Предметная неделя русского языка
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Носалева Татьяна Николаевна

  В разработке представлена программа проведения предметной  недели "Путешествие в страну Русского языка". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetnaya_nedelya.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Полдневская  средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка по теме

«Неделя русского языка в школе»

Предметная неделя «Путешествие в страну Русского Языка»

Маршрут путешествия:

1 день

  • В городе Чистых Слов (открытие недели для учащихся 5 – 11 классов).
  • Игра «Угадай-ка» (лингвистическая перемена для учащихся 5 – 11 классов).

2 день

  • «Лингвистические Олимпийские игры» (внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса).
  • Игра «Фразеологизмы наши – слова ваши» (лингвистическая перемена для учащихся 5 – 11 классов).
  • Конкурс на лучшую иллюстрацию к фразеологизму, пословице, поговорке (для учащихся 5 – 11 классов).

3 день

  • «Лингвистический игродром» (внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса).
  • Игра «Грамматические примеры» (лингвистическая перемена для учащихся 5 – 11 классов).
  • Конкурс триолетов на тему «Год русского языка» (для учащихся 5 – 11 классов).

4 день

  • «В музее Лингвистики» (внеклассное мероприятие для учащихся 7 класса).
  • Игра «Занимательное словообразование» (лингвистическая перемена для учащихся 5 – 11 классов).
  • Конкурс стенгазет «Учёные-лингвисты» (для учащихся 5 – 11 классов).

5 день

  • «Далевский конкурс» (внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса).
  • Тестирование «Знатоки русского языка» (для учащихся 9 – 11 классов).
  • Игра «Непонятный синтаксис» (лингвистическая перемена для учащихся 5 – 11 классов).
  • Фотовыставка «Я на уроке русского языка» (для учащихся 5 – 11 классов).

6 день

  • «Против сленга! За чистоту языка!» (внеклассное мероприятие для учащихся 9 - 11 класса).
  • Торжественное закрытие недели.

В городе Чистых Слов

(линейка, открытие недели)

Учитель

Внимание! Внимание! Наш скорый поезд отправляется в увлекательное путешествие по стране Русского Языка. Длительную остановку мы совершим в городе Чистых Слов. Здесь вы познакомитесь со многими достопримечательностями, побываете в музее Лингвистики, посетите фотовыставки, аттракционы, Олимпийские игры. Надеюсь, что по окончании путешествия вы узнаете много нового и интересного. А не заблудиться в запутанных узких улочках города вам помогут маршрутные листы.

(вручение маршрутных листов представителям классов, см. Приложение 1)

 1 учащийся

В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми населена.

Учитель

В город Чистых Слов может попасть любой человек, который любит свой родной язык и выполняет правила.

2 учащийся

Любите свой родной язык!

3 учащийся

Не засоряйте язык словами-сорняками!

1 учащийся

Не засоряйте язык кличками!

2 учащийся

Красиво и точно излагайте свои мысли!

Учитель

На нашей планете люди говорят на разных языках. Только в России говорят более чем на 100 языках. Русский язык служит языком межнационального общения народов России.

3 учащийся

На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь.

1 учащийся

Китаец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн,
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что я на русском говорю
Уж целых 10 лет.

2 учащийся

Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден и могуч
И грозен для врагов.

3 учащийся

Суворов одобрял солдат
На русском языке.
Бессмертный Пушкин сочинял
На русском языке!

Учитель

Чистый, красивый язык – это оружие в борьбе за знания. Если каждый из вас будет хорошо владеть родным языком, то вы сможете четко и точно излагать свои мысли.

1 учащийся

Как много добрых слов на Голубой планете:
Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!
А грязные слова нам Землю засоряют;
Калечат души нам и счастье разрушают.

2 учащийся

И пусть из чистых уст на Голубой планете
Прекрасные слова лишь произносят дети!
И голубь мира всем несет благое слово,
Чтоб наш родной язык мог возродиться снова!

3 учащийся

Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи
Все грубые слова и злое просторечье.
А чистые слова бриллиантом засверкают,
Как капельки росы на солнце засияют.
Пусть радуга-дуга, как символ красоты,
Приносит в нашу речь побольше…

Хором

Чистоты!

1 учащийся

Чистое слово,
Чистое дело,
Чистое сердце
Радостно, смело
Провозглашаем мы на планете
Чтоб были счастливы люди на свете.

Учитель

В течение недели мы будем путешествовать по городу Чистых Слов, но я думаю, что сюда вы будете возвращаться вновь и вновь! Пусть ваша речь всегда будет чистой, грамотной и доброй! Идите по жизни только Дорогою добра!

(Исполняется песня “Дорога Добра”)

Лингвистические перемены

(предлагаемые задания выполняются индивидуально желающими, списки победителей вывешиваются ежедневно, благодарности призёрам каждой перемены вручаются в день закрытия недели)

1 перемена (1 день)

Игра «Угадай-ка»

На листе написаны некоторые определения, прочитайте их и определите слово, которое они называют, отгадки запишите.

  • Бывает горная… Бывает золотая… (цепь).
  • Есть такой металл… Мифический великан… (титан).
  • Бывает последний… Бывает телефонный… (звонок).
  • Живёт в море… Живёт на эстраде… (звезда).
  • Был такой композитор… Растёт на дереве… (лист).
  • Бывает Ближний… Дело тонкое… (Восток).
  • Сельскохозяйственный инструмент… Девичья краса… (коса).

2 перемена (2 день)

Игра «Фразеологизмы наши – слова ваши»

Каждому желающему выдается список фразеологизмов. Необходимо записать значение каждого фразеологизма.

хоть иголки собирай

заваривать кашу

по чайной ложке

коломенская верста

чуть свет

повесить нос

жить душа в душу

сидеть сложа руки 

ни зги не видно

воспрянуть духом

на ночь глядя

от горшка два вершка

как кошка с собакой

одним духом

расхлёбывать кашу

не покладая рук

3 перемена (3 день)

Игра «Грамматические примеры»

Решите грамматические примеры.

