Имена существительные собственные и нарицательные
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Микова Лидия Сергеевна

Интегрированный урок русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные". 5-й класс


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные". 5-й класс


Цель урока: формирование представлений учащихся об именах существительных и нарицательных.

Задачи урока:

1. Образовательные:

– активизировать полученные ранее знания учащихся о существительном;
– познакомить учеников с понятиями “собственное” и “нарицательное”;
– формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных.

2. Развивающие:

– развивать речь учащихся;
– развивать внимание учащихся;
– развивать практические навыки по определению имен существительных собственных и нарицательных.

3. Воспитательные:

– воспитывать речевую культуру;
– воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование: рабочие листы с материалами к уроку, проектор, экран, ноутбук.

Ход урока

1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.

– Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

2. Мобилизующий этап урока. Формулировка темы и задач урока.

– Какую часть речи вы сейчас изучаете?

– Что такое существительное?

– А сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: именами существительными собственными и нарицательными. Нам помогут в этом рабочие листы, они лежат у вас на партах.

3. Оформление тетрадей.

Но работать мы будем, как обычно, в тетрадях. Откройте тетради, запишите число и тему урока “Имена существительные собственные и нарицательные”.

Мотивационная и целевая установка.

- Ребята, определите для себя цели урока, учитывая тему?

( узнать, какие существительные являются собственными, а какие нарицательными;

Узнать что-нибудь новое;

Научиться определять и отличать собственные имена существительные от нарицательных).

- Хорошо, молодцы!  Обратите внимание на доску.

Объяснение нового материала.

1. Актуализация знаний. На доске записаны слова:

Поэзия, Пушкин, Енисей, река, Кызыл, Россия, город, страна.

– Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова? Как вы определили, что это имена существительные? (по вопросу КТО? ЧТО?)

– Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.

(Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой). Самопроверка по записи на ОБОРОТЕ ДОСКИ!

- Вика, прочитай, что у тебя получилось.

– По какому принципу вы распределяли данные слова?

– Давайте дополним каждую колонку своими примерами. (Рудольф у доски). (Как тебя зовут? Кем ты являешься? Как зовут твою маму? Кем она работает?)

2. Работа над новым материалом.

1. Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.

- Слова, написанные в первой колонке, называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные нами во втором столбике, называют единичные предметы и являются именами собственными.

- Прочитаем материал учебника по данной теме: параграф 91, стр.52. (читает  Полина Удрис).

– Спасибо. Послушайте стихотворение о прописной букве. Проверим, кто из вас самый внимательный. Постарайтесь запомнить, какие важные дела у заглавной  буквы?

Прописная буква.

(Веселые стихи)

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела, 
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у
строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею, 
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё,
имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

– Какие важные дела у большой буквы?

 (После ответов детей на слайде появляются таблички с перечнем “важных дел” большой буквы: «Большая буква: в начале строчки, имя и фамилия, названия городов и улиц».) СЛАЙД

– Вот такие важные дела у большой буквы. Все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой.

Итак, на какие две группы делятся имена существительные? Давайте обратимся к схеме и посмотрим, какие существительные относятся к собственным, какие – к нарицательным. Приведите примеры (единичные предметы: Кызыл, Москва; Однородные предметы: город, река).

(Добавить устно перечень из рабочего листа:

– имена, отчества, фамилии людей;

– географические названия;

– названия литературных произведений;

– названия исторических событий;

– названия картин, кинофильмов, спектаклей;

– названия предприятий;

– клички животных.

Рабочий лист. СЛАЙД)

http://festival.1september.ru/articles/616647/img1.gif

– Какова особенность написания имен существительных собственных? (пишутся с большой буквы).

Прочитаем информацию в учебнике (ср.56, орфограмма №16). Правило вы дома перепишете в справочники и выучите наизусть. С примерами.

Закрепление изученного материала.

1. Лингвистическая разминка:

 - А сейчас перейдем к упражнениям.

Каждый ряд (групповое задание)получает задание, в тетрадях написать по три слова по заданию: (СЛАЙД)

1 ряд: названия улиц города Кызыла;
2 ряд: имена известных людей Тувы;
3 ряд: географические названия Тувы.

Можно советоваться с соседом по парте, только тихо, чтобы не мешать остальным. Время выполнения – 2 минуты.

