Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Калмыкова Ольга Николаевна

Рабоча программа по русскому языку для 6 класса по ФГОМ (УМК Рыбченкова Л.М.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

Покровская основная общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО                                                                              УТВЕРЖДАЮ

Зам директора по УВР                                                                     Директор школы

___________ С.К.Барбащова                                                           ___________  О.Н.Калмыкова

«___»  ____________ 2018г.                                                             приказ от «__» _______ 2018г.

                                                                                                             № _________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 6 класса

                                                                                                Составитель: учитель русского языка

                                                                                     Калмыкова Ольга Николаевна

2018 г.

   Пояснительная записка

         Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17 декабря 2010 года;

2) Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;

3) Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Покровской ООШ, принятая на заседании педагогического совета  школы 6 ноября 2015 года,  протокол № 2.

         Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса -  программы  по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и др.).

         Учебник «Русский язык. 6 класс» авторов Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой входит в федеральный перечень учебников, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».                    

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся

   Цели изучения учебного предмета «Русский язык»  

Основными целями изучения русского языка в 6 классе являются:

1) воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

2) совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

3) освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

4) формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Учебный предмет «Русский язык» входит в состав предметной области «Филология».

Значение русского языка как учебного предмета определило основные особенности программы:

- актуализация метапредметной функции курса русского языка в основной общеобразовательной школе;

- интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности;

- усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.

В основе концепции разработанного авторами курса русского языка лежит компетентностный подход. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.     Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 5 классе по данной программе сводятся к следующему:

1. Научить производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и одним главным членом, выраженным безличным глаголом; с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;  соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

2. Формировать прочные орфографические  и пунктуационные умения и навыки находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

3. Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

4. Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; понимать на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, их основной и дополнительной информации, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.

5. Формировать и развивать умения:

  • Составлять сложный план.
  • Подробно, сжато и выборочно  излагать повествовательные тексты  с элементами описания помещения и пейзажа.
  • Собирать и систематизировать материал к сочинению  с учётом темы и основной мысли.
  • Описывать помещение, пейзаж составлять рассказ на основе услышанного и по воображению.
  • Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
  • Уметь грамотно и чётко отвечать на вопросы по пройденному материалу, выступать по заданной теме.

Программа разработана для общеобразовательного класса.

В соответствии с Учебным планом МОУ Покровской ООШ на 2018-2019 учебный год учебно–тематический план составляет 204 часа.

Программа рассчитана на 204 учебных часа.

        Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. Программа предусматривает прочное усвоение материала, так как для повторения в начале и в конце года выделены специальные часы. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень  прочных знаний и умений.

УМК и дополнительная литература

№ п/п

Авторы

Название учебных и методических изданий

Выходные данные

1

Л. М. Рыбченкова,

О. М. Александрова.

Русский язык 5-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений.

М., «Просвещение», 2011.

2

Л. М. Рыбченкова,

О. М. Александрова.

Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений

М., «Просвещение», 2015.

3

Л. М. Рыбченкова,

Т. Н. Роговик

Русский язык. Рабочая тетрадь для 6 класса.

4

Граник Г.Г. ,Бондаренко С.М., Концевая Л.А.

Секреты орфографии

М., «Просвещение», 2001.

5

Дюжева О. А.

Русский язык 5-9 классы. Современные диктанты.

Волгоград, «Учитель», 2011

6

Павлова Т. И., Гунина Л. Н.

Практика формирования лингвистических знаний в 5-8-х классах.

Ростов-на-Дону, «Легион», 2013

7

Барышникова Т.

450 диктантов по русскому языку. Учебное пособие для школьников 5-9 классов.

Москва, ТИД «Континент – Пресс», 2003

Цифровые образовательные ресурсы

№ п/п

Название цифровых образовательных ресурсов

Издатель, год выпуска

1

1С:Репетитор. Русский язык. Книга для учителя (5–11 классы). Методические рекомендации.

Москва, Фирма 1С,  2003

2

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 6 класс. (CD)

ООО «Нью Медиа Дженерейшн Паблишер», 2012

3

Программа-тренажер по русскому языку «Фраза» (СD)

ЗАО "Новый Диск",

Гуру Софт, 2001

Планируемые результаты

Личностные результаты:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

8) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования).