  1. + большой деревянный сосуд = ? (бабочка)

+ пресноводное животное с клешнями = ? (барак)

+ приятный полезный напиток = ? (басок)

+ музыкальный звук = ? (батон)

  1. + хвойный лес = ? (сбор)

+ спрятанные ценности = ? (склад)

+ сражение = ? (сбой)

+ дом отдыха = ? (сдача)

4 перемена (4 день)

Игра «Занимательное словообразование»

Найдите в стихотворении авторское слово, определите, что оно обозначает и как образовано. Почему автор употребил его в диалоге двух мальчиков?

- Он спрыгнул!

- Ха-ха-ха!

- Он сиганул!

- Хо-хо-хо!

- Ласточкой!

- Хе-хе-хе!

- Солдатиком!

- Хи-хи-хи!

- Храбрец!

- Молодец!

- Хвастец!

                В.Драгунский

5 перемена (5 день)

Игра «Непонятный синтаксис»

Подчеркните все слова как члены предложения.

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

                                Л.Кэрролл

Внеклассные мероприятия

2 день

Лингвистические Олимпийские игры (см. Приложение 2) (слайд 1)

(внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе)

Учитель (слайд 2)

Вы, олимпийцы, прибыли на Олимпийские игры из различных греческих государств. Объявлено священное перемирие. Всякие войны прекращены, никто не имеет права не только применять оружие, но даже вносить его на территорию Древней Эллады. Приветствую вас в священной Олимпии, где сегодня пройдут настоящие Лингвистические Олимпийские игры.  Следуй призыву древних – победи самого себя! По рыцарски веди себя на играх. Будь рыцарем и твори добро, не только на играх, но и во всех делах и поступках! Изучай различные явления языка с интересом, и учение окажется не таким сложным.

I Из истории Олимпийских игр (слайд 3)

(выступления заранее подготовленных учащихся)

  1. Олимпийские  игры были одним из наиболее почитаемых празднеств Древней Греции. Первые игры прошли в 776 году  до нашей эры. Они проводились 1 раз в четыре года и продолжались пять дней. На время олимпийских игр объявлялся обязательный для всех греков “священный мир”. В этот период в Греции не велось военных действий и дороги в Олимпию были безопасны. Победители соревнований награждались венком из ветвей оливы и пользовались в Греции почетом и уважением. Олимпийские игры проводились до 394 года нашей эры, пока не были запрещены римским императором.
  2. Игры помогали грекам не столько хорошо воевать, сколько хорошо... дружить – регулярно встречаться, разговаривать, осуществлять культурный обмен, вообще видеть, что перед тобой стоит не «подлый враг из ненавистной Спарты», как утверждала пропаганда, а дружелюбный парень с открытой улыбкой. То есть Олимпийские игры способствовали разрушению образа врага. А ведь это важнее всего в деле общения народов друг с другом!
  3. Теперь Олимпийские игры крупнейшие спортивные соревнования, которые были возрождены в 1894 году по предложению педагога и общественного деятеля Пьера де Кубертена. В том же году был создан Международный Олимпийский комитет (МОК). Олимпийские игры объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях.
  4. Именно Пьер де Кубертен стал создателем спортивных союзов для детей, организатором международных соревнований. Уже только за одно это имя его должно было бы навсегда остаться в мировом спорте. Однако главное дело, главный спортивный подвиг Кубертена был впереди! Он был еще совсем молодым человеком, когда высказал мысль о возрождении Олимпийских игр. С этого момента всю свою жизнь Пьер де Кубертен подчинил осуществлению великой идеи. Умер он в возрасте семидесяти трех лет, а начал заниматься Олимпийскими играми в двадцать шесть, то есть олимпизму было отдано почти полвека! (слайд 4)
  5. Перед нами развалины доисторического храма Геры, крупнейшего культового сооружения архаического времени в Олимпии. В этом храме хранится диск, с записанными на нем правилами Олимпийских игр. Именно перед этим храмом с помощью зеркал зажигают современный олимпийский огонь. (слайд 5)

(учащиеся уходят, занимают свои места)

II Открытие Олимпиады

Учитель (слайд 6)

На открытии Олимпиады мы предлагаем вам познакомиться с главным судьёй соревнований, это я, ваш учитель. За каждое задание вам будут начисляться очки, 1 место – 3, 2 место – 2, 3 место – 1. Все результаты будут фиксироваться на доске. И сейчас вам предлагается первое олимпийское испытание. Выберите капитана команды, определите страну, которую будете представлять, придумайте её оригинальное название (Грамотландия, Пунктуания, и т.д.). На выполнение задания отводится 3 минуты. Время пошло.

(После выполнения задания проходит представление команд и их капитанов)

III Ход соревнований

  1. Итак, переходим к первому виду программы – Лёгкая атлетика. (слайд 7) Вам предлагается выполнить забег на … десять слов. Каждая команда за три минуты должна назвать за десять слов одной части речи так, чтобы каждое последующее слово начиналось на ту букву, которой заканчивается предыдущее, формы слов могут быть различными. (слайд 8)

(после выполнения задания, учитель выслушивает ответы, оценивает их, фиксирует результаты на доске)

  1. А вашему вниманию представляются Олимпийские новости. (слайд 9) Самым юным чемпионом Олимпийских игр принято считать французского мальчика, имя которого, к сожалению, не сохранилось. Он был рулевым в занявшей первое место на Играх 1900 года академической двойке команды Нидерландов. Спортивные историки утверждают, что маленькому чемпиону было 7-10 лет.
  2. Следующий вид – тяжелая атлетика. (слайд 10) Участники команд должны за три  минуты написать как можно больше слов, состоящих из самого большого количества букв. (слайд 11)

(после выполнения задания, учитель выслушивает ответы, оценивает их, фиксирует результаты на доске)

