Тема: Гласные а-о в корне кос-кас
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ермакова Наталия Ивановна

Определение темы урока, запись даты, темы урока.

1) Создание проблемной ситуации

3. Работа по теме урока.

Наша задача – познакомиться с условиями выбора о или а в корне – кос -кас-, определить

алгоритм действий при выборе буквы.

1) Попробуем сформулировать правило по записи на доске.

2) Обратимся к учебнику: проверим, правильно ли мы сформулировали правило (стр.104, п.36).

Особое внимание обратим на образец рассуждения.

3) Определим алгоритм работы.

1. Прочитайте слово, найдите корень.

2. Выясните, есть ли суффикс –а.

3. Руководствуясь правилом, запишите слово.

4. Закрепление темы.

Наша задача - закрепить знания условий выбора о или а в корне – кос -кас- и отработать способ

действия при выборе букв о-а в однокоренных словах с корнем –кос-кас-

1) Упр.184

4) Лингвистическая сказка (распечатана для учеников)

5. Контроль усвоения правила.

Цель – применить известные нам правила о правописании корней с чередованием о-а.

Задание: распределить слова на 2 столбика (о – а). Задание выполняется на отдельных листках,

которые собираются в конце урока.

Растительный мир, личная неприкосновенность, крошечный росток, правила сложения, лёгкое касание, имя прилагательное, выращивать цветок, трудное положение, выросли деревья,

касательная к окружности.

 

6. Подведение итогов урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 6 классе

Тема: Гласные а-о в корне кос-кас

Цель: 1. Повторить правописание гласных в корнях с чередованием, изученных в 5 классе,

сформировать умение выбора нужных букв в корне кос-кас.

2. Развивать умение дифференцировать орфограммы в корне слов, находить

самостоятельно орфограммы в словах.

3. Развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.

4. Воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к русскому языку.

Оборудование. Раздаточный материал: таблицы «Гласные в корнях с чередованием», карточки

с индивидуальными заданиями.

Ход урока


1. Проверка домашнего задания.

- Дома вы выполняли задание по тексту, записанному в классе. Что нужно было сделать в этом

упражнении (выразительно прочитать текст, выписать по четыре слова с безударными

гласными, разделив их на разные группы, объяснить условия выбора орфограммы).

У дома росла рябина. Её ветви касались нашего окна, и я мог наблюдать за деревом в

любое время года.

Весной чудесное растение зацветало так пышно, что цветы покрывали его как белое

облако, опустившееся на землю. Летом дерево было осыпано созревающими ягодами. Их можно

было собирать поздней осенью, после того, как ударят первые морозы. А зимой… О! Зимой было

самое интересное, потому что в это время года прилетали красногрудые снегири и

располагались на рябине.

- Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию?

Вопросы учителя:

1) Сколько групп слов у вас получилось? (три) Какие? (проверяемые, непроверяемые,

чередующиеся).

2) Назовите слова первой группы (деревом, созревающими, зимой). Какое правило вы применяли?

Как обозначили орфограмму?

3) Какие слова вошли во вторую группу? (облаком, интересное, рябина). Как мы объясняем их

написание?

4) Слова третьей группы? (росла, растение, располагались, собирать). Как мы объясним

правописание этих слов?

5) Правильно ли выполнено задание? Какие ошибки? Почему допущены?


2. Определение темы урока, запись даты, темы урока.

1) Создание проблемной ситуации.

- Повторив правописание нескольких орфограмм, попробуем выполнить следующее задание:

вставить пропущенные буквы в словах, записанных на доске

Запись на доске: прик..саюсь, к..сание, соприк..снуться, к..снулся.

2) Почему не получается проверить эти слова ударением?

3) Запись на доске: касались - кас-кос (выделен корень, подчеркнута буква, выделен суффикс).

3) Сформулируйте тему урока (гласные в корне кос-кас).

4) Каковы цели и задачи урока? (познакомиться с правилом «Гласные в корне кос-кас»; научиться

применять его; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать

орфограммы; отличать корень с чередованием от омонимичного корня с проверяемой безударной

гласной).


3. Работа по теме урока.

Наша задача – познакомиться с условиями выбора о или а в корне – кос -кас-, определить

алгоритм действий при выборе буквы.

1) Попробуем сформулировать правило по записи на доске.

2) Обратимся к учебнику: проверим, правильно ли мы сформулировали правило (стр.104, п.36).

Особое внимание обратим на образец рассуждения.

3) Определим алгоритм работы.

1. Прочитайте слово, найдите корень.

2. Выясните, есть ли суффикс –а.

3. Руководствуясь правилом, запишите слово.

4. Закрепление темы.

Наша задача - закрепить знания условий выбора о или а в корне – кос -кас- и отработать способ

действия при выборе букв о-а в однокоренных словах с корнем –кос-кас-

1) Упр.184 (выписать сначала слова с буквой а, затем с о, обозначить условия выбора

орфограммы). Взаимопроверка по тетрадям.

2) Орфографический диктант.

Коснуться стола, нежное прикосновение, касаться важной проблемы, касание рукой пола,

прикоснуться к искусству, это касается всех. По очереди учащиеся комментируют слова с

корнем кос-кас. Проверка по слайду.

3) Какое значение имеют слова с корнем –кос- -кас- в записанных словах?

- Дотрагиваться до кого-либо или чего-нибудь.

- Затрагивать что-нибудь в разговоре, письме.

- Иметь отношение к кому-нибудь или чему-нибудь.

