Урок осмысления жанра эссе (методическая разработка)
методическая разработка по русскому языку (9, 10, 11 класс)

Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собст­венной позиции, собственного отно­шения к прочитанному соразмышления, сопереживания, сопряжение своего и авторского «я». На это ориентируют и темы программных сочинений последних лет: «Мой Булгаков», «Любимые страницы прозы», «Мой любимый журнал» и т. п.

Эта отчетливо наметившаяся тенденция требу­ет овладения новыми жанрами сочинений, среди которых все чаще упоминается эссе. Предлагае­мый   урок   —   это   попытка  дать   учащимся представление об особенностях незнакомого им жанра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_osmysleniya_zhanra_esse._dvurechenskaya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                            Ю.В. Двуреченская                                

Урок осмысления жанра эссе

        Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному соразмышления, сопереживания, сопряжение своего и авторского «я». На это ориентируют и темы программных сочинений последних лет: «Мой Булгаков», «Любимые страницы прозы», «Мой любимый журнал» и т. п.

Эта отчетливо наметившаяся тенденция требует овладения новыми жанрами сочинений, среди которых все чаще упоминается эссе. Предлагаемый   урок   —   это   попытка  дать   учащимся представление об особенностях незнакомого им жанра.

 План урока.

Что такое «авторская проза»?

Оформление класса и оборудование: книжная выставка «Мысли о вечном и прекрасном» (образцы философской, философско-религиозной, искусствоведческой и публицистической эссеистики); видеомагнитофон; на доске (на подвижных частях) — материал для словарной работы:

Синонимы:

Однокоренные слова:

авторская проза, эссе, раздумья.

эссе, эссеистика.

наброски, записки, очерк, зарисовка

эссеист, эссеизация

Раздаточный материал: Что такое эссе? (Определение жанра в различных справочных пособиях); текст (отрывок из статья В. В. Розанова «Возврат к Пушкину»); текст (отрывок из главы «Пушкин» из книги «Силуэты русских писателей» Ю. Айхенвальда); памятка для лабораторной работы с элементами стилистического анализа текста.

 "Эссе — способ рассказать о мире через себя

и о себе с помощью мира"

(А. Эльяшевич).

Ход урока.

I. Прослушав предложенные отрывки, попытаться определить жанр каждого.

Чтение отрывка (Осоргин М. Земля //С того берега.— М., 1992.— Т. 2); Проповедь (любое издание); чтение отрывка (Ильин И. Шмелев // Одинокий художник.— М., 1992).

В ходе обсуждения приходим к выводу, что первый отрывок — скорее рассказ, второй — проповедь, третий — литературно-критическая статья. Что сближает их? Попытка осмысления важнейших проблем жизни и творчества, ярко выраженное личностное начало роднит эти, казалось бы, разножанровые явления.

П. Обозначение темы урока. Слово учителя:

— Среди жанров прозы есть жанр, который вбирает в себя воспоминания, дневники, письма, исповедь, проповедь, даже своеобразный очерк, рассказ (как мы только что видели на примере произведения М. Осоргина «Земля»). Четкого определения у этого жанра нет. Одни склонны видеть в нем мемуары особого рода, другие применяют к нему название «записки», третьи осторожно употребляют иностранное слово «эссе». А Наталья Иванова в своей книге «Точка зрения» окрестила его «авторской прозой», прозой «прямого непосредственного действия», в которой автор выступает одновременно и рассказчиком, и героем. «Стремление обнажить самого себя, понять себя и свое время, напряженный диалог с самим собой...» — вот основа прозы «авторской»,— утверждает один критик. Познание действительности через самопознание — формула подобных произведений .— утверждает другой.

Итак, что же  такое авторская проза? Обратимся к определениям этого жанра, данным в различных литературоведческих справочниках

Работа с раздаточным материалам.

Задание: прочтите   определения,   выделите  ключевые слова в них.

Какие особенности жанра обозначены в данных определениях? Особенности жанра эссе (запись в тетради после обсуждения):

  1. Обращение к значительным философским, историческим, искусствоведческим, литературным проблемам (внимание на книжную выставку, в ней — широкий диапазон проблем, поднятых в эссеистике).
  2. Субъективность, ярко выраженная позиция автора,  порой исповедальный характер произведений.
  3. Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения.

4.        Сравнительно небольшой объем.

IV. Лекция учителя ( Задание: запишите данный материал в виде тезисов)

История жанра

        Родоначальником жанра эссе был французский писатель-гуманист М. Леонтель, написавший в 1580 году «Essais», где изложил мысли о судьбе общества и человека. На русский язык название произведения М. Леонтеля переведено как «Опыты». В 1697 году Ф. Бэкон создал свои "Essais", а затем к эссе обращались Д. Локк, Д. Аддисон, Г. Филдинг, О. Голдсмит. У них жанр трансформировался — его стали понимать как опыт автора в разработке определенной проблемы.

        В нашем  веке к эссе обращались такие крупные художники, как Б. Шоу, Дж. Голсуори, A.Франс, Р. Роллан и другие.

