Главные вкладки

    Сообщение на семинар - практикуме учителей русского языка и литературы по теме "Собеседование по русскому языку как допуск к ОГЭ"
    материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку

    Гизитдинова Алена Александровна

    Итоговое собеседование.

     Новые критерии оценивания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soobshchenie_na_seminare.docx306.76 КБ
    Office presentation icon 000c824e-b9324397.ppt502 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    основная общеобразовательная школа с. Истяк

    муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

    Итоговое собеседование.

     Новые критерии оценивания.

    Подготовила:

    Гизитдинова Алёна Александровна,

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ ООШ с.Истяк

    2020

    1 слайд

    2 слайд

    Сдача устного экзамена – важный шаг для каждого выпускника 9 класса. Это устный экзамен по русскому языку, без успешной сдачи которого ученик не получит допуска к ОГЭ. Итоговое собеседование – нововведение, которое проводится впервые по всей стране в обязательном порядке, при этом результат собеседования напрямую влияет на допуск к экзаменам. Хотя задания по говорению достаточно просты, оценивается итоговое собеседование по принципу «зачет»/ «незачет», но для многих девятиклассников — это волнительное событие. Устная часть ОГЭ 2020 года для обучающихся 9 класса по русскому языку, будет проходить намного раньше, чем сдача остальных экзаменов девятиклассников.

    3 слайд

    Основной день проведения в 2020 году — 12 февраля. Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Для получивших «незачёт» или не явившихся по уважительным причинам предусмотрены ещё 2 дня — 11 марта и 18 мая.

    На выполнение работы каждому участнику отводится в среднем 15 минут. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность процедуры может быть увеличена на 15 минут.

    Впервые итоговое собеседование проводилось в качестве обязательного устного экзамена по русскому языку в 9 классах в 2019 году. Итоги этого экзамена показали, что определённо существуют филологические проблемы. От учителей-предметников и выпускников поступило много комментариев и предложений по совершенствованию итогового собеседования. Именно поэтому в 2019-2020 учебном году итоговое собеседование претерпело изменения.

     

    Изменения в КИМе итогового собеседования 2020 года

    Изменения коснутся 9-классников, потому что ОГЭ — 2020 будут сдавать школьники, которые с первого класса обучались по новым Федеральным государственным стандартам, принятым в 2010 году. Это дети, которые учились совсем по другой программе, а значит, и экзамены у них должны быть другими.

    — В новых стандартах акцент сделан на системно-деятельностный подход, — говорит ди⁠ректор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова. – Поэтому акцент в экзамене будет сделан не на знания, а на умения. То есть, надо не дать определение или назвать дату, а найти, систематизировать или применить информацию, аргументировать тезис.

    Проверяться будут не только знания по конкретному предмету, но и метапредметные навыки, которые нужны на всех предметах. Это смысловое чтение, коммуникационная грамотность, умение пользоваться справочной информацией и многое другое. Впрочем, задания старого типа тоже сохранятся, чтобы была преемственность между экзаменами, и чтобы результаты ОГЭ можно было сравнивать по годам.

    Как будет проходить устное собеседование

    • Устное собеседование будет проводится в своей школе, а это всегда вызывает меньше страхов и стрессов;

    Часть 1 состоит из двух заданий

    Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.

    Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – до 2-х минут.

    Часть 2 состоит из двух заданий

    Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который учащийся будет читать и пересказывать, выполняя задания 1 и 2, ребятам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога.

    В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем – и построить монологическое высказывание. Время на подготовку – 1 минута.

    В задании 4  предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время  ответа (включая время на подготовку) – примерно 15 минут.

    На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись.

    Необходимо постараться полностью выполнить поставленные задачи, а именно: говорить ясно и чётко, не отходя от темы – так 9 - ти классники смогут набрать наибольшее количество баллов.

    4 слайд

    Итоговое собеседование - это работа с текстами. Первое задание включает в себя именно выразительное чтение текста – и это задание не изменилось.

    А вот следующее задание поменялось кардинально: в 2020 году к слову пересказ добавилось прилагательное "подробный", то есть теперь главное условие получения 5 максимальных баллов за задание №2 является пересказ, близкий к тексту. Степень подробности пересказа не уточняется, главный упор на сохранение в пересказе всех микротем текста.

