Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Гласные О-А в корне Раст-Рос" Дифференцированный подход в обучении
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок с описанием использования дифференцированного подхода на уроке русского языка на всех этапах

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Урок по теме «Буквы О-А в корне –раст—рос»

цель: сообщить о чередовании о – а в корнях -раст- – -рос-; помочь учащимся овладеть способом выбора а – о для грамотного написания корней -раст- – -рос-;

 Оборудование: проектор

1.Оргмомент (дежурные, готовность к уроку)

                       Здравствуйте, ребята! С каким настроением пришли сегодня в школу?

                       Ну, а если у вас хорошее и отличное настроение, значит и работать

                       Вы будете только хорошо и отлично.

2. Проверка усвоения знаний на предыдущем уроке и предшествующих.

    -Вот уже несколько уроков мы с вами работаем с разделом науки о языке, который называется……..( морфемикой)

-Перечислите все известные вам морфемы (дети отвечают)

-Какие морфемы принимают участие в образовании однокоренных слов?

- А окончание?

-Чем отличаются однокоренные слова от форм одного слова? 

 -Что называется чередованием звуков?

-Какие звуки могут чередоваться?

   -На прошлом уроке мы с вами познакомились с корнем, в котором происходит чередование

Безударных гласных О-А. Назовите этот корень……..(лаг—лож)

 Проверка домашнего задания

- Итак, когда в корне –лаг—лож  в безударном положении пишется буква А, а когда О (учен.груп1и3

-Назовите слово-исключение из этого правила……..   ПОЛОГ  

А)Проверка д\з Слушаем всем классом     БЫЛО ДИФФЕРЕН.ЗАД. 

                          (упр.435 – 3 группа Все справились? Назовите слова, в которых вы написали букву О                         О в корне –ЛОЖ--……..А теперь слова  с гласной А в корне –ЛАГ-……

                             Упр.436 – 2 и 1 группа + 1 группа получила  задание по лексике (это нам пригодится  позднее) Все справились? Какие предложения у вас получились?

  Работа в тетрадях: запишем число, классная работа             

Б)  СЛАЙД №1   Контрольная диктовка со  взаимопроверкой 

                 Я читаю словосочетания, записать только слова с О-А в корне ЛАГ-ЛОЖ

           Предлагать помощь, положить книгу, возлагать цветы, краткое прилагательное,

Хорошее изложение, первое слагаемое, сложить пирамиду, заложить фундамент.

 Клик  - контроль   (Зеленый карандаш)

В) СЛАЙД № 2        поменялись тетрадочками     взаимопроверка

-Кто справился с заданием без единой ошибки? Кто допустил 1 ошибку? Две и более?

-Можно ли  правописание корней с чередованием проверить ударением?  НЕТ! Здесь правописание подчиняется только правилу!

4. Изучение нового   СЛАЙД № 3

- Перед вами ряд слов, выполните к нему задание

-Все ли справились с заданием?

-Какие-то слова вызвали затруднения? (дети объясняют написание слов)

-Итак, вы не знаете какую безударную гласную надо писать в корне –раст—рос-

-Ну что же, поставим учебную задачу. Что нам сегодня предстоит выяснить? (какую безударную гласную надо писать в корне –раст—рос--)

-Запишем тему урока СЛАЙД

-А как мы сможем узнать правило написания гласных в этом корне? (Прочитать учебник, самостоятельно понаблюдать за словами и вывести правило)

_Предлагаю следующее задание         Слайд

Перед вами правильно написанные слова. Я их прочитаю.(учитель читает).

-Обратите внимание на корень –ращ-. Почему  в корне появилась эта согласная? (происходит

    Чередование СТ\\ Щ )      РАСТ-РАЩ-РОС – это варианты одного корня

-Итак, внимательно посмотрите на корень в каждом слове, сравните и определите видимую закономерность в написании безударных гласных в корне –раст\\ращ – рос

-Все ли справились с заданием? Какую закономерность вы увидели?

-Попробуйте сформулировать правило: ( в корне раст-рос безударная гласная пишется перед СТ и Щ-

-А сейчас откроем учебник на стр.178 и сверим наше определение с правилом в учебнике.

(дети читают ПЕРВУЮ ЧАСТЬ ПРАВИЛА……БЕЗ ИСКЛ.)

