Имя числительное. Материалы к урокам.
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Сержантова Людмила Анатольевна

На этой странице я разместила презентации к урокам по очень сложной, на мой взгляд, теме "Склонение числительных". Презентации даны в определенной последовательности, чтобы продемонстрировать систему работы по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon chislitelnye_1.ppt495.5 КБ
Office presentation icon chislitelnye_2.ppt654.5 КБ
Office presentation icon chislitelnye_3.ppt845 КБ
Office presentation icon chislitelnye_4.ppt500 КБ
Office presentation icon chislitelnye_5.ppt2.01 МБ
Файл chislitelnye_6.pptx353.69 КБ
Файл chislitelnye_rabota_nad_oshibkami.pptx496.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, дорогие мои ученики . В данной презентации Вы найдете подробное описание всех заданий, которые должны будете выполнить по русскому языку сегодня. Записываем… Классная работа. Тема: Склонение количественных и порядковых числительных.

Слайд 2

Тема: Склонение количественных и порядковых числительных. Посмотрите урок. Обратите внимание на основные понятия , связанные с темой урока

Слайд 3

Ознакомьтесь: основные понятия. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ Числительные отвечают на вопрос « сколько?» ПОРЯДКОВЫЕ Числительные отвечают на вопрос « какой?» Количественные числительные делятся на три разряда : целые ( пять ) , дробные (пять седьмых), собирательные (пятеро). Числительные бывают простыми: три ,пять , двадцать бывают сложными (т.е.имеют два корня): пять десят, восемь сот ; бывают составными (т.е. состоят из нескольких слов): двадцать пять ,пятьсот сорок один.

Слайд 4

Правописание числительных ……………… .Ь (простые числительные) пят ь одиннадцат ь тридцат ь …… ..Ь……….. (сложные числительные ) Шест ь десят восем ь десят Запишите слова и дополните каждую колонку таблицы двумя своими примерами…

Слайд 5

Склонение простых количественных числительных Числительные от 2-4 И.п. Четыр е яблока Р.п. Четыр ех яблок Д.п. Четыр ем яблокам В.п. Четыр е яблока Т.п. Четыр ьмя яблоками П.п. О четыр ех яблоках Числительные от 5-30 И.п. Одиннадцат ь груш Р.п. Одиннадцат и груш Д.п. Одиннадцат и грушам В.п. Одиннадцат ь груш Т.п. Одиннадцать ю грушами П.п. Одиннадцат и грушах Обратите внимание на случаи вариативного употребления: Записываем… вос емью – вос ьмью ; с тысяч ью мелодиями, с тыся чей мелочей

Слайд 6

Склонение простых порядковых числительных Склоняются как имена прилагательные: восьм ого – круглого (как ого ?) шара седьм ой - большой (как ой ?) дом пят ыми – красными (как ими ?) флагами

Слайд 7

Шестое апреля. Склонение количественных и порядковых числительных. 4) Выполните упр. 605 (задание 1,2; от данных количественных числительных образуйте порядковые и также запишите их в Р.п. и Т.п. ) Р.п. – восемь апельсинов, восьмого апельсина ; Т.п. – восемью апельсинами, восьмым апельсином (см.слайд 5) (см.слайд 6)

Слайд 8

Домашнее задание: Выучите правила на стр.240 ( Имя числительное – это…), а также П.50, п.1 ( строение числительных ), стр.246 ( таблицы ) и расскажите их своим родителям. Упр. 598.

Слайд 9

Отдыхаем!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Склонение сложных и составных количественных и порядковых числительных Учебник: П.50,51

Слайд 2

Проверяем Числительные 1,2 изменяются по падежам и родам! И.п. один директор Р.п. одн ого директор а Д.п. одному директору В.п. одного директора Т.п. одним директором П.п. об одном директоре И.п. одн а тетрадь Р.п. одн ой тетрад и Д.п. одной тетради В.п. одну тетрадь Т.п. одной тетрадью П.п. об одной тетради И.п. одн о яблок о Р.п. одного яблока Д.п. одному яблоку В.п. одно яблоко Т.п. одним яблоком П.п. об одном яблоке

Слайд 3

Прочитайте зашифрованные слова Смор1а, по2л, элек3к, ви3на

Слайд 4

Цифровой диктант В каких числительных Ь пишется в середине слова, а в каких - в конце ? 60 900 15 11 700 50 10 17 600 20

Слайд 5

Проверяем …………… Ь………….. Шест ь десят 900 700 50 600 …………………… .Ь Пятнадцат ь 11 10 17 20

