«Буквы е-и в приставках не- и ни отрицательных наречий»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Мальцева Юлия Андреевна

Обучение учащихся написанию букв Е и И в приставках отрицательных наречий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Буквы е-и в приставках не- и ни отрицательных наречий»

Цель: обучение учащихся написанию букв Е и И в приставках отрицательных наречий

Задачи:

Образовательные:

  1. формировать умения находить наречия с приставками не-, ни- и применять правила правописания на практике;
  2. повторить правила правописания не- и ни- в отрицательных местоимениях;

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности учащихся
  2. Расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению предмета

Ход урока

  1. Орг. момент. Эмоциональный настрой на уроке. 

 Приветствие. Запись даты.

Здравствуйте, я очень рада нашей встрече! Надеюсь, что вам со мной будет надежно, в тетрадях вы будете работать аккуратно, нам будет радостно от сделанных открытий, мы честно и достойно воспримем ошибки, если с ними встретимся, играючи выполним все задания, к концу занятия нам станет ясно и понятно, как вы усвоили новый материал.

     2. Фронтальная беседа.

- Какая часть речи легла в основу моего приветствия? (наречие)

- Давайте вспомним, что такое наречие?

 Проверка домашнего задания (упражнение 243).

Теперь обратите внимание на слайд.

  1. Объяснение нового материала

(Ни)когда (не)забудет русский народ имени Василия Андреевича Жуковского. (Ни) (у) (кого) (не)вызывает сомнений, что Жуковский - выдающийся поэт девятнадцатого века. (Ни)кто из современных ему поэтов (не)мог с такой искренностью раскрыть мир своей души, (ни)чьи произведения так (не) волновали, (ни)где (не)находил читатель такого музыкального, певучего стиха.

-Какая повторяющаяся орфограмма встретилась в тексте ? (Правописание не и ни)

-В словах каких частей речи? (Глагол, местоимение, наречие) Вспоминаем правила.

Задание для 1 ряда

Выпишите и объясните правописание: глаголов с не – ни

Задание для 2 ряда

Выпишите и объясните правописание: местоимений с не-ни

Задание для 3 ряда

Выпишите и объясните правописание: наречий с не-ни

Учитель дополняет ответы учащихся, сопровождает деятельность школьников по освоению программ, подводит к выводу о том, что объяснить правописание наречий с не-ни затруднительно, так как правило еще не изучено.

  1. Определение темы и цели  урока

Ребята, давайте с вами вместе попробуем сформулировать тему нашего урока. (Буквы е-и в приставках не- и ни отрицательных наречий)

 Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке. Цель: научиться писать буквы е-и в приставках не и ни отрицательных наречий.

  1. А сейчас я вам предлагаю  решить задачу, в каких случаях пишется е, а в каких и? (под ударение –не, без ударения – ни).

Предлагаю 2 группы наречий, - определите, как образовались отрицательные наречия?  Работает у доски 1 человек. (при помощи приставок не и ни)

Вопросительные                                                      Отрицательные

Где                                                                               Нигде, негде

Куда                                                                             Никуда, некуда

Когда                                                                     Никогда, некогда

Откуда                                                                         Ниоткуда, неоткуда

Давайте сверим  наши выводы с выводами авторов учебника. Откройте  учебники  на стр 104 Прочитайте тему урока. Молодцы. Правильно определили тему урока. Давайте сверим правило.

 Для того чтобы научиться писать гласные е-и в приставках отрицательных наречий, составим алгоритм действий (слайд). Какой у нас первый шаг?

  1. Задать вопрос к слову (где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как)  и определить часть речи.

Второй наш шаг?

  1. Поставить ударение. Под ударением – не, без ударения – ни
  2. Помнить: отрицательные наречия пишутся слитно.

Ребята, мы будем пользоваться этим алгоритмом в течение урока.  

На доске: Н…где не видно домов.

                  Н…где остановиться на ночлег.

Найдите слова на изученную орфограмму. Докажите, какую букву будем писать. Научимся обозначать орфограмму на письме. Ставим ударение, выделяем приставку. Под ударением- е, без ударения- и). Прочитаем еще раз по учебнику орфограмму, постараемся запомнить как она обозначается.

  1. Обратите внимание на слайд.

                                 НИ                                     НЕ

Почему?                      -                                          -

Зачем?                       -                                         незачем (лгать)

Как?                          Никак                                  -                    

Попробуем образовать от них отрицательные наречия с приставками  НЕ и НИ. Не от всех вопросительных наречий образуются отрицательные наречия.

6. Вспомните ребята, при изучении  какой  части  речи вы , пользовались   таким же правилом.( местоимение)

4. Физминутка

А сейчас я предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, со своих мест. Вам нужно быть очень внимательными, потому что я буду называть отрицательные наречия и местоимения , если в этом слове  пишется в приставке  буква Е, то вы поднимаете руки вверх, если в приставке пишется И- вы присядите на вытянутые руки. НИКОГО (присели), НЕКУДА (руки в), НЕСКОЛЬКО(руки в),НИКОГДА (присели), нигде (присели), НИСКОЛЬКО(присели), НЕКОГДА(руки в). Молодцы ребята, тихо сели на свои места.