        Термин «эссе» широко распространен на Западе, особенно в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин «скитце» — набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ, возникший в результате переноса импрессионизма на почву литературы. (Учащиеся знакомились с этим термином при изучении произведений А Фета, И. Бунина и других писателей.)

Русская эссеистика.

        Как заметил критик А Эльяшевич, «еще со времен «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и «Путешествия в Арзрум» Пушкина складывается свой собственный вариант эссеистического мышления». Радищев был ближе к публицистическому высказыванию, Пушкин — к путевому очерку. Уникальным явлением в этом жанре стал роман А И. Герцена «Былое и думы», который назван критиком А Эльяшеви-чем «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма», в котором воспоминания соседствуют с публицистикой, историческая хроника с очерком, исповедь с раздумьями социолога. К этому жанру можно отнести и «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, и «Исповедь» Л. Н. Толстого.

        В истории эссеистики последних десятилетий необходимо указать имена М. Кольцова, М. Пришвина, В. Некрасова, Ю. Нагибина, В. Солоухина, А Адамовича и такие произведения, как «Гамбургский счет» В. Шкловского, «Ни дня без строчки» Ю. Олеши, «Золотая роза» К. Паустовского, «Перечитывая Чехова», «Уроки Стендаля» И. Эренбурга,  «Трава  забвения»  и «Святой  колодец» B.        Катаева, путевые очерки Д. Гранина, В. Некрасова, «Люди или нелюди» В. Тендрякова.

        Единой модели, единого образца эссе не было и не будет: жанр обновляется и развивается согласно велениям времени.

Жанр эссе в последние годы

        Бывают времена, когда открытый, «начистоту» разговор художника с читателем становится насущно необходимым. Может быть, поэтому последние годы отмечены яркой вспышкой заложенной в эссе духовной энергии. Интерес к этому жанру заметно вырос. В эпоху крутых общечеловеческих переломов «авторская» проза, как никакая другая, аккумулирует в себе острейшее социальное содержание.

        Отсюда и новое явление в литературном процессе последнего времени — эссеизация жанров повести и романа. «Печальный детектив» В. Астафьева, «Все течет», «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Пушкинский дом» А Битова, «Все впереди» В. Белова, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Ягодные места» Е. Евтушенко... В них ткань художественного повествования пронизана токами публицистики, а в хоре голосов персонажей отчетливо звучит — порой даже солирует — авторский голос.

        Законом жанра является предельная открытость автора, его позиции, его мыслей. Это очень похоже на театр одного актера, где нет возможности уйти в тень, на второй план, где луч прожектора направлен только на тебя, беспощадно высвечивая самую суть.

V.        Работа с текстами В. Розанова и Ю. Айхенвальда (раздаточный материал).

Вопросы к классу: Есть ли что-то общее в оценках? Что дорого авторам в Пушкине? Подтвердите свои ответы текстом. Докажите принадлежность произведений В. Розанова и Ю. Айхенвальда к жанру эссе, выделяя особенности, отмеченные сегодня на уроке.

VI.        Лабораторная работа с элементами лингвистического анализа текста.

Задание: используя памятку, найдите в данных отрывках характерные для жанра эссе особенности стиля.

VII.        Подготовка к творческой работе — эссе.

Как вы понимаете пушкинские слова о «тайной свободе»? Каковы последствия несвободы «тайной» и явной?

Домашнее задание: сочинение-эссе «Талант и свобода».

                                                   В В. Розанов

ВОЗВРАТ К ПУШКИНУ

        Пушкин — это покой, ясность и уравновешенность, это какая-то странная вечность. В то время Гете уже невозможно читать сейчас или с невыносимым утомлением и скукою, даму» и «Дубровского» мы читаем с такой и интересом, как бы они теперь были Ничего не устарело в языке, в течении речи, отношении автора к людям, вещам, отношениям. Это — чудо.

 Пушкин нисколько не состарился; и когда и Достоевский, и Толстой уже несколько устарели, устарели по самой нервозности своей, по идеям, по взглядам некоторым,— Пушкин ни в чем не устарел. И поглядите: лет через двадцать он будет моложе и современнее Толстого, Достоевского. Как он имеет в себе нечто для всякого возраста, так (мы предчувствуем) в нем сохранится нечто для всякого века и поколения. «Просто — поэт», как он и определял себя («Эхо»),— на все благородное давший благородный отзвук. Скажите, когда этому перестанет время, когда это станет «не нужно»? Так же это невозможно, как и то, чтобы «утратили прелесть и необходимость» березовая роща и бегущие весной ручьи. Пушкин был в высшей степени не специален ни в чем: и отсюда-то — его вечность и общевоспитательность.

