Программа кружка по русскому языку "Тайны русского языка"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс)

Буянова Ксения Владимировна

 Программа кружка по рускому языку, которая поможет ученикам успешно подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок по русскому языку26.88 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

                                                                        «Тайны русского языка»                                                               

                                                                    Направление: общеинтеллектуальное

                                                                    Количество часов за учебный год: 35 часов

                                                                    Классы: 7 «Б»

                                                                    Учитель: Буянова Ксения Владимировна, учитель русского языка и литературы.

                                                                      г. Балашов

                                                                                               2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
  • Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы, утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
  • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительство Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 6.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241, 22.09. 2011 г. № 2357, 18.12.2012 г. № 1060, 29.12.2014 г. № 1643, 31.12. 2015 г. № 1576);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями от 29.12.2014 г. N 1644, 31.12.2015 г. № 1577);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17.05.2012 г. № 413, с изменениями от 29.12.2014 г. № 1645, 31.12.2015 г. № 1578);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015);
  • Письмом Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
  • Авторской программой основного общего образования по  русскому языку  М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2016) с учётом целей и задач Программы развития школы,  а также требований стандартов второго поколения ФГОС.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка»  для учащихся 8-х классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и направлена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку; направлен на обеспечение качественной  подготовки учащихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний  и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение  для формирования коммуникативной личности; на  помощь учащимся разобраться в  трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний  по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

        Направление развития личности, в рамках которого разработана программа – – общеинтеллектуальное.

        На изучение данного курса отводится 1 час в неделю,   34 часа в год.

Общий объем программы:  34 часа.

Срок освоения программы: 1 год обучения.

   Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Главным результатом является готовность учащихся к участию в экзамене. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам экзамена.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и

личностному самоопределению.

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении

учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами

и сверстниками.

Предметные: знать/понимать/уметь

Знать трудные случаи правописания.

Понимать их роль в общекультурном развитии человека.

Объяснять языковое явление.

Уметь применять знания при тестировании.

Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала.

Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами:

активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;

работать над расширением словарного запаса;

опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю); 

четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

выполнять различные типы тестовых заданий;

самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

правильно отмечать в бланке вариант ответа;

вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

По окончании курса учащиеся должны знать:

  • принципы русской орфографии и пунктуации;
  • основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность;
  • алгоритм написания сжатого изложения.

    По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • использовать основные приемы информационной переработки текста;
  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового  оформления;

  • использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
  • применять теоретические знания  по разделам «Орфография», применять алгоритм написания сжатого изложения;
  • уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;
  • грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;

владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой

Содержание курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка»

Раздел 1 Введение. (2 часа)

 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.

Раздел 2.  Построение сжатого изложения. (12 часов)

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать:

•        основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь:

•        точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

•        адекватно воспринимать авторский замысел;

•        вычленять главное в информации;

•        сокращать текст различными способами;

•        правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

•        находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Раздел 3. Орфография. (20 часов)

Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание производных предлогов, союзов, частиц.        Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

 Обучающиеся должны знать:

•        орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

•        использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, тестовые задания в форме ОГЭ.

Тематическое планирование  курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка»:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания.

1

1

2

Тренировочные задания по оформлению бланков

1

1

3

Построение сжатого изложения. «Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования».

1

1

4

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования

1

1

5

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1

6

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

1

1

7

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

1

1

8

Главная и второстепенная информация в тексте.

1

1

9

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

1

1

10

Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

1

1

11

Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

1

1

12

Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения»

1

1

13

Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения»

1

1

14

Анализ работ учащихся.

1

1

15

Орфография Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма).

1

1

16

 Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения.

1

1

17

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне

1

1

18

Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после    шипящих в корне.

1

1

19

Чередующиеся гласные.

1

1

20

Орфограммы в корнях слов.

 Практическая работа № 2

1

21

Правописание приставок

Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки.      

1

1

22

Написание приставок, зависящее от значения

1

1

23

Написание приставок, зависящее от значения Практическая работа № 3

1

1

24

Правописание Н, НН в разных частях речи.

1

1

25

Правописание Н, НН в разных частях речи

1

1

26

Правописание Н, НН в разных частях речи. Практическая работа № 4

1

1

27

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1

1

28

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1

1

29

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Практическая работа № 5

1

1

30

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания.        

1

1

31

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания.

1

1

32

Правописание производных предлогов

1

1

33

Правописание производных предлогов

1

1

34

Правописание союзов        

1

1

«Тайны русского языка»

   

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема

1

Введение. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания.

2

Тренировочные задания по оформлению бланков

3

Построение сжатого изложения. «Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования».

4

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования

5

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

6

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

7

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

8

Главная и второстепенная информация в тексте.

9

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

10

Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

11

Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

12

Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения»

13

Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения»

14

Анализ работ учащихся.

15

Орфография Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма).

16

 Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения.

17

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне

18

Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после    шипящих в корне.

19

Чередующиеся гласные.

20

Орфограммы в корнях слов.

 Практическая работа № 2

21

Правописание приставок

Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки.      

22

Написание приставок, зависящее от значения

23

Написание приставок, зависящее от значения Практическая работа № 3

24

Правописание Н, НН в разных частях речи.

25

Правописание Н, НН в разных частях речи

26

Правописание Н, НН в разных частях речи. Практическая работа № 4

27

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

28

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

29

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Практическая работа № 5

30

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания.        

31

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания.

32

Правописание производных предлогов

33

Правописание производных предлогов

34

Правописание союзов        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка «Увлекательный английский» по английскому языку для учащихся 5 класса

Целью данного курса является  развитие у школьников способностей использовать иностранный язык -  как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Эта цель пре...

Программа кружка «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык.Трудные случаи орфографии и пунктуации»

Программа кружка по подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку...

Программа кружка дополнительного образования по английскому языку в 3 классе "Путешествие в мир английского"

Программа кружка дополнительного образования по английскому языку в 3 классе написана с учетом требований ФГОС на основе методического комплекта "Путешествие в мир английского: English for juniors" Бо...

Программа кружка «За страницами учебника русского языка»

Программа кружка  «За страницами учебника русского языка» расширяет и углубляет сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких &ndash...

Программа кружка «Духовно – нравственные традиции русского народа».

                                Интегрированный учебный курс, целью которого является восстановить «св...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по русскому языку

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий  по русскому языку предыдущих лет. Реализация данной программы предусматривает ис...

ПРОГРАММА КРУЖКА « ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

ПРОГРАММА КРУЖКА « ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»...