Конспект урока по теме :" Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Елена Васильевна Петрунина

Конспект урока по русскому языку для 7 класса по теме : "Наречие как часть речи". Урок начинает цикл занятий по теме  "Наречие ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie_kak_chast_rechi.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наречие как часть речи

Урок начинает цикл занятий по теме «Наречие». В ходе урока используются  информационный и практические ЭОР, интерактивные тесты, презентация Роwer Point, которые помогут разнообразить работу по изучению нового материала, создать благоприятную творческую атмосферу на уроке.

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Цели урока:

  • Обучающие: дать понятие о наречии как части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий в предложениях, формировать умение находить наречия в тексте;
  • Развивающие: развивать умение выявлять существенные признаки объекта, развивать умения самоконтроля, умение работать с компонентами учебника, а также с ЭОР;
  • Воспитательный аспект: совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.

Оборудование:

Локальная компьютерная сеть, проектор, подключение к сети Интернет, карточки с заданиями, учебник (Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ [Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская] – 33-е изд. – М.: Просвещение, 2011)

Структура и содержание  урока

  1. Орг. момент.
  2. Определение темы урока, постановка целей и задач урока. Актуализация знаний (слайд 1)
  1. Проанализируйте значение и синтаксическую роль слова ясно в представленных предложениях.  Что различает эти слова? Можете ли вы определить, к какой части речи они относятся?
  • С самого утра небо ясно.
  • Сергей четко и ясно ответил на поставленный вопрос.  

Вывод: в первом предложении слово ясно отвечает на вопрос каково? и является сказуемым, это прилагательное; во втором предложении ясно отвечает на вопрос как? и является обстоятельством, - это наречие. 

Итак, какова тема урока, по вашему мнению? (Запись темы урока в тетради)

  1. Ребята, наречия мы начали изучать с вами в пятом классе, что вы можете сказать об этой части речи? (отвечает на вопросы где?,  когда?, куда?, откуда?, почему?, зачем?, как?, не изменяется, в предложении является обстоятельством)
  1. Организация восприятия и осмысления новой информации (слайд 2)
  1. Работа с ЭОР в парах.

- Давайте заглянем в электронный урок «Наречие как часть речи», а также посмотрим таблицу «Способы образования наречий». Эту работу вы выполните в парах за компьютерами.

«Наречие как часть речи. И1»

http://www.fcior.edu.ru/card/5395/narechie-kak-chast-rechi-i1.html

«Наречие как часть речи. И2»

http://www.fcior.edu.ru/card/5434/narechie-kak-chast-rechi-i2.html

Таблица «Способы образования наречий»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b747fdf-1a05-4e53-a3f7-fdca90f6e89c/%5BIS-TA_05-11_07%5D_%5BIA_02-AT%5D.swf

  1. Взаимопроверка, коррекция знаний в парах.

- Для того чтобы проверить друг друга используйте вопросы для самопроверки, которые лежат перед вами на столах. Если вы не можете ответить на вопросы, вернитесь к ЭОР.

  1. Первичная проверка понимания темы (проверка проводится с помощью программы MyTestStudent; http://mytest.klyaksa.net/)
  2. Тренировочные упражнения

(выполняются фронтально, при этом работа обучающихся корректируется учителем)

  1. Нахождение словосочетаний в предложениях (слайды 3, 4)

Задание. Выписать словосочетания:

наречие + слово, с которым оно сочетается.

1) И тогда кабинет господина де Тревиля всегда  трепет у всех входивш.. мгновенно превратился в отделение приемной.

2) У ворот он увидел Портоса беседовавш.. с караульным.

3) Там я  вам подходящ.. для поединка место.

4) Д’Артаньян произнес эти слова с простотой делавш.. честь его учтивости.

5) Д’Артаньяну приходилось напрягать всю свою волю, чтобы не вмешаться в  там, внизу.

6) Д’Артаньян немедленно  в указанный ему трактир который узнал по крикам  оттуда.

7)  к будущ..му аббату оказалось не так-то просто.

  • Везде ли верно расставлены знаки препинания?
  • Как проверить правописание окончаний причастий?

  1. Анализ значений наречий и их структуры.

Запишите наречия в столбик:

Назло, досуха,  сгоряча, быстро, завтра, далеко, чуть-чуть, снова, решительно, легче.