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.  

Обучающийся сможет:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Смысловое чтение.

 Обучающийся сможет:

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста;

- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

- критически оценивать содержание и форму текста.

8. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 Обучающийся сможет:

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств.

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

1.  Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

 - развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

 - овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

 - выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;

2. Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:

 - распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры,  олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

 - уместное использование фразеологических оборотов в речи;

 - использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

3. Расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

 - идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;

 - распознавание существительных, прилагательных и их морфологических признаков;

4. Формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

- проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

- проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;

 - анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;

  - определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;

 - деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического  и словообразовательного анализа слова;

- умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;

- проведение морфологического разбора существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;

- определение грамматической основы предложения;

- распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения;

 - опознавание сложного предложения;

- определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения.

5. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

- умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;

- пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;

- пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

- использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

 - использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;

 - использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов.

6. Овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

- поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;

- соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

- выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

- нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов.

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- опознавать различные выразительные средства языка;

- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Основная тематика проектов в 6 классе

Название темы/раздела

Название проекта

Морфемика., словообразование, орфография.

Страница для сборника «Тайна моего имени».

Лексикология, орфография. Культура речи.

«Профессионализмы в моей семье».

Предлагаемые темы для индивидуальных проектных и исследовательских работ:

1. О чём говорят числительные в пословицах и фразеологизмах?

2. Как одевались наши предки? (Устаревшие названия одежды).

Основное содержание курса в 6 классе.

Введение

Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Понятие о функциональных разновидностях языка. Текст и его признаки. Орфоэпические нормы.

Морфемика, словообразование, орфография

Состав слова.  Основные способы образования слов в русском языке. Сложные и сложносокращённые слова. Понятие об этимологии. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Буквы о и а в корнях -гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос-. Правописание приставок пре-/при-.

Лексикология, орфография. Культура речи

Повторение и обобщение изученного по теме в 5 классе. Понятие об языковых и художественных метафорах. Лексические выразительные средства.

Чередование гласных в корнях  - скач-/-скоч -,  - равн -/-ровн,  - твар-/-твор -. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления.

Архаизмы, историзмы, неологизмы. Общеупотребительные слова.  Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы. Стилистически нейтральная и книжная лексика. Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. Фразеологизмы.  Источники фразеологизмов. Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.

Имя существительное.

Имя существительное как часть речи.  Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного.  Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные.  Имена существительные общего рода.  Морфологический разбор имени существительного. Словообразование имён существительных.  Сложносокращённые имена существительные. Правописание гласных о/е в суффиксах существительных после шипящих.

Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи

Грамматика как раздел лингвистики.  Морфология как раздел грамматики.  Части речи в русском языке.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного.  Степени сравнения имён прилагательных.  Сравнительная степень.  Превосходная степень.  Разряды имён прилагательных по значению.  Качественные прилагательные.

Относительные прилагательные.  Притяжательные прилагательные.  Морфологический разбор имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.  Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.  Одна и две буквы я в суффиксах имён прилагательных.

Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и -ск-.  Словообразование имён прилагательных, сложных прилагательных.

Описание как тип речи. Описание признаков предметов и явлений окружающего мира.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи.  Простые, сложные и составные числительные.  Количественные и порядковые числительные.  Склонение числительных.

Разряды количественных числительных.  Дробные и собирательные числительные.  Синтаксическая функция числительных в предложении.

Морфологический разбор имени числительного.

 Местоимение

Местоимение как часть речи.  Разряды местоимений. Личные местоимения.  Возвратное местоимение себя.  Притяжательные местоимения.  Указательные местоимения.  Определительные местоимения.  Вопросительно-относительные местоимения.  Неопределённые местоимения.  Отрицательные местоимения.

Морфологический разбор местоимений.

Глагол

Глагол. Повторение изученного в 5 классе.  Глаголы совершенного и несовершенного вида.  Разноспрягаемые глаголы. Переходные и непереходные глаголы.  Возвратные глаголы. Наклонение глагола.  Изъявительное наклонение.  Условное наклонение.  Повелительное наклонение.  Употребление наклонений.  Безличные глаголы.  Морфологический разбор глагола.  Правописание гласных в суффиксах глаголов.  Рассказ о событии.