  1. А для вас вновь Олимпийские новости. (слайд 12) В индивидуальных Олимпийских дисциплинах самой молодой чемпионкой была американка Марджори Гестинг, выступавшая на Олимпиаде в прыжках с трамплина 12 августа 1936 года. Когда Марджори завоевала золотую медаль, ей было 13 лет.
  2. Затем в состязание вступают борцы. (слайд 13) Соревнующиеся в парах предлагают друг другу по пять слов, к которым их соперник должен подобрать синонимы или антонимы. (слайд 14)

(после выполнения задания, учитель выслушивает ответы, оценивает их, фиксирует результаты на доске)

6.        И снова Олимпийские новости. (слайд 15) А самым возрастным победителем Олимпийских игр стал Оскар Гомер Сван. В возрасте 64 лет он в составе команды Швеции получил “золото” за первенство в стрельбе по “бегущему оленю” на Олимпиаде 1912 года.

7.        Наступает пора померяться силами в метании копья. (слайд 16) Дальность полета копья оценивается по количеству слов в предложении, составленном за три минуты командой. Предложение должно иметь смысл, логику. Все слова предложения должны начинаться на одну и ту же букву. (слайд 17)

(после выполнения задания, учитель выслушивает ответы, оценивает их, фиксирует результаты на доске)

8.        Для вас очередной выпуск Олимпийских новостей. (слайд 18) Рекордсменом среди рекордсменов признан советский штангист-тяжеловес Василий Алексеев. С 24 января 1970 года по 1 ноября 1977 года он 80 раз вносил поправки в официальную таблицу мировых рекордов.

9.        Последним видом нашей Олимпийской программы станет волейбол. (слайд 19) Это настоящая командная игра. Подающий задает вопрос команде соперников и бросает мяч любому игроку-сопернику. Игрок с мячом в руках говорит первое слово ответа, перебрасывает мяч другому игроку своей команды. Тот говорит следующее слово. И так, пока не будет дан ответ на вопрос. Количество перебрасываний  внутри команды не ограничено. (слайд 20) 

(после выполнения задания, учитель оценивает ответы, фиксирует результаты на доске)

IV Закрытие Олимпиады

Учитель (слайд 21)

Олимпийский огонь впервые зажжён в 1928 году. Он символизирует стремление атлетов к физическому и духовному совершенству. Пусть факел наших Лингвистических Олимпийских игр горит в ваших сердцах на каждом уроке русского языка!

(объявление результатов олимпиады, награждение участников памятными вымпелами)

3 день

Лингвистический игродром

(внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса)

Учитель Внимание! Внимание! Сегодня в нашей школе в рамках Недели русского языка состоится открытие необычного парка аттракционов «Лингвистический игродром». Первыми посетителями парка станете вы, ученики 6 класса. Только для вас сегодня посещение аттракционов бесплатное, а для тех ребят, которые правильно и быстро выполнят задания, приготовлены небольшие призы.

Мы уже сказали, что наш парк необычный. Необычен он тем, что весёлые и познавательные аттракционы посвящены изучению нашего языка. А пройдя все предложенные задания, мы на одну ступеньку продвинемся вверх в изучении родного русского языка.

И сейчас я приглашаю вас посетить первую площадку игродрома, которая называется «Орфоэпический микроскоп».

Площадка № 1. «Орфоэпический микроскоп»

Учитель

  • Задания из какого раздела русского языка будем выполнять на этой площадке?
  • Что изучает орфоэпия?

Прежде чем приступить к выполнению заданий, мы должны познакомиться с правилами поведения на аттракционе.

Правило № 1

Не зная орфоэпии

Во всём великолепии,

Не ощутишь её волшебных чар.

Жизнь кажется кошмаром,

Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар.

Правило № 2

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением,

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

Правило № 3

Возил не шóфер, а шофёр.

Не фáрфор, а фарфóр.

Был оглашён не прúговор –

Судебный приговóр.

Строгал не стóляр, а столЯр,

Но дóску – не доскý.

И слушал в одиночестве

Не «Тóску», а тоскý.

  • Как вы понимаете эти правила?

Задание № 1

После чтения стихотворения ответьте на вопросы:

  • Сколько речевых и сколько орфографических ошибок допущено в тексте?
  • Как правильно поставить ударение в форме сравнительной степени прилагательного КРАСИВЫЙ?

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивéе», «Мы так хóчим»,

«Дóсуг, шóфер, прóцент, зáем,

Квáртал, пóртфель, бюлитéнь»,

«Пóверх плана выполняем»,

«Агент звóнит целый день».

Задание № 2

Трудности часто возникают не только в выборе места ударения в различных формах имени прилагательного, но и в образовании этих форм. Я сейчас предлагаю вам сыграть в игру «Ха – ха!». Я буду читать имена прилагательные и их формы, вы должны сказать «Ха – ха!» и исправить ошибку.

Строгий – строгайший.

Добрый – добрейший.

Тихий – тихайший.

Храбрый – храбрейший.

Глубокий – глубокайший.

Богатый – богачейший.

Высокий – высочайший.

Скучный – скучнейший.

Редкий – редкейший.

Вечерний – вечернейший.

Древний – древнейший.

(за каждый правильный ответ в заданиях учащиеся получают жетоны)

Учитель

А мы переходим на следующую площадку игродрома, где вас ждёт аттракцион «Морфологический аукцион».

Площадка № 2. «Морфологический аукцион»

  • Что изучает морфология?

На этом аттракционе прокатятся все ребята, но победителем окажется тот, кто последним назовёт имя прилагательное, обозначающее…

Цвет (белый, зелёный, красный…).

Вкус (солёный, сладкий, горький…)

Размер (Большой, маленький, узкий…)

Качества характера (добрый, злой, весёлый…)

Температуру (холодный, тёплый, горячий…)

(победители получают жетоны)

Учитель

Продолжаем движение по игродрому и оказываемся на площадке № 3. Здесь нас ждёт «Словообразовательный марафон».

