Методический материал-конспект урока по теме: "О подвигах, о доблести, о славе!"
методическая разработка по музыке (5 класс)

Одностайченко Татьяна Владимировна

Разработка урока музыки в честь Великой Победы!

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока для районного этапа Девятого городского фестиваля учителей общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Петербургский урок» в 2019-2020 году

«Петербургский урок. Работаем по новым стандартам»

Автор разработки: Одностайченко Татьяна Владимировна, учитель музыки. Контактные телефоны: р. т. 535-44-34, м. т. 8-911-165-37-74.                                                          Адрес электронной почты: tatyanaodn@mail.ru.                                                                               Стаж педагогической деятельности: 35 лет.                                                                                    Полное наименование ОУ по Уставу: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №473 Калининского района Санкт-Петербурга.

Номинация 1 - «Лучший урок в 5-11 классах»:                                                                    Подноминация: «Лучший урок предметной области «Искусство»

Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе...» - посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.    

УМК: Музыка.  Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Класс: 5

Тип урока: комбинированный.                                                                                                                                                 Данный урок является завершающим в цикле комбинированных уроков нравственно-патриотической направленности,  в соответствии с календарём знаменательных дат и календарно-тематическим планированием уроков музыки на учебный год.

О подвигах - стихи слагают.                                                                                                                                                    О славе – песни создают.                                                                                                                                                      “Герои никогда не умирают,                                                                                                                                               Герои в нашей памяти живут!”                                                                                                                                      Давид Газзати

Знаменательная дата

Тема урока

Четверть,                                  № урока по плану

8 сентября

День памяти жертв блокады Ленинграда

«Роль музыки в жизни  блокадного Ленинграда»                                                                                                                                                          

1 четверть, 2 урок.

4 ноября

День народного единства

«Образы богатырей в искусстве»

1 четверть, 8 урок.

9 декабря

День Героев Отечества

«Героические образы в современных песнях»

2 четверть, 5 урок.

27 января

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

«Песни, опалённые войной»

3 четверть, 3 урок.

23 февраля

День защитников Отечества

«Музыка из кинофильмов о защитниках Отечества»

3 четверть, 7 урок.

8 марта

Международный женский день

«Образ женщины на войне»

3 четверть, 9 урок.

9 мая

День  Победы

«О подвигах, о доблести, о славе...»

4 четверть, 6 урок.

Современное состояние культурной обстановки в обществе направлено на всестороннее изучение  школьниками истории своей Родины и  формирование нравственно-патриотических качеств личности через разнообразные формы погружения в историческую тематику разных видов искусства: музыка, литература, изобразительное искусство, театр, кино, телевидение.                                                Искусство призвано с помощью средств выразительности правдиво, точно и образно листать  страницы истории нашей Родины,  жизни народа, раскрывать и подчёркивать духовно-нравственные качества наших предков защитивших родную землю от захватчиков. Особенностями урока является опора на основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.  Единство нравственных позиций педагога и  членов семьи является примером для учащихся. Процесс работы на уроке  направлен на единство интеллектуального, эмоционального, нравственного, духовного и социального развития обучающихся.  Применение современных образовательных технологий и комплексных методов на уроке дают эффективный результат в воспитательно-образовательном процессе.

Форма урока - музыкальная гостиная.                                                                                                               Цель урока: создание условий для увековечивания памяти героического подвига народа в годы Великой Отечественной войны через развитие музыкальной и духовно-нравственной  культуры, а так же формирование патриотического самосознания современных школьников.

Задачи урока:

1.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

 *представление самостоятельно полученных знаний и умений учащимися при  изучении произведений искусства, посвящённых событиям Великой Отечественной войны,

 *формирование  у учащихся высокого уровня  культуры слушания музыки,

*формирование умений анализировать произведения искусства (средства выразительности, художественные образы, личное эмоциональное восприятие),

  *формирование навыков пения хором, группой, сольно.

 2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов   обучения: 

*формирование навыков самостоятельного получения  и  обработки информации с помощью компьютера (создание презентаций),

*формирование умений анализировать литературное содержание музыкальных произведений,

*развитие умений через произведения искусства видеть историческую эпоху,

*развитие умений  чувствовать взаимосвязь творчества композитора и поэта,

*развитие желания художественного отражения музыкальных впечатлений.

3.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

*развитие умения и желания раскрывать индивидуальные творческие способности и таланты через выполнение индивидуального домашнего задания,

*развитие умения работать в парах, группах, фронтально,

*развитие умений включаться в диалоговое взаимодействие.

