Этот важный РОД имен существительных
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Особая роль грамматики в курсе изучения русского языка  как иностранного, состоит в том, что грамматика является  базой, без которой невозможно полноценное использование иностранного языка, употребление его как средства общения.

Грамматика родного языка встроена в сознание носителя и осознается при обучении иностранного языка. Практика преподавания русского языка как иностранного определила круг грамматических явлений, которые необходимо дать учащимся при изучении грамматических основ русского языка, параллельно обучая русскому произношению и интонации.   Обязательными для усвоения всеми учащимися являются следующие грамматические темы: категория рода; категория одушевленности-неодушевленности; склонение; согласование существительных с прилагательными; вид глаголов; глаголы движения; грамматическая основа предложения; порядок слов  в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_vazhnyy_rod_imen_sushchestvitelnyh.docx72.81 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А.Кирьянова

учитель русского языка

МБОУ «Кяхтинская СОШ №4»  

« Этот важный РОД имен существительных»»

Особая роль грамматики в курсе изучения русского языка  как иностранного, состоит в том, что грамматика является  базой, без которой невозможно полноценное использование иностранного языка, употребление его как средства общения. 

Грамматика родного языка встроена в сознание носителя и осознается при обучении иностранного языка. Практика преподавания русского языка как иностранного определила круг грамматических явлений, которые необходимо дать учащимся при изучении грамматических основ русского языка, параллельно обучая русскому произношению и интонации.   Обязательными для усвоения всеми учащимися являются следующие грамматические темы: категория рода; категория одушевленности-неодушевленности; склонение; согласование существительных с прилагательными; вид глаголов; глаголы движения; грамматическая основа предложения; порядок слов  в предложении.

F:\проект фото 4В\20180326_144149.jpgСущественная часть ошибок связана с интерференцией родного языка (для англичан трудности вызывает употребление прилагательных перед существительными, для болгар – употребление предлогов, в монгольском же языке нет категории рода). Вопросы, связанные с интерференцией, необходимо отрабатывать, потому необходимы специальные дополнительные занятия.

При изучении русского языка как иностранного используем наглядность, рисунки, схемы, таблицы, языковые игры.

Категория рода, несмотря на кажущуюся простоту, является одной из самых трудных в усвоении монгольскими детьми и в то же время очень важной для практического овладения языком. Ошибка в определении рода имени существительного является одной из самых заметных и самых распространенных, особенно на начальном и среднем этапе обучения русскому языку.

В результате работы обучающиеся приобретают навыки работы с различными источниками информации, взаимодействуют с взрослыми (учителем, родителями), представляют свои работы одноклассникам.

Вот несколько примеров выступлений учащихся:

В 3 классе мы узнали, что имена существительные в русском языке бывают мужского, среднего и женского рода.

Мы выучили это правило хорошо, но до сих пор допускаем очень много ошибок в определении рода существительных. С этим правилом связаны  орфографические и речевые ошибки:

  1. Правописание Ь после шипящих;
  2. Неправильное употребление в речи местоимения У НЕГО, У НЕЁ;
  3. Согласование существительных и прилагательных;
  4. Согласование существительных и глагола;

В связи с этими проблемами мы решили особенно тщательно изучить эту тему, чтобы избавиться от ошибок. 

Мы предположили, что есть способ, чтобы определять род существительных. Нельзя все слова выучить наизусть.

Поставили перед собой задачу:  разделить существительные на группы в зависимости от букв, на которые существительные заканчиваются,

определить их род,  сделать выводы.

Получить ответы на следующие вопросы:

1. Род имен существительных на –а,-я,-ия.

2. Род имен существительных, оканчивающихся на согласный и на –Й

3. Род имен существительных, оканчивающихся на Ь

4. Род имен существительных на –о, -е, -мя 

          5. Род  несклоняемых заимствованных существительных

          6. Имена существительных общего рода

1 группа

 «Род имен существительных на – а,- я,- ия»

Большинство существительных женского рода на – а (книга, девочка, звезда, рыба и др).

