Конспект урока "Н-НН в суффиксах имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Гильмутдинова Людмила Александровна

Целью урока «Н-НН в суффиксах имен прилагательных» является знакомство с правилами написания Н-НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных. Тип урока - изучение нового материала. Форма урока - урок-открытие.

Урок проводится с использованием интерактивной доски и элементами КМ-школы.

Основным видом деятельности на уроке являются рассуждения учащихся. Ребята рассуждают и на основе опорного материала, предложенного учителем, делают выводы и изучают новый материал. Учитель только подводит ребят к этим выводам.

Главное, чтобы вся деятельность на уроке соответствовала форме урока. Ученики постоянно должны делать открытия, пусть даже самые маленькие. Даже то, что учитель начинает урок с песенки, уже удивляет детей и является для них открытием.

 Все задания достаточно нестандартны, что привлекает учащихся и вызывает интерес к уроку.

Закрепление изученного материала дифференцировано. Сильный ученик может поработать с КМ-тренажёром, слабым можно предложить карточки-перфокарты с самопроверкой, а все остальные могут выполнить интересное задание – «цветной» диктант. Данное задание не только заинтересует детей, но и позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения темы в короткий срок.

Домой детям можно задать какое-нибудь необычное задание: сочинить сказку, стишок, придумать таблицу и т.д. по изученной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по русскому языку

Учитель  Щербовских Людмила Александровна

Класс    6 «Б»

Количество учащихся в классе  25

Количество учащихся на уроке  25

Дата проведения урока  26.01.10

Тема урока:  Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных

Тип урока  Изучение нового материала

Форма урока Урок-открытие

Цели урока:

  1. Образовательная: Объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.
  2. Развивающая: Развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, логическое мышление, интерес к уроку через нестандартные формы работы.
  3. Воспитывающая: Воспитывать  трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.

Оборудование:   «Дневник учёного», сводная таблица по теме, диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5класс», бланки для «цветного диктанта», карточки-перфокарты, техническое оборудование урока – компьютер, интерактивная доска, ноутбук.

Ход урока

  1. Организационный момент

(Учитель поёт под гитару песенку на мотив «Учат в школе»)

Книжки разные читать, вечно что-то сочинять

Любят дети, любят дети, эти дети.

За природой наблюдать, очень много-много знать

Обо всём, что совершается на свете.

Про глагол и про тире мы узнали в сентябре,

Очень многое мы вместе изучили.

А сегодня я хочу, и я, ребята, не шучу,

Чтоб открытие вы сами совершили.

У.: Как вы уже, наверно, поняли, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-…

Д.: Открытие.

  1. Подготовка к изучению нового материала 

  1. Словарная работа

У.: Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?

Д.: Да.

У.: Дома вы выяснили по словарю значение слова «открытие».

Поделитесь с нами своей находкой. Что такое открытие?

Д.: Открытие – это…

У.: Как вы думаете, легко ли сделать открытие?

Д.: Наверно, нелегко.

У.: Какие люди могут сделать открытие?

Д.: Смелые, умные, трудолюбивые.

У.: А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?

Д.: Да, хотели бы.

У.: Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. На уроке мы не будем пользоваться учебником и даже в тетрадях писать не будем. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как  настоящие ученые мы будем вести «дневники» (Приложение №1). Они лежат у вас на столах. Подпишите «дневники». Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите число.

  1. Повторение темы « Способы образования прилагательных»

У.: Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных.

Д.: Приставочный, суффиксальный, сложение.

У.: Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные. (Презентация - слайд №2)

ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)

КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)

ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)

ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)

КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА    (-ЕНН-)

КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ   (-Н-)

ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)

У.: Итак, каким способом образованы все эти слова?

Д.: Суффиксальным.

У.: От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?

Д.: От существительных.

У.: Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?

Д.: Есть Н-НН.

У.: Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. (Презентация - слайд №3)

Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

У.: Какова цель нашего исследования? (Презентация - слайд №4)

Д.: Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

  1. Объяснение нового материала

  1. Решение проблемной ситуации

У.: Посмотрите ещё раз на слова. (Презентация - слайд №5) Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН? Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета. Посмотрите на эти группы.

Д.: В первой группе с красными суффиксами написана Н, во второй группе – НН,  если одна Н в корне, а другая в суффиксе – пишется в слове НН.

У.: А сейчас посмотрите на следующую группу слов. (Презентация - слайд №6) Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного?

Д.: В суффиксе –ЯН- написано НН.

У.: Как можно назвать эту группу слов?  

Д.: Исключения

  1. Знакомство с таблицей

У.: Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. (Презентация - слайд №7) В ней есть слова,  о которых мы пока ничего не сказали.