-Кто уже запомнил и сможет повторить без учебника? ( дети отвечают)

-Посмотрите,  как графически выделяется орф № 13 (корень, ударение, согласный после гласного,

  Если Ст или Щ пишем  А )

-Посмотрите еще раз на правило. О чём ещё в нём говорится?  ( о словах – исключениях , т.е не починяются этому правилу)      СЛАЙД

-К сегодняшнему уроку ребятам 1 группы было дано задание  -  в толковом словаре найти лексическое значение некоторых слов. Оказалось, что это слова-исключения. С красной строки запишем эти слова в тетрадь и запомним их написание:  Ростислав, ростовщик, отрасль, росток, Ростов.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

-А сейчас, чтобы наши знания стали прочными, давайте потренируемся и будем выполнять упражнение 437  ДИФФЕРЕН.ЗАД.  ( 3  гр. По заданию; 1 и 2 по заданию  + сост предл с тремя последн словосоч, выделить грам основы; 1 гр + фонетический разбор слова «растение» )

 (У доски работает  3 группа – по одному слову)

Слайд «Скороговорки» (на случай) – по времени

А сейчас мы поработаем не только с правописанием корня –раст—рос-  , но и с уже знакомым нам

--лаг—лож  РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ  Диктант        

    СЛАЙД    (пустой)      Вырастили, прилагать усилия, сложение, прорасти, подросли, уложить, излагать, вросли,  выращенный, росточек, отрасль, ростовщик, растение.

+ Слайд для самопроверки  (оцените свою работу)

                                                         Дифференц. задания

ТРЕНИРОВАЧНЫЕ ЗАДАНИЯ       (КАРТОЧКИ)  1 группа

УПРАЖНЕНИЕ 438           3 группа по заданию

                                            2 группа  + разборы

                                             

Подведение итогов   СЛАЙД

Дом. Зад      СЛАЙД           Всем: п 85 правило   упр441  3 группа – по заданию;  2 группа + выделить все морфемы с пропусками;      1 группа +  во втором абзаце. В предлож выделить грамматическую основу, а в  последнем предложении выполнить полный синтаксический разбор                          ДИФФЕРЕН.ЗАД.

                                                                                     

   

2. Актуализация знаний

На доске записаны слова: кормить, кормление, корм, покормленный.

– Среди записанных слов найдите то, которое является проверочным для остальных. (корм)

– Какое правило вы использовали? (Правописание безударных гласных в корне)

– Графически обозначьте названную орфограмму. Эти слова являются однокоренными, но у этого корня есть одна особенность. Какая? (Корень с чередованием согласного)

-А что называется чередованием? (замена одного звука на другой)

-В каких морфемах может происходить чередование?

– Подберите однокоренные слова с чередованием согл. в корне к словам «друг» и «ходить» (друг-дружок, ходить-хождение-хожу).

– Выделите корень в записанных словах.

3. Сообщение темы и целей урока

– Мы вспомнили корни с чередованием согласного, а в русском языке бывают корни с чередованием гласного.

 Изучение их очень важно, так как правописание корней с чередованием гласного нельзя проверять ударением.

4. Изучение нового

  -Откроем тетради, запишем число, классная работа.

 

 СЛАЙД  № 3    

Перед вами ряд слов: Холмы, плодовый, сложить, излагать, вырасти, заросли

 (СЛАЙД  № 4  +ответ)

- Все ли справились с этим заданием? В написании каких слов возникли затруднения?

(не знают какую гласную букву надо писать в словах с корнем –раст-рос) Обратить внимание, что Г-Ж тоже чередующиеся согласные

-Итак, поставим учебную задачу. Что сегодня предстоит нам выяснить? (какую гласную надо писать в корне –раст-рос)

- А как мы сможем узнать правило написания гласных  в корне –раст-рос)

 (Прочитать учебник, самостоятельно понаблюдать за словами и вывести определение)

-Предлагаю следующее задание:  СЛАЙД №5

   Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте, запишите, выделите корень, сравните и определите видимую закономерность в правописании:

СЛАЙД)

-Все ли справились с заданием? Итак, какую закономерность вы увидели в написании гласных в корне –лаг- -лож-? Попробуйте сформулировать правило. (Дети отвечают)

- А теперь давайте откроем учебник на стр.177 и сверим наше определение с правилом в учебнике. (Дети читают)

-Какой ещё опознавательный знак есть в этом правиле? (Наличие суффикса –а-)

- Обратите внимание, что это орф.№12. Как графически обозначается эта орфограмма (Разбираем)

-Давайте вместе составим алгоритм действий на это правило:

    1.Выделяем корень

    2. Определяем его лексическое значение

  3. Находим гласную в корне

  4.Определяем последующий согласный

  5. Смотрим на суффикс после корня:

      Если суффикс –А-, то пишем в корне гласную –А- ,

      Если нет суффикса –А-, то пишем в корне гласную –О-

-Скажите, можно ли применить данное правило к словам ЛОЖЬ и БЛАГО?