Существительных женского рода на – я совсем немного (кухня, семья).

Большая часть существительных женского рода иностранного происхождения оканчивается на – ия (демонстрация, революция).

Небольшая группа имен существительных мужского рода также оканчиваются на –а и –я (мужчина, юноша, дедушка, дядя).

Внимание:

МоЙ брат СлавА – умнЫЙ юношА.

МоЙ друг ДимА приехаЛ.

НаШ любимЫЙ дедушкА пришёЛ.

2 группа  

«Род имен существительных, оканчивающихся на согласный и на –Й»

Мы исследовали слова, которые заканчиваются на согласный и Й.

ПРИМЕРЫ: пенал, дневник.

На Й: чай, трамвай, герой.

Вывод: данные существительные являются существительными мужского рода.

3 группа

«Род имен существительных, оканчивающихся на Ь»

Особую группу составляют существительные, имеющие на конце -Ь. Они могут быть мужского или женского рода.

Существительных мужского рода на – ь немного. Большая часть их имеет суффикс – тель и обозначает лиц мужского рода и предметы мужского рода: учитель, зритель и др. Некоторые существительные на – ь заимствованы из других языков. Например, названия месяцев: АПРЕЛЬ, ИЮЛЬ и другие.

Существительных женского рода на – ь сравнительно немного. Большая часть их с суффиксом – ОСТЬ. Эти существительные обозначают абстрактные понятия: новОСТЬ, скорОСТЬ, молодОСТЬ, смелОСТЬ, специальнОСТЬ.

Род других существительных можно проверить при помощи родительного падежа: сирень, нет сиренИ (ж.р.), тополь, нет тополЯ (м.р.)

4 группа

«Род имен существительных на –о, -е, -мя »

Имена существительные на-о,-е,-ие,-мя всегда среднего рода. На –мя оканчивается всего 10 слов: время. стремя, пламя, знамя, вымя, темя, семя, бремя, имя, племя.

5 группа

«Род  несклоняемых заимствованных существительных»

Несклоняемые существительные – класс собственных и нарицательных существительных, преимущественно заимствованных, которые не изменяются по падежам (не склоняются).

Большинство несклоняемых заимствованных неодушевленных имен существительных относятся к среднему роду: пальто, метро, шоссе.

 К несклоняемым существительным мужского рода относятся заимствованные слова со значением: лица мужского рода: маэстро, мсье;

названия животных и птиц: фламинго, кенгуру;  названия вида занятий, профессий: конферансье, атташе. 

К женскому роду относятся заимствованные несклоняемые существительные со значением: лица женского пола: леди, мадам;

названия животных, когда по контексту понятна их половая принадлежность: самка шимпанзе, мать кенгуру. 

Исключения: род заимствованных несклоняемых существительных может зависеть от их значения и видовой принадлежности: пенальти (м. р.) – штрафной удар, кольраби (ж. р.) – капуста.

6 группа

«Имена существительных общего рода»

Имена существительные общего рода – класс нарицательных одушевленных существительных, которые могут в зависимости от речевой ситуации выступать и как слова мужского, и как слова женского рода.

Результаты:

  1. Разработан алгоритм определения рода имен существительных
  2. Составлена таблица особенностей рода имен существительных

Литература:

1.Панова Г.И. Морфология русского языка: Словарь-справочник, 2010; 2.Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике. - М.: Дрофа,2006; 3.Пехливанова К.И., Лебедева М.Н. Грамматика русского языка в иллюстрациях. -  М: Русский язык, 1991;

4.Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» — М.: Просвещение, 1988. — 240 с.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....

Этот важный РОД имен существительных

Особая роль грамматики в курсе изучения русского языка  как иностранного, состоит в том, что грамматика является  базой, без которой невозможно полноценное использование иностранного языка, ...