Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных» (6 класс)
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы. Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012
Лингвистические цели:
- Совершенствовать навык правописания н и нн в полных и кратких формах имен прилагательных, умение обнаруживать данную орфограмму, давая ей графическое объяснение.
- Повторить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, тире между подлежащим и сказуемым.
Развивающие цели – научить учащихся самостоятельно анализировать, сопоставлять учебный материал, выполнять задания творческого характера, используя имена прилагательные с н и нн в суффиксах.
Оборудование: таблица «н и нн в суффиксах имен прилагательных», мультимедийное оборудование, карточки с дополнительным материалом для работы по группам, репродукция картины В. А. Серова «Сказка о царе Салтане».
- ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (10 минут)
I уровень. Один ученик возле доски за ширмой.
1.Синтаксический разбор предложения.
В траве между корней бежит, струится маленький, серебряный ручей.
Проверка выполнения синтаксического разбора всеми учащимися.
Задание. Выделите имена прилагательные, установите их лексическое значение, разберите по составу слова, сопоставив морфемный состав и значение суффиксов с обоих прилагательных, найдите слова с переносным значением.
Работа в парах.
- Учащиеся II – III уровней проверяют правильность выполнения домашнего упражнения №297 – образование по образцам кратких имен прилагательных, обозначение орфограммы №38, проверка усвоения правила.
В конце работы ученики ставят отметку, пишут свою фамилию.
- Коллективная деятельность. Работа с таблицей, спроецированной учителем через кодоскоп (или заранее подготовленной на доске). 6 минут.
Задание. Расскажите, используя таблицу, о правописании н и нн в суффиксах прилагательных, сверьте таблицу с лингвистическим текстом §52, с. 112.
Что нового для себя вы узнали из таблицы о правописании и значении суффиксов имен прилагательных?
- ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ Н И НН СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (8 минут)
I уровень.
- Выписать из текста слова с пропущенными орфограммами, раскрыть скобки в предложении. Объяснить правописание прилагательных с суффиксами –ан-, -енн-, выполнить морфологический разбор любого имени прилагательного, озаглавить текст.
II уровень.
Задание. Списать словосочетания, графически выделить суффикс, объяснить разницу в значении однокоренных прилагательных. Придумать два предложения с любым словосочетанием.
III уровень.
Выборочный диктант с заданием: выписать прилагательные с н и нн в суффиксах, дать графическое объяснение их написания.
Проверка (10-12 минут)
Работа творческого характера. Сочинение – миниатюра.
I уровень.
- Описать самостоятельно картину В.А. Серова «Сказка о царе Салтане», используя прилагательные с суффиксами н и нн.
II уровень.
То же задание, что и у учащихся I уровня.
III уровень.
Описать картину В.А. Серова «Сказка о царе Салтане», используя предложенные учителем словосочетания.
Чтение работ учащихся всех групп.
Игровая пауза (подготовлена и проводится учащимися I уровня). 3 минуты.
- Отгадайте загадки, объясните правописание прилагательных.
Межи деревянные, пола стеклянные (окно). Конь стальной, а хвост льняной (иголка, нитка).
- Придумайте свои примеры загадок (с прилагательными).
- В пословицах назовите прилагательные, объясните их правописание.
Согласие лучше каменных стен. Друг – ценный клад, недругу никто не рад. Овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую – люди.
- Срезовая работа – контроль за сформированностью навыка правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных. 6 минут.
I уровень.
№ 300 письменно – распределить имена прилагательные в две колонки(1 – н, 2 – нн)
II уровень.
№ 298 письменно с заданиями.
III уровень.
Работа с перфокартой №296.
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (НА ВЫБОР). 2 минуты.
- Составьте таблицу по статье учебника §52, с.112 , заполните ее примерами из упражнений №295, 296, 300.
- Подготовьте вопросы по материалу §52, приведите примеры использования имени прилагательного с н и нн в пословицах и поговорках.