5. Закрепление материала

Продолжаем работать с учебником.

Поработаем со словами в рамке. Прочитаем их. Запишем в тетрадь и запомним как они пишутся. Давайте составим устно предложение с каждым из них.

Нимало. Существует слово-омофон (одинаково слышится) немало. Разница в значении слов очевидна в контексте:

  1. Он нимало не огорчился, когда узнал правду. (нимало = ничуть, нисколько).
  2.  Немало пришлось испытать, чтобы достичь желаемого. (немало =много).

Выполним упражнение 251. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении?  Выполняем задание по вариантам.  Первый вариант работает с  предложениями под цифрой 1, второй вариант – под цифрой 2. Каждый из вас должен написать два предложения . Обязательно  используйте слова для справок.  Не забывайте обращаться к алгоритму. Если вам что- то непонятно, то поднимите руку, я к вам подойду и помогу.

Выполнение упражнения.

Проверяем работу. Назовите слова на изученное правило, объясните орфограмму.  

Для кого эта работа не была сложной? Замечательно, тогда переходим к более сложному заданию. Еще раз повторите, пожалуйста, когда в отрицательных наречиях пишется е и и в приставках не и ни?

Ребята, есть ещё одно правило! Если рядом есть частица НЕ, то в наречии пишем НИ!

У каждого из вас на парте есть текст.  Прочитайте задания (один читает) Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Объясните написание не и ни в наречиях

(Н..)зачем так волноваться; (н..)чуть не жаль; (н..)где отдохнуть, (н..)где не был; (н..)куда пойти; (н..)куда ходить не надо; (н..)сколько не опасаюсь; (н..)как не встретимся; (н..)откуда взять; (н..)когда не рас-считаться.

 Могут ли приставки не и ни писаться с наречием раздельно, как пишутся иногда отрицательные местоимения? ( Нет! У наречий не бывает предлогов!)

Тест. Отметьте случаи правописания НЕ: Пишете только цифры

Н…(1)чуть н…(2) изменился.

- Н…(3)куда ходить н…(4) надо.

- Н…(5) рыбешки н…(6) поймал.

- Н…(7) знал н…(8)правил, н…(9) формул.

- Н…(10)мог н…(11) слышать крика.

- Куда н…(12) взор, всюду развалины.

- Сколько н…(13) звал, он н…(14) оглянулся.

- Нельзя н…(15) закатом.

- Он н…(16)разу н…(17) был н…(18) только ранен, но даже поцарапан.

- Он н…(19) имел н…(20) какой должности, н…(21) получал н…(22) гроша жалованья, находил, однако, средства для развлечения.

Отметьте случаи правописания НИ.

1) Н… за что благодарить, 2) н… за что не благодарил; 3) н…кого просить,4) увидел н…кого иного, как однокурсника, 5) сообщил н… кому иному, как декану,6) н…кому иному нельзя, 7) н…на что купить, 8) н…откуда взять, 9) здание было н…чем иным, как университетом, 10) н…чем иным это не объяснить, 11) н.. раз спрашивали, 12) н… разу не ответил.

Обменялись тетрадями, проведем взаимопроверку. Посчитали количество балов и разделили на 5, то число которое у вас получилось и есть оценка за урок!

6. Итоги урока.

Над каким правилом мы работали на уроке? Поднимите руку, кто выполнил работу за урок без ошибок на 5. Молодцы! Вы достигли высокого уровня! Поднимите руку, кто допустил 1-2 ошибку и получил 4? Кто – 3-4? А у кого более 5 ошибок? Замечательно, я увидела, что вы усвоили новый материал, научились писать буквы е-и в приставках отрицательных наречий. Но все-таки, чтобы закрепить это правило, я предлагаю дома выполнить задание: упражнение  252 по заданию учебника. 

Рефлексия.

«Светофор»

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо, за урок. Урок окончен, до свидания.

Никогда не забудет русский народ имени Василия Андреевича Жуковского. Ни у кого не вызывает сомнений, что Жуковский - выдающийся поэт девятнадцатого века. Никто из современных ему поэтов не мог с такой искренностью раскрыть мир своей души, ничьи произведения так не волновали, нигде не находил читатель такого музыкального, певучего стиха.

.  

Задание: Прочитайте текст. Найдите отрицательные наречия, вставьте пропущенные буквы прямо на листочке и  обозначьте орфограмму.

Обе ноги у Алексея н...куда не годились, боль становилась нестерпимой. Лётчик пробовал ползти на локтях, но это было неудобно. Помощи ждать н..откуда и не от кого. И Алексей полз, невзирая на боль, не жалея сил, н..сколько не отдыхая. (По Б.Полевому «Повесть о настоящем человеке»)

Задание: Прочитайте текст. Найдите отрицательные наречия, вставьте пропущенные буквы прямо на листочке и  обозначьте орфограмму.

