Работа с текстом в 7 классе
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Работа с текстом в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rabota_s_tekstom_v_7_klasse.ppt1.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом в 7 классе (подготовка к ВПР по русскому языку)

Слайд 2

1. П рочитать текст, раскры ть скобки, встав ить , где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Текст 1 Пер..д во..ходом на п..ляну лож..т..ся первый моро(с/з) (4) . В полумрак.. ра..света заморо(с/з)ки н..чинают (по)всей п..лян.. ра..ст..лать белые х..лсты. Первый же луч.. со..нца уб..рает (2) х..лсты и ост..ёт..ся (на)белом фон.. з..лёное место. Вскоре белое ц..ликом и..ч..зает. Только (в)тени д..рев..ев долго ещё сохр..няют..ся беленькие п..лоски. На син..м неб.. между з..лотыми д..рев..ями (не)поймёш..‚ что творит..ся. Унос..т ветер листы? Или стайками с..брались мелкие птич..ки и несут..ся (3) (в)д..лёкие края (1) ? Ветер з..ботливый хозяин. (За)лето везде он п..бывает‚ и (у)него даже (в)самых густых м..стах (не)ост..ёт..ся ни одного незн..комого листика. А когда ос..нь придёт, з..ботливый хозяин соб..рёт свой ур..жай.

Слайд 3

Пояснение Пер е д во с ходом на п о ляну лож итс я первый моро з . В полумрак е рас с вета заморо з ки н а чинают по всей полян е рас с т и лать белые х о лсты. Первый же лу ч со л нца уб и рает х о лсты , и ост а ё тс я на белом фон е з е лёное место. Вскоре белое ц е ликом и с ч е зает. Только в тени д е рев ь ев долго ещё сохр а няю тс я беленькие п о лоски. На син е м неб е между з о лотыми д е рев ь ями не поймёш ь , что твори тс я. Унос и т ветер листы? Или стайками с о брались мелкие пти чк и и несу тс я в д а лёкие края? Ветер — з а ботливый хозяин. За лето он везде п о бывает, и у него даже в самых густых м е стах не ост а ё тс я ни одного незн а комого листика. А когда ос е нь придёт, з а ботливый хозяин соб е рёт свой ур о жай.

Слайд 4

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы: (1) — фонетический разбор; (2) — морфемный разбор; (3) — морфологический разбор; (4) — синтаксический разбор предложения.

Слайд 5

Пояснение Фонетический разбор края (1) к — [к] — согласный, глухой, твёрдый р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый а — [а] — гласный, безударный я — [й'] — согласный, звонкий, мягкий [а] — гласный, ударный 4 буквы, 5 звуков, 2 слога

Слайд 6

Пояснение Морфемный разбор (по составу) убирает (2) у- — приставка -бир- — корень -а- — суффикс -ет — окончание

Слайд 7

Пояснение Морфологический разбор несутся (3) 1) несутся — глагол, обозначает действие предмета: птички (что делают?) несутся; 2) начальная форма — нестись; несоверш. вид, 1-е спряжение; во множественном числе, в третьем лице, настоящем времени; 3) в предложении является сказуемым.

Слайд 8

Пояснение Синтаксический разбор Перед восходом на поляну ложится первый мороз (4) . Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: мороз (подлежащее), ложится (сказуемое). Второстепенные члены предложения: (мороз какой?) первый — определение; (ложится куда? на что?) на поляну — обстоятельство (допустимо: дополнение); (ложится когда?) перед восходом — обстоятельство.

Слайд 9

3. Поставьте знак ударения в следующих словах: Персонаж, декорация, партер, фойе .

Слайд 10

Пояснение Расставим ударения. ПерсонАж, декорАция, партЕр, фойЕ .

Слайд 11

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении. К вечеру на траве в саду заблестела роса.

Слайд 12

Пояснение Обозначение частей речи в предложении: 2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица. Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие.

Слайд 13

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения. 1) Билетёр громко попросил нас предъявить билеты 2) Давай поговорим о том что подарить папе на день рождения 3) Дедушка буркнул Даша меня не убедила 4) По сообщению синоптиков дождь обойдёт столицу стороной

Слайд 14

Пояснение 1) Расставим знаки препинания: Дедушка буркнул: «Даша меня не убедила». (ИЛИ: Дедушка буркнул: «Даша меня не убедила!») 2) Составим схему: А: «П». (ИЛИ: А: «П!») Примечание: В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание - собственно прямая речь.

Слайд 15

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Собаки разом поднялись и с лаем ринулись прочь. 2) Павел бросил горсть сухих сучьев на огонь. 3) Мальчики засмеялись и приумолкли на мгновенье. 4) А где же ты Федя лешего видал?