        Пушкин всегда с природою и уклоняется от человека везде, где он уклоняется от природы. В самом человеке он взял только природно-человеческое — то, что присуще мудрейшему из зверей, полубогу и полу-животному: вот — старость, вот — детство, вот — потехи юности и грезы девушек, вот — труды замужних и отцов, вот — наши бабушки. Все возрасты взяты Пушкиным; и каждому возрасту он сказал на ухо скрытые думки его и слово нежного участия, утешения, поддержки. И все — немногословно. О, как все коротко и многодумно! Пушкина нужно «знать от доски до доски».

        Купите-ка, господа, сегодня своим детям Пушкина и отберите у них разные «новейшие произведения»... Уберите и крепко заприте в шкаф, а еще лучше — ключ потеряйте. «Новейшие произведения» тем отмечаются, что польза от них происходит только тогда, когда их теряешь, забываешь у приятеля, когда их «зачитывают» или. наконец, когда какая-нибудь  несгорающая «Анафема» (Л. Андреева) наконец сгорает, хоть при пожаре квартиры.

К Пушкину, господа! — к Пушкину снова!

Ю. АЙХЕНВАЛЬД

Силуэты русских писателей

Ревет ли зверь в лесу густом

 Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом —

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов —

И шлешь ответ:

Тебе ж нет отзыва... Т

аков

И ты, поэт!

        В самом деле, он — эхо мира, послушное и певучее эхо, которое несется из края в край, чтобы страстно откликнуться на все, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. Он больше отзывался чем звал. Это именно потому, что он был истинный поэт.

        Всеотзывная личность его была похожа на многострунный инструмент, и мир играл на этой Эоловой арфе, извлекая из нее дивные песни. Великий Пан поэзии, он чутко слышал небо, землю, биение сердец — и за это мы теперь слушаем его.

        Но быть эхом вселенной не есть нечто пассивное и механическое: для того чтобы ответить, надобно услышать. И в этом послушании миру сказывается глубокое мировоззрение, происходит свободный выбор. То, что он повторил, что навеки удержал из текучей хаотичности жизненного гула,— это именно и есть то, что заслуживает бессмертия; как раз это и должно было остаться на свете, как раз эти чистые отклики и образуют мысль и музыку мира.

        Это души и деяний, внутренних и внешних событий, прошлого и настоящего, Пушкин в своей отзывчивости как бы теряет собственное лицо. Но божество тоже не имеет лица.

        Сторукий богатырь духа, Пушкин в своем пламенном любопытстве, полный звуков и смятения, объемлет все, всех видит и слышит, каждому отвечает. Он сам сказал, что душа неразделима и вечна, и он оправдал это на себе. Ему — дело до всего. Как бы не зная границ и пределов, не ощущая далекого и прошлого, вечно настоящий, всюду сущий, всегда и всем современный, он в этой сверхпространственности и сверхвременности переносится из страны в страну, из века в век, и нет для него ничего иноземного и чужого.

        Он верил в свои нравственные силы, себя уважал. И это находится в неизбежной связи с тем важнейшим фактом человеческой и поэтической биографии Пушкина, что всегда он был самим собою. Такой подражающий, он в то же время ни для кого не был внушением — даже для самого себя; даже себя не порабощал, и никто и ничто его не гипнотизировали. Пушкин никогда не насиловал своей души. И поразительно, до какой степени это мировое эхо было вместе с тем независимо, до какой степени этот всеподражатель был самостоятелен.

        Пушкин — самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без восторга Мы вспоминаем эту дорогую кудрявую голову, мы повторяем его стихи, мы знаем, что в степи мирской, печальной и безбрежной, есть неиссякаемый, животворный  источник, где мы почерпаем все новые  и новые возможности мыслить и чувствовать, где нам дается святое причастие красоты. Его стихи лепечут уста детей, Великий и желанный спутник, вечный современник, он идет с нами от  нашего детства и до нашей старости, он всегда около нас. он всегда откликается на зов сердца, жаждущего прекрасных откровений.  Какое счастье!..

Памятка для лабораторной работы (С учетом особенностей жанра)

Афористичность (иногда парадоксальность) речи. Наличие художественных тропов {метафора, сравнение, эпитет). Использование полемически заостренных утверждений, субъективность изложения. Эмоциональность речи. Смешение разнородных пластов лексики.

Стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипс, эпифора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Сочинения разных жанров: отзыв, рецензия, эссе»

В работе можно найти ответы на вопросы:Чем различаются между собой сочинения - рассуждения: эссе, рецензия и отзыв? Как научиться писать такие сочинения? Здесь приводятся примеры изобразительных средс...

Урок осмысление жанра эссе

Урок осмысление жанра эссе...

Урок: Осмысление жанра эссе

Урок: Осмысление жанра эссе...

Методическая разработка _Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя физической культуры)_

Развитие ребёнка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование, овладение способами добывания знаний и саморазвития, изменение самого себя. И то и другое невозможно...

"Формирование УУД средствами игровых технологий на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР" Методическая разработка.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. Уроки ОРКСЭ дают большие возможность для формирования УУД. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба...

Методическая разработка урока "Сочинение в жанре эссе"

Урок развития речи в 9 классе (русский язык)....