 Проверка работ учащихся учителем (устно).

1 ряд: улицы Титова, Красноармейская, Гагарина.

2 ряд: Сергей Шойгу, Шолбан Кара-оол, Дина Оюн.

3 ряд: озеро Чагытай, река Енисей, гора Догээ.

- Назовите имена собственные из вашего списка (по одному от ряда). Как вы их записали? (с большой буквы). Молодцы, все правильно!

2. Следующее упражнение:

  • Работа с текстом.

В этом году наша школа будет праздновать вековой Юбилей. А в прошлом году мы отметили столетие города Кызыла. Прочтите текст на эту тему из рабочего листа. •        Прочитай текст, пожалуйста, Саша.

 История освоения нашего края уходит корнями в глубину веков. Кызыл основали русские переселенцы в 1914 году сразу после вхождения земель Тувы в состав России. Первоначально город назывался Белоцарск. После революции его назвали Хем-Бельдир, а в 1926 году в Кызыл. Современное название города произошло от тувинского слова со значением «красный». Город Кызыл в настоящее время  - столица региона, находится в Тувинской котловине при слиянии рек Малого и Большого Енисея.

– Итак, из текста выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных.

Взаимопроверка.

- Аня, прочитай нам, пожалуйста, имена собственные, которые ты выписала.

- Даниил, прочти нарицательные существительные из твоего списка.

- Спасибо, ребята, молодцы! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть :))

Физминутка.

– Ребята, я прошу вас встать. У нас необычная физминутка по истории нашей школы, которая в этом году отмечает 100-летний Юбилей. Сейчас я буду называть слова, а вы, если услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то присядьте на корточки; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, вытянитесь во весь рост, подняв руки вверх.

Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных я назову.

ученики,  Михаил Бухтуев, директор, Раиса Николаевна, выпускники, Сергей Шойгу, министр,  Дина Оюн, ученый, Зоя Доржу.  

- Отдохнули, садитесь на свои места. Спинки прямо! Ноги на месте.

– Сколько имен собственных было названо и сколько нарицательных? (5 собственных и 5 нарицательных). Можно перечислить.

  • Решение проблемной задачи:

Обратите внимание на слайд: СЛАЙД

Автор - авторы

Сергей Шойгу

Книга - книги

«Урянхай. Танну-Тыва»

Город -

Река -

Вопросы и задания:

– Прочитайте две пары слов первого столбика. Как изменяются в нем слова? (По числам)

– К какой группе существительных относятся все слова первого столбика?

(К нарицательным существительным)

– Измените по числам остальные слова из этого столбика.

– Прочитайте слова второго столбика. Измените их по числам. Получается?

– К какой группе существительных относятся эти слова?

– Какой вывод можно сделать? ( Имена существительные собственные не изменяются по числам).

  • Следующее задание №2.

В ваших рабочих листах это задание №2. Спишите, выбирая нужную букву: заглавную или строчную.

  1. В центральном районе города находится площадь (А, а)рата. 2) Жемчужиной (Т, т)увы называют озеро (А, а)зас. 3) Городской набережной присвоили имя (К, к)ужугета (Ш, ш)ойгу – известного писателя и журналиста нашей республики.

- Объясните ваш выбор. Выполните морфемный разбор слов «пис – а – тел - я» (Диана) и «журнал – ист - а» (Кудер) у доски.

А пока ребята выполняют задание, мы выполним следующее задание.

На слайде вам представлены названия городов России. Ваша задача назвать только города Республики Тыва (поднимаем руку):

Москва, Туран, Курск, Ак-Довурак, Анапа, Чадан, Кызыл, Красноярск, Шагонар, Санкт-Петербург.

-Спасибо, молодцы! Проверим Диану и Кудера.

Промежуточный контроль:

Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке. Тест выполнить в тетради. СЛАЙД

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, маша
б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Муравьев

5. В какой строке перечислено только то, что относится к именам собственным:

а) имена, фамилии, профессии

б) названия предприятий, отчества, клички животных

Взаимопроверка. Ответы на слайде. Оцените работу по шкале:

За каждый верный ответ по 1 баллу: 5 баллов= «5», 4 балла = «4», 2-3 балла = «3», 1 балл = «2».

