Познавательная игра по русскому языку и литературе " В гостях у русского языка и литературы 5-6 классы".
материал (5 класс)

Воронина Валентина Викторовна

Здесь собраны интересные задания, над которыми стоит подумать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное мероприятие22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 5-6 классах.

Познавательная игра «В гостях у русского языка и литературы»

Цели:

1.Обучающая: углубить  и  расширить кругозор  знаний  учащихся  о языке.

2.Развивающая: развивать  и  укреплять  навыки  критического мышления, повышать грамотность учащихся.

3.Воспитательная: прививать любовь к родному языку, воспитывать чувство коллективизма, дружеских взаимоотношений.

1. Вступление.

Ведущий: Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Послушайте, что говорили о нем русские писатели. «Русский язык –настоящий, сильный. Где нужно –строгий, серьезный, где нужно -страстный, где нужно –бойкий и живой». А. Н. Толстой.

 «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык». М. Горький.

Жюри готовы оценить игру, а мы незамедлительно к ней и приступаем.

2.Приветствие команд

1 команда (5а класс)

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

2 команда (5б класс)

И пусть острейкипит борьба

Сильней соревнование

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

3 команда (6 класс)

И, соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней,

И наша дружба крепнет с ней

3.Разминка. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1.Чем кончается день и ночь?    (Ь на конце)

2. Чем кончается лето и начинается осень?    (Буквой О)

3. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое? (Буква О)

1. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы (аз-бу-ка) (ал-фа-вит)

2. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

3. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

1. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

2. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс -ик).

3. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

4 конкурс «Черный ящик». За правильный отредактированный ответ команда получает 5 баллов.

Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как  поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)

Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т.е исправим ошибки.

Дарагой друк,здраствуй!

         Пишыт тибе друк коля. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.

        Зато часта бывайу в заапарке  ф кино на речьки. Вот  и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.      

Пака.

(Правильный ответ)

Дорогой друг, здравствуй!

Пишет тебе твой друг Коля. Как ты живешь? Я живу весело, много гуляю и не люблю делать уроки.

Зато часто бываю в зоопарке, в кино, на речке. Вот и все новости. Напиши и ты мне письмо. Пока.

5.Конкурс «Знаете ли вы пословицы?» За каждый правильный ответ 1 балл.

А теперь, ребята, такое задание: я буду называть пословицу, а вы должны будете ее продолжить.

1. Кто не работает –тот не ест.

2. Без труда не вытащишь-и рыбку из пруда.

3. Кончил дело –гуляй смело.

1. Поспешишь –людей насмешишь.

2. Кашу маслом -не испортишь.

3. После драки - кулаками не машут.

1.Семь раз отмерь... (один раз отрежь).

2.Не имей сто рублей... (а имей сто друзей).

3.Крепкую дружбу и топором ... (не разрубить).

6. Конкурс «Отгадай слова». За правильно отгаданное слово команда получает 5 баллов.

1.Его корень в слове снежинка,

Приставка в слове подъехал,

Суффикс в слове лесник,

Окончание в слове ученик. (Подснежник)

2.Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода. (Завязка).

3.Его корень в слове писать,

Приставка в слове рассказать,

Суффикс в слове книжка,

 Окончание в слове вода. (Расписка)

7. Конкурс «Кто больше?» За каждое слово команда получает по 1 баллу.

Какая команда составит больше слов, из букв слова «грамматика».  

 8. Конкурс «Скороговорочный».

Задание: капитан каждой команды произносит скороговорку 3 раза. Капитан чьей команды хорошо произнесет скороговорку, команда получает 5 баллов.

1 команда:

Выдра в ведро от выдры нырнула.

Выдра в ведре с водой утонула.

2 команда:

Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

3 команда:

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

9.Конкурс «Рассказ на одну букву».

В течение пяти минут написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Побеждает та команда, в рассказе которой больше слов.  За правильный ответ команда получает 5 баллов.

         П или М

Игра со зрителями.

Вопросы- загадки:

1.Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек. (Собака)

2.В воде живет,

Нет клюва, а клюет. (Рыба)

3.В болоте плачет,

А из болота не идет. (Кулик)

4.Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит. (Грач)

5.Весь день в воде,

А водой не насытится. (Утка)

6.Живет она между камнями,

Голова с четырьмя ногами. (Черепаха)

10. Девятый конкурс "Капитанов"

Задание: за 30 секунд капитану необходимо ответить на 13 вопросов. Если нет ответа, то нужно говорить "Дальше". За каждый правильный ответ капитан получает 2 балла

Первому капитану.