4) Лингвистическая сказка (распечатана для учеников)

У королевы Орфографии братья-близнецы Кас - Кос жили в мире и согласии. Но вот

однажды их мирная жизнь была нарушена.

Позавидовали корни в словах косарь и косичка спокойствию братьев и решили разрушить  его. «Мы твои истинные братья,- шептали они корню Кос.- Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Бери нас в свою семью, а корень Кас гони подальше».

Засомневался корень Кос. И брата ему жалко гнать (сколько лет вместе), и чужаков

обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!)

- Как быть корню КОС? Помогите ему. Можем ли мы назвать слова косарь и косичка назвать  однокоренными к словам с чередованием корней кос – кас? Почему?

- Такие корни называются омонимичными. Почему? (одинаково звучат, но имеют разное  значение).

коса «прическа»

коса «орудие»

косой – «не прямой»

5) Упр 185.


5. Контроль усвоения правила.

Цель – применить известные нам правила о правописании корней с чередованием о-а.

Задание: распределить слова на 2 столбика (о – а). Задание выполняется на отдельных листках,

которые собираются в конце урока.

Растительный мир, личная неприкосновенность, крошечный росток, правила сложения, лёгкое касание, имя прилагательное, выращивать цветок, трудное положение, выросли деревья,

касательная к окружности.

6. Подведение итогов урока.

- Сделаем выводы. Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Решили ли мы задачи,

поставленные нами в начале урока?

- На сегодняшнем уроке мы повторили правописание гласных в корнях с чередованием,

познакомились с темой «Буквы о –а в корне кос-кас» и научились применять это правило на

письме. На следующем уроке мы будем изучать орфограмму «Буквы о-а в корне гор-гар».

- Отметки за урок.


8. Домашнее задание (дифференцированное):

На «3»: Записать 6 словосочетаний на данное правило.

На «4»: Составить 6 предложений, которые бы содержали словосочетания на данное правило.

На «5»: Составить текст (7-8 предложений), содержащий слова на пройденную орфограмму.

Текст для домашнего задания.

У дома росла рябина. Её ветви касались нашего окна, и я мог наблюдать за деревом в любое время года.

Весной чудесное растение зацветало так пышно, что цветы покрывали его как белое облако, опустившееся на землю. Летом дерево было осыпано созревающими ягодами. Их можно было собирать поздней осенью, после того, как ударят первые морозы. А зимой… О! Зимой было самое интересное, потому что в это время года прилетали красногрудые снегири и располагались на рябине.




Лингвистическая сказка.

У королевы Орфографии братья-близнецы Кас - Кос жили в мире и согласии.

Но вот однажды их мирная жизнь была нарушена.

Позавидовали корни в словах косарь и косичка спокойствию братьев и решили разрушить его. «Мы твои истинные братья,- шептали они корню Кос.- Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Бери нас в свою семью, а корень Кас гони подальше».

Засомневался корень Кос. И брата ему жалко гнать (сколько лет вместе), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!)

Задание в группе:

«Кто больше?» (кто больше придумает слов с корнями кос и кас). Время пошло.

- Тест на карточках (КАРТОЧКА № 1»).

Тест

Найдите слово с корнем –кас-

А. К..сание.

Б. К..снулся.

В. Прик..сновение.

Г. К..снется.

Найдите слово с корнем –кос-

А. К..сается.

Б. Прик..сался.

В. К..сательная. .

Г. К..снись.

Найдите ряд слов с чередующимися гласными в корне:

А.  Прилагательное, замирать.

Б. Приближаться, наслаждаться.

 

«КАРТОЧКА №2».Вставьте пропущенные слова.

Чтобы выбрать гласную ___ или ____ в корнях ____ - ____, нужно посмотреть, _____есть ли     ________________.

Если ________________, то в корне пишем гласную _____; если ________нет______________, то в корне пишем гласную ____ .

Например:___________________________________

- Оцените свои успехи и напишите их на специальном маленьком листочке, который есть на парте у каждого ученика.

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Подведение итогов. Домашнее задание (1 мин)

Домашнее задание. Упр. _____ с. _____

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Заполните карточку значками

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был(а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Заполните карточку значками

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был(а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Заполните карточку значками

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был(а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Заполните карточку значками

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был(а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методические рекомендации к изучению темы "Чередующиеся гласные А-О в корнях слов"

Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы "Чередование гласных А-О в корнях слов". Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло...

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Гласные е - и в корнях с чередованием.»

Пердствлен конспект урока русского языка в 5 классе по традиционной программе автора Ладыженской. Игровые, групповые формы помогают  лучше усвоить материал по изучению корней с чередованием....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Гласные а-о в корнях -раст- -ращ- -рос-"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в конях -раст- -ращ- -рос-" с использованием универсальных учебных действий...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Гласные О-А в корне Раст-Рос" Дифференцированный подход в обучении

Урок с описанием использования дифференцированного подхода на уроке русского языка на всех этапах...

Тема: Гласные а-о в корне кос-кас

Определение темы урока, запись даты, темы урока.1) Создание проблемной ситуации3. Работа по теме урока.Наша задача – познакомиться с условиями выбора о или а в корне – кос -кас-, опре...

Презентация с заданиями по теме " Гласные о-а в корнях с чередованием кас-кос, зар-зор, лаг-лож, раст-рос, кас - кос"

Презентация с заданиями по теме " Гласные о-а в корнях с чередованием кас-кос, зар-зор, лаг-лож, раст-рос, кас - кос"...