Площадка № 3. «Словообразовательный марафон»

Задание № 1. Образуй прилагательное.

В этой игре побеждает тот, кто быстрее и правильнее образует имена прилагательные от числительного ДВА и данных имён существительных.

ЗНАК

ЛИЦО

НОГА

СЛОГ

СМЫСЛ

ВЕДРО

ГОД

ЛЕТО

 (правильно выполнившие задание получают жетоны)

Задание № 2

Я называю имя прилагательное, а вы образовываете от него имя существительное и называете его хором. Играть нужно в быстром темпе, поэтому будьте внимательны.

Новый – новость.

Суровый – суровость.

Сосновый – сосна.

Полный – полнота.

Чёрный – чернота.

Красный – краснота.

Ясный – ясность.

Учитель

Переходим на площадку № 4. Здесь мы оказываемся на самом подвижном аттракционе «Орфографические пересадки».

Площадка № 4. «Орфографические пересадки»

Правила игры: я называю орфограмму, ученик приводит пример на эту орфограмму и пересаживается на свободное место, следующий называет другой пример и занимает освободившееся место ученика и т. д. В ходе игры я несколько раз буду менять названия орфограмм.

(все участники получают по жетону)

Учитель

А на площадке № 5 мы попадаем на аттракцион «Занимательный синтаксис».

Площадка № 5. «Занимательный синтаксис»

  • Что изучает синтаксис?

Задание 1

Исправьте ошибки в объяснительной Миши Иванова по поводу пропусков уроков.

… Подхожу до школы, смотрю – двери окрашены. Думаю: наверное, занятия отменили. А тут ребята с окошка кричат, что вход со двора…

(за правильный ответ выдаются жетоны)

Учитель

Переходим на следующую площадку игродрома, где нас ждёт «Грамматическая арифметика».

Площадка № 6. «Грамматическая арифметика»

Задание

Предлагаются карточки с грамматическими примерами, которые нужно решить.

  1. + большой деревянный сосуд = ? (бабочка)

+ пресноводное животное с клешнями = ? (барак)

+ приятный полезный напиток = ? (басок)

+ музыкальный звук = ? (батон)

  1. + хвойный лес = ? (сбор)

+ спрятанные ценности = ? (склад)

+ сражение = ? (сбой)

+ дом отдыха = ? (сдача)

(ученикам, выполнившим правильно задание, выдаются жетоны)

Учитель

Площадка № 7 называется «Этимологическая сказка»

Площадка № 7. «Этимологическая сказка»

  • На что обратим внимание на этой площадке?

Задание

В качестве домашнего задания детям предложено придумать и инсценировать сказку о цветах. Учителем предложен следующий состав действующих лиц:

  • Незабудка – девушка, красота которой незабываема;
  • Мать-и-мачеха – злая волшебница, выдающая себя за мать Незабудки;
  • Подснежник – поэт, влюблённый в Незабудку;
  • Гладиолус – благородный чужестранец (с лат. – «меч», имеет русское название Шпажник);
  • Флокс – приятель Гладиолуса, отважный рыцарь (с греч. – «пламя»);
  • Герань – добрая волшебница в образе журавля (с греч. – «журавль»).

(в основу сюжета сказки должны быть положены толкования имён героев, всем участникам инсценировки раздаются жетоны)

Учитель 

Вот и закончилось наше посещение необычного игродрома. Необычного потому, что, играя, мы изучали разные явления русского языка и доказали количеством собранных жетонов, что каждый достоин носить звание «Знаток русского языка»

(подсчитывают жетоны, сдают учителю, взамен получают разноцветные удостоверения Знатока русского языка (цвет зависит от количества жетонов)

Надеюсь, что эти удостоверения станут пропуском на другие аттракционы, изучающие наш родной язык!

Используемая литература:

Блаженко В.Т. Урок – волшебный сон.// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1991, № 6.

Волина В.В. Весёлая грамматика. – М., 1995.

Грибова Л.А. Дом крышей вниз.// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1991, № 1.

Климчик Л.А. Урок для любознательных. Имя прилагательное.// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1990, № 3.

Подгаецкая И.М., Постникова И.И. Саксофон и саксаул: родичи или чужестранцы?// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1991, № 6.

Чёрная А.А. КрасИвее или красивЕе?// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1990, № 10.

4 день

В музее лингвистики

(внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе)

Учитель Сегодня у нас интересное событие. Мы совершим экскурсию по музею лингвистики. Лингвистика – это наука о языке, поэтому в музее вы увидите множество интересных экспонатов, услышите занимательные рассказы о языке. «О языке – занимательно!» – это наш девиз. Экспонаты музея в живой форме познакомят вас со многими вопросами языка – его жизни, развития. Но сначала мы услышим ответ на вопрос: почему же сегодняшняя экскурсия посвящена русскому языку?

(выходят 4 ученика)

1. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чуткий слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песни.

2. Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно сложная Вселенная.

3. Человек знакомится с теми мыслями, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения, и обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И всё это благодаря языку.

4. Всё, что люди совершают действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство, жизнь.

(ученики уходят)

Учитель Наш родной русский язык, великое русское слово… А знаем ли мы его и умеем ли беречь? По-настоящему ли нас увлекает изучение русского языка в нашей школе? Давайте обогащать свои знания о языке, проникать в его жизнь. А поможет нам в сегодняшней экскурсии настоящий знаток русского языка, хранитель уникального музея.

(представление хранителя музея)

Учитель Мы оказываемся в первом зале, который называется «Фонетика».

(выходят ведущий, Иван Иванович, фотограф)

Ведущий Одному человеку, Ивану Ивановичу, захотелось сфотографироваться.

Иван Иванович Здравствуйте! Я хотел бы у вас сфотографироваться.

Фотограф Пожалуйста, устраивайтесь поудобнее.