Обе ноги у Алексея н...куда не годились, боль становилась нестерпимой. Лётчик пробовал ползти на локтях, но это было неудобно. Помощи ждать н..откуда и не от кого. И Алексей полз, невзирая на боль, не жалея сил, н..сколько не отдыхая. (По Б.Полевому «Повесть о настоящем человеке»)

Задание: Прочитайте текст. Найдите отрицательные наречия, вставьте пропущенные буквы прямо на листочке и  обозначьте орфограмму.

Обе ноги у Алексея н...куда не годились, боль становилась нестерпимой. Лётчик пробовал ползти на локтях, но это было неудобно. Помощи ждать н..откуда и не от кого. И Алексей полз, невзирая на боль, не жалея сил, н..сколько не отдыхая. (По Б.Полевому «Повесть о настоящем человеке»)

Задание: Прочитайте текст. Найдите отрицательные наречия, вставьте пропущенные буквы прямо на листочке и  обозначьте орфограмму.

Обе ноги у Алексея н...куда не годились, боль становилась нестерпимой. Лётчик пробовал ползти на локтях, но это было неудобно. Помощи ждать н..откуда и не от кого. И Алексей полз, невзирая на боль, не жалея сил, н..сколько не отдыхая. (По Б.Полевому «Повесть о настоящем человеке»)

ОМОФОНЫ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тридцать первое января Классная работа.

Слайд 2

(Ни)когда (не)забудет русский народ имени Василия Андреевича Жуковского. (Ни) (у) (кого) (не)вызывает сомнений, что Жуковский - выдающийся поэт девятнадцатого века. (Ни)кто из современных ему поэтов (не)мог с такой искренностью раскрыть мир своей души, (ни)чьи произведения так (не) волновали, (ни)где (не)находил читатель такого музыкального, певучего стиха.

Слайд 3

Задание для 1 ряда Выпишите и объясните правописание: глаголов с не – ни Задание для 2 ряда Выпишите и объясните правописание: местоимений с не-ни Задание для 3 ряда Выпишите и объясните правописание: наречий с не-ни

Слайд 4

Буквы е-и в приставках не- и ни отрицательных нареч ий

Слайд 5

Вопросительные наречия откуда? куда? где? как? когда? сколько?

Слайд 6

От вопросительных наречий образуются отрицательные. эти слова похожи ни откуда ни куда ни где не откуда не куда не где ни как не зачем ни сколько

Слайд 7

А лгоритм действий

Слайд 8

1.Задать вопрос к слову (где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как) и определить часть речи.

Слайд 9

2.Поставить ударение. Под ударением – не, без ударения – ни ударение Е не куда не где не откуда не когда не зачем

Слайд 10

Под ударением пишем Е, без ударения – И. ударение И ни куда ни где ни откуда ни когда ни как ни сколько

Слайд 11

3.Помнить : отрицательные наречия пишутся слитно. Вне зависимости от того, Е- или И-, пишем слитно ! ни где не где не зачем ни как ни куда не куда

Слайд 12

Он н … сколько не боялся. Туристам н…где переночевать. Этого н…как не может быть!

Слайд 13

Если рядом есть частица НЕ, то в наречии пишем НИ-. Это называется двойным отрицанием Он ни сколько не боялся. Туристам не где переночевать. Этого ни как не может быть!

Слайд 14

(Н..)зачем так волноваться; (н..)чуть не жаль; (н..)где отдохнуть, (н..)где не был; (н..)куда пойти; (н..)куда ходить не надо; (н..)сколько не опасаюсь; (н..)как не встретимся; (н..)откуда взять; (н..)когда не рас-считаться.

Слайд 15

Тест. Отметьте случаи правописания НЕ : Пишете только цифры Н…(1)чуть н…(2) изменился. - Н…(3)куда ходить н…(4) надо. - Н…(5) рыбешки н…(6) поймал. - Н…(7) знал н…(8)правил, н…(9) формул. - Н…(10)мог н…(11) слышать крика. - Куда н…(12) взор, всюду развалины. - Сколько н…(13) звал, он н…(14) оглянулся. - Нельзя н…(15) закатом. - Он н…(16)разу н…(17) был н…(18) только ранен, но даже поцарапан. - Он н…(19) имел н…(20) какой должности, н…(21) получал н…(22) гроша жалованья, находил, однако, средства для развлечения.

Слайд 16

1 вариант 2 вариант 2, 4, 5, 6, 9, 10, 12. 2, 4, 6, 7, 10, 11, 14, 17, 18, 19, 21.

Слайд 17

Домашнее задание. § 39, с. 104 Упражнение 252.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы Е и И в приставках Не и НИ отрицательных наречий

Открытый урок в коррекционном классе....

Буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий (Урок русского языка в 7-м классе)

·         повторить правила правописания не с разными частями речи;·         формирование умения находить наречия с прис...

Открытый урок по русскому языку. "Буква е и и в приставках не и ни отрицательных наречий"

Открытый урок по русскому языку. "Буква е и и в приставках не и ни отрицательных наречий"...

Технологическая карта по рус яз Буквы е-и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

Данный материал можно использовать при изучении темы Буквы е-и в приставках не- и ни- отрицательных наречий...

Методическая разработка урока русского языка "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий"

В материале представлен подробный конспект урока по  теме "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий" и презентация к уроку...