Проект по русскому языку по теме «Обучение грамотному письму».
проект по русскому языку (9 класс)

Мешекенова Оксана Александровна

проект направлен на формирование системы знаний учащихся по теме «Обучение грамотному письму», обучение навыкам социальной деятельности (самостоятельной работы, планирования и прогнозирования, поиска, обработки и создания информационного материала), развитие коммуникативных навыков, повышение познавательной активности через использование технологии проектного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_meshekenova_o.a.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по русскому языку по теме «Обучение грамотному письму».

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Мешекенова О.А.

2020 год

Проект по русскому языку по теме «Обучение грамотному письму»

Предмет: русский язык

Класс: 9

Типология проекта: информационно-исследовательский

Резюме: проект направлен на формирование системы знаний учащихся по теме «Обучение грамотному письму», обучение навыкам социальной деятельности (самостоятельной работы, планирования и прогнозирования, поиска, обработки и создания информационного материала), развитие коммуникативных навыков, повышение познавательной активности через использование технологии проектного обучения.

Предметная тема: «Обучение грамотному письму»

Метапредметная цель проекта:

учащиеся должны уметь определять проблему; формулировать гипотезу; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи; самостоятельно планировать исследовательскую работу; осуществлять выбор методов исследования; проводить исследование для проверки гипотезы; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации делать выводы; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность выполнения задачи; представлять результаты исследования.

Актуальность. В наше время задача современного педагога заключается не только передать знания учащимся, но и научить их получать самостоятельно эти знания. Так стандарты определяют цели и задачи, которые стоят перед современным учителем. Очень важно научить школьника учиться, самостоятельно находить информацию из различных источников и использовать её в учебной деятельности с использованием современных педагогических технологий: системно-деятельностный, практико-ориентированный и компетентностный подходы, а также личностно-ориентированное обучение.

Актуальной проблемой остаётся в наше время: 60% учащихся допускают различные орфографические ошибки в письменной речи. Этим обеспокоены не только учителя, но и родители. В связи с этим разработан педагогический проект для 9 класса «Обучение грамотному письму». Большой объём школьного материала по русскому языку необходимо не только освоить, но и применять их на практике. Учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Учителя, методисты, психологи ищут различные выходы, чтобы у учащихся была сформирована орфографическая зоркость по русскому языку. Чтобы улучшить грамотность детей, нужно принять меры по улучшению положения в этой составной части обучения. Данный проект призван помочь будущим выпускникам улучшить грамотность и успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить и расширить спектр имеющихся знаний.

Проект «Обучение грамотному письму» направлен на учащихся 9 класса по русскому языку и составлен на основе систематизированного перечня требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания КИМ за 2020 год.

Проблема исследования заключается в методическом обеспечении процесса формирования орфографической грамотности учащихся.

Новизна проекта. Реализация проекта имеет практическую направленность и предусматривает: осознанный подход к освоению учебного материала, самостоятельное получение знаний, включение учащихся в аналитико-конструктивную деятельность по составлению контрольно-измерительных материалов.

Типовые особенности проекта

По количеству участников: групповой и индивидуальный.

По характеру создаваемого продукта: проектно- исследовательский.

По количеству участников: индивидуальный, групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

По уровню контактов: региональный, муниципальный, на уровне образовательного учреждения.

Объект исследования: учащиеся 9 класса МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вольное».

Предмет исследования: безграмотность учащихся, связанные с несоблюдением языковых норм.

Гипотеза: если систематически применять различные виды работы орфографического характера на уроках, то можно научить писать грамотно.

Цель проекта: повышения уровня грамотности учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, орфографических).

В связи с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Соблюдение в практике письма основные правила орфографии.
  2. Умение выявлять и исправлять ошибки в письменной речи.
  3. Повышения уровня успеваемости.
  4. Повышения уровня самостоятельности.
  5. Апробирование методической работы по формирования орфографической зоркости, проверить её эффективность на практике.

Условия реализации проекта

-опыт учителя;

-стремление развивать и воспитывать учащихся через предмет русского языка.

Средства обучения

- электронный ресурс;

-справочники;

-словари;

- сборники упражнений.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

  1. метод наблюдения;
  2. метод контроля и измерения (срезы, тесты);
  3. метод обработки данных;
  4. обобщение опыта работы;
  5. поисковый;
  6. анализ литературных источников.

Описание проекта

Изучены труды по освоению русской орфографии Ивановой В.Ф., Кайдалова А.И., Калинина И.К., исследования по методике Львова М.Р.