 Синтаксис, пунктуация, культура речи

Основные единицы синтаксиса. Повторение изученного в 5 классе. Простое предложение. Порядок слов в предложении. Простое осложнённое предложение.

Сложное предложение.

Тематическое планирование

раз

дела

Наименование разделов программы

Кол-во

часов

Из них          

Уроки развития

речи

Контрольные и диагностические  

работы

1

Введение.

5

2

1

2

Морфемика, словообразование, орфография.

24

4

1

3

Лексикология, орфография. Культура речи.

35

6

1

4

Морфология, орфография. Культура речи.

Имя существительное.

21

1

1

5

Имя прилагательное

31

8

2

6

Имя числительное

19

2

1

7

Местоимение

24

8

1

8

Глагол

24

5

1

9

Синтаксис и пунктуация. Культура речи.

15

3

10

Повторение изученного в 5 классе.

6

1

ИТОГО

204

39

10

           

Поурочное календарное  планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

Основное содержание.

Характеристика основных видов деятельности

Раздел 1

Введение

5

(2р.р.+1к)

Роль языка в жизни общества и государства, современном мире. Развитие представления о литературном языке, нормах, культуре речи. Допустимые и недопустимые варианты литературного произношения и ударения. История формирования орфоэпических норм современного русского литературного языка.

Устные высказывания, чтение, проблемный диалог, кодирование и декодирование информации.

Изучающее чтение.

Анализ и характеристика текстов. Использование орфоэпического словаря.

1

Русский язык — государственный язык РФ и язык межнационального общения.

1

.09

2

 Р.р Понятие о функциональных разновидностях языка.

1

.09

3

Р.р. Текст и его признаки. Тема. Основная мысль, ключевые слова. Понятие о микротеме.

1

.09

4

Орфоэпические нормы. Орфоэпический словарь.  

1

.09

5

Вводный диагностический контроль.

1

.09

Раздел 2

Морфемика. Словообразование. Орфография.

          24

(4р.р.+1к+1п)

 

6

Состав слова.

1

.09

Основные способы словообразования. Морфемная структура слова, словообразовательная модель, словообразовательные пара, цепочка, гнездо. Сложные слова, аббревиатура, переход одной части речи в другую, сращение.

Понятие сложного и сложносокращённого слова. Способы образования данных групп слов. Соединительная гласная в сложных словах.

Происхождение слов, исторические изменения в структуре слова. Варианты морфем. Этимологический словарь.

Словари (морфемный и словообразовательный). Грамматический и лексический анализ слова.

Изучающее чтение.

 Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала.

Образование сложных слов из данных словосочетаний. Распределение слов на группы в зависимости от способа их образования.

Работа с этимологическим словарём.

Соотнесение слов с заданными морфемными моделями. Морфемный и словообразовательный разбор слов.

Использование морфемного и словообразовательного словарей при разборе слов.

 Обучающее сочинение – рассуждение на лингвистическую тему «Морфема – значимая часть слова»

 Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

  7

Понятие о нулевом окончании.

1

.09

8

Р.р. Определение принадлежности текста к определённой функциональной разновидности (по упр. 34).

1

.09

9

Учебное проектирование. Страница для сборника «Тайна моего имени».

1

.09

10

Основные способы образования слов в русском языке.

1

.09

11

Понятие о словообразовательной паре.

1

.09

12

Понятие о словообразовательной цепочке и словообразовательном гнезде.

1

.09

 13

Сложные слова

1

.09

14

Сложносокращённые слова.

1

.09

15

Понятие об этимологии.

1

.09

16

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

.09

17

Обучение комплексному анализу текста (по упр. 67).

1

.09

18

 Р.р. Подготовка к обучающему сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.

1

.09

19

Р.р. Обучающее сочинение – рассуждение на лингвистическую тему «Морфема – значимая часть слова»

1

.09

20

Р.р. Анализ сочинения. Работа над ошибками.