     (Нет. Под ударением, не корень, другое лексическое значение)

-А какое общее значение заключает в себе корень –лаг- лож-? (ДЕЙСТВИЕ)

Ребята, во многих правилах есть исключения, в нашем правиле тоже есть иключение, это слово «полог» Оно устаревшее, сейчас редко употребляется. Его значение – занавеска, закрывающая кровать

Выполнение упражнений учебника (дифференцированное)

  Упр.433  группа 3 только по заданию   (у доски: одна приставка – один ученик)

                 Группа   2  + задание с кружочком

                 Группа 1 + задание по карточкам

КАРТОЧКА

      Заменить определение одним словом с корнем –лаг—лож-, обозначить орфограмму:

1.Описать что-то, передать устно или письменно -…….изложить

2. Надеяться на кого-то-……….полагаться

3. Вид письменной работы-………изложение

4. Часть речи-……..прилагательное

5. Приставить одно к одному-…….сложить

6. Математическое действие-……..сложение   (Проверка у доски)

7.Занавеска, закрывающая кровать…..полог

Физкультминутка

- Сообщение дополнительного материала по культуре речи

  Ребята, внимание! Вы должны знать, что глагол «ложить» без приставки не употребляется,

  Кроме словосочетания «ложиться спать»

  А теперь задание: кто больше напишет глаголов с приставками к этому слову (дети выполняют задание)

                                                Дифференцированное задание

Задание для 3 группы  Расположить слова в два столбика с –А-  и –О- в корне (диктовка у доски)

                  Из словосочетаний записываем только слова с корнем ЛАГ-ЛОЖ:

          Прилагать усилия, сложить вещи, возлагать надежды, безотлагательное дело, отложить

Поездку, радостное предположение, правописание прилагательных, расположиться у костра, предлагать помощь,  

Задание для 1 и 2 группы (СЛАЙД)

 Спиши, вставь пропущенные буквы, подчеркни третье лишнее. Объясни почему?

  1. Изложить, положить, ложный
  2. Выложить, излагать, заложить
  3. Возлагать, прилагательное, предлагать
  4. Слагать, благородный, предполагать   (Объяснение учеников)

4. Учимся правильно говорить!   (СЛАЙД)

                                     Положить или класть?

Прочтите предложения и вместо точек поставьте глагол класть или положу.

1.Закончив уроки, я собираю книги, тетради и …….их в портфель.

2.Я прочитаю книгу и ……. её на место.

3.Для сохранения здоровья не …….. в еду много соли.

Вывод: Нет глаголов без приставок с корнем лаг-лож, поэтому нельзя сказать ложу, ложит. А слово класть нельзя употреблять с приставкой. Правильно говорить: кладу и положу.

Задание   А сейчас послушайте одну историю: В одном царстве-государстве протекала речка. По одну её сторону был город ЛАГ. А по другую город ЛОЖ. Но однажды разлилась речка и смешала вжителей обоих городов И попросили они помощи, чтобы вернуться в свои города Давайте поможем этим жителям и отправим каждого в свой город (САМРПРОВЕРКА) СЛАЙД

               Город ЛАГ                                    Город ЛОЖ                                 Другой город

     Предлагать                                     изложить                                       ложь

     Прилагательное                             положить                                       благородный

     Возлагать                                        возложить                                      флаг

     Пролагать                                        предложить                                   неотложный.

  Итог урока Урок заканчивается, пора подвести итог

             Продолжите предложения:

-Сегодня на уроке мы говорили о корне …..ЛАГ_ЛОЖ

- Мы узнали , что с буквой А в этом корне дружит согласная……Г, а с гласной Щ дружит согласная….Ж

- Мы запомнили, что если после корня стоит суффикс А, то мы будем писать в корне гласную…А

-Если суффикса А нет, то пишем гласную ….О

Домашнее задание:п.85 (правило), упр. 435 выполняет 3 гр.,

                                                              Упр. 436 выполняет 1и2 гр. Найти лексическое значение слов: росток. Отрасль, поросль. Ростовщик, Ростов, Ростислав


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...