    5 слайд

    2. Внесены корректировки в критерии оценивания задания №2.

    Итоговое собеседование 2020

    В 2019 году за задание №2 можно было получить 4 максимальных балла, в этом году количество баллов увеличено до 5. Дополнительный балл возникает в критерии П1 - "Сохранение при пересказе микротем текста".

    6 слайд

    3. Изменены критерии оценивания правильности речи заданий №3 и №4

    Итоговое собеседование 2020

    В критерии РО добавлено условие получения 1 балла за речевое оформление: участник собеседования может получить этот балл только если он допустил не более трёх речевых ошибок.

    7 слайд

    4. Изменилось количество максимальных баллов за весь экзамен.

    В 2020 году максимальный балл за итоговое собеседование увеличен с 19 до 20. Для получения зачёта за экзамен теперь надо набрать не 9, а не менее 10 баллов.

    8 слайд

    Наши комментарии по имеющимся изменениям.

    В прошлом году прошла апробация обязательного устного экзамена по русскому языку в 9 классе. Триумфальным и гладким этот эксперимент вряд ли можно назвать хотя бы потому, что 77 000 выпускников по всей стране получили на этом новом экзамене "незачёт". Самым сложным для многих оказалось именно 2 задание.

    9 слайд

    Корректировки 2020 года можно назвать косметическими - они не повлияли на сложность экзамена. Ужесточение требований к выполнению задания №2, на самом деле, компенсированы добавлением ещё одного балла за сохранение при пересказе микротем текста. Поскольку это требование было актуально и в прошлом году, то изменение можно назвать нестрашным. А вот добавление условия в Критерий РО - это новый риск потерять балл, что, конечно, не может не расстраивать.

    Итоговое собеседование - это серьёзное испытание, к которому, безусловно, надо серьёзно готовиться. Несмотря на кажущуюся простоту заданий и временные рамки в 15 минут, многие школьники допускают ошибки из-за колоссального волнения. Именно поэтому к итоговому собеседованию необходимо начинать готовиться как можно раньше, отрабатывая все навыки работы с текстами и карточками, чтобы к февралю 2020 года быть абсолютно уверенным в том, что выполнение каждого задания не вызывает никаких сложностей и доведено до автоматизма.

    Система подготовки

    к итоговому собеседованию по русскому языку

    Хочу поделиться своим опытом подготовки к устному собеседованию по русскому языку.

    Безусловно, итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит конечный результат.

    Главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша  позиция – учитель-помощник,  учитель-партнер.

    Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации,   проверяют все виды компетенций:

    • лингвистическую;
    • языковую;
    • коммуникативную.

    КИМы собеседования проверяют коммуникативную компетенцию обучающихся: выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации, умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге.

    О степени сформированности  языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм: орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических. При выполнении заданий учащийся должен показать степень владения всеми типами речи: повествованием, описанием, рассуждением.

    Несмотря на то, что разработчики не советуют начинать подготовку раньше 8-го класса, работа по подготовке к итоговому устному собеседованию ведется системно, начиная с 5-го класса до выпускного. чтобы к 9-му классу у учащихся сформировалась коммуникативная компетентность.

    5-6 класс –работа с текстами.

    Уже с 7-го класса мы можем проводить  работу в парах: один ученик читает текст, второй внимательно слушает. По окончании чтения  читавший ученик задаёт вопросы по содержанию текста. Затем дети могут меняться ролями. При этом проводится взаимооценка: ученики  выставляют оценки друг другу. Признаюсь честно, начав работать по такой технологии, испытывала определённые трудности: это и недостаточно высокая техника чтения и умение пересказа текста. И если сравнить семиклассников в начале учебного года и сейчас, то  смело можно сказать, что результаты есть!

    Работа по подготовке к устному собеседованию не ограничивается только уроками русского языка. Здесь нам помогают, например,  занятия по внеурочной деятельности. В 5-6-х классах я веду внеурочные занятия «В мире книг». На таких занятиях дети получают задания по типу ОГЭ: чтение и пересказ текста, участие в условном диалоге, описание фотографии, использование цитирования. Спецкурсы для девятиклассников направлены не только на развитие умений и навыков выполнения заданий ОГЭ,  повышения  «орфографической зоркости», но и на выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности.

