Гласные в корнях с чередованием. Обобщение материала
план-конспект урока по русскому языку

Елизавета Андреевна М.

Гласные в корнях с чередованием. Обобщение материала 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гласные в корнях с чередованием. Обобщение материала

Цели: обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием; закрепить умение различать корни с чередованием гласных и проверяемыми безударными гласными; познакомить с чередованием гласных а-о в корнях -клан- - -клон-, -твар- - -твор-, -плав- - -плов-.

Ход урока

Орг.момент.  проверка готовности к уроку (2мин)

Актуализация знаний (5 мин)

Попытайтесь определить, о чем пойдет речь на уроке

Разгадайте загадку

Загорелый, озаренье:

Что писать под удареньем,

Что писать без ударенья?

Изложение, приращение:

Вызывают у всех сомненья.

Ну-ка правила скажите,

Написание поясните

( загадка о чередовании гласных в корнях)

Речь пойдет о чередовании гласных в корне

С какими корнями мы познакомились на прошлых уроках?

Теперь попытайтесь сформулировать тему урока и запишите ее в тетрадь

Изучение нового материала (15мин)

На доске слова: склониться, поклон, кланяться, творить, творчество, тварь, плавучий, плавательный, пловец

Сообщение о группе корней, в которых также имеется чередование гласных. Это корни -клан- - -клон-,  -твар- - -твор-, -плав- - -плов-

В этих корнях выбор гласной в безударной позиции диктуется традицией, как и в корнях -гар- - -гор-, -зар- - -зор-, поэтому давайте запомнить тот вариант, который пишется без ударения: «без ударения пиши: -гор-, -клон-, -твор-, -зар-, -плав-. Но помни исключения: утварь, пловец, пловчиха»

Составление итоговой таблицы  «чередование гласных в корнях слов»

Выбор гласной зависит от следующего за корнем суффикса -а-

Выбор гласной зависит от следующей за ней согласной

-бира- - -бер-; -мира-  - -мер-; -пира- - -пер-; -тира- - -тер-; -дира- - -дер-; -жига- - -жег-; -стила- - -стел-; -блиста- - -блест-, -блесн-; -чита- - -чет-

Искл.: сочетать, сочетание, чета

-каса- - -кос-; -им- - -а-(-я-), -ин- - -а-(-я-)

-лаг- - -лож; -раст- - -ращ- - -рос-

Искл.: отрасль, Ростов, Ростислав, росток, подрстковый

-скак-  - -скоч-

Искл.: скачу, скачок, скача

Выбор гласной зависит от безударной позиции

Выбор гласной зависит от лексического значения

Без ударения пиши:

-гор-; -клон-; -твор-; -зар-; -плав-

Искл.: выгарки, изгарь, пригарь, утварь, пловец, пловчиха

-мок-(-моч-)- пропускать жидкость;

-мак- -погружать в жидкость;

-равн- - равный, наравне, одинаковый;

-ровн- - прямой, гладкий, ровный

Искл.: равнина, ровесник, поровну, уровень

Активизация знаний. Закрепление материала (10мин)

Осложненное списывание. Учащиеся комментируют правописание, графически выделяют орфограммы, обозначают буквой ч корни с чередованием

А) В окно склонился древний клен. Я плакал на заре, когда померкли дали. Горит восток зарею новой. Он видел в ней красу творенья! Не сплю, но спящим притворился. Погиб и кормщик и пловец! Напрасно я ходил на поклоненье в обители к великим чудотворцам.

Б) поклониться, притвориться, стихотворение, сочетание, благотворительный, горелый, глотать, натворить, конек-горбунок, догорает, растворитель, утварь, зарницы, склонение, озарять, клонилась, коснулась, сгорело, зарево, отклонятся, поплавок,

Задание

Найдите и исправьте ошибки в словах, объясняя свой выбор

Хоттабычу, который уснул в неудобном полажении, приснился ужасный сон

Над лесом тихо разгарается зорька

Дежурный составил протокол, как пологается

Без удабрений не будет ростений

Берег моря покрыт водораслями

Лошади долго скокали по полю

Мы выравняли площадку

Предоставьте отчет

Над селом разгаралась утренняя заря

В сердце загарается искра нежности, раждается чувство любви к Отечеству

 Упражнение на различие схожих корней. Задание: записать слова в столбики, сгруппировав их по лексическому значению. В словах с чередованием над корнем написать букву ч

Озарить, разориться, озорной, разорительный, озорничать, зарево, позорный, обзор, беспризорный, озорник, прозорливый, узорчатый, озаренный, зарница, опозориться, зоркий, разорение, озорство, зорюшка.

Подведение итогов (2 мин)

По каким признакам можно узнать корни с чередующимися гласными?

Рефлексия (5мин)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Домашнее задание (5мин)

Прочитать стихотворение И.Никитина «Рассыпались звезды, дрожат и горят…», выписать из него в 2 столбика слова -с чередующимися гласными в корнях слов и с проверяемыми гласными, обозначить орфограммы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные в корнях с чередованием

На уроке отрабатываются правила и алгоритмы написания гласных в корнях с чередованием, формируется умение учитывать лексическое значение корней при выборе гласной, закрепляются теоретические и практич...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Урок русского языка в комбинированных по вертикали 5-6 классах по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием"

Данный урок предназначен для использования на уроках русского языка в 5-6 классах  по программе  Т.А, Ладыженской...

Урок русского языка в 5 классе "Правописание гласной в корне с чередованием"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по программе ФГОС. Формирование универсальных учебных действий....

тест по теме "Гласные в корнях с чередованием"

Конспект модульного урока по русскому языку для учащихся 6 класса...

конспект урока по теме "Гласные в корнях с чередованием"

Конспект модульного урока по русскому языку для учащихся 6 класса...

Таблица "Правописание безударных гласных в корнях с чередованием"

Тема кажется поднадоевшей. И все-таки, я считаю, графическое расположение материала имеет значение....