Урок-открытие "Имя прилагательное. Н и НН в суффиксах имени прилагательного"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Березуева Оксана Анатольевна

Разработка урока поможет сделать изучение материала увлекательным путешествием в мир науки

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Доска   ( на начало урока)

Научное исследование

Августовский,  корыстный, красивее, сливовый, украинский

Мое родное Ставрополье –
Орлиный3,2 солнечный простор.
Люблю степей твоих раздолья,
Твои папахи
снежных гор.

лебединый (ИН), Традиционный  (ОНН), Каменный (Н)

Оловянный (искл), Стеклянный (искл.) деревянный (искл), ветреный(искл)  Но Безветренный

Домашнее задание.  Т параграф105, П. № 417

Урок русского языка "Н-НН в суффиксах имен прилагательных"  


Тип урока Изучение нового материала.

Форма урока Урок-открытие

Цели урока:

  1. Образовательная: Объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.
  2. Развивающая: Развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, интерес к уроку через нестандартные формы работы.
  3. Воспитывающая: любовь к родному краю,  стремление к открытиям и находкам.

Оборудование: «бланки для «цветного диктанта», техническое оборудование урока – компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Анатольевна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Но это будет не обычный урок,  а урок-…открытие.

Словарная работа Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ? (слайд)      

А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие? Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники» Сегодня ваши тетрадки станут научными дневниками. Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите число. А форма нашей работы -  научное исследование.

2. Подготовка к изучению нового материала

Давайте разомнёмся

Орфоэпическая минутка (на доске слова, на слайде – проверка) 

Августовский,  корыстный, красивее, сливовый, украинский. Ребята, а что объединяет все эти слова? Правильно, все они являются именами прилагательными. Итак, наши открытия мы будем делать в таинственном княжестве Имя прилагательное.

Любое открытие всегда опирается на уже известные факты. Давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном. (Что называется именем прилагательным?)

Ответ  …Имя прилагательное- часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопрос  КАКОЙ? ЧЕЙ? В предложении выполняет роль определения и сказуемого.

Перед вами предложение. (Записать на доске заранее)

Мое родное Ставрополье –
Орлиный3,2 солнечный простор.
Люблю степей твоих раздолья,
Твои папахи
снежных гор.

Ребята, а как называется ваш город?

 А вы знаете значение этого слова? (богатая, плодородная земля)

Правильно! Земля изобильная.

Давайте найдём и выпишем имена прилагательные из предложения.

Вызвать к доске.:  Родное Ставрополье

                               Орлиный простор

                               Солнечный простор

                               Снежных гор

Давайте произведём морфологический разбор прилагательного  орлиный

Вызвать к доске.

Ответ

А теперь давайте произведём морфемный разбор этого слова. Каким способом образовано это прилагательное? ( суффиксальным)

Молодцы! Отправляемся в страну открытий.

2. Повторение темы «Способы образования прилагательных»

Посмотрите на экран  (Презентация - слайд)                            

Определим,   при помощи каких морфем образованы имена прилагательные и от каких слов.

Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных? (есть Н-НН)

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. ( о чем мы будем сегодня говорить?)

Давайте запишем её в наши научные дневники.  А цель нашего исследования звучит так. (слайд)

3. Объяснение нового материала

1. Решение проблемной ситуации

Посмотрите ещё раз на слова. (Презентация - слайд )

Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н и НН? Для удобства я объединила слова в группы. Посмотрите на эти группы

(ответы учащихся)

Молодцы!  Вот мы и сделали с вами первое открытие. Давайте его сформулируем.

Ответ : Н пишется в словах с суффиксами АН,ЯН, ИН

    НН   пишется в словах с суффиксами ОНН, ЕНН и в словах с основой на Н

 И запишем свои выводы в научные дневники (запись слов и обозначение орфограммы)

Учитель на доске :  лебединый (ИН), Традиционный  (ОНН), Каменный (Н)( обратите внимание на опорный материал (стр 154)

Давайте посмотрим на слова  (слайд)

 Что в них особенного?