Иван Иванович Только, товарищ фотограф, у меня рот очень большой. Нельзя ли на снимке сделать его поменьше?

Фотограф Отчего же! Всё можно. Когда буду фотографировать, вы тихонько говорите: изюм, изю-ум.

Ведущий Сел Иван Иванович и забыл, что нужно говорить. И вдруг вспомнил! Стал твердить.

Иван Иванович Кишмиш, кишмиш.

(все уходят)

Учитель Как вы думаете, понравился ли снимок Ивану Ивановичу и почему?

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило, входят ведущий, доктор и Иван Иванович)

Ведущий Однажды Иван Иванович оказался на приёме у врача ларинголога.

Иван Иванович Здравствуйте, доктор. У меня уже несколько дней горло болит.

Доктор Не волнуйтесь. Сейчас проверим, что случилось. Откройте рот, скажите «а-а-а»

(все уходят)

Учитель Скажите, пожалуйста, почему врачи, осматривая горло больного, просят произнести именно звук [а]?

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)

Учитель А прежде чем перейти в следующий зал, мы должны выполнить фонетическое задание. Прослушайте вредный совет Г.Остера и найдите фонетическую ошибку.

Если мама в магазине
Вам купила только мячик
И не хочет остальное,
Всё, что видит, покупать,
Станьте прямо, пятки вместе,
Руки в стороны расставьте,
Открывайте рот пошире
И кричите букву «А»!
И когда, роняя сумки,
С воплем: «Граждане! Тревога!»
Покупатели помчатся
С продавцами во главе.
К вам директор магазина
Подползёт и скажет маме:
«Заберите всё бесплатно,
Только пусть он замолчит».

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)

Учитель А мы уже во втором зале. Здесь представлена орфография. В этом зале мы услышим интересную историю о влюблённом глаголе и гордой частице НЕ. История эта называется «Сила любви»

(выходит ведущий, глагол и частица)

Ведущий Гордую и упрямую Частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь.

Глагол Я тебя люблю!

Частица А я тебя не люблю!

Ведущий Вот однажды НЕ говорит Глаголу.

Частица Я отвечу тебе взаимностью, если ты докажешь, что жить без меня не можешь.

Ведущий Вздохнул Глагол и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда он вернулся к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком.

Частица Негодую! Ненавижу!

Ведущий И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.

(все уходят)

Учитель О каком орфографическом правиле шла речь в этой сказке? Расскажите его, и мы перейдём в другой зал

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)

Учитель Этот зал называется «Морфология». Здесь мы встретимся со странными безымянными экспонатами, имена которых вы должны будете назвать.

(выходят 3 девочки)

1. Начну я, самое главное из трёх, самое понятное и распространённое. Но вот с чем мне не повезло, так это с именем. Я даже заглядывало в словарь. Моё имя означает ВЫСКАЗАТЬ, ВЫРАЗИТЬ. То есть я высказанное, выраженное. Я было, есть и буду, причём непременною Я реально существую, в отличие от моих родственников, существую попеременно в каждом из времён – в настоящем, прошедшем или будущем. А теперь слово моим родственникам.

2. Да, мы родственники. Но, в отличие от предыдущего оратора, у меня несколько имён. Они означают, что я могло бы произойти, но только при определённых условиях. Меня легко узнать, со мной, как собачка или верный паж, всегда частица БЫ. Я навсегда выбрало себе форму прошедшего времени, но самого-то времени, как морфологического признака, у меня нет. Ведь у того, что не существует, и времени быть не может.

3. Ну, и мне слово, наконец, дайте. Я создано для того, чтобы повелевать. Я постоянно хожу и заставляю других: сделай, посмотри, открой, отдай, заберите, посмотрите… Пусть я не существую в реальности у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем. И не моя вина в том, что не все и не сразу повинуются. Тогда я сначала прошу, побуждаю, призываю, а уж потом требую и приказываю.

(девочки уходят)

Учитель Назовите имена этих экспонатов.

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)

Учитель А чтобы перейти в следующий зал, нужно выполнить ещё одно задание. Послушайте вредный совет Г.Остера и назовите количество глаголов в форме повелительного наклонения.

Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома,
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай.
Ты ж во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски поменьше,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками –
Ложкой больше зачерпнёшь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье –
Трудно будет вынимать.

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)

Учитель Тем временем мы оказываемся в последнем зале, в сказочном королевстве «Синтаксис».

(входят ведущий, король Синтаксис, Подлежащее, Сказуемое, Дополнение, Второстепенный член)

Ведущий Однажды на приём к королю Синтаксису явилось Предложение.

1. Подлежащее МЫ

2. Сказуемое ЛЮБОВАЛИСЬ

3. Дополнение ДОМОМ

Синтаксис Дорогое Предложение, мы очень рады, что вы посетили наше королевство с дружественным визитом (увидел форму У ДОРОГИ), а вы почему стоите? Занимайте скорее место.

4. А я не знаю, куда садиться.

Синтаксис Как не знаете? Вы же отвечаете на вопрос ГДЕ? и обозначаете МЕСТО – садитесь на стул Обстоятельства.

4. Но я же отношусь к слову ДОМ и отвечаю на вопрос КАКОЙ? и поэтому являюсь ещё и Определением, ведь слово ДОМ – предмет, а не действие.

Синтаксис Вот загвоздка. Это, действительно, спорный вопрос. А садитесь-ка вы на два стула!

Ведущий Так и сидят теперь на двух стульях члены предложения, совмещающие в себе два значения. Одно значение член предложения имеет сам, а второе даёт слово, к которому он относится.

(все уходят)

Учитель Скажите, а может ли определение быть выражено именем существительным?

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)

Учитель Вот и подошла к концу наша занимательная экскурсия по музею лингвистики. Надеюсь, что сегодня многие из вас по-новому взглянули на некоторые вопросы русского языка и заинтересовались изучением родного языка, ведь не изучая и не любя язык, человек останавливается в своём развитии.