Слайд 6

Склонение простых количественных числительных Числительные от 2-4 И.п. Четыр е яблока Р.п. Четыр ех яблок Д.п. Четыр ем яблокам В.п. Четыр е яблока Т.п. Четыр ьмя яблоками П.п. О четыр ех яблоках Числительные от 5-30 И.п. Одиннадцат ь груш Р.п. Одиннадцат и груш Д.п. Одиннадцат и грушам В.п. Одиннадцат ь груш Т.п. Одиннадцать ю грушами П.п. Одиннадцат и грушах

Слайд 7

Склонение простых порядковых числительных Склоняются как имена прилагательные: восьм ого – круглого (как ого ?) шара седьм ой - большой (как ой ?) дом пят ыми – красными (как ими ?) флагами

Слайд 8

Сложные Количественные Склоняются обе части ( меняем каждую часть ) тр ёх с от , пят и десят и тр емя ст ами , пять ю десять ю Порядковые Меняются обе части 1часть - всегда Р.п. (двух-, шести-, девяти- но: сто, девяносто ) 2 часть как прилаг. ( согласуется с сущ. в роде, числе и падеже) Сто тысячный – И.п. Сто тысячн ого – Р.п. (какого?) Шест и тысячн ого – Р.п

Слайд 9

Составные Количественные Склоняются все слова Пят и сот сем и десят и пят и Порядковые Только последнее слово В тысяча девятьсот девяносто шест ом году

Слайд 10

Склонение числительных 5, 50, 500 (выучить!) И.п. пять пятьдесят пятьсот Р.п. пят и пят и десят и пят и с от Д.п пят и пят и десят и пят и ст ам В.п. пять пятьдесят пятьсот Т.п. пят ью пят ью десят ью пят ью ст ами П.п пят и пят и десят и пят и ст ах

Слайд 11

Выполни задания письменно Упр. 606 Просклоняй числительное 562 Спиши и заполни пропуски : Длину удава измерили______ попугайчиками,___ обезьянками и __ слонятами . Объясни значение фразеологизмов : в два счета - .., палка о двух концах - …, как две капли воды - …., наговорить с три короба - …., в один голос - …

Слайд 12

Домашнее задание: Записать 5 пословиц и загадок с числительными Просклонять числительные 79, 82, 568 Выучить склонение числительных 5, 10, 50 (слайд 10) .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя числительное Склонение количественных числительных урок 3

Слайд 2

Цифровой диктант Я предложу вам несколько утверждений… Если вы согласны с моим утверждением, поставьте цифру «2» , если нет – « 1 ». Ответы записываем в тетрадях (в строчку) Я утверждаю, что: 1. Числительное – самостоятельная часть речи. 2. Числительное 700 пишется без мягкого знака. 3. В именах числительных от 5 до 20, 30 Ь пишется на конце. 4. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, падежам и числам. - Какое число получилось?

Слайд 3

Какое число получилось? Итог: 2 122 Охарактеризуйте это число по значению и строению

Слайд 4

Ответ: две тысячи сто двадцать два – количественное, целое, составное

Слайд 5

Склонение количественных числительных Изменение числительных по падежам называется склонением. Числительные один , два изменяются и по падежам, и по родам: один учебник - одного учебника; одна книга - одной книги. Числительное два имеет две формы: для мужского и среднего рода: два (мальчика, дерева) и для женского рода: две девочки. Числительные от 5 ( пяти ) до 30 ( тридцати ) изменяются по падежам, как существительные III склонения, причем у числительного восемь представлены вариативные формы Т. п. — восемью и восьмью . У числительных от 50 ( пятидесяти ) до 80 ( восьмидесяти ) и от 200 ( двухсот ) до 900 ( девятисот ) склоняются обе части. В числительных от 50 ( пятидесяти ) до 80 ( восьмидесяти ) и от 500 ( пятисот ) до 900 ( девятисот ) в середине пишется мягкий знак.

Слайд 6

Числительные 40( сорок ), 90( девяносто ), 100 ( сто) У них особенное правило – как бы мы их не изменяли по падежам ,они будут иметь только две формы : сорок - сорок а девяносто – девяност а сто - ст а Им., Вин. падежи сорок девяносто сто Р.,Д.,Т.,П сорока девяноста ста

Слайд 8

Упражнение 1 1.Автомобиль ост а новился в ст . метр .. от г а ража. 2.Б и дон с девяност . литр .. молока стоял в кузов е машины. 3.Из ст . лыж одна была с ( не) большим браком. 4.В сорок сочинени ях учащихся шестых классов нашей школы почти (не ) было ошибок в употреблении форм слов. О стан овился –о стан овка ,о стан овленный, о стан овить ,о стань ся, в стань ,прив стань и т.д.