Ответ : правило не работает.

Правильно! Ребята, это очень упрямые слова, они не хотят подчиняться правилу. Это слова – исключения. Давайте их запомним и запишем в наши дневники научных открытий ( запись в тетради слов-исключений.) Оловянный (искл), Стеклянный (искл.) деревянный (искл), ветреный(искл)  Но Безветренный

 

Закрепление нового материала 

Знакомство с таблицей

Ребята, посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе (Слайд)

Давайте закрепим в памяти наше открытие.(задание: записать слова, обозначить орфограмму)

Учебник С 154, № 412

3. «Цветной» диктант (Презентация - слайд)

Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №3)

Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.

  1. Самопроверка «цветного» диктанта (Презентация - слайд )

 А сейчас посмотрите на экран и подумайте, в каком облаке все слова с нн

 Творческое задание Посмотрите на эти картинки. Это всё наша любимая родина. Составьте по ним предложения, использовав слова с орфограммой, которую мы сегодня изучили.

Учащиеся зачитывают предложения.

На земле, где чудес так немало,
Есть родная душе сторона.
Та, где жизнь подарила мне мама,
Где меня ожидает она.
И священным навек стало поле,
Где в хлебах обелиски стоят.
Дорогое мое Ставрополье,
Ставрополье – песня моя.

6. Рефлексия.

Ребята, что нового мы сегодня  открыли, узнали?

 Ответ:  Мы узнали правила написания Н и НН в именах прилагательных.

7.Объявление оценок, домашнее задание Т . Параграф 105, пункт 1 , П. 417.

8. Подведение итогов урока

Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен : каждый шаг может привести тебя к открытию» (Презентация - слайд )

  1.    Орфоэпическая минутка – все слова относятся к имени прилагательному.
  2. Августовский,  корыстный, красивее, сливовый, украинский

  1.    Предложения по картинкам

  1. Над  полем раскинулось бездонное синее небо.
  2. На зелёной полянке расцвели необыкновенные цветы.
  3. В  безветренный день воздух наполнен ароматом подсолнухов.
  4. Утреннее солнце освещает склон холма
  5. Над степью медленно плывут степенные облака
  6. Весенняя природа радует нас солнечными днями.

  1. Принести красную и зелёную пасту.  В бланках цветного диктанта закрашивать можно частично (не задерживаться)
  2.  Поднимать руки, не бояться. Плохих оценок не будет.
  3. Повторить определение имени прилагательного, морфологический разбор, морфемный разбор.  Способы определения прилагательного.
  4. Почему наш город назван Изобильный?
  5. Что значит слово  ОТКРЫТИЕ?
  6. Во время выполнения видов работы не задерживаться, лишних вопросов не задавать. Если не видно на проекторе, не говорить, просто молчать. Если не поняли, молчать, после урока объясню.

Темы классного часа:

Помнит мир спасённый.

Что такое совесть?

Умеем ли мы прощать?

Взрослеть –это трудно?

Без друга в жизни туго.

Физминутка.   Отработать



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Дневник учёного-исследователя

_______________________________________________________________________

Дата исследования _______________________________________________________

Тема исследования _______________________________________________________

Цель исследования ________________________________________________________________________

Лебединый - ___________________________________________________________

Кожаный - _____________________________________________________________

Глиняный - _____________________________________________________

Традиционный - _________________________________________________

Клюквенный - __________________________________________________

Каменный - _____________________________________________________

Осенний - ______________________________________________________________

Внимание!

Н

НН

от существительных

            -ИН-             журавлИНый

-АН-            кожАНый

-ЯН-            землЯНой

Запомни!         оловЯННый

                         стеклЯННый

                         деревЯННый

от существительных

-ЕНН-            обедЕННый

   -ОНН-            авиациОННый

Запомни!     ветрЕНый

Запомни! Н входит в корень

павлиНий, зелёНый, сиНий,     свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий

от существительных с основой на Н+ -Н-

лимоННый

барабаННый

Оценка за «цветной» диктант ________________________________________

Попробуй сделать открытие самостоятельно!