1

.09

21

Буквы О//А в корнях с чередованием  -гор-//-гар-

1

.09

22

Буквы О//А в корнях с чередованием  -зор-//-зар-

1

.09

23

Буквы О//А в корнях с чередованием  -раст-//-рос-

1

.09

24

Проверочный диктант по теме «Буквы о-а в корнях с чередованием»

1

.09

25

Правописание приставок ПРЕ-//ПРИ-

1

.10

26

Правописание приставок ПРЕ-//ПРИ-.  Развитие орфографических умений.

1

.10

27

Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография»

1

.10

28

Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография»

1

.10

29

Анализ контрольной работы

1

.10

Раздел 3

Лексикология. Орфография. Культура речи.

35

 (6р.р.+1к+1п)

30

Повторение и обобщение изученного по теме «Лексикология» в 5-м классе.

1

.10

Толковые словари.

Прямое и переносное значение слова. Отличие общеязыковых метафор от художественных. Понятие об  индивидуально-авторских метафорах, олицетворениях, эпитетах.

Метафора, олицетворение, эпитет. Народно-поэтические эпитеты (постоянные эпитеты).

Классификация лексики с точки зрения происхождения

Тематические группы заимствованных слов. Фонетические и грамматические признаки заимствованных слов. Словари иностранных слов.

Понятие «полногласия// неполногласия»

Классификация лексики с точки зрения употребления.

Причины появления историзмов, архаизмов, неологизмов.

Слова общеупотребительные и ограниченного употребления

Профессионализмы. Общенаучные и специальные термины. Жаргон. Арго.

Сферы и ситуации использования нейтральной и стилистически окрашенной лексики.

Роль фразеологизмов в речи. Свободные сочетания слов. Происхождение фразеологизмов, их источники.

Исконно русские и заимствованные фразеологизмы. Нейтральные, книжные, разговорные и просторечные фразеологизмы.

Изучающее чтение.

Кодирование и декодирование информации.

Сопоставление слов родственных языков.

Работа со словарями.

Подбор однокоренных слов.

Определение значений слов, составление словарных статей.

 Замена диалектизмов и жаргонизмов синонимами.

Различение фразеологизмов и свободных сочетаний слов. Восстановление фразеологизма по фрагменту.

Подбор синонимичных фразеологизмов.

Аудирование.

Контрольное сочинение-рассказ о народном промысле.

 Проверочный диктант по  теме «Чередование гласных в корнях».

Учебное проектирование     «Профессионализмы в моей семье».

Сочинение-миниатюра. Рассуждение на лингвистическую тему «Неисчерпаемое богатство русского языка».

Контрольная работа

Контрольное сжатое изложение (по книге «Школа вежливости»)

31

Р.р. Подготовка к контрольному сочинению-рассказу о народном промысле

1

 .10

32

Р.р. Контрольное сочинение-рассказ о народном промысле.

1

.10

33

Понятие о метафоре. Общеязыковые и художественные метафоры.

1

.10

34

Развитие умения находить метафоры в тексте.

1

.10

 35

Р.р. Анализ сочинения. Работа над ошибками.

           1

.10

 36

Лексические выразительные средства языка.

1

.10

37

Анализ текста с точки зрения использования лексических средств выразительности.

1

.10

38

Чередование гласных в корнях -скак-//-скоч-

1

.10

39

Чередование гласных в корнях -равн-//-ровн-

1

.10

40

Чередование гласных в корнях -твар-//-твор-

1

.10

41

Проверочный диктант по  теме «Чередование гласных в корнях».

1

.10

42

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова.

1

.10

43

Этимологический словарь. Правила использования.

1

.10

44

Заимствованные слова.

1

.10

45

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

1

.10

46

Признаки старославянизмов.

1

.10

47

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления.

1

.10

48

Устаревшие слова. Архаизмы, историзмы.

1

.10

2 четверть

49

Неологизмы.

1

.11

50

Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления. Диалектизмы.

1

.11

51

Профессионализмы.

1

.11

52

Учебное проектирование «Профессионализмы в моей семье».

1

.11

53

Жаргонизмы

1

.11

54

Стилистически нейтральная и книжная лексика.

1

.11

55

Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика

1

.11

56

Р.р. Сочинение-миниатюра. Рассуждение на лингвистическую тему «Неисчерпаемое богатство русского языка».