Оценки  баллы поставьте карандашом.

1.б  2. Б  3.б  4. А 5 Б СЛАЙД

/Поработаем по учебнику. Упражнение 497-ое, страница 54-ая. Самостоятельная работа. Проверка с учителем устно.

Волга, Калуга, Байкал – географические названия. Лев Николаевич Толстой, Илья Ефимович Репин – фамилии, имена, отчества. Барсик, Каштанка, Буренка, Жучка – клички животных.

- Какие знаки препинания вы поставили в этих предложения?(запятые при перечислении однородных членов предложения и тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами сущ.в И.п.).

-Молодцы! Итак, к какому выводу мы пришли?

Имена собственные пишутся с большой буквы и обозначают гегр.назв, имена-фамилии-отч.людей и клички животных./

Рефлексия. Подведение итогов урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что для вас было легко, что трудно?

– Что показалось на уроке самым интересным?

Сообщение домашнего задания: параграф 91, орф.№16, обязательное для всех упражнение 500 и одно задание по выбору: упр.501 или сообщение «Тайна моего имени».  

Выставление оценок по итогам теста.

•/        Представьте, что прошло много лет, вы уже достойные выпускники школы №1 и решили написать письмо на адрес школы. Знаете ли вы его? Составим почтовый адрес нашей школы по плану коллективно:

1.        Государство. (Российская Федерация)

2.        Субъект (Республика Тыва) – официальное/юридическое название региона

3.        Город. (Кызыл )

4.        Улица. (Кочетова)

5.        Дом. (59/3)

У вас должна получиться следующая запись в тетради: «Почтовый адрес школы: Российская Федерация, Республика Тыва, город Кызыл, улица Кочетова, дом 59/3». Наш почтовый индекс 667000./

Рабочий лист для учащихся с материалами к уроку по теме:

“Имена существительные собственные и нарицательные”

1. Прописная буква

(Веселые стихи)

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела, 
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею, 
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

Схема

 2. Задание №1. Из текста выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных .

История освоения нашего края уходит корнями в глубину веков. Кызыл основали русские переселенцы в 1914 году сразу после вхождения земель Тувы в состав России. Первоначально город назывался Белоцарск. После революции его назвали Хем-Бельдир, а в 1926 году в Кызыл. Современное название города произошло от тувинского слова со значением «красный». Город Кызыл в настоящее время  - столица региона, находится в Тувинской котловине при слиянии рек Малого и Большого Енисея.

3. Задание №2. Спишите, выбирая нужную букву: заглавную или строчную.

1)В центральном районе города находится площадь (А, а)рата. 2) Жемчужиной (Т, т)увы называют озеро (А, а)зас. 3) Городской набережной присвоили имя (К, к)ужугета (Ш, ш)ойгу – известного писателя и журналиста нашей республики.

4. Вам даны на карточках названия городов России. Ваша задача выбрать только города Республики Тыва:

Москва, Туран, Курск, Ак-Довурак, Анапа, Чадан, Кызыл, Красноярск, Шагонар, Санкт-Петербург.

5. Тест. 

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы

б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы

б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, маша

б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов

б) Кузнецов, Петров, Муравьев

5. В какой строке перечислено только то, что относится к именам собственным:

а) имена, фамилии, профессии

б) названия предприятий, отчества, клички животных

Взаимопроверка. Ответы на слайде. Оцените работу по шкале:

За каждый верный ответ по 1 баллу:

5 баллов= «5», 4 балла = «4», 2-3 балла = «3», 1 балл = «2».

Оценки  и баллы поставьте карандашом.

Домашнее задание: параграф 91, орф.№16, обязательное для всех упражнение 500 и одно задание по выбору: упр.501 или сообщение «Тайна моего имени».

Рабочий лист вклеить в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок построен в форме путешествия по улицам и дорогам имени существительного. На уроке дается теоретический материал в занимательной форме с использованием презентации. Для учащихся пре...

урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"

Презентация  рекомендована для индивидуального обучения....

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" представляет собой объяснение нового материала. Конспект урока составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтени...

" Имена существительные собственные и нарицательные ". Урок русского языка в 5 классе.

Урок изучения нового материала в 5 классе в нетрадиционной форме - игра-путешествие....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....