Слайд 9

Упражнение 1 1.Автомобиль ост а новился в ст а метр ах от г а ража. 2.Б и дон с девяност а литр ами молока стоял в кузов е машины. 3.Из ст а лыж одна была с не большим браком. 4.В сорок а сочинени ях учащихся шестых классов нашей школы почти не было ошибок в употреблении форм слов. О стан овился –о стан овка ,о стан овленный,о стан овить ,о стань ся, в стань ,прив стань и т.д.

Слайд 10

Теперь сложнее У сложных слов (т.е. с двумя корнями) – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.

Слайд 11

просклоняйте следующие словосочетания в Творительном и Предложном падежах: 50 выступлений 90 концертов 300 песен 600 училищ 700 театров Упражнение 3

Слайд 12

проверка Творительный(кем?чем?) Предложный (о ком? о чём?) Пять ю десять ю выступлени ями О пят и десят и выступлени ях Девяност а концерт ами О девяност а концерт ах Тр емя ст ами песн ями О тре х ст ах песнях Шесть ю ст ами училищ ами О шест и стах училищ ах Семь ю ст ами театр ами О сем и ст ах театр ах

Слайд 13

А теперь самое трудное У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова ,из которых оно состоит: Поставим в дательный падеж (кому? чему?) числительное 467: 1шаг :Пользуемся таблицей 2 шаг: 400 в дат. п - четыр ем ст ам 3 шаг: 60 в дат.п. – шест и десят и 4 шаг: 7 в дат.п -сем и 5 шаг: все соединяем и получаем четыр ем ст ам шест и десят и сем и

Слайд 14

Домашнее задание Выучить склонение числительных (стр. 247) Упр. 608


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя числительное Склонение количественных числительных урок 4

Слайд 2

Просклоняйте словосочетания: 464 конверта (Род.,Тв.) 98 велосипедов (Дат.,Тв.) 757 кастрюль (Род.,Пр.) 557 мотоциклов (Дат.,Пр.)

Слайд 3

проверка 464 конверта (род.п.) четыр ех сот шест и десят и четыр ех конверт ов ; (тв.п.) четырь мя ст ами шесть ю десять ю конверт ами ; 98 велосипедов (дат.п)девяност а восьм и велосипед ам ; (тв.п) девяност а восьмь ю велосипед ами ; 757 кастрюль (род.п.)сем и сот пят и десят и сем и кастрюль; (пр.п) о сем и ст ах пят и десят и сем и кастрюл ях ; 557 мотоциклов (дат.п) пят и ст ам пят и десят и сем и мотоцикл ам ; (пр.п.) о пят и ст ах пят и десят и сем и мотоцикл ах

Слайд 4

Собирательные числительные. Учебник: стр.251 – прочитать. Списать: И.п. Пятер-о (мальчиков) Р.п. Пятер-ых (мальчиков) Д.п. Пятер-ым (мальчикам) В.п. Пятер-ых (мальчиков) Т.п. Пятер-ыми (мальчиками) П.п. (0) пятер-ых (мальчиках) Упр. 620 – письменно.

Слайд 5

Учебник: стр.250 – прочитать. Списать: и. Полтора (дня), полторы (недели), полтораста (рублей) р. Полутора (дней), полутора (недель), полутораста (рублей) д. Полутора (дням), полутора (неделям), полутораста (рублям) в. Полтора (дня), полторы (недели), полтораста (рублей) т. Полутора (днями), полутора (неделями), полутораста (рублями)\ п. (О) полутора (днях), полутора (неделях), полутораста (рублях)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Склонение дробных числительных урок 5

Слайд 2

Продолжи: Имя числительное – это ….. Имена числительные делятся на… Все числительные по своему строению делятся на три группы: ….. Количественные числительные делятся на …. В предложении числительные могут быть….