Слайд 16

Пояснение Расставим знаки препинания: 1) Со­ба­ки разом под­ня­лись и с лаем ри­ну­лись прочь. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится. 2) Павел бро­сил горсть сухих су­чьев на огонь. - Запятые не нужны. 3) Маль­чи­ки за­сме­я­лись и при­умолк­ли на мгно­ве­нье. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится. 4) А где же ты, Федя, ле­ше­го видал? - С двух сторон выделяется обращение «Федя». Ответ: 4) А где же ты, Федя, ле­ше­го видал? - С двух сторон выделяется обращение «Федя». Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

Слайд 17

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) От сахара портятся зубы и я предпочитаю мёд. 2) Подосиновики у нас растут по краям оврагов и среди ёлок. 3) Секретарь перестал записывать и удивлённо смотрел на происходящее. 4) Они постоянно ссорятся и спорят друг с другом.

Слайд 18

Пояснение Расставим знаки препинания. 1) От са­ха­ра пор­тят­ся зубы , и я пред­по­чи­таю мёд. - Запятая между частями сложного предложения. 2) Под­оси­но­ви­ки у нас рас­тут по краям овра­гов и среди ёлок . - Запятые не нужны: однородные обстоятельства соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится. 3) Сек­ре­тарь пе­ре­стал за­пи­сы­вать и удивлённо смот­рел на про­ис­хо­дя­щее. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится. 4) Они по­сто­ян­но ссо­рят­ся и спо­рят друг с дру­гом. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится. Ответ: 1) От са­ха­ра пор­тят­ся зубы, и я пред­по­чи­таю мёд. - Запятая между частями сложного предложения. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

Слайд 19

8. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6—8 текста. Запишите ответ. Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12. Текст 2 (1)Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. (2)После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. (3)Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. (4)Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. (5)Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. (6)Соловей перестал петь. (7)Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. (8)Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. (9)— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. (10)— Брось под куст. (11)Ведь мы в лесу. (12)Никто не увидит. (13)— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида. (В. А. Сухомлинский)

Слайд 20

Пояснение В предложениях представлено повествование. Повествование – это тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности. Ответ: повествование

Слайд 21

9. В предложениях 1—2 найдите слово со значением «трудный, надоедливый». Выпишите это слово. (1)Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. (2)После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.

Слайд 22

Пояснение В предложении 2 есть слово «утомительной», которое имеет значение «трудный, надоедливый». Ответ: утомительной

Слайд 23

10. В предложениях 11—13 найдите синоним к слову «совестно» и выпишите его. — (11)Ведь мы в лесу. (12)Никто не увидит. (13)— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

Слайд 24

Пояснение Синонимы - это слова, близкие по значению. В предложении 13 есть слово «стыдно», которое является синонимом к слову «совестно». Ответ: стыдно

Слайд 25

11. Определите и запишите основную мысль текста. (1)Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. (2)После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. (3)Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. (4)Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. (5)Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. (6)Соловей перестал петь. (7)Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. (8)Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. (9)— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. (10)— Брось под куст. (11)Ведь мы в лесу. (12)Никто не увидит. (13)— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

Слайд 26

Пояснение Определим основную мысль текста. В своих поступках Лида руководствуется совестью, поэтому она не сорит в лесу, как Оля, которая может поступить как ей захочется, если никто не видит.

Слайд 27

12. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Оля и Лида не хотели спугнуть соловья? Запишите ответ. (1)Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. (2)После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. (3)Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. (4)Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. (5)Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. (6)Соловей перестал петь. (7)Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. (8)Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. (9)— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. (10)— Брось под куст. (11)Ведь мы в лесу. (12)Никто не увидит. (13)— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

Слайд 28

Пояснение Оля и Лида не хотели спугнуть соловья, поэтому сидели, боясь пошевелиться.

Слайд 29

Интернет-источники http:// ramki-vsem.ru/fon/nadpis8.png http://www.playcast.ru/uploads/2016/05/05/18538069.png https://rus5-vpr.sdamgia.ru/ https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0fa1/00035778-d7eb52a3/hello_html_m530a50fd.png Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год, Кузнецов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа с текстом - 5 класс

Анализ текста - итоговая работа в 5 классе....

работа с текстом 5 класс "После каникул"

Данный текст  может быть использован на уроках в 5,6 классах для работы с текстом: закрепление лексического материала, отработка навыков чтения, нахождение нужного материала в тексте....

Комплексная работа с текстом(8 класс)

Комплексная работа с текстом(8 класс)...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Урок русского языка "Работа с текстом" 5 класс

Материал  содержит план-конспект урока русского языка "Работа с текстом".  Форма проведения урока " урок-экскурсия" ...

Разноуровневые упражнения при работе с текстом 7 класс

Разноуровневые упражнения при работе с текстом 7 класс...

Работа с текстом 5 класс математика Виленкин

Задания для работы с текстом в парах....