"В мире слов" - рабочая программа внеурочной деятельности (5 класс)
рабочая программа (5 класс)

Дамбаа Чодураа Вадимовна

Авторская программа "В мире слов" - рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_5_klass.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чыраа-Бажынская средняя общеобразовательная школа

«Принято»

МО учителей

Протокол № ________

от «___»____________2020

Руководитель МО_____________/Чанзан С.С./

«Согласовано»

Зам.дир по УР

_______________/Куулар С.Э./

от «____»____________2020

Утверждаю:

Директор МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ  _________________/Монгуш Э.О./

от  «____»__________________2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочная деятельность по русскому языку «В мире слов»

(наименование элективного курса или внеурочной деятельности, или кружка)

_______5 (пятый)________

 (класс)

Количество часов в неделю: __1__

Количество часов в год: __34__

Составила учительница русского языка и литературы: Дамбаа Чодураа Вадимовна

______2020-2021______

(учебный год)

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире слов» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию воспитания и развития обучающихся средствами внеурочного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные учреждения. Такой уровень владения языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных традиционных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. В отборе материала к таким занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Данная рабочая программа ориентирована на связь с программным материалом по русскому языку, учитывает необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Курс «В мире слов» является закономерным продолжением уроков русского языка, его дополнением. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.

Содержание и методы обучения программы «В мире слов» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Цель и задачи программы:

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задачи:

 Обучающие:

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития обучающихся;

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках.

Работа основывается на общедидактических принципах, среди которых следует, прежде всего, назвать:

- принцип научности;

- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;

- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип добровольного участия школьников в занятиях;

- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;

- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;

- принцип занимательности.

Программа «В мире слов» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.

Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Формы организации внеурочной деятельности

- лекции;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

- опыт личного творчества обучающихся;

- наблюдения над живой речью и над литературным материалом.

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- игровая;

- теоретическая;

- практическая.

Описание места курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на 35 часов. Количество учебных недель – 35. Количество часов в неделю – 1.

Срок ее реализации – 1 год.

Планируемые результаты деятельности

Личностные результаты:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты 

Ученик научится

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Ученик получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
  • извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
  • проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
  • группировать слова по видам орфограмм;
  • соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях.

Содержание тем учебного курса

Введение 1ч.

Тема 1. Ты обязан русской речью хорошо владеть! (О величии русского языка и его мировом значении. Высказывания великих людей о русском языке. Стихи о русском языке. История некоторых слов. Занимательные задачи о словах).

Фонетика 1ч.

Тема 2. Как ты слышишь звуки и пишешь слова? (Закрепление навыков сопоставления звукового и графического образов слов при написании трудных орфограмм. Решение занимательных задач. Конкурс смекалистых. Игра-упражнение «Помоги найти братцу своё место». Работа с сигнальными карточками).

Графика 1ч.

Тема 3. Сперва аз да буки – потом все науки. (Краткие сведения из истории русской азбуки. Практическое значение алфавита. Почему мы так говорим? (сообщения учащихся о некоторых устойчивых выражениях). Игры с буквами («Алфавит», «Кто больше?», «Анаграмма»).

Морфемика 1ч.

Тема 4. Бывают ли у слов родственники? (Как отыскать корень слова. Чередование звуков в корне. Словообразование слов. Работа со словарём. Игры: «Родственники», «Мастерим Матрёшку», «Почему «убегают» гласные и согласные?»).

Лексикология 2ч.

Тема 5. Слова-тёзки и тёзки наоборот. (Синонимы, антонимы. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения.)

Тема 6. О словах разных, одинаковых, но разных. (Омонимы, омофоны. Сравнительный анализ предложений. Работа со словарём омонимов. Грамматические задачи. Стихи о омонимах и омофонах. Наблюдение над текстом).

Орфография 2ч.

Тема 7. Гласные и согласные, с нами несогласные. (О правописании безударных гласных и непроизносимых согласных в корне слов. Дидактическая сказка «Ударный и безударный». Работа со стихотворениями «Ошибка», «Грустные вести». Игра «Мотогонки» (непроизносимые согласные). Грамматические загадки, кроссворды).

Тема 8. Если знаешь части слова, то напишешь их толково. (О приставках, суффиксах. Беседа о приставках, игра с приставками. Ребусы. Дидактическая сказка «Работа суффиксов». Игры, головоломки о суффиксах).

Морфология 1ч.

