Открытый урок "Степени сравнения имен прилагательных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Микова Лидия Сергеевна

Урок обобщения и систематизации знаний в 6  классе

«Степени сравнения имен прилагательных».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обобщения и систематизации знаний в 6 А классе

«Степени сравнения имен прилагательных».

Дидактическая цель урока: создать условия для закрепления  понятия степеней сравнения имен прилагательных, совершенствования умения различать и образовывать степени сравнения имен прилагательных на основе системно-деятельностного подхода в обучении.

Предметная (познавательная): научить различать степени сравнения имен прилагательных, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение при образовании степеней сравнения.

Метапредметная: формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать; продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом; развивать коммуникативные навыки учащихся.

Личностная: культура общения, патриотизм, воспитание бережного отношения к языку, терпимого отношения к мнению других.

Регулятивная: организованность по времени, самооценка.

Задачи урока:

1. Образовательные

- научить различать степени сравнения имен прилагательных

- правильно ставить ударение при образовании степеней сравнения

- формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать

- продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом

2. Развивающие

- развивать творческие способности обучающихся

- развивать критическое и логическое мышление

- развивать коммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание

3. Воспитательные

- воспитание бережного отношения к языку

- воспитание патриотизма

- культуры общения         

 - воспитание толерантности, терпимого отношения к мнению других

Технология: деятельностного метода обучения, критического мышления (данетка, немая таблица, магический квадрат).

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: ТСО (ноутбук, экран, проектор или телевизор), презентация Power Point «Степени сравнения прилагательных», доска, раздаточный материал (рабочие листы учащихся, карточки «да» и «нет»).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь!

Всем-всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Будем мы учиться!

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много!

- Проверим готовность к уроку:

-Ноги на месте? – на месте!

- Руки на месте? – На месте!

- Спинка прямая? – Прямая!

- Локти у края? – У края!

- Начинаем! Откроем тетради, запишем число (сегодня 14-ое декабря), вид работы (классная работа) и тему урока – Степени сравнения имен прилагательных.

II. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач.

- Ребята, поиграем в игру «Верите ли вы?» или еще она называется «Данетка». У вас на партах лежат карточки красного и зеленого цветов. Я буду читать какое-либо утверждение. А вы, если согласны и хотите сказать «да, верю», то поднимаете карточку зеленого цвета. Если же вы не согласны, то поднимаете карточку красного цвета, что значит «нет, не верю». Поехали:

- Верите ли вы, что имя прилагательное – это член предложения? (нет)

- Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета? (да)

- имена прилагательные изменяются по числам и падежам? (да)

- имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам? (да)

- Имена прилагательные могут иметь шесть степеней сравнения? (нет)

- Имена прилагательные имеют две степени сравнения? (да)

-Спасибо, ребята, а скажите, были ли вопросы игры трудными? Выходит, если вы знаете все о степенях сравнения и необходимую теорию по данной теме, то какова ваша цель сегодня? (повторить изученное).

И еще один вопрос, ответьте с помощью карточки:

- Домашнее задание, упражнение 333, выполнили все ученики нашего класса? (да)

 - Проверим домашнюю работу.

Читаем предложения:

1. (Джангсем) у доски выполнит синтаксический разбор.

Здоровье дороже золота. (дороже – прилаг.в форме прост.сравнит.степени, образов.с помощью суффикса –Е от слова дорогой. Пов., невоскл., простое, распр., неосложн. Вывод: прилагательные в сравнительной степени в предложении могут выполнять роль сказуемого)

 2. (Настя Б.) Добрые слова лучше мягкого пирога (лучше – прилаг.в простой сравнит.степени, образов.с помощью суффикса –Е от слова лучший; мягкого – пропущ.буква Г в корне мяг, проверочное слово – мягок; пирога – пропущ.буква И в корне пирог, это непроверяемая безударная гласная.)

3. (Алиса Е.) После работы еда вкуснее (вкуснее – прил.в форме прост.сравн.степени, образов.с помощью суффикса –ЕЕ от слова вкусный; работы – морфологический разбор. Работы – сущ., Н.ф. – работа; пост.призн. – неодуш, нариц., 1 скл, ж.р., непост.призн. – Р.п., ед.ч.)

4. (Сонам) Правда светлее солнца. (светлее – прил.в сформе прост.сравнит.степени, образов.с пом.суффикса –ЕЕ от слова светлый).

5. (Эвелина) Дождливое лето хуже осени.(хуже – прил.в простой сравнит.степени, образов.с пом.суффикса –Е от слова худой; ое – пропущена буква О в окончании, т.к. имя прилагательное в форме ед.ч., ср.рода; пропущена буква И в окончании, т.к. осени – сущ.в форме ед.ч., Р.п., 3 скл.)

- Сделаем вывод, как образуется простая форма сравнительной степени прилагательного?

(простая сравнительная степень образуется с помощью прибавления суффиксов –Е, -ЕЕ, -ЕЙ и –ШЕ к основе Н.ф. прилагательного)

- Молодцы, вы справились с домашним заданием.