  1. Определите значение данных наречий;
  2. разберите эти наречия по составу;
  3. определите способ их образования.

  1. Различение разных значений одного и того же слова (слайд 5).

  1. какое значение имеет слово всмятку?

  • до полужидкого (внутри) состояния (о способе варки яиц) 
  • разг. полностью, на мелкие куски

  1. Определите, каким членом предложения является наречие в данных предложениях?
  • На завтрак я ел яйцо всмятку.
  • В результате аварии обе машины разбились всмятку.

  1. Определите, к какому разряду относится наречие всмятку в первом и во втором предложении, обоснуйте свою точку зрения.  

4.     Самостоятельная работа с учебником (упражнение 197)

  1. Подведение итогов урока (слайд 6):

- Чем наречие отличается от других частей речи?

  1. Рефлексия:   с помощью наречий оцените урок; поясните свою оценку.
  2. Домашнее задание (слайд 7): § 32, упр. 199

Список использованной литературы и пособий

  1. Русский язык. 7-9 классы: поурочные планы по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2010
  2. Тестовые задания по русскому языку: 7 кл.: пособие для учащихся/ Г. А. Богданова.- М.: Просвещение, 2007

Приложения к уроку

Вопросы для взаимопроверки

  1. Что нового вы узнали о наречии из этого урока? (наречие обозначает не только признак действия, но и признак признака, может выступать в качестве определения)
  2. Почему наречия, в отличие от других частей речи, имеют разные вопросы (где?, когда?, куда? и  т. Д.)?  Что выражают эти вопросы?
  3. От каких частей речи могут образовываться наречия? Какие способы образования слов используются? Какой морфемы не имеют наречия в своем составе?

Тест для первичной проверки понимания темы

(проверка проводится с помощью программы MyTestStudent http://mytest.klyaksa.net/)

Вариант № 1

  1. Какое утверждение является неверным?
  1. В предложении наречия обычно бывают обстоятельствами.
  2. Наречие в предложении может быть определением.
  3. Наречие всегда сочетается с глаголом.
  4. С существительными наречия не сочетаются.
  1. Выберите правильный ответ.

Неизменяемая самостоятельная часть речи-

  1. Глагол
  2. Причастие
  3. Наречие
  4. Прилагательное
  1. В каком словосочетании наречие сочетается с причастием?
  1. По-прежнему красивый
  2. Где-то далеко
  3. Уходящий вдаль
  4. Кофе по-турецки
  1. Укажите словосочетание с наречием, обозначающим цель действия
  1. Закричать сгоряча
  2. Сделать назло
  3. Поступить правильно
  4. Работать дружно
  1. В каком из выделенных слов О не является окончанием?
  1. Платье красиво
  2. Написал красиво
  3. Сделано отцом
  4. Солнце село

Вариант № 2

  1. Какое утверждение является неверным?
  1. Наречие – неизменяемая часть речи.
  2. В предложении наречие обычно является обстоятельством.
  3. Наречие в предложении не может быть определением.
  4. Наречия делают речь более точной и выразительной.
  1. Выберите правильный ответ.

Неизменяемая самостоятельная часть речи-

  1. Глагол
  2. Деепричастие
  3. Прилагательное
  4. Причастие
  1. В каком словосочетании наречие сочетается с наречием?
  1. Двигаться бесшумно
  2. Плавно взмахивая
  3. Очень громко
  4. Дважды пытался
  1. Укажите словосочетание с наречием со значением места действия.
  1. Шли медленно
  2. Очень волноваться
  3. Расположиться вблизи
  4. Тотчас явился
  1. В каком из выделенных слов О не является окончанием?
  1. Пахло травой
  2. Испуганно вздрогнул
  3. Дитя испугано
  4. Озеро огромно

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи" ФГОС

Конспект урока, который является первым в теме...

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"

Разработка урока открытия нового знания в 7 классе...

Конспект урока по теме: "Наречие как часть речи".

Урок предназначен для формирования у учащихся знаний о правильном написании наречий....

Конспект урока 7 класс "Наречие как часть речи"

Это первый урок при изучении темы....

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"

Цель урока:          создать условия для повторения и закрепления у  обучающихся  общего представления о наречии как части речи...

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"

Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи". Для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида....