Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных» (6 класс)

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы. Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012

Лингвистические цели:

  1. Совершенствовать навык правописания н и нн в полных и кратких формах имен прилагательных, умение обнаруживать данную орфограмму, давая ей графическое объяснение.
  2. Повторить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, тире между подлежащим и сказуемым.

Развивающие цели – научить учащихся самостоятельно анализировать, сопоставлять учебный материал, выполнять задания творческого характера, используя имена прилагательные с н и нн в суффиксах.

Оборудование: таблица «н и нн в суффиксах имен прилагательных», мультимедийное оборудование, карточки с дополнительным материалом для работы по группам, репродукция картины В. А. Серова «Сказка о царе Салтане».

  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (10 минут)

I уровень. Один ученик возле доски за ширмой.

1.Синтаксический разбор предложения.

В траве между корней бежит, струится маленький, серебряный ручей.

Проверка выполнения синтаксического разбора всеми учащимися.

Задание. Выделите имена прилагательные, установите их лексическое значение, разберите по составу слова, сопоставив морфемный состав и значение суффиксов с обоих прилагательных, найдите слова с переносным значением.

Работа в парах.

  1. Учащиеся II – III уровней проверяют правильность выполнения домашнего упражнения №297 – образование по образцам кратких имен прилагательных, обозначение орфограммы №38, проверка усвоения правила.

В конце работы ученики ставят отметку, пишут свою фамилию.

  1. Коллективная деятельность. Работа с таблицей, спроецированной учителем через кодоскоп (или заранее подготовленной на доске). 6 минут.

Задание. Расскажите, используя таблицу, о правописании н и нн в суффиксах прилагательных, сверьте таблицу с лингвистическим текстом §52, с. 112.

Что нового для себя вы узнали из таблицы о правописании и значении суффиксов имен прилагательных?

  1. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ Н И НН  СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (8 минут)

I уровень.

  1. Выписать из текста слова с пропущенными орфограммами, раскрыть скобки в предложении. Объяснить правописание прилагательных с суффиксами –ан-, -енн-, выполнить морфологический разбор любого имени прилагательного, озаглавить текст.

II уровень.

Задание. Списать словосочетания, графически выделить суффикс, объяснить разницу в значении однокоренных прилагательных. Придумать два предложения с любым словосочетанием.

III уровень.

Выборочный диктант с заданием: выписать прилагательные с н и  нн в суффиксах, дать графическое объяснение их написания.

Проверка (10-12 минут)

Работа творческого характера. Сочинение – миниатюра.

I уровень.

  1. Описать самостоятельно картину В.А. Серова «Сказка о царе Салтане», используя прилагательные с суффиксами н и нн.

II уровень.

То же задание, что и у учащихся I уровня.

III уровень.

Описать картину В.А. Серова «Сказка о царе Салтане», используя предложенные учителем словосочетания.

Чтение работ учащихся всех групп.

Игровая пауза (подготовлена и проводится учащимися I уровня). 3 минуты.

  1. Отгадайте загадки, объясните правописание прилагательных.

Межи деревянные, пола стеклянные (окно). Конь стальной, а хвост льняной (иголка, нитка).

  1. Придумайте свои примеры загадок (с прилагательными).
  2. В пословицах назовите прилагательные, объясните их правописание.

Согласие лучше каменных стен. Друг – ценный клад, недругу никто не рад. Овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую – люди.

  1. Срезовая работа – контроль за сформированностью навыка правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных. 6 минут.

I уровень.

№ 300 письменно – распределить имена прилагательные в две колонки(1 – н, 2 – нн)

II уровень.

№ 298 письменно с заданиями.

III уровень.

Работа с перфокартой №296.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
  2. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (НА ВЫБОР). 2 минуты.
  1. Составьте таблицу по статье учебника §52, с.112 , заполните ее примерами из упражнений №295, 296, 300.
  2. Подготовьте вопросы по материалу §52, приведите примеры использования имени прилагательного с н и нн в пословицах и поговорках.
  3. Подберите текст из учебника литературы, подготовьте его для взаимодиктанта (бе…чувств…ый и т.п.). Придумайте грамматическое задание по тексту.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ.