 Образовательные технологии: технология проблемно-диалогового обучения, проектного обучения,  элементы технологии критического мышления, ИК-технологии.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, практический метод, метод сравнения.

Комплексность  методов:  самостоятельная познавательная деятельность на уроке и дома,  дифференцированный подход,  проектная деятельность,  нравственно-патриотическое познание искусства, эмоциональная драматургия,   межпредметные взаимодействия, проблемное обучение, сравнение и анализ,  обобщение, рефлексия.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке: наблюдение, беседа, самостоятельная письменная работа, написание «Синквейна», самоанализ, самооценка.

Формы промежуточной диагностики: выполнение домашних заданий (подготовка выступлений и слайдов для презентации, оформление выставки рисунков).

  Виды практической деятельности:  оформление  выставки  рисунков учащихся     «Музыкальные образы победителей в Великой Отечественной войне», музыкальное  приветствие, слушание музыки, проблемно-творческие задания, хоровое, групповое и  сольное исполнение, письменная проверочная работа, размышления, выводы.    

 Дидактические материалы: презентация в программе Microsoft Office PowerPoint; музыкальные записи песен; словарь характеристик музыкальных впечатлений; раздаточный материал – рабочий лист для написания синквейна,  рефлексии, самооценки.

Образовательные технологии: технология проблемно-диалогового обучения (фасилитированная дискуссия), элементы технологии критического мышления (синквейн), ИК-технологии (программы QR-code, Answer Garden).         

Методы обучения: наглядно-иллюстративный метод (презентация), метод незаконченного предложения, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, практический метод, метод сравнения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, в малых группах, индивидуальная.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке:

Этапы урока

Формы диагностики

Методы диагностики

Самоопределение                                  к деятельности

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

Актуализация знаний

Фронтальная

Практические методы (подготовленный рассказ о песне и исполнение песен)

Постановка учебной задачи

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

«Открытие» учащимися             новых знаний

Фронтальная, групповая

Методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение)

Метод письменной диагностики (выполнение заданий в рабочем листе)

Практический метод (анализ прослушанного музыкального материала)

Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока

Групповая, индивидуальная

Практические методы (написание   синквейна, рефлексия)

Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, экран, листы для индивидуальных  ответов, оформленная выставка творческих работ учащихся.                                                                                                                                                           Перечень используемого музыкального материала на уроке:

№п/п

Название песни

Композитор

Поэт

Вид деятельности

1.

«Бессмертный полк»

М.Ножкин

М.Ножкин

Вход на урок. Слушание.               Анализ песни.

2.

«Священная война» из к/ф «Битва за Москву»

А.Александров

   В. Лебедев-Кумач 

Слушание 1 куплета.           Анализ песни.

3.

«На безымянной высоте» из к/ф «Тишина»

В.Баснер

 М.Матусовский

Слушание.           Анализ песни.

4.

«Ленинградские мальчишки» из к/ф «Зелёные цепочки»

И.Шварц В.Коростылёв

Просмотр фрагмента фильма Исполнение с солистами.             Анализ песни.

5.

«Дети войны»,                      д/ф «Дети войны»

О.Юдахина И.Резник 

Слушание 1 куплета.           Анализ песни.

6.

«Песня о Ладоге»

Л.Шенберг и П.Краубнер 

П.Богданов

Исполнение хором.           Анализ песни.

7.

«Женька»

к/ф «А зори здесь тихие»        

Е.Жарковский К.Ваншенкин  

Исполнение сольно.            Анализ песни.

8.

«От героев былых времён» из к/ф «Офицеры»

Р.Хозак

Е. Агранович

Просмотр фрагмента фильма. Слушание 1 куплета. Анализ песни.

9.

«Пискарёвские плиты»

Т.Бурцева Т.Бурцева

Исполнение вокальной группой.            Анализ песни.

10.

«День Победы»,                    к/ф «День Победы»

Д.Тухманов В.Харитонов

Слушание1 куплет.                  Выход с урока.

  Планируемые результаты.

Предметные УУД:

- изучение имен композиторов и поэтов, творчество которых  раскрывает тему урока;

- закрепление знаний изученного музыкального репертуара;

- развитие вокально - хоровых навыков;

- расширение представления об искусстве, отражающем исторические события;

- осмысление понятий «героизм, подвиг,  доблесть,  честь, долг, отвага, слава, память» в музыкальном искусстве на примере  песенного творчества посредством осознания многогранности и глубины музыкальных образов;

 - закрепление навыка художественного анализа произведений с выходом на авторский замысел;

- закрепление навыка анализа средств музыкальной выразительности;

- закрепление ранее изученных произведений.