Тема 9. Морфологическая семейка. (О самостоятельных и служебных частях речи. Дидактическая сказка «Как Морфология порядок навела». Игра «Строим дом». Рассказ по картинке. Игра «Перевёртыши». Лингвистическая задача «Дружная семейка»).

Синтаксис и пунктуация 5ч.

Тема 10. Тетрадь ученика или ученическая тетрадь? (Словосочетания, виды словосочетаний. Игра «На корабликах». Работа с шуточными текстами. Игра «Рисуем и сочиняем». Игровые упражнения).

Тема 11. В лаборатории Предложения. (Главные члены предложения. Дидактическое стихотворение «Весёлые рифмы». Словесные шарады. Работа с текстами и предложениями).

Тема 12. Нужны ли второстепенные члены предложения? (Грамматическая сказка. Стихи на запоминание. Занимательные задачки).

Тема 13. Что такое «осложнённое предложение»? (Обращения, вводные слова. Дидактическая сказка «Внештатные сотрудники». Стихи на запоминание. Игра «Реклама». Пунктуационные упражнения).

Тема 14. Среди знаков препинания. (Дидактическая сказка «Бродячий цирк». Из истории знаков препинания. Загадки на узнавание пунктуационных знаков. Решение задач на пунктуацию).

Текстоведение 2ч.

Тема 15. Непридуманный рассказ. (Основные нормы построения текста. Весёлые запоминалки. Игра «В гостях у издательства», конкурс редакторов).

Тема 16. «Посиделки у Грамматейки» (Викторина, тестирование).

Словообразование 2ч.

Тема 17. Загадочные орфограммы. (Чередование букв О и А; О, Ё после шипящих и Ц в корнях слов. Дидактические сказки «Суффикс-консультант», «Разведчица Ё». Работа с деформированными текстами, конкурс «Кто быстрее», составляем кроссворд).

Тема 18. Чудеса приставок. (Правописание приставок раз-, рас-; весёлые запоминалки, редкие приставки, дидактические игры, упражнения, головоломки, ребусы).

Лексикология и фразеология 3ч.

Тема 19. В руках умелых слово творит чудеса. (Слова однозначные и многозначные, переносное значение слова. Работа с лирическими текстами. Детские высказывания из записей К.Чуковского. Грамматические упражнения, составление ребусов).

Тема 20. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. (Роль тропов в художественном тексте. Понятия: эпитет, метафора. Прилагательные в загадках. Игра «Расставь всё по местам». Рисуем словесный портрет).

Тема 21. Выражения, которые обрели крылья и вечность. (Фразеологизмы. Сообщения учащихся. Работа с текстом. Знакомство с фразеологическим словарём. Занимательные грамматические упражнения. Игры «Кто быстрее?», «Кто сказал…»).

Имя существительное 3ч.

Тема 22. Тайна имени. (Имя существительное собственное и нарицательное. Сообщения учащихся «Из истории имён», дидактическая сказка «Тайна существительных, или война двух разрядов», конкурс «Словесные баталии», кроссворд «Найди соответствия»).

Тема 23. Интересное о падеже имён существительных. (История падежей, безударные окончания Е и И. Весёлые запоминалки о падежах, занимательные стихотворения с определением падежей, чайнворд, игра «Заказ»).

Тема 24. Давайте будем дружить! (Употребление имен существительных в речи. Немного из этимологии. Весёлые запоминалки слов, сложных в ударении).

Имя прилагательное 2ч.

Тема 25. Прилагательное, значит, его нужно прилагать. (Дидактическая сказка «Скромные просители». Грамматический рассказ «Прилагается ли прилагательное?». Дидактические игры с прилагательными).

Тема 26. Слова, «озаряющие предметы». (Об эпитетах. Эпитеты в устном народном творчестве, художественных произведениях. Игра «Читаем картины», конкурсы «Лучшее признание», «Создай свою сказку»).

Глагол 5ч.

Тема 27. «Самая огнепышущая, самая живая часть речи». (Общее значение глагола, употребление в речи. Грамматическая сказка «Здравствую, дядюшка Глагол». Весёлое стихотворение «Я учу глаголы». Игра «Перепутаница». Грамматическая сказка «В стране Ошибии». Игры на внимание).

Тема 28. Хитрая Ира. (Правописание Е и И в корнях с чередованием. Весёлые запоминалки. Конкурс на восстановление деформированного текста, игра «Копилка», конкурс «Разведчики» (нахождение слов с чередованием в тексте).