Предлагаемый проект представляет собой систему мероприятий, направленных на повышение качества знаний учащихся по русскому языку. Реализация проекта осуществляется в учебное время.

Механизмы реализации проекта:

  1. практические занятия;
  2. совместная деятельность с родителями и классным руководителем;
  3. работа с ресурсами интернета.

Деятельность учащихся: поиск и сбор информации в различных источниках по темам.

Роль учителя: координатор, консультант.

Для того чтобы добиться результатов, был разработать план занятий для учащихся 9-х классов «Учимся писать грамотно». /Приложение 1/

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

Экспериментальное исследование проводилось в течение одного года в три этапа:

Первый этап (декабрь 2018 год) – накопление материала, ставились следующие задачи исследования, изучение методик.

Второй этап (февраль 2019 год) – анализ ошибок учащихся по проблеме исследования.

Третий этап (июнь 2019 год, сдача ОГЭ по русскому языку)- обобщение и анализ результатов исследования.

Оценка эффективности реализации проекта

Описание количественных и качественных показателей достижения результатов и способов диагностики:

  1. повышение качественной успеваемости учащихся;
  2. удовлетворённость детей своей деятельностью и результатами ОГЭ по русскому языку;
  3. повышения уровня индивидуальных достижений учащихся.

Методы оценки успешности

-динамика развития исследуемого процесса тестирования учащихся 9 класса за три периода (декабрь, февраль, июнь) /Приложение 2/

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска:

Возможные риски, которые могут повлиять на реализацию проекта:

Риски

Меры для минимизации рисков

Опоздания на уроки

Контроль со стороны родителей и классного руководителя

Пропуски занятий по уважительным и неуважительным причинам

Создание домашних практикумов для занятий учащихся через сетевой город.

Дальнейшее практическое развитие проекта

Продукт деятельности педагога: такой проект эффективен и перспективен. Организация учебной и внеурочной деятельностью позволить учителю сделать процесс запоминающимся, поможет учащимся сформировать умение самостоятельно работать с различными источниками литературы. В дальнейшем разработать специальный курс «Обучение грамотному письму» по русскому языку.

Продукт деятельности учащихся: самостоятельно разработанные тесты по русскому языку за 9 класс./Приложение 3/

Ожидаемые результаты проекта:

Таким образом, в результате изучения материала будет реализовано:

1. Подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации.

2. В ходе занятий сформируются навыки:

- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл;

- выполнять различные  типы заданий;

-применять алгоритм выполнения различных тестовых заданий;

-добиться неплохих результатов успеваемости учащихся;

-снять психологическое напряжение при выполнении тестовых заданий;

-успешно сдать ОГЭ по русскому языку.

Заключение. Таким образом, гипотеза полностью подтвердилась: если владеть правилами письма и самостоятельно искать и, то можно научиться писать грамотно и успешно подготовиться к сдаче ОГЭ в 9 классе.

Данный проект внедрён в МОУ «Средняя общеобразовательная село Вольное» для учащихся 9 класса.

Список литературы для педагога

  1. Аналитические и методические материалы.- Электронный ресурс

http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy

  1. Демоверсии, кодификаторы, спецификации по русскому языку для учащихся 9 класса 2017 год.- Электронный ресурс http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
  2. Иванова В.Ф. «Современная русская орфография».- М., 1991
  3. Иванова В.Ф. «Трудные вопросы орфографии». - М., 1975
  4. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. - М.: Высшая школа, 1993 г
  5. Оформление исследовательской и проектной работы.- Электронный ресурс http://school-134.ru/yno/OR.htm

7. С.Пейперт и М.Резник, scratch.mit.edu[1]

Список литературы для учащихся

1. Открытый банк заданий ОГЭ для учащихся 9 класса на портале ФИПИ. - электронный ресурс http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

2.Портал «Грамота.ру».- Электронный ресурс http://www.gramota.ru/

Приложение №1

План

занятий для учащихся 9-х классов «Учимся писать грамотно»

Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по РУССКОМУ ЯЗЫКУ:

Разделы и темы

Количество часов

Виды деятельности

учащихся

1

Фонетика

1

Классификационно-обобщающая работа.

1.1

Звуки и буквы

1.2

Фонетический анализ слова

2

Выразительные средства лексики и фразеологии.