III. Актуализация знаний.

- Степени сравнения имен прилагательных  - одна из самых сложных тем русского языка. Именно эта тема встречается в одном из тестовых заданий ОГЭ и ЕГЭ, которые вы будете сдавать в 9 и 11 классах. Выполняя такое задание, вы должны найти слово с ошибкой

- Попробуйте выполнить задание ЕГЭ. Определите, в употреблении какого слова допущена ошибка [СЛАЙД 2]: болтлИва, слИвовый, красивЕе, знАчимый.

- Правильно! Запомните нормы произношения данных прилагательных.

- Определите, в форме какой степени сравнения употреблено слово «красивее» и как она образована. (в форме простой сравнительной степени, образована прибавлением суффикса –ее- к основе начальной формы прилагательного красивый)

- Молодцы! Все правильно!

IV. Обобщение и систематизация изученного.

- А теперь ваша задача – самостоятельно заполнить таблицу «Степени сравнения имен прилагательных», посмотрите на слайд. [СЛАЙД 3] Как видите, таблица «немая», пустая.

- Какая перед вами цель? (заполнить таблицу так, чтобы она «заговорила»).

- В этой работе вам поможет учебник! Откройте параграф 57 на стр.10 и с его помощью заполните таблицу так, чтобы она «заговорила». Чтобы было легче, работайте в группе, помогайте друг другу, действуйте сообща, учитывайте мнение каждого. Когда будете готовы, выберите «представителя» группы, который будет озвучивать результаты вашей совместной работы. Кто первым закончит, поднимите руку. Всем удачи!

- Итак, послушаем представителя группы, которая первой справилась с заданием.

(выслушали ответ)

- Спасибо за работу! Сверимся с правильным ответом, посмотрите на слайд [СЛАЙД 4].

ФИЗМИНУТКА.

- Устали? Давайте отдохнем. Встаньте из-за парт, подтянитесь, улыбнитесь!)

-Я буду называть имена прилагательные в разной форме. Если назову прилагательное в начальной форме, т.е. в положительной степени, то вы просто стоите;

 если в сравнительной степени, то вы садитесь на корточки, руки вперед;

если превосходной степени, то прыгаете и делаете хлопок над головой. Начали! [СЛАЙД 5]

Самый выносливый (прыжок и хлопок)

Свободный (стоим на месте)

Более сильный (присесть и вытянуть руки)

Верный (стоим на месте)

Отважный (стоим на месте)

Добрее (присесть и вытянуть руки)

Ответственный (стоим на месте)

Величайший (прыжок и хлопок)

Мужественный (стоим на месте)

- Молодцы! Отдых наш кончается,

                      Работа начинается! Занимайте свои места.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

- Ребята, во время физминутки я называла прилагательные, обозначающие качества людей. Как вы думаете, какой человек обладает такими качествами? (мужчина, патриот, солдат)

 - Правильно – мужчина, солдат, боец, настоящий патриот. Вам известно, что 2020-й год в России объявлен Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. ( [СЛАЙД 6 c логотипом )

- Как вы думаете, какие сооружения архитектуры помогают хранить память о значимых исторических событиях и людях? (памятники и мемориалы)

- Да, верно. Скажите, от какого слова образовано слово «памятник»? (память)

- В нашем городе много памятников и достопримечательностей. Я предлагаю вам посетить сейчас только те из них, которые посвящены героям Великой Отечественной войны. [СЛАЙД 6]

- Сегодня экскурсоводом работаю я,

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу

И улыбку не забудь!

1. Мы находимся у памятника тувинским добровольцам. Он был открыт 1 сентября 2016 года в память о добровольческом эскадроне в составе 208 человек, который отправился воевать с фашизмом 1 сентября 1943 года на стороне Советского Союза.

2. А сейчас мы переместились на мемориальный комплекс «Площадь Победы» [СЛАЙД 7], который был открыт 8 мая 1975 года в память о воинах-земляках, павших в боях против фашистских захватчиков. Он состоит из 6 гранитных стел, на которых высечены имена 3254 солдат, ушедших воевать с фашистами в 1941-1945 годах.

[СЛАЙД 8] Всем известен танк Т-34, который стоит на постамЕнте, это самый узнаваемый символ второй мировой войны и один из лучших танков по боевым качествам.

[СЛАЙД 9] А это мемориальный архитектурный комплекс «Могила неизвестного солдата», где каждый год в памятные даты зажигается вечный огонь…

 [СЛАЙД 10] – Продолжим экскурсию. На площади Победы установлены бюсты Героев Советского Союза: Чургуй-оола Хомушку, Тулуша Кечил-оола, Николая Макаренко и Михаила Бухтуева, имя которого носит наша школа. Все вы знаете биографию Михаила Артемьевича Бухтуева. Прочитаем текст:

[СЛАЙД 11 с фото] (текст читает Вилада)

«Механик-водитель танка Т-34, гвардии сержант Бухтуев в боях за Родину проявил отвагу и геройство. В бою 25 июня 1944 года за станцию Черные Броды, Бухтуев уничтожил гусеницами своего танка два полевых орудия и два взвода пехоты противника. Там танк Бухтуева был подбит, в результате чего загорелся. Мужественный гвардеец на горящем танке продолжал выполнять боевую задачу. На станции находился фашистский бронепоезд, способный маневрировать. Пожертвовав жизнью во имя Родины, сержант Бухтуев своим горящим танком таранил неприятельский бронепоезд. Это был первый и единственный в истории Великой Отечественной войны танковый таран бронепоезда. В этом поединке с бронепоездом механик-водитель гвардии сержант Бухтуев погиб смертью храбрых.»