Слайд 4

3 - числитель 4 - знаменатель

Слайд 5

Склонение дробных числительных 3 числитель – количественное числительное ___________ 5 знаменатель – склоняется как прилагательное во множественном числе

Слайд 6

Просклоняйте дробное числительное : И.п. три пятых класса (новых) Р.п. трех пятых класса Д.п. трем пятым класса В.п. три пятых класса Т.п. тремя пятыми класса П.п. о трех пятых класса

Слайд 8

Пол Перед согласными: По лч аса, по лп ути, по лм андарина Перед гласной, буквой Л, прописными буквами: Пол- л имона, пол- л итра, Пол- а рбуза, пол- М осквы

Слайд 9

Полтора (ы) Р.п. пол у тор а Д.п. пол у тор а Т.п. пол у тор а П.п. пол у тор а

Слайд 10

Полтораста Р.п. пол у тор а ст а Д.п. пол у тор а ст а Т.п. пол у тор а ст а П.п. пол у тор а ст а


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, шестиклассники Записываем… Классная работа. Тема: Склонение порядковых числительных.

Слайд 2

Порядковые числительные Называют порядковый номер предметов при их счете Первый том, второй том, третий том…пятнадцатый том

Слайд 3

Порядковые числительные Отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Который? Первый том, второй том, третий том…пятнадцатый том

Слайд 4

Образование порядковых числительных Порядковые числительные Количественные числительные Три третий Десять десятый Сто сотый Исключение: первый и второй

Слайд 5

Запишите цифры словами. От количественных числительных образуйте порядковые.

Слайд 6

Запишите цифры словами. От количественных числительных образуйте порядковые. 5, 60, 75, 800, 9, 48, 900, 987

Слайд 7

Проверьте себя Пятый, шестидесятый, семьдесят пятый, восьмисотый, девятый, сорок восьмой, девятисотый, девятьсот восемьдесят седьмой.

Слайд 8

Изменяются по родам

Слайд 9

Изменяются по падежам, т.е. склоняются Склоняются как имена прилагательные : И.п. восьм ой Р.п. восьм ого Д.п. восьм ому В.п. восьм ой Т.п. восьм ым П.п. (о) восьм ом Окончания порядковых числительных определяются, как у прилагательных, по вопросу К восьм ОМУ (как ому ?) вагону

Слайд 10

Просклоняйте порядковые числительные вместе с существительным 1 вариант – тридцатый километр (м.р.) 2 вариант – тридцатая секунда (ж.р.)

Слайд 11

Проверяем: И.п . тридцатый километр Р.п. тридцатого километра Д.п. тридцатому километру В.п. тридцатый километр Т.п. тридцатым километром П.п. (о)тридцатом километре И.п. тридцатая секунда Р.п. тридцатой секунды Д.п. тридцатой секунде В.п. тридцатую секунду Т.п. тридцатой секундой П.п. (о)тридцатой секунде Самостоятельно: тридцатое место

Слайд 12

Изменяются по числам

Слайд 13

Простые Сложные Составные первый двухсотый сорок восьмой Порядковые числительные

Слайд 14

Склонение составных порядковых числительных Изменяется только последнее слово И.п. тысяча девятьсот девяносто третий Р.п. тысяча девятьсот девяносто третьего Д.п. тысяча девятьсот девяносто третьему В.п. тысяча девятьсот девяносто третий тысяча девятьсот девяносто третьего Т.п. тысяча девятьсот девяносто третьим П.п (о) тысяча девятьсот девяносто третьем .

Слайд 15

Склонение составных порядковых числительных Изменяется только последнее слово И.п. две тысячи двадцатый год Р.п. две тысячи двадцатого года Д.п. две тысячи двадцатому году В.п. две тысячи двадцатый год две тысячи двадцатого (пассажира) Т.п. две тысячи двадцатым годом П.п (о)две тысячи двадцатом годе

Слайд 16

Поставьте порядковые числительные в нужную форму Девочка перевернула 31 страницу. Нужная информация была лишь в 24 томе. 125 км мы преодолели с трудом.

Слайд 17

Сложные Количественные Склоняются обе части ( меняем каждую часть ) тр ёх с от , пят и десят и тр емя ст ами , пять ю десять ю Порядковые Меняются обе части 1часть - всегда Р.п. (двух-, шести-, девяти- но: сто, девяносто ) 2 часть как прилаг . ( согласуется с сущ. в роде, числе и падеже) Сто тысячный – И.п. Сто тысячн ого – Р.п. (какого?) Шест и тысячн ого – Р.п

Слайд 18

Самостоятельная работа 1) стр.243, п.3 (списать) 2)упр. 628, стр.254, 1 столбик (списать) Обратите внимание : сложные порядковые числительные пишутся слитно

Слайд 19

Праздники, события, знаменательные даты Пишутся с прописной буквы: Д евятое м ая , В осьмое м арта НО : 9 Мая, 8 Марта

Слайд 20

Домашнее задание Просклоняйте словосочетание : 358 книга Упр.612 Упр.632


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, шестиклассники Записываем… Классная работа. Тема: Работа над ошибками.