Метапредметные УУД.

Регулятивные:

- саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность;

- готовность планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;

- готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия;

- готовность контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;

- развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы;

 - умение объективно оценивать себя и других ребят в учебном процессе.

Личностные:

- интерес к музыкальному искусству на основе знакомства с  историческими событиями через музыкальные произведения, мотивация к обучению;

- эмоциональная отзывчивость на музыку, выражение личностного отношения к музыкальным произведениям через творческую деятельность;

- осознание духовных ценностей,

- ценностное отношение учащихся к понятиям «герой, патриот, защитник»;

- понимание неразрывной связи между нравственным содержанием музыкального произведения и  музыкальными средствами выразительности композитора;

- проявление интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества композиторов;

- осмысление значимости музыкального искусства;

- осознание своей принадлежности к истории и культуре своей Родины;

- выражение своего отношения к изученному материалу  на уроке.

Коммуникативные:

- умение работать во взаимодействии с классом и учителем;

- умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса;

 - умение сотрудничать с другими детьми в поиске  информации;

-  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- развитие навыков суждения об основной идее произведения, интерпретации информации с опорой на имеющийся жизненный опыт.

Познавательные:

- умение работать с информационными источниками;

-  умение анализировать литературные тексты с целью выделения главного;

- умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи поискового и творческого характера, делать выводы.

                                 Технологическая карта урока

Тема полугодия: «Музыка и изобразительное искусство».

Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе...» - посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.  

Художественно-педагогическая идея урока: Подвести учащихся к осмыслению значимости понятий  «героизм, подвиг,  доблесть,  честь, долг, отвага, слава, память» в музыкальном искусстве на примере  песенного творчества посредством осознания многогранности и глубины музыкальных образов.

Этапы урока, цель, время

Ход урока

Формирование УУД

 

Деятельность учителя

1.

Организа-ционный момент.

4 минуты

 - Вход под  песню «Бессмертный полк»                     М. Ножкина,

- музыкальное приветствие,

- ответы на вопросы.

На экране презентация.                                            

Демонстрация умений:

- вход на урок,                        - восприятие музыки,

- выразительное    приветствие,

- определение: названия песни, автора,                               - ответы на вопросы:                   «Какая музыка звучала в начале урока?  Какой характер песни? В чём глубина смыслового содержания текста песни? Чему мы посвящаем наш урок?»                                                

 Проверка  готовности обучающихся к уроку. Создание   психологически комфортной атмосферы.

Постановка вопросов.

 2.

Введение

 в тему урока.

Цель: выход на проблему через определение темы урока.

1 минута

Тема: «О подвигах, о доблести, о славе...» - посвящается 75-летию Победы нашего героического народа             в Великой Отечественной войне.

Формулировка темы урока.

При подготовке домашнего задания формирование навыков:

-  заинтересованного отношения к искусству, к истории своей Родины,

- стремление к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию посредством  познания  истории через изучение произведений искусства.    

Метод незаконченного предложения:

«Сегодня тема нашего урока… Посвящается…»

Формирование мотивации  к погружению в  тему.  Мы провели большую подготовку к уроку, все ваши старания – это дань памяти нашим героям.

3.

Актуализация знаний.

Цель: 
обеспечение восприятия и осмысления новых знаний   о взаимодействии музыки с литературой.  

 

28 минут

- Представление учащимися заранее полученного домашнего задания:

 Отражение исторических событий Великой Отечественной войны через слияние разных видов искусства: поэзии, музыки, изобразительного искусства,  кино. Рассказ о песнях:                                                             - «Священная война»- слушание 1 куплета, анализ.

- «На безымянной высоте»- слушание, анализ.

- «Ленинградские мальчишки» - просмотр фрагмента фильма «Зелёные цепочки», исполнение песни, анализ.

- «Дети войны» - слушание                               1 куплета, анализ.

-  «Песня о Ладоге» - исполнение, анализ.

-  «Женька» - исполнение, анализ.

- «От героев былых времён» - просмотр фрагмента фильма слушание 1 куплета, анализ (кульминация урока).

- «Пискарёвские плиты» - исполнение, анализ.