Д.: Павлиний, зелёный, синий и другие.

У.: Сделайте новое открытие.

Д.: В них пишется Н.

У.: Почему в этих словах пишется Н?

Д.: Н входит в корень.

  1. Закрепление нового материала
  1. Индивидуальная дифференцированная работа

  1. Тренажер КМ-школа (самостоятельная работа ,1ученик) – тренажёр «Н-НН в суффиксах прилагательных», урок «Правописание суффиксов прилагательных», диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.5класс»

  1. Индивидуальные карточки-перфокарты (2 ученика)

          (Приложение №2). Самопроверка, выставление отметки.

Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей.

Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд,  стекля___ая ваза, глиня___ый горшок,  мужестве___ый человек,  ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.

  1. «Цветной» диктант (Презентация - слайд №8)

У.: Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №3)

Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.

  1. Ледяная фигура                      
  2. Былинный герой
  3. Деревянный дом
  4. Ржаной хлеб
  5. Румяное лицо
  6. Авиационный перелёт
  7. Мужественный человек
  8. Кожаная куртка

  1. Самопроверка «цветного» диктанта  (Презентация - слайд №9)

У.: Посмотрите на экран.  Поставьте в свои «дневники» оценку в соответствии с ключом. Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3».

  1. Песенка – закрепление

У.: А сейчас споём песенку, которая поможет нам запомнить новую орфограмму. Я пою первую строчку, а вы повторяете её. Готовы?

-ИН-, -АН-, -ЯН- запомним – 2 р.

Суффиксы простые – 2р.

В них всегда напишем – 2р.

Букву Н одну – 2р.

Ну а две заветных – 2р.

Буквы НН поставим – 2р.

В суффикс –ОНН- - 2р.

И, конечно, -ЕНН-

Если Н в основе – 2р.

А другая – в суффикс – 2р.

Их, конечно, сложим – 2р.

И напишем две – 2р.

А потом проверим – 2р.

Нет ли исключений – 2р.

И ошибок – 2р.

Не допустим?

Нет!

  1. Выборочное списывание (Презентация - слайд №10)

У.: Прочитайте предложения. Из предложений необходимо выписать имена прилагательные, объясняя изученную орфограмму. Первое предложение читает Саша.

 Учёные выяснили, что в древности ножи были каме(Н, НН)ыми. С появлением металла кухо(Н, НН)ые ножи стали делать из стали и железа. Ножи для сервировки стола были серебря(Н,НН)ми или золотыми. Рукоятки ножей украшали драгоце(н,нн)ыми камнями.

Д.: Учёные выяснили, что в древности ножи были каме(Н, НН)ыми.

У.: Какое слово выписываем?

Д.: Каменными.

У.: Объясни орфограмму.

Д.: Пишется Н, т.к. одна Н в корне, другая – в суффиксе.

(остальные слова)

  1. Домашнее задание

У.: Дома я предлагаю вам самостоятельно сделать открытие таблицы, сказки, песенки, стихотворения для быстрого запоминания изученного правила.

  1. Подведение итогов урока

У.: Повторите еще раз, какое правило мы открыли сегодня?

Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

У.: Достигли мы цели нашего открытия?

Д.: Да, мы узнали, когда в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется Н-НН.

У.: Каждый из вас за работу над открытием получает ту отметку, которая стоит в вашем «дневнике исследователя». Молодцы, ребята!

Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет, как это делали Попов и Кусто. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию» (Презентация - слайд №11,12,13)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рада видеть вас, друзья!

Слайд 2

Как образовались слова? Лебединый← Кожаный← Глиняный← Традиционный← Клюквенный← Каменный← Осенний← лебедь (- ИН -) кожа (- АН -) глина (- ЯН -) традиция (- ОНН -) клюква (- ЕНН -) камень (- Н -) осень (- Н -)

Слайд 3

Н-НН в суффиксах прилагательных

Слайд 4

Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных

Слайд 5

Обратите внимание! Лебединый← Кожаный← Глиняный← Традиционный← Клюквенный← Каменный← Осенний← лебедь (- ИН -) кожа (- АН -) глина (- ЯН -) традиция (- ОНН -) клюква (- ЕНН -) камень (- Н -) осень (- Н -)

Слайд 6

Слова-исключения ОЛОВЯ НН ЫЙ СТЕКЛЯ НН ЫЙ ДЕРЕВЯ НН ЫЙ ВЕТРЕ Н ЫЙ ЗАПОМНИ!