I уровень

Берест…ые грамоты

Этим кусочкам березовой коры – бересты – по нескольку сотен лет! Когда их осторожно, с большим трудом развернули, ученые увидели, что на них нацарапаны слова. И их прочитали. Они были написаны на том древнем русском языке, на котором разговаривали сотни лет назад. Это были /не/ государственные договоры, /не/ царские указы, а обыкнов… письма и даже записки.

Пр…способления для писания на бересте – острые кост…ые или метал…ические палочки – назывались писалами…

В Новгороде археологи нашли сотни берест…ых грамот – так в древности называли письма и документы. Берест…ые грамоты были найдены и при ра…копках других наших древнейших городов.

(93 слова)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.

III  уровень.

Народная мудрость

Люди всегда наблюдали за нравами животных. Звериные повадки нашли отражение в старинных сказках, поговорках, образных выражениях.

Про отважных людей говорят, что у них орлиные крылья.

Дело пустяковое, а шумное. Это называют мышиной возней.

Красивую шею называют лебединой, некрасивую походку – утиной.

Встречают удачливого человека. «Он знает петушиное слово», - смеются друзья.

Можно составить длинный список подобных определений: Ослиное упрямство, голубиная кротость, куриный ум, гусиная кожа, соловьиное горло и т.п.

Этими выражениями богат язык талантливых писателей. Но настоящим творцом является народ. В них сказалась истинная народная мудрость.

II уровень

Задание. Списать словосочетания, графически выделить суффиксы, объяснить разницу в значении однокоренных слов – прилагательных.

Глиный кувшин – глинистая почва, земл…ой вал – землистый цвет лица, серебр…ое кольцо – серебристый свет луны, камен…ая лес…ница – каменистый путь, гор…ый воздух – гористая местность.

Коллективная деятельность

Н.

  1. –ин-
  2. –анн- - (-ян-)
  3. Ветреный (день, человек)

  1. –ин- всегда ударный
  2. –ян- ой
  3. –ан- (-ян-) в словах со значением «содержащий, состоящий из…, сделанный из…» Кож…ый – из кожи – кожаный.

НН.

  1. Сущ. С основой на н + -нн-
  2. –онн-
  3. –енн-
  4. Стеклянный, деревянный, оловянный
  1. –онн- всегда ударный
  2. –енн- определить очень трудно. Справляйся в орфографическом словаре.

Запомни: ветреный. 1. С ветром. Ветреный день. На улице ветрено. 2. Переносное значение. Легкомысленный, пустой. Ветреный человек.

Опишите картину В.А. Серова «Сказка о царе Салтане», используя предложенные словосочетания:

Дерев…ая ладья, камен…ые ступени, шахмат…ый узор, кож…ые сапожки, серебр…ые украшения, ветр…ый день, песча…ый берег, стар…ые корабли, искус…ая резьба, необыкнов…ый осетр, гост…ый двор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации "Рождественский рассказ"

Урок внеклассного чтения в 6 классе с применением нескольких педагогических технологий:  разноуровневой дифференциации. игровой, групповой, на котором реализуются воспитательные, развивающие и об...

Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации.

Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации....

План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...

Конспект урока физической культуры для учащихся 4 класса с применением технологии уровневой дифференциации.

Создать условия для ознакомления с физической нагрузкой как мышечной работой, повышающий уровень активности систем организма. Создать представление о способах регулирования физической нагрузки и роли ...

Конспект урока физической культуры для учащихся 4 класса с применением технологии уровневой дифференциации

Задачи: Создать условия для ознакомления с физической нагрузкой как мышечной работой, повышающий уровень активности систем организма. Создать представление о способах регулирования физической нагрузки...