Успехов вам, ребята, в овладении самого важного школьного предмета!

Примерные ответы для хранителя музея

Фонетика

1. Уважаемые экскурсанты, зрители, я сейчас дам лингвистическое толкование представленного здесь явления.

Иван Иванович не мог быть доволен своей фотографией, потому что забыл совет фотографа. Ведь слово ИЗЮМ сокращает ширину губ, так как [У] – звук огублённый, а произнесение слова КИШМИШ вызвало обратный эффект, так как звук [И] – неогублённый.

2. Ларингологу мы говорим «а-а-а», потому что при произнесении этого звука язык не двигается, а значит не мешает доктору осмотреть горло больного.

3. В этом вредном совете допущена фонетическая ошибка в строке «И кричите букву «А»!», потому что буквы пишут, а звуки произносят.

Орфография

1. Речь идёт о правописании частицы НЕ с глаголами. Частица НЕ пишется отдельно всегда, кроме тех случаев, когда глагол без частицы НЕ не употребляется.

Морфология

1. Речь идёт о морфологических признаках глагола: изъявительном, условном и повелительном наклонениях.

2. В стихотворении 7 глаголов повелительного наклонения.

Синтаксис

1. Действительно, в русском языке определение может быть выражено именем существительным, глаголом и т.д. И если оно не согласуется с существительным в роде, числе и падеже, его называют несогласованным.

Используемая литература:

  1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М., 1995
  2. Остер Г. Вредные советы. – М., 1996.
  3. Подгаецкая И.М. Школьный театр лингвистических миниатюр // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР., 1990., № 9.
  4. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. 6 класс. 1 полугодие. – М., 1995.

5 день

Далевский конкурс

(внеклассное мероприятие в 8 классе)

Учитель

Все ценители русского слова, все, кого интересует наш язык, кто хочет постичь его тонкости и тайны, - знают имя Владимира Ивановича Даля. Сегодня в рамках проведения Недели русского языка мы проводим «Далевский конкурс», в ходе которого мы ближе познакомимся с творческим наследием великого собирателя слов.

(звучат фанфары, выходят трое ведущих)

1 ведущий

Во Бурле во славной,

Во палате белокаменной

Собирались гости званые,

Гости званые и желанные.

2 ведущий

Дорогие гости, здравствуйте!

Не всех назовём по имени,

А всем низко кланяемся!

Здравствуйте!

3 ведущий

О гости достопочтенные!

Пройдёт пусть встреча светлая

По сказкам века нашего.

1 ведущий

Скрепите ум силою своею,

Поострите сердце мужеством,

Быть празднику великому.

2 ведущий

А потому, пора уже

К беседе приступить.

3 ведущий

О великом муже Земли Русской,

О создателе Словаря толкового,

Живого великорусского языка,

О Владимире Ивановиче Дале.

1 ведущий

Так отправимся же в путешествие

По следам деяний Далевых.

Спешить не спешите, зазывал послушайте,

Чтобы путь себе верный, прямоезжий избрать.

(выходят зазывалы)

1 зазывала

Солнце яркое встаёт,

Идёт на игрище народ!

Подходи посмелей!

Играть с нами не робей!

На станции «Фольклорной» не зевайте,

Загадки, поговорки разбирайте.

2 зазывала

Не ходи никуда, а подходи вот сюда!

Гляди не моргай, рот не разевай.

Ворон не считай, быстрей повыше залезай!

Сумеешь – награду получай!

(зазывалы уходят)

1 ведущий

«Собрание пословиц – это свод народной опытной премудрости, цвет здорового ума, житейская правда народа», - пишет В.И.Даль.

2 ведущий

Собирать пословицы для Даля, всё равно что ходить «по грибы».

1 ведущий

Даль по свои грибы ходил недаром, не зря десятки лет до земли кланялся: в его собрании больше 30 тыс. пословиц, а точнее – 30130.

2 ведущий

В сборнике Даля они расположены не в азбучном порядке, а по содержанию и смыслу. Его 180 тетрадей – это 180 разделов, по которым распределены пословицы.

(ведущие уходят)

Учитель

И первый наш конкурс называется «Закончи пословицу». Зачитывается начало пословицы, а ваша задача – продолжить её. Команда, которая быстрее и правильнее даст ответ, получает жетон.

Задания

  • Петь хорошо вместе, а … (говорить порознь);
  • Не спеши языком, … (торопись делом);
  • На чужой роток … (не накинешь платок);
  • За правое дело … (стой смело);
  • За словом в карман … (не полезешь);
  • Меньше говори, … (больше делай).

(выполняют задание)

Учитель

Посмотрите, к нам пожаловали коробейники.

(выходят коробейники)

1 коробейник

Мы коробейники. Ходим с коробами, торгуем мелким товаром.

2 коробейник

У нашего Якова товара всякого.

1 коробейник

И про ваш праздник мы наслышаны. И товарец у нас к этому случаю есть. Продаём мы загадки, что В.И.Даль много лет собирал.

(предают загадки учителю)

Учитель

Второй конкурс называется «Загадки». Кто быстрее и правильнее даст ответ на загадку, та команда получит жетон за каждую отгадку.

Задания

  • Скоро ест и мелко жуёт, сама не глотает и другим не даёт. (Пила);
  • Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой);
  • Скручен, связан, по избе скачет. (Веник);
  • Маленько, кругленько, а за хвост не поднять. (Клубок);
  • Белая кошка лезет в окошко. (Свет);
  • Чёрная корова весь мир поборола. (Ночь);
  • Черно, как жук, бело, как снег, провёртка в лес, тараторит, как бес. (Сорока);
  • Не князь по породе, а ходит в короне. (Петух).

(выходят коробейники)

1 коробейник

Подходи, бедный, подходи, богатый, подходи, тонкий, подходи, пузатый, подходи, слепой, подходи, горбатый. Всем товар раздаю почти задаром.