1

.11

57

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

1

.11

58

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.

1

.11

59

Использование стилистически окрашенной лексики в речи.     

1

.11

60

Повторение темы «Лексика, орфография. Культура речи»

1

.11

61

Контрольная работа по теме «Лексика, орфография. Культура речи».

1

.11

62

Анализ контрольной работы. 

1

.11

63

Р.р. Подготовка к контрольному сжатому изложению (по книге «Школа вежливости»)

1

.11

64

Р.р. Контрольное сжатое изложение (по книге «Школа вежливости»)

1

.11

Раздел 4 Грамматика.

Морфология. Орфография. Культура речи.

21

(1р.р+1к)

 65

Части речи в русском языке.

1

.11

Система частей речи в русском языке, понятие о лексико-грамматических разрядах слов. Омонимия частей речи.

Употребление и согласование несклоняемых и разносклоняемых существительных в речи.

Согласование существительных общего рода. Морфологический разбор имён существительных.

Морфологический разбор имени существительного

Функциональные разновидности языка

Способы образования имён существительных. Субстантивация. Согласование существительных. Словообразовательный разбор.

Согласование сложносокращённых существительных с глаголами.

Орфографическое правило и алгоритмы его использования.

Анализ  языкового материала. Орфографический тренинг.

Выборочное чтение.

Работа с текстами.

Кодирование и декодирование информации.  

Совершенствование правописных умений.

 Изучающее чтение.

Группировка существительных по заданным признакам.

Работа со словарём.

Наблюдение за употреблением существительных в текстах разных стилей.

Морфологический разбор  имён существительных.

Словообразовательный  разбор.

Создание монологического высказывания.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

66

Имя существительное как часть речи.

1

.11

67

Морфологические признаки имён существительных.

1

.11

68

Разносклоняемые имена существительные

1

.11

69

Несклоняемые имена существительные

1

.11

70

Имена существительные общего рода

1

.11

71

Морфологический разбор имени существительного.

1

.11

 72

Словообразование имён существительных

           1

.12

73

Суффиксальный способ образования.  

1

.12

74

Правописание суффиксов  -чик-, -щик-.

1

.12

75

Приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования существительных.

1

.12

76

Образование существительных способом сложения.

1

.12

77

Р.р. Анализ лексики с точки зрения стилевой принадлежности.

1

.12

78

Сложносокращённые имена существительные

1

.12

79

Правописание сложных и сложносокращённых имен  существительных.

1

.12

80

Правописание существительных с первой частью пол-

1

.12

81

Правописание суффиксов  -ек-, -ик-.

1

.12

82

Правописание О//Е в суффиксах имён существительных после шипящих

1

.12

83

Повторение темы «Имя существительное»

1

.12

84

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

1

.12

85

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

.12

Раздел 5.

Имя прилагательное

31

(8р.р.+2к)

86

Имя прилагательное как часть речи

1

.12

Морфологические признаки имени прилагательного. История изучения имени прилагательного как части речи. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного.

Образование степеней сравнения имён прилагательных.

Понятие «разряд прилагательного». Классификация разрядов по признакам.

Синтаксическая синонимия.

Основные способы образования прилагательных. Морфемный и словообразовательный разбор. Типичные морфемные модели.

Морфемные модели имён прилагательных. Морфемные модели имён прилагательных.

Переход слова из одной части речи в другую (субстантивация)

Особенности описания как типа речи. Особенности текста-описания, структура его построения. Научное и художественное описание. Приёмы компрессии (сжатия) текста. Средства связи предложений в тексте.

Кодирование и декодирование материала. Орфографический тренинг. Работа с текстами. Сопоставление грамматических признаков существительного и прилагательного.

 Создание алгоритма выполнения действий по созданию или поиску степени сравнения прилагательного.

Создание текста по сюжетной картинке.

Классификация разрядов по признакам.

Изучающее чтение и анализ языкового материала. Разбор имён прилагательных.

Работа в группах и представление результатов работы группы. Морфемно-словообразовательный анализ имён прилагательных.

Сочинение-описание по картине Н. Рачкова «Девочка с ягодами»

Сжатое изложение фрагмента текста.

87

Правописание не с именами прилагательными.