  - Рефлексия.

 Развитие умений при подготовке домашнего задания:

-  самостоятельно находить и изучать материал, анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры,                                -  работать с  информационными источниками,

-  работать с компьютером, на экране демонстрируются слайды, иллюстрирующие содержание песен: фрагменты фильмов, памятники, исторические фотографии, подобранные учащимися дома и соединённые при подготовке к уроку в единую смысловую ленту презентации;

- выразительно исполнять и чисто интонировать вокальные произведения хором, группой и сольно.

Подведение обучающихся к пониманию того, что:

- каждая песня – это отдельная страничка из истории жизни людей в годы   войны,

- через изучение произведений искусства мы можем    знакомиться с  историей жизни нашего народа,

- знакомство, изучение, исполнение песен, связанных с историей нашей Родины – наша благодарность за  мирную жизнь.

Вопрос:

Что вы чувствовали, когда слушали и исполняли песни?

  4.Синквейн.

Цель:

проверка и закрепление  знаний, выявление  осмысления изученного материала.

    8 минут

 - Написание синквейна «О подвигах, о доблести, о славе...».  

Учащиеся демонстрируют умение выделить главную идею урока и формулируют свои мысли, чувства и личное отношение к смысловому содержанию урока.                                                                                                                                    

 Настрой на  написание синквейна.

5.

    Итог урока.

Цель:

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

  4 минуты

 - Обращается внимание  на оформленную  выставку  рисунков учащихся класса  «Музыкальные образы  победителей в Великой Отечественной войне», по желанию презентация творческих работ,

- Самое яркое впечатление от урока, запишем на рабочем листе.

 - Рефлексия: подводя итог урока «О подвигах, о доблести, о славе…» по цепочке передавая  Георгиевскую ленточку,  учащиеся делятся полученными знаниями и  новыми впечатлениями, мыслями, чувствами пережитыми  на уроке;                                                        

Вывод:  все виды искусства: музыка, литература, изобразительное искусство, кино – правдивое отражение жизни, точное описание событий, повествование о человеческих судьбах,  демонстрация примера бессмертных отважных поступков взрослых и детей в годы войны, яркие описания  страниц истории нашей Родины,                                 - музыка и литература образно и эмоционально рассказывают нам об исторических событиях Великой Отечественной войны - увековечивание памяти героического подвига народа.

Выход с урока под песню «День Победы».  

                                                       

Формирование умений:

 -эмоционально воспринимать музыку и относиться к ней как к  нравственно-эстетическому феномену,

-осознавать через музыку жизненные явления и по возможности отражать с помощью художественных средств выразительности  жизненные образы,

-овладевать культурой отношения к миру,  через  произведения искусства, раскрывающие духовный опыт поколений.

 Развитие умений:

- анализировать знакомые и вновь прослушанные песни,

- делать выводы,

- обобщать изученный материал, через систематизацию знаний.

Демонстрация умений:

- завершая  урок, учащиеся сдают учителю  рабочие листы с выставленной самооценкой.

   Подвести учащихся к осмыслению значимости понятий  «героизм, подвиг,  доблесть,  честь, долг, отвага, слава, память» в  искусстве на примере  песенного творчества посредством осознания   глубины музыкальных образов.

Оценка работы в целом класса и особенно активных участников урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«БОРОДИНО – О ПОДВИГЕ, О ДОБЛЕСТИ, О СЛАВЕ».

Художественно-графическая композиция стихотворения с особенностями повествования...

Классный час " О подвиге, о доблести о славе""

Классный час ко Дню Героя Отечества...

Сценарий классного часа «О подвигах, о доблести, о славе…», посвящённого 200-летию Бородинского сражения.

Сценарий классного часа, посвящённого 200-летию Бородинского сражения. Исторические факты, стихи, инсценировка. указание на музыкальное сопровождение...

Урок мужества "О подвигах, о доблести, о славе".

Классный час, посвященный 70-летию победы в Сталинградской битве....

о подвигах о доблести, о славе

презентация к уроку музыки 5 класс 4 четверть...

О подвигах, о доблести, о славе...

Защитникам Отечества посвящается!...

Внеклассное мероприятие по литературе «О подвигах, о доблестях, о славе…» (по теме «Устное народное творчество. Былины». 7 класс)

          Данное мероприятие «О подвигах, о доблестях, о славе…» проводится в рамках внеклассной работы по литературе в 7 классе после изучения темы «Устное народное тв...