Дидактический материал
материал по русскому языку (8, 9 класс)

карточки для повторения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtorenie_kartochki.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает центральное место.

Синтаксис – учение о системе и способах языкового оформления мыслей в целях общения людей между собой.

Основная единица синтаксиса – предложение.

Предложения, в свою очередь, соединяются в сложные предложения, а также образуют синтаксическую единицу – текст.  В 8-9 классах синтаксису и пунктуации отводится ведущая роль, подробно изучается синтаксис сложного предложения.

Как помочь обучающимся освоить и полюбить синтаксис, как не испугать их сложными понятиями, не оттолкнуть скучными классификациями?

Во-первых, это работа с карточками.  Используя свою языковую интуицию, ребята составляют схемы синтаксических связей самых разных предложений, спорят, обсуждают, исправляют и в результате этой работы начинают осознанно воспринимать структуру предложения, видят его в целом. После такой подготовки ребята не боятся, а даже стремятся разбирать сложные случаи.

Карточка 1. Записать предложения, сделать схемы, определить вид придаточных, отметить синтаксические особенности.

Смола эта называется «живица», потому что она рану на стволе дерева заживляет.

Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

Карточка 2.  Повторение

    (1)Погода  ст..яла отвр..тительная, об охоте (не)возможно было и думать. (2) Всё ж..вое п..спрятал..сь; даже вороб..и пр..тихли а грачи д..вно пр..пали. (3) Ветер глухо завывая свистал порыв..сто; ни(с,з)кое  небо из тускло(белого) цвета пер..ходило  в свинц..вый. (4) Дождь  который лил    бе(с,з)престанно  внезапно становился ещ.. крупнее и с визгом ра(с,з)плывался по стёклам. (5) Д..ревья совсем ра(с,з)тр..пались и стали какие(то) серые. (6)А ветер опять принимался т..рмошить их. (7) Везде ст..яли засоре(н,нн)ые листьями луж…  (8) Крупные волдыри лопаясь и возр..ждаясь вскакивали и скользили по ним. (9) Грязь по д..рогам ст..яла (не)вылазная. (10)Хол..д проникал в комн..ты. (11) (Не)вольная дрож(?) пр..б..гала по телу и становил..сь дурно на душе! (12)К..залось что уже н..когда (не)будет на свете н..   со(?)нца    н.. блеска    н..   красок  а вечно будет ст..ять эта слякоть.

Задание.

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки.
  2. Определите количество грамматических основ в предложениях № 11, 12. Ответ запишите цифрой.
  3. Выпишите грамматические основы предложений № 1, 4, 5.
  4. Найдите в тексте сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью.
  5. Найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите его номер. Графически обозначьте требуемое в тексте.
  6. Из предложений 5—8 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
  7. Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
  8. Из предложения № 1 выпишите словосочетания, построенные на основе согласования, управления, примыкания.
  9. Попробуйте добавить в предложение № 5 обособленное распространенное определение, выраженное причастным оборотом. Получившееся предложение запишите.
  10.  Замените разговорное слово «дурно» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

   Карточка 3

  (1) Сквозь ч..щу черёмухи проб..раемся к бер..гу. (2) Конец июня а она только оделась (по)весе(н,нн)ему. (3) С..реневым  цветом г..рит багульник а берё..ка (не)поверив лету ст..ит голая.

     (4) Тайга увидев простор Байкала  катит(?)ся к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды зам..рает. (5) Пощупав корнями воду лиственницы берёзы и сосны раздумали купат(?)ся остановились  а тайга нап..рает (с)зади. (6) На бер..гу л..жат повал..(н,нн)ые дер..вья  загородив дорогу к озеру.

    (7) Байкал вскрывает(?)ся поз(?)но  и до конца мая носят(?)ся по в..де ледя(н,нн)ые стада. (8) В июне они пристают к бер..гу и тут медле(н,нн)о оседают  неожида(н,нн)ым ш..рохом пугая зверей у вод..поя.

    (9) Чистая, как слеза, в..да Байкала (не)терпит мусора  и в штормовую погоду она швыряет на берег обломки лодок и коряги.

 

 Задание.

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки.
  2. Определите количество грамматических основ в предложениях № 4, 9. Ответ запишите цифрой.
  3. Выпишите грамматические основы предложений № 3, 5.
  4. Среди предложений № 1- 4 найдите предложения с обособленными распространенными обстоятельствами. Напишите их номера. Графически обозначьте требуемое в тексте.
  5. Из предложений 7—9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
  6. Из предложения № 8 выпишите словосочетания, построенные на основе согласования, управления, примыкания.
  7. Попробуйте добавить в предложение № 1 обособленное распространенное определение, выраженное причастным оборотом. Получившееся предложение запишите.
  8.  Замените разговорное слово «швыряет» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  9. Из предложений 6—8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН- , пишется одна Н».

Карточка 4

 (1)Воспита(н,нн)ые  люди ув..жают ч..ловеческую лич(?)ность а потому снисходительны мягки вежл..вы. (2)Они сострадательны. (3)Они б..леют душой от того чего (не)увидиш(?)  пр..стым глаз..м. (4)Они чисто(сердеч(?)ны) и б..ят(?)ся лжи. (5)(Не)лгут они даже в пустяках. (6)Они (не)р..суют(?)ся  (н..)кому (не)пускают пыли в глаза. (7)Они не болтливы и (не)лезут с откровенностями когда их (не)спраш..вают. (8)Они (не)унижают с..бя что(бы) вызвать в другом сочу(?)ствие. (9)Они не играют на струнах чуж..х душ(?) что(бы) в ответ им вздыхали и нян(?)чились с ними.

Задание.

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.
  2. Определите количество грамматических основ в предложении № 8. Ответ запишите цифрой.  
  3. Замените словосочетание «человеческую личность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  4. Среди предложений 4 – 7 укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. Напишите номер этого предложения.
  5. Найдите слово, правописание суффикса в котором зависит от формы 1 лица ед.ч. глагола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам

Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...

Дидактический материал по аудированию

Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...

Дидактический материал

Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками...

дидактический материал по аудированию

Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...