1

.12

88

Р.р. Особенности строения текста-описания. Подготовка к сочинению-описанию по картине Н. Рачкова «Девочка с ягодами»

1

.12

89

Р.р. Сочинение-описание по картине Н. Рачкова «Девочка с ягодами»

1

.12

90

Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень.

1

.12

91

Синтаксическая роль имён прилагательных в сравнительной степени.

1

.12

92

Превосходная степень. Простая и составная формы.

1

.12

93

Употребление прилагательных в превосходной степени в речи.

1

.12

94

Внутришкольный мониторинг.

Контрольная работа за 1 полугодие.

1

.12

 95

 Анализ контрольной работы

           1

.12

3 четверть

96

Р.р. Приёмы сжатия текста.

1

.01

97

Р.р. Сжатое изложение фрагмента текста (по упр. 304)

1

.01

98

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

1

.01

99

Относительные прилагательные, их признаки.

1

.01

100

Р.р. Описание научное и художественное. Анализ текстов.

1

.01

101

Притяжательные прилагательные

1

.01

102

Р.р.  Комплексный анализ текста  (по упр. 326).

1

.01

103

Морфологический разбор имени прилагательного

1

.01

104

Словообразование имён прилагательных.  

1

.01

105

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

1

.01

106

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.  Развитие   орфографических умений.

1

.01

107

Н//НН в суффиксах имён прилагательных

1

.01

108

Н//НН в суффиксах имён прилагательных. Развитие орфографических умений.

1

.01

109

Правописание -К-//-СК- в суффиксах имён прилагательных

1

.01

110

Проверочный диктант по теме «Правописание имён прилагательных»

1

.01

111

Словообразование имён прилагательных.  

1

.01

112

Сложные имена прилагательные.   Правописание сложных имён прилагательных.

1

.01

113

Р.р. Описание признаков предметов  и явлений окружающего мира.

1

.01

114

Р.р. Сочинение-миниатюра. Описание предмета.

1

.01

115

Повторение темы «Имя прилагательное»

1

.01

116

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

.01

Раздел 6.

Имя числительное.

19

(2р.р.+1к+1п)

117

Имя числительное как части речи

1

.01

Морфологические признаки, значение и  особенности имени числительного. Синтаксическая роль имён числительных.

Виды числительных по структуре. Образование, правописание и употребление сложных и составных числительных.

Образование и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Особенности использования имён числительных в текстах научного и разговорного стилей

Особенности изменений числительных по падежам и временам.

Особенности сочетаемости собирательных числительных.

Особенности использования имён числительных в текстах научного и разговорного стилей

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование информации.

Работа в парах.

Создание текстов с именами числительными.

Оформление числительных в письменной речи.

Создание текста с применением числительных.

Сочинение – миниатюра «Важный день в истории России».

Сочинение на лингвистическую тему (по упр. 417)

Учебное проектирование. «О чём говорят числительные в пословицах и фразеологизмах?»

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

118

Простые, сложные и составные числительные

1

.02

119

Количественные и порядковые числительные

1

.02

120

Р.р.  Роль числительных в тексте. Сочинение – миниатюра «Важный день в истории России».

1

.02

121

Склонение простых количественных  числительных.

1

.02

122

Склонение сложных количественных числительных.

1

.02

123

Склонение составных  количественных числительных.

1

.02

124

Склонение порядковых числительных.

1

.02

125

Проверочная работа по теме «Склонение числительных».

1

.02

126

Разряды количественных числительных.  Целые числительные.

1

.02

127

Дробные числительные

1

.02

128

Собирательные числительные

1

.02

129

Р. р. Сочинение на лингвистическую тему (по упр. 417)

1

.02

130

Синтаксическая роль числительных в предложении.

1

.02

131

Лексические способы сокращения текста

1

.02

132

Морфологический разбор имени числительного

1

.02

133

Повторение темы «Имя числительное»

1

.02

134

Контрольная работа по теме «Имя числительное».

1

.02

135

Анализ контрольной работы, работа над ошибками

1

.02

Раздел 7.

Местоимение

24

(8р.р.+1к)

Функции местоимений в речи. Морфологические признаки местоимений.

Признаки и склонение личных местоимений. Роль местоимений как средств лексической связи предложений.

Склонение и использование в речи возвратного местоимения «себя».

Склонение и употребление притяжательных, указательных, определительных, вопросительно-относительных, неопределённых,  отрицательных местоимений в речи.

Правописание НЕ в местоимениях.

Написание приставок НЕ//НИ.

Порядок морфологического разбора местоимения. Образец письменного разбора.

Особенности текста описания картины, иллюстрации. Принципы построения текста.

Изучающее чтение.

Сопоставление местоимений с другими частями речи.

Диалог.

Орфографический тренинг.

 Сокращение исходного текста.

Устный и письменный пересказ прочитанного текста

Орфографический практикум.

 Определение синтаксической роли местоимений в тексте.  Классификация местоимений.

Определение синтаксической роли местоимений в тексте.

Сочинение-описание картины Н. Богданова-Бельского «Виртуоз»

Контрольное сочинение - описание картины А. Пластова «Жатва»

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

136

Местоимение как часть речи

1

.02

137

Разряды местоимений.

1

.02

138

Личные местоимения

1

.02

139

Р.р.  Приёмы сжатия текста

1

.02

140

Возвратное местоимение себя

1

.02

141

Притяжательные местоимения

1

.02

142

Р.р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию картины Н. Богданова-Бельского «Виртуоз»

1

.03

143

Р.р. Обучающее сочинение-описание картины Н. Богданова-Бельского «Виртуоз»

1

.03

144

Р.р. Анализ сочинения. Работа над ошибками

1

.03

145

Указательные местоимения

1

.03

146

Определительные местоимения

1

.03

147

Р.р. Текст. Логика текста

1

.03

148

Вопросительные и относительные местоимения

1

.03

149

Неопределённые местоимения

1

.03

150

Правописание неопределённых местоимений

1

.03

151

Отрицательные местоимения

1

.03

152

Правописание отрицательных местоимений.

1

.03

153

Морфологический разбор местоимения

1

.03

154

Р.р. Сбор материала к  сочинению - описанию картины А. Пластова «Жатва»

1

.03

155

Р. р. Контрольное сочинение - описание картины А. Пластова «Жатва»

1

.03

156

Р.р. Анализ сочинения. Работа над ошибками

1

.03

157

Повторение темы «Местоимение»

1

.03

158

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

.03

159

Анализ диктанта, работа над ошибками.

1

.03

4 четверть

Раздел 9.   Глагол

24

(5р.р.+1п)

160

Глагол. Морфологические признаки глагола.

1

.04

Значение глагола как части речи, морфологические свойства (признаки), синтаксические функции.

Видовые пары. Образование видов глагола. Видовременная соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте

Особенности разноспрягаемых глаголов.

Грамматические категории переходности и возвратности глаголов, наклонения глаголов.

Грамматическая категория наклонения глаголов. Степень категоричности при выражении волеизъявления.

Употребление наклонений глагола в переносном значении

Понятие о безличных глаголах. Особенности предложений с безличными глаголами.

Порядок морфологического разбора глагола. Образец письменного разбора.

Изучающее чтение. Анализ языкового материала.

Образование возвратных глаголов.

Образование  различных форм повелительного наклонения.

Моделирование предложений. Разбор глаголов.  Совершенствование правописных умений.  Аудирование.

Сочинение-рассуждение на тему «Какой поступок можно назвать благородным?»

Создание текста-инструкции «Как помочь маме?»

Контрольное изложение с продолжением (рассказ о событии по упр. 575)

Контрольный диктант по теме

161

Инфинитив.

1

.04

162

Совершенный и несовершенный виды глагола

1

.04

163

Разноспрягаемые глаголы

1

.04

164

Переходные и непереходные глаголы.

1

.04

165

Возвратные глаголы

1

.04

166

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

.04

167

Употребление глаголов изъявительного наклонения в тексте.

1

.04

168

Условное наклонение

1

.04

169

Р. р. Сочинение-рассуждение на тему «Какой поступок можно назвать благородным?»

1

.04

170

Повелительное наклонение

1

.04

171

Р.р. Создание текста-инструкции «Как помочь маме?»

1

.04

172

Употребление наклонений

1

.04

173

Безличные глаголы

1

.04

174

Роль безличных глаголов в тексте.

1

.04

175

Морфологический разбор глагола

1

.04

176

Правописание гласных в суффиксах глагола

1

.04

177

Правописание гласных в суффиксах глагола. Развитие орфографических умений.

1

.04

178

Р.р. Рассказ о событии.

1

.04

179

Р.р. Контрольное изложение с продолжением (рассказ о событии по упр. 575)

1

.04

180

Р.р. Анализ изложения.

1

.04

181

Повторение темы «Глагол»

1

.04

182

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

.04

183

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

.04

Раздел 10.

Синтаксис и пунктуация. Культура речи.

15

(3р.р.)

184

Основные единицы синтаксиса.  Словосочетание (повторение и обобщение изученного в 5 классе)

1

.04

Предложение и словосочетание, их различие. Роль синтаксиса в формировании и выражении мысли.

Способы выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Особенности текста-описания.

Прямой и обратный (инверсия) порядок слов в предложении.

Пунктуация в предложениях с осложнениями (однородные члены, обращения, вводные слова).

Особенности построения текста-рассуждения. Способы развития основной мысли.

Структурные и смысловые различия простого и сложного предложений.

Порядок синтаксического разбора предложений. Образец письменного разбора.

Совершенствование правописных и пунктуационных умений. Синтаксический разбор.

Анализ иллюстративного материала. Определение синтаксической функции слов в предложении. Изучение вводных слов и словосочетаний как средств выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Орфографический тренинг.   Трансформация предложений. Разбор предложений.

Устное сочинение-рассуждение

Сочинение-миниатюра по  картине А. Куинджи «Берёзовая роща»

185

Простое предложение.

1

.04

186

Главные и второстепенные члены предложения

1

.05

187

Р.р. Сочинение-миниатюра по  картине А. Куинджи «Берёзовая роща»

1

.05

188

Порядок слов в предложении

1

.05

189

Простое осложнённое предложение. Понятие о вводных конструкциях. Знаки препинания при вводных словах.

1

.05

190

Употребление в речи слов: во-первых, во-вторых и т.д.

1

.05

191

Р.р. Особенности текста – рассуждения.

1

.05

192

Р.р. Устное сочинение-рассуждение

1

.05

193

Сложное предложение. Союзные и бессоюзные предложения

1

.05

194

Понятие о сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях.

1

.05

195

Синтаксический разбор простого предложения

1

.05

196

Синтаксический разбор сложного предложения

1

.05

197

Повторение темы «синтаксис и пунктуация».

1

.05

198

Проверочный  диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

.05

Раздел 11.

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

6

(1к)

199

Обобщающее повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

1

.05

Повторяют и обобщают полученные навыки, готовятся к итоговой контрольной работе.

Итоговая контрольная работа.

200

Обобщающее повторение по теме «Лексикология, орфография. Культура речи»

1

.05

201

Обобщающее повторение по теме «Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи».

1

.05

202

Обобщающее повторение по теме «Синтаксис и пунктуация. Культура речи».

1

.05

203

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за год

1

.05

204

Анализ контрольной работы.

1

.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. ФГОС

Материал содержит рабочую программу по русскому языку для 6 класса к УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др., составленную с опорой на материал учебника и требованиям ФГОС. В п...

Рабочая программа по русскому языку в 5а классе по программе В.В.Бабайцевой (ФГОС, углублённое изучение)

Данная рабочая программа предназначена для использования в 5 классе с углублённым изучением русского языка...

рабочая программа по русскому языку в 5б классе по программе М.М. Разумовской (ФГОС)

Данная рабочая программа предназначена для работы в 5 классе по учебнику М.М.Разумовской в условиях реализации ФГОС...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. ФГОС

Данная программа предназначена для изучения  русского языка на базовом уровне муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы.Рабочая программа по русскому языку ...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе М.Т. Баранова (ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// Ф...

Рабочая программа по русскому языку 5-8 класс по программе Рыбченковой в рамках ФГОС

Рабочая программа по русскому языку в рамках ФГОС, составленная на основе авторской программы Рыбченковой. 5-8 класс....