    Помимо этого ведутся «Индивидуальные листы результативности», в которые заносятся результаты всех работ в формате ОГЭ каждого ребенка.  Подобная практика позволяет и учителю, и учащемуся  анализировать и выявлять результативность подготовки к экзамену  на протяжении всего учебного года.

    Безусловно, подготовка к итоговому собеседованию не должна ограничиваться только уроками русского языка. Навыки выразительного чтения вслух, пересказа, монологической и диалогической речи необходимо активно тренировать и на всех других уроках. Не случайно итоговое собеседование по русскому языку считается допуском ко всей государственной аттестации девятиклассника. Отмечу, что и на уроках литературы идёт работа по подготовке к устному собеседованию. К сожалению, школьники не умеют давать полный ответ, ограничиваясь лишь «Да!», «Нет!», «Не знаю!», поэтому при ответе на вопросы по литературе требую полного, развёрнутого ответа на вопрос.

    Для успешного проведения устного собеседования также нужно проводить работу и с учителями, ведущими диалог с девятиклассниками. Главная задача учителя, который ведёт диалог, – любым способом разговорить ученика, заставить его говорить. Педагоги должны владеть коммуникативно-речевой стратегией, помогающей человеку (в частности ученику) не теряться в ситуации непосредственного общения, например, в ситуации исполнения устной урочной или экзаменационной речи и создавать ситуативно уместные, достаточно спонтанные речевые устные высказывания, которые требуются по условиям определённого учебного задания. Для этого планируется в рамках ШМО провести подготовительную работу с педагогами, рассказать им о требованиях, предупредить о  возможных ситуациях (ребенок молчит, смеется, ребенок с дефектами речи и др.), рассказать о приемах и способах ведения беседы по заданным вопросам.

               Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке к итоговому собеседованию. Самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»

            


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Итоговое собеседование по русскому языку в 2019-2020 уч. году

    Слайд 2

    Итоговое собеседование по русскому языку как допуск к ОГЭ Итоговое собеседование как допуск к ОГЭ выпускники 9 классов будут сдавать в своих школах . Оценка по системе «зачет»/«незачет» . Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку –2 минуты.

    Слайд 3

    Сроки проведения итогового собеседования По аналогии со схемой проведения итогового сочинения в 11 классах будет предусмотрено три даты для прохождения устного собеседования в 9 классах вторая среда февраля (12 февраля), марта, первый рабочий понедельник мая 2020 года У школьников есть две попытки его пересдать при получении незачета, либо возможность пройти устное собеседование в один из дополнительных дней, если кто-то не явился по уважительной причине

    Слайд 4

    Изменения в КИМе итогового собеседования 2020 года 1. Изменилась формулировка задания №2. Как известно, итоговое собеседование - это работа с текстами. Первое задание включает в себя именно выразительное чтение текста. И это задание не изменилось. А вот следующее задание поменялось кардинально. В 2020 году к слову пересказ добавилось прилагательное "подробный", то есть теперь главное условие получения 5 максимальных баллов за задание №2 является пересказ, близкий к тексту. Степень подробности пересказа не уточняется, главный упор на сохранение в пересказе всех микротем текста.

    Слайд 5

    2. Внесены корректировки в критерии оценивания задания №2.

    Слайд 7

    Итоговое собеседование по русскому языку В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута. В критерии РО добавлено условие получения 1 балла за речевое оформление: участник собеседования может получить этот балл только если он допустил не более трёх речевых ошибок. В задании 4 предлагается поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время (включая время на подготовку) – 15 минут В 2020 году максимальный балл за итоговое собеседование увеличен с 19 до 20. Для получения зачёта за экзамен теперь надо набрать не 9, а не менее 10 баллов.

    Слайд 8

    Уроки прошлого года В прошлом году прошла апробация обязательного устного экзамена по русскому языку в 9 классе. Триумфальным и гладким этот эксперимент вряд ли можно назвать хотя бы потому, что 77 000 выпускников по всей стране получили на этом новом экзамене "незачёт". Самым сложным для многих оказалось именно 2 задание.

