Конспект урока на тему "Ф.Искандер. 13 подвиг Геракла"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Черкасова Ирина Дмитриевна

Урок литературы в 6 классе.

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_6_klasse.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики.

Учитель: Черкасова И.Д.

Цели:

1. Вспомнить биографию и творчество Ф.А.Искандера, показать автобиографический характер рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла».

2.Развивать понятия о сюжете, о герое-повествователе, о способах создания комического.

3.Показать влияние учителя на формирование детского характера.

4.Развивать чувство юмора, навыки характеристики героев, монологической речи.

Оборудование: презентация

Организационный момент

Приветствие учеников.

Вступительное слово учителя

На доске эпиграф

Звенят все чаще в памяти моей

Тугие трели школьного звонка.

Все чаще голоса учителей

Я слышу в сердце, грустные слегка.

Они мне на дорогах бытия

Желают только счастья и добра.

И тем роднее мне учителя,

Чем дальше я от школьного двора.

Почему я выбрала такой эпиграф я выбрала к уроку, я хочу, чтобы вы сказали в конце урока.
Мы с вами на прошлых уроках читали произведение, в котором автор с благодарностью вспоминает своего учителя. Как оно называется? «13 подвиг геракла».
Кто его написал? Фазиль Искандер.
Кто же такой Фазиль Искандер? Что вы уже знаете об этом авторе?

Самое заметное свойство творчества Ф.Искандера - юмор.

- Посмотрите, вот она «Страна Ф.Искандера». (Выставка книг).

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

Ф. Искандеру принадлежит афоризм: «Юмор делает серьезное ещё более серьёзным». Как вы понимаете эту фразу? (Это значит, что читать будет весело, но речь пойдёт о серьёзных вещах).

Эта фраза хорошо подходит к его рассказу. Почему?
-Как называются произведения, которые вызывают у нас смех, улыбку?( юмористическими)

Вспомним определение этого термина. Юмор – это вид комического изображения в литературе, построенный в виде незлой шутки.
Какая тема урока? Тема:Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Вы уже знаете сюжет рассказа, тогда какая цель будет у нас сегодня? Цель: определить нравственные уроки, полученные героем.

Работать мы будем с помощью «шляп». Этот прием позволит нам рассмотреть сюжет с разных сторон. У каждой группы лежит шляпа, на обратной стороне задание. Я даю вам 5 минут в течение которой вы должны будете подготовить свой ответ. Напоминаю правила работы в группе и прошу назначенных помощников выставить отметки за работу.

Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации

Белая шляпа:

Давайте вспомним, в чем заключается сюжет рассказа? Что такое сюжет и из каких основных частей он состоит?
1.Математик – экспозиция

2.Футбол

3.Докторша        завязка

4.Укол

5.У доски – кульминация
6.  Звонок- развязка
- Сюжет, как видим, очень прост (как мальчик пытался обвести вокруг пальца учителя).

- Но развитие этой, казалось бы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех, и как он противостоит обману.
Ответьте на вопросы :

Где происходят события рассказа? (Школа для мальчиков.)

Когда происходят действия рассказа? (Во время Великой Отечественной войны».)

По каким деталям это определили? (Имя мальчика Адольф, называет себя Аликом, болезни – тиф, малярия…)

Что вы можете сказать о героях произведения? (Они учащиеся 5 б класса.)

Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Назовите их, впишите характеристику мальчиков в таблицу  . (Это отличник Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров).

Шурик Авдеенко

Отличник Сахаров

Адольф Комаров

Загорелое угрюмое лицо;

Показывая мощные усилия ума и воли;

Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом;

Длинный, нескладный самый мрачный человек в классе.

Чёрный лебедь (сравнение)

Умное добросовестное лицо;

Во время смеха не перестал быть отличником; (ирония)

– Опрятный, худой и тихий;

Привычка держать руки на промокашке;

Считался способным троечником;

Волосы светлые;

Веснушки.

Его редко ругали, но ещё реже хвалили.

Адольф стал Аликом.

Красная  шляпа:
Подготовьтесь к беседе с комментированным чтением.

1. Вспоминая о своем учителе математики, автор подчеркивает незаурядность его личности: «Не знаю, был ли он гениален, сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего, был». (Стр.)

2. Как звали учителя? Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах.

Запишите ассоциативный ряд. (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)

 Случайно ли отчество (связь с мифами). У героев Искандера «говорящие» имена. Используя эту традицию русской литературы, писатель дает героям характеристику, в которую вкладывает свое отношение к ним.  Что означает имя Харлампий: «светящийся милостью». Диоген? философ

 3. Чем же отличался Харлампий Диогенович  от своих коллег? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

 4. Наверное, этот учитель знал какой-то особый секрет воспитания. Но какой? Найдите ответ на вопрос по тексту (работа с текстом).

 - Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным…  

  5. А почему Харлампий Диогенович обращается к пятиклассникам на вы? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

   - Наверное, хочет подчеркнуть, что уважает их так же, как взрослых. 

Черная шляпа:
А не слишком ли жестоко выставлять ученика на посмешище перед всем классом? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

  - Вспомните: «Все смеются против одного. Если над тобой смеётся один человек, то можешь еще как-то с этим справиться. Но невозможно  пересмеять весь класс».

- Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый».

 И все-таки жутковато ждать, когда на тебя обрушатся раскаты смеха. Помните, с кем сравнивает своего учителя не решивший задачу пятиклассник?

- С палачом, выбирающим жертву.

Желтая шляпа:

Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы, во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».
Что придумал герой, чтобы избежать наказания? Вспомним, как это было.

  Сценка (Восстановление сюжета). Проигрывание ситуации, театрализация. (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

Почему учитель после показанных событий рассказал о подвигах Геракла? А кто такой  Геракл?

- Геракл – герой древнегреческих мифов. Сколько подвигов он совершил? Какие вы знаете? Геракл — герой древнегреческих мифов, наделенный невероятной доблестью и силой. При рождении же его звали Алкидом. Геракл — это что-то вроде почетного прозвища, по-гречески Ἡρακλῆς означает «прославленный герой».

 - Учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как  не знал урок. Он догадался о трусости мальчика, и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла.

Зеленая шляпа:

Какой главный способ использует автор в своем рассказе? Иронию
Что такое ирония? Определние на слайде. Посмотрите на таблицу, запишите, какая была реакция у класса в разные моменты состояние главного героя.

Состояние главного героя

Реакция класса

  1. В воздухе запахло какой-то опасностью.
  2. Захлопнулся маленький капканчик.
  3. Сердце моё с размаху влепилось в спину.
  4. Голос мой подымается прямо из живота.
  5. Казнь
  6. От ужаса и отвращения.

Звонок – погребальный колокол.

Как называется такой прием?

Это – метафора.

Снова мы обращаемся к нашему помощнику словарю.

Еще один прием комического- Несоответствие.

  1. Смотрел на меня и ждал
  2. Ждал, что я буду проваливаться
  3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее
  4. Сдерживал хихиканья
  5. Смеялся
  6. Хохотал

Обратите внимание на подчёркнутые слова.

Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее.

Автор использует градацию.
Градация-это…

Синяя шляпа:

Представьте другого учителя, как бы он отреагировал на такой поступок? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

             - Накричал, поставил «2».

             - Начал бы ругаться, спрашивать.

             - Вызвал родителей.

             - Повёл к директору.

        11. Как поступил Харлампий Диогенович?

             - выразительное чтение кульминации.

        12. Почему же эта история подействовала на «бесстрашного малярика» сильнее всех внушений? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

             - Потому что учитель перед всем классом открыл то, что мальчик таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего.

        13. Учитель говорит спокойно, негромко, уважительно. Как же воспринимает его слова провинившийся? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

– Какой урок извлёк герой?
 -Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашего диалога?
 Нужно серьёзнее относиться к выполнению д/з, не обманывать. Ну, и, конечно, относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем.

- Не потускневшие со временем впечатления свидетельствуют о том, что событие это имело большое значение для будущего писателя. Как вы думаете почему?  Почему герой с благодарностью говорит об учителе?

В чем состоит главная идея рассказа? Она состоит в том, что наш герой понял, как смех помогает бороться с ложью и фальшей. Он «стал серьезнее относиться к домашним заданиям» . Ученик не обижается на своего учителя, он благодарен ему за то, что тот смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора» . Важно понять, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого»

Подведение итогов. Рефлексия

После выступления синей шляпы возвращаемся к эпиграфу. Почему я выбрала именно его?
-Каким, по вашему мнению, должен быть учитель?        

 - Каждый человек учится в школе, из многих будней складываются годы жизни. Очень непросто превратить эти будни в радость себе и другим.                      

 - Смех открывает человека и поэтому общение учителя и ученика должно быть радостным, взаимообогащающим.

Итак, по мысли Ф. Искандера, закалка смехом – это своего рода прививка, которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить горькую правду о себе и не сбиться с пути. В 1992 году Ф.Искандер был удостоен Международной Пушкинской премии за вклад в мировую литературу. Мы понимаем, что премия заслуженна: этот писатель обладает удивительным стилем, в котором мягкая и тонкая ирония переплетается с лучшими традициями русской литературы.
Домашнее задание: прочитать любой рассказ Искандера, назвать вывод, который вы сделаете после прочитанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Подвиги Геракла"

Презентация к уроку литературы в 5 классе...

Конспект урока по рассказу Фазиля Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"

На уроке большое внимание уделено работе с текстом. Используются разные виды чтения....

"Двенадцать подвигов Геракла". Обобщающий урок по теме "Мифология"

Форма проведения урока - интеллектуальная игра. Данный урок позволит повторить изученную тему, обобщить и углубить знания по ней....

Конспект урока по литературе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла":школа,учитель,ученики.

Конспект урока по литературе в 6 классе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"....

конспект урока литературы МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА: «ЯБЛОКИ ГЕСПЕРИД»

Материал может быть использован при подготовке к урокам литературы....

План-конспекта урока «Двенадцать подвигов Геракла. Яблоки Гесперид»

План-конспект урока «Двенадцать подвигов Геракла. Яблоки Гесперид»...