик, -ек, - ик.

 Составляют 2-3 предложения с этими словами. Проверяют. (Двое у доски)

Записывают текст под диктовку учителя.

Образуют слова с с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Проверяют задание. (Один читает)

Выполняют тест. Проверяем. (Таблица с ответами на доске)

Работа в парах.

Практикум.

Регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение применять, преобразовывать модели и правила учебных и

познавательных задач, определять  понятия и создавать обобщения

Систематизировать знания, делать выводы.

Коммуникативные:

Сотрудничество в поиске и отборе данного материала.

YI Рефлексивно-оценочный этап.

Какой была тема урока?

Какова цель нашего урока? Мы достигли цели? Перестукин был бы нами доволен.

Что понравилось на уроке?

Что было интересно?

Как оцениваете свою работу на уроке? Показать Солнце или тучку.

Я всех благодарю за работу на уроке. Тетради сдаем и я всем поставлю оценки. Давайте еще раз улыбнемся друг другу.

Ответы.

Показывают картинку по настроению.

Беседа

Регулятивные:

Самоконтроль.

Познавательные:

Рефлексия.

Делать вывод и обосновывать его.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)»

На сегодня актуальной проблемой остается использования новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Информационные технологии могут использоваться на различных этапах урока....

Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...

Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"

Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...

Презентация "Распределительный диктант по теме "гласные в суффиксах имен существительных -ек и -ик"

Презентация "Распределительный диктант по теме "гласные в суффиксах имен существительных -ек и -ик"...