1

Самостоятельная

работа с сайтом «Грамота.ру»

Тестирование-онлайн

2.1

Лексическое значение слова

2.2

Синонимы. Антонимы. Омонимы

2.3

Фразеологические обороты

2.4

Группы слов по происхождению и употреблению

2.5

Лексический анализ

3

Морфемика и словообразование

1

Классификационно-обобщающая работа.

3.1

Значимые части слова (морфемы)

Морфемный разбор.

3.2

Морфемный анализ слова

Морфемный анализ слова

Самостоятельная

работа с сайтом «Грамота.ру»

3.3

Основные способы словообразования

3.4

Словообразовательный анализ слова

4

Грамматика. Морфология

1

Выборочный диктант;

4.1

Самостоятельные части речи

4.2

Служебные части речи

4.3

Морфологический анализ слова

5

Орфограмма

14

5.1

Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц

Выборочный диктант; орфографический разбор.

5.2

Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц

Выборочный диктант; орфографический разбор.

5.3

Употребление Ь и Ъ

Выборочное письмо;

самостоятельный под

бор примеров на данное правило.

5.4

Правописание корней

Орфографический разбор; онлайн-тест «Проверяю себя».

5.5

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание

Анализ правописания данных слов; Тестирование

5.6

Правописание суффиксов различных частей речи(кроме - Н-/-НН-)

Самостоятельный подбор примеров на данное правило. Онлайн-тест

5.7

Правописание - Н - и -НН - в различных частях речи

Онлайн-тест

5.8

Правописание падежных и родовых окончаний

Орфографический анализ текста

5.9

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Орфографический анализ текста Тестирование

5.10

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

Диктант «Проверяю се- бя»; Тестирование

5.11

Правописание отрицательных местоимений и наречий

5.12

Правописание НЕ и НИ

Объяснительный словарный диктант;

5.13

Правописание служебных слов

5.14

Правописание словарных слов

Работа со справочниками по правописанию и орфографические словари

Итог:

Составление детьми итогового теста.

Приложение №2

Итоговый тест по русскому языку в форме ОГЭ.

1.Укажите слово, где звуков больше, чем букв.

1. пианино 2. Ярославль 3. ясли 4. пень

2.Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнение?

1.И явился ей молодец красоты неописанной. К утру молодец ударился об пол и сделался соколом. 

2.Под голубыми небесами

Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.

3.Последняя минута – самая короткая из всех минут, а сейчас пишу на большой перемене.

4.Длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся, могучий дуб стоит…

3.Из предложения выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от рядом стоящего согласного.   

             Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио…

4.Из предложения выпишите прилагательное, образованное от существительного при помощи суффикса, в котором пишется две буквы н..

Армия таяла, как броше...ые в печь оловя...ые солдатики.

5. Укажите номер предложения, где наречие пишется через дефис.

1. Нужно начать жить (по)новому.

2. (Во)вторых классах пройдут завтра новогодние ёлки.

3. Он идёт (по)осеннему лесу.

6. Определи номер предложения, где слово с не пишется раздельно.

1. А ниже клёна лежало (не)что сплошное, кудрявого, благоуханного, сливочного цвета.

2. Лодка между тем (не)заметно скользит, подвигаемая осторожными ударами вёсел.

3. Синицы почти (не)отлучаются, весь день на виду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по русскому языку по теме "Не с прилагательными"

Данный урок-проект был проведен в 6 классе согласно рабочей программе (3 четверть)Основная цель урока: Познакомить учащихся с написанием частицы НЕ с именем прилагательным, совершенствовать учеб...

презентация урока русского языка по теме"Обучение компрессии текста" 9 класс

. Данный презентация знакомит  учащихся с приёмами сжатия текста и помогает подготовиться к ГИА....

Проект урока русского языка на тему "Корень слова" . 5 класс

Данный урок русского языка представляет собой технологическую карту. деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС....

Урок русского языка по теме «Этикет в письмах»

Задачи:1)повторить  слова «вежливости»2)развивать навыки правильного применения слов в письмах3)воспитывать у учащихся уважения к личности другого человека....

Проект урока русского языка по теме «Фразеологизмы» с использованием технологии «Диалогового взаимодействия»

Проект урока с использованием технологии «Диалогового взаимодействия». Конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы»Цели урока:образовательные:- активизировать знания учащихся, связанные ...

Урок русского языка по теме " Различение на письме суффиксов -К- и -СК-" 6 класс

Урок русского языка в 6 классе ТИП  УРОКА : урок-исследованиеТема: « Различение на письме суффиксов  -К- и –СК- »Цели урока:1)    повторить разряды прилагательных, их обр...