Проворная зверюшка живет в дупле - избушке        (белка)

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит        (гусь)

Растет зеленый кустик, дотронешься - укусит        (крапива)

Человек, лечащий животных по сказке К. Чуковского        (Айболит)

Днем спит, ночью летает, прохожих пугает        (сова)

Много рук, а нога одна        (дерево)

Самая маленькая девочка        (Дюймовочка)

Зеленая царевна        (лягушка)

Слабоумный паренек        (Иванушка - дурачок)

Дружит со щукой        (Емеля)

Собеседница вороны, укравшая у нее сыр        (лиса)

Отчество у Мороза        (Иваныч)

Название сказки обо всех временах года        (12 месяцев)

Второму капитану

Деревянный мальчишка        (Буратино)

Сколько было богатырей у мертвой царевны?        (7)

Где хранится смерть Кощея?        (в яйце)

Наглая плутовка, выгнавшая зайца из избушки        (лиса)

Мальчик, превратившийся в козленка        (Иванушка)

Как звали его сестренку?        (Аленушка)

Транспорт с крыльями, который украл мальчик для Бабы Яги        (гуси - лебеди)

Кто развалил теремок?        (медведь)

Папа Буратино        (Карло)

Зимой белый, летом серый        (заяц)

Рыжая плутовка, хитрая да ловкая        (лиса)

Волшебный конек Иванушки        (Горбунок)

Лежит - молчит, подойдешь - заворчит        (собака)

Третьему капитану.

Всех я вовремя бужу, хоть часы не завожу        (петух)

Самый маленький мальчишка        (с пальчик)

Девочка с голубыми волосами        (Мальвина)

Подружка семи гномов        (Белоснежка)

Волшебная избушка        (на курьих ножках)

Злая старуха, укравшая Иванушку        (баба Яга)

Девушка, потерявшая башмачок        (Золушка)

Первая жительница теремка        (Муха - цокотуха)

Девочка в ярком головном уборе        (Красная шапочка)

Сколько козлят съел волк        (6)

Волшебные слова Емели        (по щучьему велению)

Рыбак, ловивший рыбу хвостом        (волк)

Старухино изделие из муки        (колобок)

11. Конкурс «Угадай слово по его лексическому значению». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Сосуд, особого устройства, который держит тепло. (Термос)
  2. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
  3. Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)

1.  Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (арена)

2.  Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)

3. Разговор двух лиц. (Диалог)

1. Памятный подарок. (Сувенир).

2. Устное народное творчество народа (Фольклор)

3.Струя жидкости, с силой бьющая вверх. (Фонтан)

12. Конкурс «Фразеологические обороты», которые являются предметом сегодняшнего разговора, — это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение. Вот сейчас мы узнаем, хорошо ли ребята знают лексические значения фразеологизмов.

1.в час по чайной ложке (мало); кривить душой (лгать)

2.себе на уме (хитрить); кожа да кости(худой)

3.раз, два и обчелся (мало); вставлять палки в колеса (мешать)

1.заячья душа (трус); в двух словах (коротко)

2.куры не клюют (много); зарубить на носу (запомнить)

3.ушки на макушке (внимательно); язык проглотить (молчать)

1.повесить голову (печалиться); клевать носом (дремать)

2.рукой подать (близко); гонять лодыря (бездельничать)

3.во все лопатки (быстро); мастер на все руки (умелец)

1. витать в облаках (мечтать); водить за нос (обманывать)

2. делать из мухи слона(преувеличивать); говорить сквозь зубы (неохотно)

3. спустя рукава (плохо); засучив рукава (хорошо)

Ведущий.

На этом наш конкурс заканчивается. Жюри объявит нам победителя. А вам, друзья, я хочу пожелать: любите и изучайте родной язык, прислушивайтесь к знакомой речи, и вы сделаете для себя множество открытий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Разработка урока английского языка по теме "В гостях в Лесной Школе" для учащихся 3-го класса

Цель урока: обобщить лексико-грамматический материал по теме «Продукты питания»Задачи урока:Обучающие:·         cовершенствование лексических навыков и закрепле...

Методическая разработка интегрированного открытого урока по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."

Разработка интегрированного открытого урока с мультимедийной поддержкой для преподавателей истории, русского языка и литературы.  Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!» (познавательная игра для учащихся 7 классов по русскому языку).

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.«Играй и учись!»(познавательная игра для учащихся 7 классовпо русскому языку).Цель: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению...

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в педагогической науке, так и в образовательной практике. В. Я. Сухомлинский в свое время писал: «Для некоторой части ...