 Выполни на выбор одно из заданий-открытий: Придумай песенку, сказку, стихотворение, создай таблицу, схему для быстрого запоминания изученного правила. Подумай и предложи свой оригинальный способ запоминания орфограммы.



Предварительный просмотр:

Приложение №3

1

         2

          4

3

5

         6

        8

7



Предварительный просмотр:

Приложение №2

                                                                                             Карточка-перфокарта

Вставь Н или НН, пользуясь опорной таблицей

Соловьи                 ая

песня

Соколи                ый

взгляд  

Стекля                 ая

ваза

Глиня                ый

горшок

Мужестве                ый

человек

Ветре                ый

день

Коллекцио                 ая

марка

Дискуссио               ый

вопрос

Павли                ий

хвост

Зелё                ый

лист



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Составьте словосочетания, использовав в качестве зависимых слов разносклоняемяе существительны на –мя. Не повторяйтесь!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

То, что открыто, вновь установлено, найдено. Сделать научное открытие С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. Открытие

Слайд 3

А вгустовский, кор ы стный, крас и вее, сл и вовый, укра и нский. Орфоэпическая минутка

Слайд 4

Тайны княжества Имя Прилагательное

Слайд 5

Как образовались слова? Лебединый← Кожаный← Глиняный← Традиционный← Клюквенный← Каменный← Осенний← лебедь (- ИН -) кожа (- АН -) глина (- ЯН -) традиция (- ОНН -) клюква (- ЕНН -) камень (- Н -) осень (- Н -) Что вы заметили в написании этих прилагательных?

Слайд 6

Н-НН в суффиксах прилагательных Тема исследования

Слайд 7

Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных

Слайд 8

Обратите внимание! Лебеди н ый← Кожа н ый← Глиня н ый← Традицио нн ый← Клюкве нн ый← Каме н н ый← Осе н н ий← лебедь (- ИН -) кожа (- АН -) глина (- ЯН -) традиция (- ОНН -) клюква (- ЕНН -) каме н ь (- Н -) осе н ь (- Н -) н нн

Слайд 9

Слова-исключения ОЛОВЯ НН ЫЙ СТЕКЛЯ НН ЫЙ ДЕРЕВЯ НН ЫЙ ВЕТРЕ Н ЫЙ ЗАПОМНИ!

Слайд 10

Физминутка

Слайд 11

Работаем с учебником

Слайд 12

н нн от существительных - ИН- ос ИН ый - АН- кож АН ый - ЯН - земл ЯН ой Запомни ! олов ЯНН ый стекл ЯНН ый дерев ЯНН ый от существительных - ЕНН - обед ЕНН ый - ОНН - авиаци ОНН ый Запомни! ветр ЕН ый НО : безветренный от существительных с основой на Н + - Н - лимо Н Н ый бараба Н Н ый

Слайд 13

ЦВЕТНОЙ ДИКТАНТ Внимание ! Н НН Ледя(н,нн)ая фигура Были(н,нн)ый герой Деревя(н,нн)ый дом Ржа(н,нн)ой хлеб Глиня ( н,нн ) ая чашка Авиацио ( н,нн ) ый перелёт Мужестве( н,нн ) ый человек Звери( н,нн ) ый крик

Слайд 14

Проверь себя Нет ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки – 3 5 и более ошибок - 2

Слайд 15

Дли( н,нн ) ый Земля( н,нн )ой Стекля( н,нн ) ы й Определи ,в каком облачке все слова пишутсся с НН Карма( н,нн ) ый Гуси( н,нн ) ый Ветре( н,нн ) ый ) Сезо ( н,нн ) ый Степе( н,н ) ый Оловя ( н,нн ) ый

