Творческая работа на уроках русского языка
статья по русскому языку

Клюева Наталья Витальевна

Опыт организации творческой работы на уроках русского языка по УМК В.В. Бабайцевой 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая работа на уроках русского языка

(выступление на районном МО учителей русского языка и литературы)

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом.

Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.  

      На уроках использую разные виды работы с текстом:

1)нахождение границ предложений в тексте,

2)деление на абзацы,

3)восстановление деформированного текста,

3)собирание текста из фрагментов,        

4)выделение в тексте опорных слов,

5)определение темы текста, идеи,

6)составление плана,

7) анализ авторского заголовка или создание своего заголовка,

8)выделение микротем текста,

9)сочинение, по опорным словам,

10)составление текстов разных типов речи, стилей по одной теме.

Приходя в 5-й класс, дети по возможностям, по своей речевой подготовленности необычайно различны. Это объясняется и обстановкой в доме ученика, и его собственными психологическими особенностями, и уже сложившимся объемом его активного словарного запаса. Но это разнообразие не отменяет общих требований, которые трудны, но вполне выполнимы.

В УМК В.В. Бабайцевой учебники (практика) составлены, на мой взгляд, очень удобно и правильно. Начиная с 5 класса, в конце каждой темы даётся проверочная работа, последним заданием которой является творческое задание – ситуация на пословицу.  Кроме того, в практики включены творческие списывания, редактирование текста, распространение рассказа, осложнённое списывание, работа с контекстными синонимами и др.  

Виды творческих работ на уроках русского языка:

1.Творческое списывание:

Творческое списывание обычно усложняется заданиями по развитию речи. Прежде чем проводить списывание, отрабатывается правописание орфограмм.

Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся.

Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с глаголами».

Задание: Вставь пропущенные глаголы с не.

Футбольная команда в полном сборе. До начала матча осталось три минуты, а вратаря нет. «Что же с ним случилось?»- … игроки. «Сорвать решающий матч!»-

… капитан. «А может, Игорь заболел. Ему всю неделю …»,- сказал Олег.

(недоумевают, негодует, нездоровится)

Тема урока: «Имена прилагательные качественные, относительные,

притяжательные»

Задание. Включить в предложение прилагательные - синонимы в порядке нарастания степени признака.

Долго мы плутали в …, … лесу (темном, мрачном). Наконец, набрели на …, … избушку (старую, ветхую). …, … выстрел (громкий, оглушительный) разорвал тишину. Не касаясь земли, промчались олени. Мы поняли, почему их бег называют не просто …, а … (быстрым, стремительным).

2.Редактирование текста.

Этот вид работы предполагает проведение наблюдений над употреблением слов в речи и строением предложений.

Тема урока: «Как определять лексическое значение слова».

Задание: Найди ошибки и неточности.

  1. Я хотел закричать, но мой язык словно остолбенел.
  2. 2.Следователь сказал версию.
  3. Саша подружил с одним мальчиком.

Тема урока: «Наклонение глагола».

Задание: Найди синтаксические недочеты, исправь. Определи наклонение глаголов.

  1. Недавно у мамы было день рождения.
  2. На улице рос бурьян и покосившиеся заборы.
  3. Флюгер – это чтобы измерять направление ветра.
  4. Я очень люблю любоваться и рисовать природу.

3.Распространение рассказа.

Этот вид работы учит распространять текст на основе его зрительного восприятия.

Тема урока: «Распространенные и нераспространенные предложения».

Задание: Распространи текст.

Утро. Лето в разгаре. Поляна в березовом лесу. Буйно цветут травы. Четыре косца встали в ряд и взмахнули косами.

  1. Знакомство с текстом.
  2. Детальное рассмотрение картины А. Пластова «Косцы».
  3. Знакомство с худ. произведениями, в которых описывается тяжелый, но бодрящий труд косцов (К.Ваншенкин. «Покос в лесу», отрывок из романа Л.Толстого «Анна Каренина» «Косцы»)
  4. Распространение рассказа на основе художественных текстов.

4.Описание по аналогии.

Составление небольших рассказов, подобных прочитанным – работа, стоящая на грани простого изложения и творческого описания. Изменения, которые дети вносят в свой рассказ, нередко бывают подлинно творческими.

Тема урока «Что обозначает имя прилагательное».

Задание: Опиши какое-нибудь животное так же интересно, используя для этого имена прилагательные.

Огромный жук был словно в латах - истинный воин. Усы его напоминали стальные плети, состоящие из жестких подвижных булавообразных звеньев; один из сегментов груди был щедро утыкан по краям острыми шипами; клещи — это два широких острых серпа.

Говорят, что, когда он летит, слышен издалека, и зрелище очень эффектное- летящий с глухим жужжанием крест.

5.Осложненное списывание.

Тема урока: «Когда слова употребляются в переносном значении».

Задание: Спиши, вставляя подходящие по смыслу слова. Подчеркни слова, употребленные в переносном значении.

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на … .

Только желтые лучи

У него не … .

Вывод: Название одного предмета перенесено на другой предмет, сходный с ним по цвету и форме. Это метафора. На метафоре построены почти все загадки.

Тема урока: «Сложное предложение».

Задание: Объедини простые предложения в сложные, используя данные в скобках союзы.

С севера подул студеный ветер. С неба посыпались снежинки. (И) Все вокруг застилается белым покрывалом. Каждый слой снега сначала бывает рыхлым. Растут сугробы. (Потому что) Снежинки не плотно ложатся друг на друга.

  1. Терминологический диктант.

Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм произношения слов.

Тема урока: «Лексическое значение слов».

  1. Шторы из пластинок, навешиваемые на окна (жалюзи).
  2. Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки (эрудиция).
  3. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой (форзац).
  4. Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве (филология).

6.Работа с фразеологизмами.

Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.

Задания:

  • Найди фразеологический оборот, составь с ним предложение.
  • Замени фразеологические обороты словами-синонимами.
  • Восстанови фразеологизмы.

 

8.Изложение- миниатюра.

Творческая работа данного вида помогает усвоить содержание и стиль образцового текста.

Тема урока: «Знаки препинания при прямой речи».

Задание: Напиши изложение- миниатюру по данному тексту, употребив предложение с прямой речью. Озаглавь в соответствии с основной мыслью.

9. Работа с контекстуальными синонимами.

Обогащение словаря школьника - важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и стилистических навыков.

Тема урока: «Местоимение».

Задание: Ликвидируй тавтологические ошибки.

В лесу старик долго искал медведя. Вскоре старик устал и присел отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Вдруг старик услышал: «Дзен!» Красивый такой звук, как струна пропела. Старик очень удивился: «Кто это в лесу на струне играет?»

10. Разгадывание кроссвордов.

 

Виды творческих работ в 7-9 классах: 

  1. Подтвердите правило.
  2. Объясните знак препинания.
  3. Сравните слова.
  4. Слово – характер. Слово – портрет.
  5. Анализ эпизода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа на уроке русского языка

Разбудить в учащихся интерес к русскому языку помогают уроки творчества: во-первых, они могут отличаться высокой эмоциональностью, во-вторых, совершенствуя речь учащихся, мы  тем самым помогаем у...

Творческие работы на уроках русского языка в 5-6 классах

Сегодня проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.Мы знаем, что в школе часто обучение ведётся как воспроизведение, запоминание, копирование. Постепенно ...

проектная работа "Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС"

Актуальность данной темы бесспорна, так как  цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...

Работа с одаренными (творческими) детьми на уроках русского языка и литературы

   Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, вижу выход в смешанном обучении «обычных» и одарённых дете...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....