Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Буруцкая Ольга Ивановна

Урок с презентацией  поможет учителю в доступной форме объяснить новый материал, и во время урока учащиеся должны прийти к выводу, что в русском языке есть существительные только множественного числа, проследить исторические изменения, в результате которых в языке образовалась форма множественного числа. В ходе занятий дети должны обогащать свой словарный запас новымисловами, работать над орфоэпическими нормами, учиться правильно употреблять в речи новые слова, развивать свою зрительную и слуховую память и уметь применять на практике полученные знания.Урок воспитывать призван в детях интерес к богатству русского языка, его культурным ценностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема: Имена существительные только множественного числа.

Задачи:

 Образовательная: 

во время урока учащиеся должны прийти к выводу, что в русском  языке есть существительные только множественного числа, проследить исторические изменения  в результате которых  в языке образовалась форма множественного числа.

 Развивающая: в ходе занятий дети должны обогащать свой словарный запас новыми

  словами,  работать над орфоэпическими нормами, учиться правильно употреблять в

  речи новые слова, развивать свою зрительную и слуховую память и уметь применять

  практике полученные знания.

 Воспитывающая: воспитывать интерес к богатству русского языка, его культурным

 ценностям.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

            Постановка перед учащимися учебных задач

  1 слайд.

2.Повторение изученного материала на предыдущих уроках.

 

  1. Словарный диктант с самопроверкой.  

Предложение, заросли, прилагательное, растение, выращенный, сложение, росток,

цирк, акация, цыплёнок, шёл, шоколад, чёрный, крыжовник.

После диктанта составить одно предложение.

   2 слайд. (проверка диктанта)

  2)  Словарно-орфографическая работа

       

        Консервы (лат.) кон – «со»

                                    серво – «хранить».

       

        Макароны, макаронный, ворота, чернила.

  3. слайд

  1. Орфографическая пятиминутка.

             а) Пронёсся по (каким?)  лесным  (лес) зарослям вихрь, и  закружились над (чем?)

поляной  (поле)  сорванные листья.

4 слайд (проверка записи в тетради)

б) Образовать множественное число имён существительных.

Апельсин, крыло, килограмм, стол, дождь, яблоко, стул, дыня, вишня

5 слайд (второй щелчок – проверка записанных слов)

  6 слайд

   Физкультминутка.

  1. Усвоение нового материала.

   7 – 12 слайды

  1. Показываем детям одни ножницы, несколько ножниц  

очки, ворота  

В ходе беседы дети приходят к выводу:

И один предмет, и много этих же предметов называются одним словом.

13 слайд

а) обозначают парные и составные предметы – очки, ножницы, ворота.

б) игры, действия, процессы – выборы, переговоры, именины.

в) вещественные существительные – очистки, консервы, чернила.

г) отрезки времени – каникулы, сутки, сумерки.

д) собственные имена существительные – Альпы, Карпаты, газета «Известия».

 

3акрепление изученного материала.

  1. Из упражнения № 493 выписываем существительные только мн. ч.

ворота, заморозки, похороны, тефтели, тиски, хлопоты, чернила.

14 слайд (проверка упражнения)

15слайд (даём отдых глазам)

2)Зрительный диктант

16 слайд

Вот из радужных ворот к нам выходит хоровод.

3)  Изложение-миниатюра

 

Каникулы.

В древности каникулой называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. Она появляется на небе в разгар лета. В это время школьникам и студентам давали передышку. А эти дни стали называть каникулами.

(Каникула – Сириус, звезда первой величины)

17 слайд

- Зачитываем вслух 2-3 изложения.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Чем  отличаются эти существительные от других слов?

- Что они обозначают?

  1. Подведение итогов урока.

18 слайд

    6.  Домашнее задание.  Упражнение №494 (всем),

       Объяснить происхождение слов чернила, сутки, сумерки  (индивидуально

       по желанию.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имена существительные только множественного числа

Слайд 2

Предл о жение, зар о сли, прил а гательное, р а стение, выр а щенный, сл о жение, р о сток, ц и рк, акац и я, ц ы плёнок, ш ё л, ш о колад, ч ё рный, крыж о вник.

Слайд 3

Консервы (лат.) кон – «со» серво – «хранить». Макароны, макаронный, ворота, чернила.

Слайд 4

Пр о нё сс я по (каким?) л е сным (л е с) зар о слям вихрь, и з а кружились над (чем?) п о ляной (п о ле) сорв а нные (рв а ть) листья.

Слайд 5

Апельсинов, крыльев, килограммов, столов, дождей, яблок, стульев, дынь, вишен. Апельсин, крыло, килограмм, стол, дождь, яблоко, стул, дыня, вишня.

Слайд 6

Ножницы

Слайд 7

Ножницы

Слайд 8

Очки

Слайд 9

Очки

Слайд 10

Ворота

Слайд 11

Ворота

Слайд 12

Обозначают: 1. Парные и составные предметы – очки, ножницы, ворота. 2. Игры, действия, процессы – выборы, переговоры, именины. 3. Вещественные существительные – очистки, консервы, чернила. 4. Отрезки времени – каникулы, сутки, сумерки. 5. Собственные имена существительные – Альпы, Карпаты, газета «Известия».

Слайд 13

Ворота, заморозки, похороны, тефтели, тиски, хлопоты, чернила.

Слайд 14

Вот из радужных ворот к нам выходит хоровод.

Слайд 15

Проверяем изложение - миниатюру Каникулы. В древности каникулой называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. Она появляется на небе в разгар лета. В это время школьникам и студентам давали передышку. А эти дни стали называть каникулами.

Слайд 16

Домашнее задание. Упражнение №494 (всем), Объяснить происхождение слов чернила, сутки, сумерки (индивидуально по желанию)

Слайд 17

Всем большое спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

План-конспект урока русского языкас приложением для учащихся 5-х классов  Няч Ольга Рамильевна,учитель русского языка и литературы  Конспект учебного занятия Предмет: русский ...

Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Урок русского языка по ФГОС  "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...

Конспект урока и презентация по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Данный урок первый урок по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». Тип урока- «открытие» новых знаний. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен н...

Открытый урок по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». 5 класс

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.Задачи урока:1) обра...

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....