Карточки по русскому языку 5 класс "Тема текста"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Магдеева Диана Вячеславовна

Материал можно использовать на уроке русского языка в качестве самостоятельной работы учащихся по теме "Тема текста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_teksta.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс.

Тема текста

Карточка 1.

Прочитайте предложения.

Можно ли назвать их текстом?

Составьте текст из этих предложений и запишите его.

1) Сто с лишним лет назад центр Москвы освещался керосиновыми фонарями.

2) Но они проедали с кашей большую часть конопляного масла, которое предназначалось для фонарей.

3) А на окраинах были масляные фонари.

4) И поэтому даже извозчики боялись ехать ночью на окраины города, где царила кромешная тьма.

5) Заправлять эти фонари должны были пожарные.

Карточка 2.

          Прочитайте текст про себя и перескажите его.

         О чем говорится в тексте?

         Определите его тему и основную мысль. Озаглавьте текст.

         Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) По крайней мере, настроение у всех весеннее.

2) Всё подёрнуто лиловой светло-голубой дымкой.

3) Ну уж теперь никто не может сказать, что весна ещё не началась. 

4) И так весело становится на душе.

         Ну уж теперь никто не может сказать, что весна ещё не началась. По крайней мере, настроение у всех весеннее. Выйдешь на улицу, так и домой не захочется возвращаться.

              На ясно-синем небе яркое, свежее солнышко, весеннее солнышко.

              А небо без единого облачка, сине-лиловое в зените, зеленовато-лазоревое к горизонту.

             Всё подёрнуто лиловой светло-голубой дымкой. Весенние тени, тени просто синие… Синее всё: блестящие крыши, сияющая мостовая, во всякой лужице отражается голубая лазурь. Воздух необыкновенно прозрачен, кристально чист. Всё вокруг капает, журчит, несётся шумным, непреодолимым потоком. И так весело становится на душе…

             А солнышко, весеннее солнышко так припекает, что снег на крышах уже почти стаял. А в тех местах, где солнце печёт особенно жарко, асфальт высыхает, дымясь голубым паром.

Карточка 3.

Определите тему текста и его основную мысль.

Прочитай те предложения, в которых они выражаются.

Подчеркните слова-сцепления, которые «собирают» отдельные предложения в текст.

Выпишите слова, которые помогают «очеловечить» грачей, скворцов, галок и «оживить» ручеек, березы, небеса.

Весна, совсем весна. Стоит в ушах весенний звон, весенний гомон.

В березняке неумолкаемый шум от карканья грачей, от скрипучего свиста скворцов. Все они устраивают гнезда и важно, вразвалку ходят по саду, выбирал хворостинки и сухие прошлогодние листья.

Галки, как сумасшедшие, дерутся у труб, тоже таскают пачки и опускают в трубу. Бросит и посмотрит туда одним глазом.

Из чащи леса уж бежит прозрачный ручеек последней весенней воды. На березах надулись почки, и, если сломишь веточку, из нее, как слезы на весеннем солнце, каплет, почти ручьем льется сок.

Над прозрачными еще вершинами осин ярко синеют молодые весенние небеса с бегущими под ними белыми облаками.

(П. Романов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по русскому языку

Я работаю над методической темой"Развитие орфографической зоркости на уроках  русского языка". Эти материалы помогают развивать внимательность....

Карточки по русскому языку в 6 классе.

Эти тематические карточки позволяют проверить уровень усвоения материала по теме "Местоимение" и "Имя числительное". Развивают внимание и орфографическую зоркость на уроках русского языка....

карточки по русскому языку

карточки на тему "именительный падеж имен существительных"...

Лингвистические карточки по русскому языку

Лингвистические карточки по русскому языку  - это своеобразный экскурс в историю языка. Он  помогает школьникам сознательно усваивать учебный материал и показывать им, что современные нормы ...

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень», «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 кл

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень)подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никамВласенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы.Базовый уровен...

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Технологическая карта урока русского языка «Заголовок текста. Опорные тематические слова текста»

Класс: 5Тип урока: урок развития речиВид урока: урок открытия нового знания.Основной подход: системно-деятельностный.Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, группо...