технологическая карта урока "Окончание-изменяемая часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Биче-оол Долаана Артуровна

Окончание-изменяемая часть слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Окончание – изменяемая часть слова.                                             

Цели урока: изучение понятия окончание, формирование умения выделять окончания в слове.

Формируемые УУД:

Предметные: изучить понятие окончаниеформировать  умение выделять окончание в слове;  обогащать словарный запас учащихся.

Регулятивные:  принимать и сохранять  цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания.

Познавательные:  ориентироваться в учебнике, находить информацию, отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, наблюдать и делать простые выводы.

Коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; слушать собеседника.

Личностные: формировать мотивацию к учению, выполнять учебные требования.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

базовые  учебные действия

 

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

 

Устное сообщение учителя

 

Готовятся к работе

Личностные: мотивация к обучению

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Будем мы учиться грамотно писать.

В этом нам поможет учебник и тетрадь.

Будем мы внимательны, будем терпеливы,

И тогда научимся мы писать красиво.

И тогда ошибка другом нам не станет.

И в тетрадь по русскому вовсе не заглянет.

Ребята, мы продолжаем наше путешествие по удивительной стране под названием «Морфемика».

- Вот он состав, на котором мы совершаем путешествие. «Состав слова».

Самое главное в составе поезда – паровоз с машинистом, начальником поезда. Это движущая сила, без него нет состава. Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово не может существовать. Что же это за часть? (корень)

- Сегодня мы прицепим ещё один вагончик для груза, для багажа.

Для того чтобы продолжить наше путешествие, мы должны проверить наши знания. Но помните, жители этой страны очень серьёзные и поэтому не любят тех, кто кричит, мешает другим работать. Знайте, в этой стране  нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один.

Итак, отправляемся в путь. Ответьте на вопрос:

1.Что такое морфема? (наименьшая значимая часть слова, которая имеет лексическое и грамматическое значение слова)

2.Какие морфемы вы знаете?

Молодцы, страна морфем с радостью открывает двери перед вами.

2) Актуализация опорных знаний.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

Базовые учебные действия

 

 

Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

1.Коррекционная  минутка.

-Давайте откроем тетради и запишем число.

Учитель обращает внимание на правильное расположение тетради на парте и правильную посадку за партами.

-Запишите число. Классная работа. Как мы учимся писать на уроке русского языка? (Красиво и правильно)

Наш сегодняшний урок начнём с коррекционной  минутки «Изобретай».  Обучающиеся работают с карточками. Развитие внимания и скорость мышления.

Учащимся нужно из каждого слова взять последние слоги или любые другие слоги и составить новое слово.

  1. Соломка, пора, мель – карамель
  2. Молоко, реле, лассо – колесо
  3. Лиса, бельмо, буклет – самолет
  4. Пенопласт, вести, павлин – пластилин
  5. Сапоги, парашют, фантазия – сарафан.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-

 Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

 

 

Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы.

Ребята, сегодня утром мне передали письмо, которое адресовано вам. Давайте откроем его и прочитаем. Ой, я ничего не поняла. Может быть, вы мне поможете?

Белки

Много забот летом у (белка). Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. (Белка) пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые (белка). С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы (белка).

А чего в этом письме не хватает? (Окончания). Давайте исправим ошибки.

А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Сформулируйте тему урока. (Дети отвечают).

Чему вы должны сегодня научиться? (Выделять окончания).

Что вы можете сказать про окончание?

Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? 

Для чего служит окончание? (служит для связи слов в словосочетании и предложении)

Вернёмся к нашим словам и выделим окончание.

 

4)   Первичное закрепление знаний и умений учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

1.Работа с упражнениями в учебнике. Стр. 8 упр. 379.

Физкультминутка «Зарядка»

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Обобщение новых знаний

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют задания с объяснением

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

1.Работа в парах. Советуются друг с другом. Запишите в первый столбик слова с нулевыми окончаниями, а во второй с любыми другими окончаниями.

6) Индивидуальная (дифференцированная) работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Самостоятельная проверка  с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

1.Работа обучающихся с карточками. Составь предложения, выдели окончания.

Нас встретил Чебурашка. Он приготовил текст про чеснок. Но кот-шалун, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слова.

- Посмотрите, что получилось. Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно?

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга!

ВЫВОД

           Ценят  (чеснок)  в  народе.  В (чеснок) много полезных веществ. Сок (чеснок) помогает залечивать раны. Раньше (чеснок) лечили кашель. Благодаря (чеснок)  обрели  здоровье   много  людей.

2.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Стр. 61 упр. 83 по заданию, правило учить стр. 61, 62.

7.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

- Что нового узнали?   Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

- Какие задания вам понравились? Почему?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

- Кто испытывал трудности?   Закончи фразу « Мне было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: "Слово в словосочетании и предложении"

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Тема урока: Слово в словосочетании и предложении.Класс: 5 классПредмет: русский язык (УМК Р.Н.Бунеев)Тип урока. Урок развития умений и открытия н...

Технологическая карта урока Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урокаТема урока: Слово и его лексическое значение.Класс: 5...

Технологическая карта урока "Служебные части речи"

Представлен урок по ФГОС в системе уроков русского языка по различению знаменательных и служебных частей речи для 5-го класса...

Технологическая карта урока "Способы толкования слов"

Способы толкования слов (УМК под ред. Шмелева)...

Технологическая карта. Поиск и чтение слов, связанных с математикой

Технологическая карта к внеурочному занятию 5-го класса....