2 коробейник

У нас шпильки, булавки, чирьи, бородавки, нитки, катушки, селёдочные кадушки, банки с помадой и дёгтем, кому надо, красные платочки, мелкие гвоздочки. Есть старые башмаки, покупайте, молодые и старики.

(передают учителю товар)

Учитель

Следующий конкурс «Вспомни пословицу или поговорку».Вы должны подумать и назвать пословицы и поговорки, в которых упоминаются предметы:

  • Нитка;
  • Яблоко;
  • Хлеб;
  • Лук.

(В течение определённого времени выполняют задание, отвечают, команда, записавшая наибольшее количество пословиц и поговорок получает жетон)

1 коробейник

Вот и кончился наш товар, уж не обессудьте, добры молодцы и красны девицы!

2 коробейник

Прощаемся мы с вами до следующего праздника!

(коробейники уходят)

Учитель

Следующий конкурс «Собери рассыпанные пословицы». За каждую правильно собранную пословицу команда получает жетон.

  • Не, горя, не, узнав, и, радости, узнаешь.
  • Не, беда, ходит, по, а, людям, лесу.
  • Умирают, да, живут, их, люди, дела, добрые.
  • Натаскает, немного, одна, мёду, пчела.
  • Никакое, до, не, худо, доведёт, добра.
  • Обидеть, худое, соседа, дело.

(в течение определённого времени выполняют задание, отвечают, получают жетоны)

Учитель

И последний конкурс «Растолкуй слово». За каждый быстрый и правильный ответ команда получит жетон.

  • Студёная;
  • Тужить;
  • Торкнулся;
  • Ухом не ведёт;
  • Куда глаза глядят.

(отвечают, получают жетоны, выходят ведущие)

1 ведущий

Где тесно, там и место. Где теснее, там и дружнее. А мы снова с вами. Сколько нового и интересного узнали вы сегодня о великом сыне Земли Русской.

2 ведущий

Об учёном, писателе и великом подвижнике В.И.Дале, главным подвигом жизни которого было создание «Толкового словаря живого великорусского языка».

3 ведущий

Вы услышали о самом важном деле его жизни – о собирании слов. Так подведём же итоги.

(ведущие уходят, учитель считает собранные командами жетоны, поздравляет победителей)

Учитель

Как говорил В.И.Даль, на сегодня прощаемся да не на всю жизнь. Счастливого пути в стране русского языка! До новых встреч!

6 день

Дискуссия «Против сленга! За чистоту языка!»

(внеклассное мероприятие для 9 – 11 классов)

Цель: обобщить и систематизировать материал по указанной теме, обратить внимание на нравственную позицию гражданина России, на  моральную ответственность за последствия использования жаргонов, сленгов, формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущности языка.

Ход дискуссии:

Ведущий: Культура чувств, культура общения, культура речи – из всего складывается общий облик культурного человека. Французский философ Вольтер говорил: “Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена”. Порой мы забываем, что язык – это наша культура, история, богатство. Сегодня в этом зале собрались те, кто считает, что язык меняется и не в лучшую сторону. Что сделать, как себя вести в подобной ситуации?

Слушайте. Думайте. Решайте. Вам, вступающим в новую жизнь, продолжать традиции. Какими они будут?

Чтец 1

РУССКИЙ ЯЗЫК (Ярослав Смеляков)

У бедной твоей колыбели,
Ещё еле слышно сперва,
Рязанские женщины пели,
Роняя, как жемчуг, слова…
Ты шел на разбитых копытах,
В кострах староверских горел,
Стирался в бадьях и корытах,
Сверчком на печи свиристел.
Ты, сидя на позднем крылечке,
Закату подставя лицо,
Забрал у Кольцова колечко,
У Курского занял кольцо.
Вы, прадеды наши, в недоле,
Лукаво запрудивши лик,
На мельнице русской мололи
Заезжий татарский язык.
Вы взяли немецкого малость,
Хотя бы и больше могли,
Чтоб им не одним доставалась
Учёная важность земли.
Ты, пахнущий прелой овчиной
И дедовским острым кваском,
Писался и чёрной лучиной,
И белым лебяжьим пером
Ты выше цены и расценки –
В году сорок первом , потом
Писался в немецком застенке
На слабой извёстке огнем.
Владыки и те исчезали
Мгновенно и наверняка,
Когда невзначай посягали
На самую суть языка.

Ведущий:   Обратите внимание на предложенную тему и скажите, о какой проблеме она позволяет задуматься? (Ответы детей)

Так, что же такое сленг? (Ответы детей)

Молодёжный сленг – это особая форма языка. С определённого возраста многие из нас окунаются в её стихию, но со временем как бы «выныривают» на поверхность литературного разговорного языка.

Сленг – это буквально “испорченный язык”, цель которого - обособить какую-то группу людей от остальной части общества. Например, заимствования из арго. Арго - речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют блатной музыкой, блатом или феней.

Щеголяют сленгом подростки, которым хочется отмежеваться от мира взрослых, подчеркнуть свою независимость, самостоятельность. Они употребляют слова общенародного языка в особом значении

«Хеллоу, пипл! Я Раиса Ивановна, и в эфире программа “Шоу-Тайм” – шоу самых прогрессивных новостей и фенек из мира музыки и кино. Сегодня в “Шоу-Тайм” мы перетрем о том. Эта байда и куча другого фуфла в нашей программе “Шоу-Тайм”...» – такими словами начинается каждый выпуск программы «Шоу-Тайм» на радиостанции «Ultra». Большинству молодых людей, опрошенных на улице, либо нравится, либо не очень нравится такая форма изложения. Почему же сленг так привлекает? (Ответы детей)

Как нужно реагировать на использование сленга в средствах массовой информации? Прочитайте цитаты и сделайте выводы (работа в группах):

9 класс «Если ты, крендель, не втыкаешься в панк, то дальше можешь не читать. А если втыкаешься, то ещё одна тюлька – эти ребята интервью не дают никому» (из журнала «Хулиган»);

«Банкиры ожидают дальнейшего обесценивания «зелёного» и уверены, что населению всё равно надо сбагрить баксы, пусть даже с убытками» (из газеты «Московский комсомолец»).