Тема 29. Физкультура для глагола. (Наклонение глаголов. Дидактический рассказ «В стране Глаголия». Игра «Лучший тренер для глагола», конкурс «На старт! Внимание! Марш!», создаём ребусы).

Тема 30. Глаголы, у которых нет лица. (Безличные глаголы. Дидактическая сказка «Важная персона». Из истории слов «-СЯ в глаголах». Дидактические соревнования. Чайнворд «Глагол»).

Тема 31. Как образовались Первоспряженск и Второспряженск. (Дидактическая сказка «Откуда появились глаголы исключения». Стихотворения на запоминание. Игра «Заказ». Решение кроссвордов).

Стилистика и текстоведение 2ч.

Тема 32. Офис Переделкина. (Стили речи. Игра «Лучший помощник библиотекаря». Конкурс заметок).

Тема 33. Напишу-ка я письмо… (Правила составления письма, адреса (на бумажном и электронном носителях).

Итоговое занятие 2 ч.

Тема 34. Волшебный мир грамматики. Итоговый урок. (Тест-игра).

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Форма организации

По плану

Фактически

1

08.09

Ты обязан русской речью хорошо владеть!

Лекционное занятие

2

15.09

Как ты слышишь звуки и пишешь слова?

Практическое занятие

3

22.09

Сперва аз да буки – потом все науки

Подготовка сообщений

4

39.09

Бывают ли у слов родственники?

Сбор материала и анализ

5

06.10

Слова-тёзки и тёзки наоборот

Сбор материала и анализ

6

13.10

О словах разных, одинаковых, но разных

Сбор материала по тематическим группам лексики

7

20.10

Гласные и согласные, с нами несогласные

Работа с текстом

8

10.11

Если знаешь части слова, то напишешь их толково

Беседа, исследование

9

17.11

Морфологическая семейка

Работа с картиной, индивидуальная работа

10

24.11

Тетрадь ученика или ученическая тетрадь?

Практические задания

11

01.12

В лаборатории Предложения

Работа с текстами

12

08.12

Нужны ли второстепенные члены предложения?

Индивидуальная и групповая работа

13

15.12

Что такое «осложнённое предложение»?

Работа с текстами

14

22.12

Среди знаков препинания

Групповая работа, игра

15

12.01

Непридуманный рассказ

Индивидуальная работа, игра

16

19.01

Посиделки у Грамматейки

Практические задания

17

26.01

Загадочные орфограммы

Исследование, составление кроссворда

18

02.02

Чудеса приставок

Практическое занятие

19

09.02

В руках умелых слово творит чудеса

Работа с текстами

20

16.02

Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды

Беседа, игра

21

23.02

Выражения, которые обрели крылья и вечность

Подготовка сообщений, работа со словарем

22

02.03

Тайна имени

Подготовка сообщений, игра

23

09.03

Интересное о падеже имён существительных

Лекция с элементами практики

24

16.03

Давайте будем дружить!

Беседа, работа со словом

25

30.03

Прилагательное, значит, его нужно прилагать

Дидактические игры

26

06.04

Слова, «озаряющие предметы»

Создание собственной сказки

27

13.04

«Самая огнепышущая, самая живая часть речи»

Лекционное, игровое занятие

28

20.04

Хитрая Ира

Работа с текстом

29

27.04

Физкультура для глагола

Групповая работа

30-31

04.05

Глаголы, у которых нет лица. Как образовались Первоспряженск и Второспряженск

Индивидуальная и групповая работа: решение ребусов, чайнвордов

32

11.05

Офис Переделкина

Беседа, игра

33

18.05

Напишу-ка я письмо…

Составление письма

34

25.05

Волшебный мир грамматики. Итоговый урок

Тест-игра

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1994.
  2. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. - Новосибирск: НГПУ, 1995.
  3. Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995.
  4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. -М.: Просвещение, 1991.
  5. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности.2005.
  6. Иванова В. А., Потиха Э. А, Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. - М.: Просвещение, 1990.
  7. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. -М.: ВАКО, 2009.
  8. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ Сост. Н.В.Егорова. - М.:ВАКО, 2010.
  9. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова.- М.: Просвещение, 2012.
  10. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка: 5 класс. - М.: ВАКО, 2011.
  11. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников.-М.: ВЛАДОС, 1995.
  12. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2010.
  13. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: 5-11 классы. - М.: Дрофа, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...

рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс

Рабочая программа по математике для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия". В качестве учебного пособия предполагаетс использование книги Шарыгина "Наглядная геометрия"....