- Подберите текст из учебника литературы, подготовьте его для взаимодиктанта (бе…чувств…ый и т.п.). Придумайте грамматическое задание по тексту.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ.
I уровень
Берест…ые грамоты
Этим кусочкам березовой коры – бересты – по нескольку сотен лет! Когда их осторожно, с большим трудом развернули, ученые увидели, что на них нацарапаны слова. И их прочитали. Они были написаны на том древнем русском языке, на котором разговаривали сотни лет назад. Это были /не/ государственные договоры, /не/ царские указы, а обыкнов… письма и даже записки.
Пр…способления для писания на бересте – острые кост…ые или метал…ические палочки – назывались писалами…
В Новгороде археологи нашли сотни берест…ых грамот – так в древности называли письма и документы. Берест…ые грамоты были найдены и при ра…копках других наших древнейших городов.
(93 слова)
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
III уровень.
Народная мудрость
Люди всегда наблюдали за нравами животных. Звериные повадки нашли отражение в старинных сказках, поговорках, образных выражениях.
Про отважных людей говорят, что у них орлиные крылья.
Дело пустяковое, а шумное. Это называют мышиной возней.
Красивую шею называют лебединой, некрасивую походку – утиной.
Встречают удачливого человека. «Он знает петушиное слово», - смеются друзья.
Можно составить длинный список подобных определений: Ослиное упрямство, голубиная кротость, куриный ум, гусиная кожа, соловьиное горло и т.п.
Этими выражениями богат язык талантливых писателей. Но настоящим творцом является народ. В них сказалась истинная народная мудрость.
II уровень
Задание. Списать словосочетания, графически выделить суффиксы, объяснить разницу в значении однокоренных слов – прилагательных.
Глин…ый кувшин – глинистая почва, земл…ой вал – землистый цвет лица, серебр…ое кольцо – серебристый свет луны, камен…ая лес…ница – каменистый путь, гор…ый воздух – гористая местность.
Коллективная деятельность
Н.
- –ин-
- –анн- - (-ян-)
- Ветреный (день, человек)
- –ин- всегда ударный
- –ян- ой
- –ан- (-ян-) в словах со значением «содержащий, состоящий из…, сделанный из…» Кож…ый – из кожи – кожаный.
НН.
- Сущ. С основой на н + -нн-
- –онн-
- –енн-
- Стеклянный, деревянный, оловянный
- –онн- всегда ударный
- –енн- определить очень трудно. Справляйся в орфографическом словаре.
Запомни: ветреный. 1. С ветром. Ветреный день. На улице ветрено. 2. Переносное значение. Легкомысленный, пустой. Ветреный человек.
Опишите картину В.А. Серова «Сказка о царе Салтане», используя предложенные словосочетания:
Дерев…ая ладья, камен…ые ступени, шахмат…ый узор, кож…ые сапожки, серебр…ые украшения, ветр…ый день, песча…ый берег, стар…ые корабли, искус…ая резьба, необыкнов…ый осетр, гост…ый двор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации "Рождественский рассказ"
Урок внеклассного чтения в 6 классе с применением нескольких педагогических технологий: разноуровневой дифференциации. игровой, групповой, на котором реализуются воспитательные, развивающие и об...
конспект урока по русскому языку 6 класс словообразование имен прилагательных
урок усвоения новых знаний...
Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации.
Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации....
Конспект урока по русскому языку 6 класс " Склонение имен прилагательных женского рода. Знакомство со словарным словом – "Ярмарка."
Конспект урока содержит интересные приемы работы со словарным словом....
План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».
Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...
Конспект урока физической культуры для учащихся 4 класса с применением технологии уровневой дифференциации.
Создать условия для ознакомления с физической нагрузкой как мышечной работой, повышающий уровень активности систем организма. Создать представление о способах регулирования физической нагрузки и роли ...
Конспект урока физической культуры для учащихся 4 класса с применением технологии уровневой дифференциации
Задачи: Создать условия для ознакомления с физической нагрузкой как мышечной работой, повышающий уровень активности систем организма. Создать представление о способах регулирования физической нагрузки...