10 класс «Путин рассказал, как мы пытались выиграть тендер на производство вертолётов, но всё равно «пролетели» (из газеты «Комсомольская правда»);

«Можно ли вызвать страхового агента в случае, если вы подозреваете, что ДТП – подстава?» (из газеты «Комсомольская правда»).

11 класс «Реклама оказалась настолько удачной, что вместе с «Кока-колой» раскрутили и Санта-Клауса» (программа «Сегодня» телеканал НТВ);

«Кто не в PRADA, тот лох» (Реклама в витрине ЦУМа)

(ответы детей)

Скажите, с какой целью современная молодёжь использует в своей речи сленг? (ответы детей)

А когда вы станете взрослыми, будете использовать в своей речи сленг? (ответы детей)

Ведущий: Рассказывают, что в годы ВОВ к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.

И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова.

Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, были слова:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не бал дан великому народу!

Скажите, может ли народ стать великим, разговаривая на сленге? Почему? (ответы детей)

А могут ли произведения, написанные на сленге стать великими? Почему? (ответы детей)

Прочитайте переводы на сленг некоторых произведений и скажите, хотели бы вы читать такие произведения и учиться по таким учебникам? (работа в группах):

9 класс Ну вот, приехал он в деревню и увидел там девушку (не помню, как её звали). Решил он её соблазнить. А у девушки парень был Ленский, как сейчас помню. Ну, она поначалу, как порядочная девушка, поломалась, а потом влюбилась в него, как дурра. Ленский тут ему дуэль забивает. На дуэли Онегин Ленского пострелял и завалил, тут девка к Онегину. А он ей ручкой делает и уезжает на север бананы рубить. Ну вот, сразу и видно, что он эгоист: сначала влюбил в себя девку, прицепом ещё и парня её завалил. Ну, какой нормальный пацан так сделает.

10 класс Хаммурапи стал гнуть пальцы. Рам-Син прикинулся шлангом, но получил по рогам и припух. Зимрилим был не то чтоб дауном, просто по сравнению с Хаммурапи он был просто лохом и быстро заглох. Правда, он еще пытался рыпаться, но накололся, и в 1759 году до нашей эры ему пришла труба.

Короче, при Хаммурапи вавилоняне устраивали разборки, и все в Междуречье линяли и дышали в тряпочку. И это были вилы. Но когда Хаммурапи откинул копыта, началась полная лажа. Наследник Хаммурапи Самсуилуна еще пытался качать права, но всем это было уже параллельно. Положение в Междуречье стало стремным: аристократов косила шиза, а пипл качал права. Крутой наезд хеттов в 1660 году кончился полным обломом вавилонян.

11 класс И сказал вскоре Иисус братушкам: вступаем в Иерусалим! А когда шли по дороге, то встречавшие их чуваки ломали сучья и бросали под ноги. А некоторые скидывали свой прикид и постилали на дороге. Так пришли они в Иерусалим и сразу устроили раздачу. Лохам же мало не показалось, и решили они замочить пришедших... Но те, кто был поумней, поняли, что это не тема… Приступили к нему лохи иерусалимские и решили его напрячь, спрашивая: платить ли бабки кесарю или послать?

(ответы детей)

  1. Считаете ли Вы, что язык меняется не в лучшую сторону?
  2. Важен ли для Вас русский язык?
  3. Что необходимо сделать для того, чтобы сохранить русский язык?

Размышляя над вопросами, ребята пришли к выводу, что русский язык, развиваясь, должен оставаться литературным. Они считают, что нет ни одного языка столь же богатого эмоционального, умеющего живописать окружающее. Они обеспокоены тем, что в речи появляются слова “паразиты”, на которые никто не обращает внимания, а порой ребята гордятся тем, что могут “круто” разговаривать. Живя в стране, стыдно не знать язык. Учащиеся нашей школы приходят к выводу, что необходима пропаганда языка: следует проводить устные журнала, вечера вопросов и ответов, лингвистические журналы. Хочется сказать спасибо всем, кто ответил на наши вопросы и пожелать оставаться такими же неуспокоенными, быть активными участниками - борцами за чистоту языка.

СЛОВО  (Н.Гумилёв)

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.

Используемая литература:

  1. Королькова Е.В. Сленг: за и против. http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=3859
  2. Паняева О.В. Пресс-конференция по русскому языку http://www.vlivkor.com/2008/05/20/press-konferencija-po-russkomu-jazyku.html 
  3. Гумилёв Н.С. Слово http://www.stihi-rus.ru/1/gumilev/38.htm 
  4. Смеляков Я.В. Русский язык http://www.stihi-rus.ru/1/Smelyakov/53.htm

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие, посвященное предметной неделе русского языка и литературы брейн -ринг "Что? Где? Когда?"

Брейн-ринг «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (7-11 кл)Участники: по двое уч-ся из каждого классаВопросы задают родители, учителя, школьники. На обдумывание дается 1 минута.1 раунд1.Назовите автора данного афори...

Материал к предметной неделе русского языка

Данный материал педагоги могут использовать при подготовке к предметной неделе по русскому языку и литературе...

Отчет о проведении предметной недели русского языка(2012-2013)

Отчет о проведении предметной недели русского языка и литературы...

Отчет о проведении предметной недели русского языка 2011-2012

Отчет о проведении предметной недели русского языка 2011-2012...

план проведения предметной недели русского языка и литературы

план проведения недели русского языка и литературы с 18.11. по 23.11.2013г....

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям народа является сегодня одной из важнейших задач школы. При этом основным средством трансляции культуры выступает русский язык, который является...