Слайд 17

Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию. Кумор Лешек



Предварительный просмотр:

н

нн

от существительных

-ИН-             осИНый

-АН-             кожАНый

-ЯН-             землЯНой

             

от существительных

-ЕНН-            обедЕННый -ОНН-           авиациОННый

Запомни!     ветрЕНый

НО : безветренный

Запомни!         оловЯННый

 стеклЯННый

 деревЯННый

от существительных

с основой на Н+ -Н-

лимоННый

барабаННый

н

нн

от существительных

-ИН-             осИНый

-АН-             кожАНый

-ЯН-             землЯНой

             

от существительных

-ЕНН-            обедЕННый -ОНН-           авиациОННый

Запомни!     ветрЕНый

НО : безветренный

Запомни!         оловЯННый

 стеклЯННый

 деревЯННый

от существительных

с основой на Н+ -Н-

лимоННый

барабаННый



Предварительный просмотр:

Фамилия___________________________________________

1

         2

          4

3

5

         6

        8

7

Оценка____________

________________________________________________________________________________

Фамилия___________________________________________

1

         2

          4

3

5

         6

        8

7

Оценка_________

________________________________________________________________________________

Фамилия___________________________________________

1

         2

          4

3

5

         6

        8

7

Оценка_________

________________________________________________________________________________

Фамилия___________________________________________

1

         2

          4

3

5

         6

        8

7

Оценка__________

________________________________________________________________________________

Фамилия___________________________________________

1

         2

          4

3

5

         6

        8

7

Оценка__________

________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

Тема моего урока Ни НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

Форма – Урок – открытие.

Урок входит в систему обучения по  УМК под редакцией  Бабайцевой и согласуется с предыдущими уроками. По данной теме это первый урок, поэтому я выбрала основные случаи написания орфограммы. На последующих уроках ребята продолжат её изучение и закрепление.

Цели урока:

Образовательная цель заключалась в объяснении  орфограммы и способов её обозначения. Старалась, чтобы учащиеся осознанно усвоили новый материал.

Развивающая цель состояла в том, чтобы вызвать интерес к уроку, стремление к познанию нового через нестандартные формы работы.

Использование РК на уроке, на мой взгляд, прививает любовь к родному краю. В этом и заключалась воспитательная цель урока.

Считаю, что все три цели сегодня были достигнуты.

На своём уроке я использовала следующие формы работы:

  1. Работа над орфоэпией
  2. Работа со справочной литературой
  3. Использование КТ, что сделало процесс познания нового более наглядным и интересным, а создание проблемной ситуации способствовало стимулированию выводов и аргументированных ответов.
  4. Игровые формы работы помогают развивать познавательный интерес.

Структура урока направлена на достижение 100% усвоения нового материала, и, на мой взгляд, логически выдержана. Все учебные моменты связаны между собой .

Я очень люблю свой предмет и стараюсь, чтобы каждый мой урок был интересен для ребят, стараюсь создавать для них ситуацию успеха. Надеюсь, сегодня ребята почувствовали себя настоящими учеными, самостоятельно  «открывшими»  новое правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Н-НН в суффиксах имен прилагательных"

Целью урока «Н-НН в суффиксах имен прилагательных» является знакомство с правилами написания Н-НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных. Тип урока - изучение нового материала. ...

конспект урока русского языка "н и нн в суффиксах имен прилагательных"

Универсальная разработка  урока русского языка в 6 классе. Урок - исследование с применением приемов ТРКМ, ИКТ....

правописание суффиксов имен прилагательных

презентация для обобщающего повторения в 10 классе....

правописание суффиксов имен прилагательных

презентация для обобщающего повторения...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Н и НН в суффиксах имен прилагательных"

Презентация служит формированию навыка написания Н и НН в суффиксах имен прилагательных...

Урок русского языка на тему: "Имя прилагательное. Суффиксы имен прилагательных", 10 класс

Диагностика знаний и умений по теме "Имя прилагательное”...