Занимательная лингвистика
рабочая программа по русскому языку (5, 7 класс)

Сегодня, когда высокий уровень владения родным языком становится одним из необходимых условий социального успеха, когда образованному человеку необходимо освоить один, а то и несколько языков, курс лингвистики, изложенный на доступном детям уровне, должен стать базой для изучения языковых предметов.

Хотелось бы отметить отличительную черту данного курса. В нем происходит интеграция знаний, полученных школьниками из разных учебных дисциплин (русский и иностранные языки, литература, история, математика и информатика).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaimatelnaya_lingvistika.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Лингвистика обычно является предметом изучения в высшей школе. Поэтому прежде всего хотелось бы объяснить, чем вызвана необходимость занятий по лингвистике в средней школе. Рост интереса к изучению иностранных языков в последние годы, возрождение изучения мертвых языков (в первую очередь латинского), необходимость повысить престиж изучения родного языка – все это стало отправной точкой для создания элективного курса для средней школы.

Настоящее владение языком состоит не только из освоения орфографии, пунктуации, синтаксиса и т.д. Школа должна вырабатывать у детей отношение к языку как к уникальному инструменту и объекту познания. Научить сопоставлять, анализировать языковые факты, развить интерес к языку – это значит дать человеку капитал, который он может использовать всю жизнь.

Сегодня, когда высокий уровень владения родным языком становится одним из необходимых условий социального успеха, когда образованному человеку необходимо освоить один, а то и несколько языков, курс лингвистики, изложенный на доступном детям уровне, должен стать базой для изучения языковых предметов.

Хотелось бы отметить отличительную черту данного курса. В нем происходит интеграция знаний, полученных школьниками из разных учебных дисциплин (русский и иностранные языки, литература, история, математика и информатика).

Основное направление программы – развитие языкового мышления учащихся.

Образовательная цель: познакомить учащихся с объектом языкознания, методами исследований.

Развивающая цель: повысить у детей интерес к языку, показать им связи различных языковых явлений между собой.

Воспитательная цель: повысить престиж изучения русского языка.

Главные принципы курса – научность, системность и доступность. Программа состоит из двух разделов.

Раздел I. “Язык и наука о нем. Языки народов мира” (5 класс –50 часов).

Раздел II. “Система языка” (7 класс –50часов)

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю, предполагают изучение теоретического материала и практическую деятельность учащихся.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

-        определения основных изучаемых языковых единиц,  речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.        

Уметь:

-находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, находить и исправлять орфографические ошибки;

-находить в  предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаком препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с правилами;

-уметь пользоваться различными видами словарей, с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слов;

-соблюдать нормы литературного языка.

Способы определения результативности

Тестирование, повышение качества знаний учащихся по русскому языку, активности в участии в различных внеклассных мероприятиях по предмету.

                                                                                                                     

Тематика занятий

1-2

Слово - основная единица языка.

3-4

Слово и его значение.

5-6

Вместе и врозь. Сочетаемость слов.

7-8

Словари – сокровищница языка. Толковые словари и их создатели.

9-10

Значение слова. Многозначность.

11-12

Виды переносных значений.

13-14

Деление слов на классы. Тематические группы слов.

15-16

Омонимы.

17-18

Синонимы.

19-20

Антонимы.

21-22

Термины.

23-24

Жаргон.

25-26

Исконные и заимствованные слова.

27-28

Причины и источники заимствования слов. Жизнь слова в чужом языке.

29-30

Фразеологизмы.

31-32

Источники фразеологии.

33-34

Виды лингвистических словарей.

35-36

Семантика – наука о значениях языковых единиц.

37-38

Элементы значения слов. Семантические многожители.

39-40

Морфема. Варианты морфем. Две работы морфем.

41-42

Словообразование: как делаются слова.

43-44

Поэты и морфемы.

45-46

Корни и аффиксы. Виды аффиксов в разных языках.

47-48

Словообразовательные и словоизменительные аффиксы.

49-50

Слово без корня. Аптекамты и железярусы.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

 Турниры, конкурсы знатоков русского языка, викторины, КВНы и т. д.

Литература для учителя:

  1. Аксенова М. Языкознание. Русский язык. “Энциклопедия для детей”, том 10, М “Аванта +”, 1998 г
  2. Апполонова В. И. Слово о русском слове ( Слово как лингвистическая единица русского языка).- М.,2005
  3. Власенков А. И. “ Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе. Пособие для учителя” 5 – 6 классы; М “Аркти”,2000 г.
  4. Власенков А. И. “Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе. Пособие для учителя”. 7 – 8 классы; М “Аркти”, 2000 г.
  5. Волина В. В.Веселая грамматика – М.: Знание, 1995
  6. Волина В.В. Учимся играя –М. ,1994
  7. Гвоздарев Ю. А. Рассказы о русской фразеологии. -М. ,1988
  8. Граник Г.Г. Секреты пунктуации.- М.,1987
  9. Дроздова О.Е. “Уроки языкознания для школьников”, 5 – 8 классы; М “Владос”; 2001 г.
  10. Дроздова О. Е. “Методические рекомендации к урокам языкопознания в 5 – 8 классах”; М, “Валдос”, 2003 г.
  11. Иванова В.  А. Занимательно о русском языке .-Л. , 1990    
  12. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. - М., 1971

10. Кондрашов В.Грамматические игры и загадки. -Костромское книжное издательство, 1961

  1. Люстрова З. Н. Беседы о русском языке.- М. ,1976
  2. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку.- М., 1980
  3. Потиха З. А. Как сделаны слова в русском языке.- М., 1989
  4. Преображенская Е. П. Кружок русского языка в школе.- М., 1984
  5. Суперанская А. В. Как вас зовут? Где вы живете?- М., 1964
  6. Трудцина И. Г. Игры на уроках русского языка, литературы, внеклассного чтения.-М., 2003
  7. Успенский Л. Слово о словах.- Л.1974
  8. Ушаков Н. Внеурочная работа по русскому языку. М., 1985
  9. Хахалева И. Н. Роль компьютера в процессе овладения орфографией. РЯШ.-2001.№1

Литература для учащихся:

       1.Абрамов В.П. Созвездия слов.-1989 М.

       2. Ветвицкий  В.Г. Занимательное языкознание.-М., 1966

       3.Гвоздарев Ю.А.Рассказы о русской фразеологии.- М.,1988

       4.Казанский Б.В. В мире слов. ИЗД.- Азбука, 2006

       5.Маковский М.М. Удивительный мир слова и названий.-М., 2005

       6.Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы.-М.,1982

      7.Откупщиков Ю.В. К истокам слова.- М., 1973

      8.Смолицкая Г. П.Занимательная топонимика.- М., 1990

      9. Суперанская А., Суслова А.О. О русских фамилиях.-М., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа творческого объединения "Занимательная лингвистика"

Занятия позволяют показать воспитанникам, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятел...

Занимательный лингвистика

Своя игра на тему "Занимательная лингвистика"...

конкурсная программа "Занимательная лингвистика"

урок-игра по русскому языку для учащихся 5-7 классов...

Занимательная лингвистика

Дополнительное занятие по русскому языку для 6 класса, расчитанное на 17 часов в год, т.е 0.5 часа в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная лингвистика"

Программа лингвистического клуба позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как о...