Слайд 2

Склонение количественных числительных И.п. В.п. – двести спортсменов Р.п. – двухс от спортсменов Д.п. – дв ум ст ам спортсменам Т.п. – дв умя ст ами спортсменами П.п. – о дв ух ст ах спортсменах Склоняются обе части

Слайд 3

Склонение количественных числительных к шест и десят и -восьмидесяти годам не менее пят и сот лет к сем и десят и годам более тысячи лет (тысяча – туча) Р.п. – тучи, тыс я ч и Д.п. – туче, тысяче… В.п. – Т.п. – П.п. -

Слайд 4

Склонение составных порядковых числительных Изменяется только последнее слово И.п. две тысячи двадцатый год Р.п. две тысячи двадцатого года Д.п. две тысячи двадцатому году В.п. две тысячи двадцатый год две тысячи двадцатого (пассажира) Т.п. две тысячи двадцатым годом П.п (о)две тысячи двадцатом годе

Слайд 5

Склонение составных порядковых числительных Просклонять 2012 год по образцу предыдущего слайда

Слайд 7

Сорок, девяносто, сто – сорока, девяноста, ста Дуб достигает 40-50 метров? сорока – пятидесяти метров

Слайд 8

Дробные числительные И.п. В.п. - полтораста Р.п. пол у тор а ст а Д.п. пол у тор а ст а Т.п. пол у тор а ст а П.п. пол у тор а ст а

Слайд 9

Дробные числительные полтора - полтораста И.п. В.п. –полторы тонн ы Р.п. - полутора тонн Д.п. - полутора тонн ам Т.п. -полутора тонн ами П.п. - полутора тонн ах Упр.619

Слайд 10

От числительных образуются сложные имена существительные и прилагательные Тысячелетие пятиэтажка столетний (100-летний) сорокакилометровый (40-километровый) 35 (метровой высоты)??? тридцатипятиметровой высоты

Слайд 11

Как правильно? 1) Гости приедут к седьмому декабр ю ? семнадцатое апреля (Р.п.) 9 Мая (Р.п.) Гости приедут к седьмому декабря (Р.п.) 2) В об ои брюки? Об е ножницы были заточены? В те и другие брюки, в обе пары брюк Те и другие ножницы.

Слайд 12

Спишите, объясните, с какими группами имен числительных употребляются собирательные числительные (стр.251) двое школьников, трое мужчин - семеро козлят, трое медвежат - трое суток, двое очков - двое сапог, двое лыж - Собирательные числительные никогда не включаются в составные числительные; например, нельзя сказать двадцать двое суток , но можно — двадцать два дня, в течение двадцати двух суток и т. д.

Слайд 13

Синтаксическая роль Семеро незнакомцев прошли в зал тихо Числ.+сущ . III . Неправильно: Незнакомцев (сколько?) семеро (обстоятельство) III . Правильно: Семеро незнакомцев

Слайд 14

Задания для выполнения Стр.260 – прочитать теоретический материал. Упр.640, 641


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме «Имя числительное» (6 класс) Урок общеметодологической направленности

Обобщающий урок по теме «Имя числительное» (6 класс) Урок общеметодологической направленностиЦели урока:Деятельностная:  формирование способности к систематизации и обобщению изученных знаний как...

Материалы открытого урока на тему: «Числительные в нашей жизни», проведённого в 3 классе по учебнику М.З. Биболетовой

   Цель: Создание условий для организации речемыслительной деятельности учащихся, направленной на формирование универсальных учебных действий.Задачи: Учебные:Развитие лексических...

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. материалы для повторения и тест

Морфологические нормы УПОТРЕБЛЕНИЯ имен числительныхКак известно, числительное относится к изменяемым частям речи. Поэтому колебания форм, т.е. слабая норма, свойственная существительным, прилагательн...

Употребление числительных в речи. Урок русского языка в 10 классе

Урок разработан в соответствии ФГОС, используются интересные материалы по истории Саратовского края...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Имя числительное. Повторительно-обобщающий урок русского языка в 6 классе.

Конспект повторительно-обощающего урока русского чзыка в 6 классе  по теме "Имя числтельное". Форма проведения: деловая игра "Круглый стол".  Ученики проходят пять кругов...

Материалы для урока английского языка в 5 классе по теме: "Порядковые числительные"

Материал содержит презентацию к уроку английского языка по теме "Порядковые числительные", задания на карточках к уроку и листы для самооценки...