    Слайд 9

    Ужесточение требований к выполнению задания №2, на самом деле, компенсированы добавлением ещё одного балла за сохранение при пересказе микротем текста. Добавление условия в Критерий РО - это новый риск потерять балл. Несмотря на кажущуюся простоту заданий и временные рамки в 15 минут, многие школьники допускают ошибки из-за колоссального волнения. Именно поэтому к итоговому собеседованию необходимо начинать готовиться как можно раньше, отрабатывая все навыки работы с текстами и карточками, чтобы к февралю 2020 году быть абсолютно уверенным в том, что выполнение каждого задания не вызывает никаких сложностей и доведено до автоматизма.

    Слайд 10

    Типичные ошибки при чтении текста! Медленный темп чтения, монотонная интонация; неправильное прочтение окончания зависимого слова; искажение слов; замена слов по смыслу; неправильная постановка ударения; неправильная грамматическая форма числительного в косвенном падеже. замена целых слов по оптическому сходству. Пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв; Перестановки: а) слов; б) слогов; в) букв и т.п.

    Слайд 11

    Задание 2. Пересказ текста Особенности пересказа Пересказ – связное изложение прочитанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Объём задания для чтения на экзамене составляет 170-180 слов, поэтому во втором задании учащимся будет предложено пересказать текст подробно , а также включить в него предложенное высказывание . При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно. Пересказ и включённое в него задание должны составлять цельный текст . Высказывание должно быть введено любым из способов цитирования . Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание . Время на подготовку составляет 1 минуту. Учащийся, выполняя задание 1, уже обращался к данному тексту, работал с его содержанием, поэтому при подготовке к пересказу должен сосредоточиться на анализе высказывания и включении его в свой текст.

    Слайд 12

    Особенности задания 3 (монолог) Три варианта монолога имеют примерно одинаковую сложность, но они отличаются целями, которые реализуются, набором специфических средств. Темы монологов соответствуют знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста Монологическое и тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную и визуальную информацию. На подготовку учащимся даётся 1 минута, в течение которой они могут продумать содержание своего монолога , сделать пометы или записи на листке для подготовки. Объём монологического высказывания должен составлять не менее 10 фраз . Учащийся должен учитывать речевую ситуацию. Правильность речи заданий 3 и 4 оценивается совместно.

    Слайд 13

    Особенности задания 4 (диалог) По окончании монологического высказывания учащегося экзаменатор-собеседник задаёт три вопроса по теме; вопросы подобраны таким образом, что помогают расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи экзаменуемого, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала. Это естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником. В зависимости от содержания монологического высказывания учащихся экзаменатор вправе менять их последовательность, уточнять и дополнять информацию. Цель экзаменатора-собеседника – эмоционально расположить экзаменуемого к беседе, стимулировать его языковую деятельность. Если учащийся отказывается отвечать на вопросы (произносит фразы типа: «Я не знаю», «У меня нет никаких интересов», «Мне нечего рассказать» и т.п.), необходимо задать ряд стимулирующих высказывание вопросов, попытаться «разговорить» ученика. То же речевое поведение экзаменатора-собеседника рекомендовано и в ситуации односложных ответов учащихся. Диалог оценивается в целом по всем ответам учащегося на вопросы; должна учиттываться речевая ситуация; речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно.

    Слайд 14

    Благодарим за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка интегрированного открытого урока по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."

    Разработка интегрированного открытого урока с мультимедийной поддержкой для преподавателей истории, русского языка и литературы.  Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...

    Районный семинар-практикум учителей иностранных языков по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках немецкого языка»

    Районный семинар-практикум учителей иностранных языков по теме  «Использование информационно  – коммуникационных  технологий на уроках немецкого языка»...

    ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА на 2016-2017 учебный год

    ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА на 2016-2017 учебный год ...

    Семинар-практикум учителей ОБЖ по теме: "Использование интегрированных педагогических технологий как условие качественного обновления образовательного пространства по предмету ОБЖ"

    Доклад + презентация к семинару-практикуму.Интегрированный урок ОБЖ+химия в 8 классе по теме: "Воздействие оксидов на окружающую среду и здоровье человека".Самоанализ урока....

    Семинар-практикум учителей информатики

    Семинар-практикум учителей информатики...

    Анализ МО учителей русского языка и литературы, истории и обществознания, мордовских языков (2016-2017 год)

    Руководителем МО проработаны все результаты за 2016-17 учебный год, сделаны выводы, запланированы задачи на новый учебный год....