Слайд 7

Н НН от существительных -ИН- журавлИНый -АН- кожАНый -ЯН- землЯНой Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННый от существительных -ЕНН- обедЕННый -ОНН- авиациОННый Запомни! ветрЕНый Запомни! Н входит в корень павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий от существительных с основой на Н+ -Н- лимоННый барабаННый

Слайд 8

ЦВЕТНОЙ ДИКТАНТ Внимание ! Н НН Ледя(н,нн)ая фигура Были(н,нн)ый герой Деревя(н,нн)ый дом Ржа(н,нн)ой хлеб Румя(н,нн)ое лицо Авиацио(н,нн)ый перелёт Мужестве(н,нн)ый человек Звери(н,нн)ый крик

Слайд 9

Проверь себя Нет ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки – 3 5 и более ошибок - 2

Слайд 10

Н НН от существительных -ИН- журавлИНый -АН- кожАНый -ЯН- землЯНой Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННый от существительных -ЕНН- обедЕННый -ОНН- авиациОННый Запомни! ветрЕНый Запомни! Н входит в корень павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий от существительных с основой на Н+ -Н- лимоННый барабаННый

Слайд 11

Изобретателем радио является русский ученый Александр Степанович Попов.

Слайд 12

В 1943 году французский исследователь морских глубин Жак-Ив Кусто создал акваланг.

Слайд 13

Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию. Кумор Лешек

Слайд 14

До новых встреч…



Предварительный просмотр:

Дневник учёного-исследователя

_______________________________________________________________________

Дата исследования _______________________________________________________

Тема исследования _______________________________________________________

Цель исследования ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лебединый - ___________________________________________________________

Кожаный - _____________________________________________________________

Глиняный - _____________________________________________________

Традиционный - _________________________________________________

Клюквенный - __________________________________________________

Каменный - _____________________________________________________

Осенний - ______________________________________________________________

Внимание!

Н

НН

от существительных

            -ИН-             журавлИНый

-АН-            кожАНый

-ЯН-            землЯНой

Запомни!         оловЯННый

                         стеклЯННый

                         деревЯННый

от существительных

-ЕНН-            обедЕННый

   -ОНН-            авиациОННый

Запомни!     ветрЕНый

Запомни! Н входит в корень

павлиНий, зелёНый, сиНий,     свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий

от существительных с основой на Н+ -Н-

лимоННый

барабаННый

Оценка за «цветной» диктант ________________________________________

Попробуй сделать открытие самостоятельно!

 Выполни на выбор одно из заданий-открытий: Придумай песенку, сказку, стихотворение, создай таблицу, схему для быстрого запоминания изученного правила. Подумай и предложи свой оригинальный способ запоминания орфограммы.



Предварительный просмотр:

Задание:  Вставь Н или НН, пользуясь опорной таблицей

Соловьи                 ая

песня

Соколи                ый

взгляд  

Стекля                 ая

ваза

Глиня                ый

горшок

Мужестве                ый

человек

Ветре                ый

день

Коллекцио                 ая

марка

Дискуссио               ый

вопрос

Павли                ий

хвост

Зелё                ый

лист

.

Н

Н

НН

Н

НН

Н

НН

НН

Н

Н

              Проверь себя

Нет ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок 2         Оценка_________



Предварительный просмотр:

«Цветной» диктант

1

               2

                4

3

5

                6

                                 

                8

 

7                    

«Цветной» диктант

1

               2

                4

3

5

                6

                                 

                8

 

7                    

«Цветной» диктант

1

               2

                4

3

5

                6

                                 

                8

 

7                    

«Цветной» диктант

1

               2

                4

3

5

                6

                                 

                8

 

7                    

«Цветной» диктант

1

               2

                4

3

5

                6

                                 

                8

 

7                    

«Цветной» диктант

1

               2

                4

3

5

                6

                                 

                8

 

7                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "н и нн в суффиксах имен прилагательных"

Универсальная разработка  урока русского языка в 6 классе. Урок - исследование с применением приемов ТРКМ, ИКТ....

правописание суффиксов имен прилагательных

презентация для обобщающего повторения в 10 классе....

конспект урока по русскому языку в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных"

Уроки русского языка в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных" (конспект  и презентации) (урок изучения новых знаний и урок закрепления)....

Урок русского языка на тему: "Имя прилагательное. Суффиксы имен прилагательных", 10 класс

Диагностика знаний и умений по теме "Имя прилагательное”...

Конспект урока по русскому языку «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»

Тема: Н-НН в суффиксах имен прилагательных.Класс: 6УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008....

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации.

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации....

Урок-открытие "Имя прилагательное. Н и НН в суффиксах имени прилагательного"

Разработка урока поможет сделать изучение материала увлекательным путешествием в мир науки...