- Ребята, это текст? Докажите, почему. (Это текст, потому что все предложения связаны по смыслу и грамматически).

- О чем текст? Определите его тему. (текст о подвиге М.А.Бухтуева)

- Какова основная мысль текста? (Учит быть храбрым, самоотверженным, верным Родине – патриотом).

- Найдите в тексте прилагательные, которые могут иметь степени сравнения. (Мужественный, способный, храбрых).

- Образуйте от данных прилагательных все формы степеней сравнения: простую сравнительную, составную сравнительную, простую превосходную и составную превосходную. Действуйте сообща, работайте в группах. Выберите нового «представителя» своей группы для озвучивания результата.

- Итак, прослушаем ответы «представителей» групп. (слушаем ответы)

- Сверимся [СЛАЙД 14]:

Мужественный – мужественнее, более мужественный, мужественнейший, самый мужественный.

Способный – способнее, более способный, способнейший, самый способный.

Храбрый – храбрее, более храбрый, храбрейший, самый храбрый.

- Спасибо за работу, вы все молодцы!

- Предлагаю вам поиграть в игру «Хвастунишка», которая поможет лучше усвоить тему урока. Я буду называть прилагательные в начальной форме, а вы – другие формы, только помните:

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать!

- Я добрый – ( Я добрее, более добрый, добрейший, самый добрый)

Я умный - (Я умнее, более умный, умнейший, самый умный)

Я смелый – (Я смелее, более смелый, смелейший, самый смелый)

Я счастливый – (Я счастливее, более счастливый, счастливейший, самый счастливый)

- Молодцы! Вы действительно умные и смелые. Успешно справились со всеми заданиями.

VI. Контроль усвоения знаний.

- Наш урок подходит к завершению, а я хочу, чтобы каждый из вас получил сегодня оценку. Поэтому возьмите листочки и посмотрите внимательно на «магический квадрат», в котором находятся словосочетания с прилагательными. Обведите в кружочек только те 5 ответов, в которых форма степени сравнения прилагательного образована верно!

[СЛАЙД 15]

Боец сильнее

Задача более легче

Дружба крепче

Поступок хужее

Самый любимый праздник

Событие более страшнейшее

Менее холодная зима

Самый важнейший день

Красивейшая форма

- Кто обвел правильно все 5 ответов, получит оценку «5»;

Кто верно определил 4 ответа – оценку «4»;

Если не ошибся в 3 ответах – получит «3»;

А если допущено больше трех ошибок, то будет «2». Ноя уверена, что вы все усвоили тему хорошо и  у вас за урок будут только положительные отметки. Оцените себя самостоятельно, поставьте себе оценку сами. Позже сдадите мне листочки, а я выставлю оценки в журнал. [СЛАЙД 16]

[СЛАЙД 17]

Боец сильнее

Задача более легче

Дружба крепче

Поступок хужее

Самый любимый праздник

Событие более страшнейшее

Менее холодная зима

Самый важнейший день

Красивейшая форма

VII. Рефлексия.

- Перед тем, как вы сдадите мне ваши рабочие листы, напишите, пожалуйста, как бы вы оценили наш урок, с помощью разных форм степеней сравнения прлагательных:

[СЛАЙД 18]

Урок (какой?) хороший, лучше, самый хороший.

Тема (какая?) понятная, более понятная, самая понятная.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

- Запишите домашнее задание: Выполнить письменно упражнение 336 или 339 (по выбору).

-На этом урок окончен. До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 6 классе "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"

Основная цель урока - дать понятие о сравнительной степени имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных. Урок проводится с применением презентации и карт...

Презентация к уроку "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"

Цель презентации - на наглядном примере показать, как образуются прилагательные в простой и составной форме сравнительной степени....

Конспект открытого урока в 3-м по теме "Степени сравнения имен прилагательных"

Конспект открытого урока английского языка в 3 классе...

Разработка открытого урока с технологической картой на тему "Степени сравнения имен прилагательных"

Урок проводился 22 января 2015 года  для обучающихся 6 класса в рамках окружного семинара «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на стандарты ...

Контрольная работа по английскому языку (Кауфман, раздел 2) по темам «Степени сравнения имен прилагательных, абсолютная форма притяжательных местоимений, сравнение прилагательных с помощью союзов as…as, not as….as.

Контрольная работа по английскому языку (Кауфман, раздел 2) по темам«Степени сравнения имен прилагательных, абсолютная форма притяжательных местоимений, сравнение прилагательных с помощью союзов as…a...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

разработка открытого урока по теме "Степени сравнения имен прилагательных"

Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Кызыла Донгак Сайлык Юрьевна (первая квалификационная категория).Дата: 23.01.2023Тема урока: СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Ц...