Как называть героя в тексте, чтобы не было повторов
учебно-методический материал по русскому языку

Большинство тех, кто пишет художественную прозу, серьёзно относятся к выбору имени главного героя, ведь от этого часто зависит интерес читателей и даже успех книги. 

Но вот имя героя выбрано, автор погружается в создание текста, и появляется новая проблема — повторы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtory.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Как называть героя в тексте, чтобы не было повторов

         Большинство тех, кто пишет художественную прозу, серьёзно относятся к выбору имени главного героя, ведь от этого часто зависит интерес читателей и даже успех книги. 

Но вот имя героя выбрано, автор погружается в создание текста, и появляется новая проблема — повторы. Когда в тексте рассказывается о приключениях героя, то неизбежно приходится его называть по имени. А как же ещё? И это столь тщательно придуманное имя появляется чуть не в каждом предложении, горохом рассыпается по всему тексту, навязчиво лезет в глаза читателю. Естественно, автор пытается как-то решить такую проблему, но не всегда способы, которые он выбирает, удачные.

Ошибки в обозначении героя в тексте

Личные местоимения

Самый простой и очевидный способ сократить употребление имени героя в тексте – это частично заменить его личными местоимениями. Способ хорош, если автор им не слишком увлекается. К тому же личные местоимения коварны и сами могут стать причиной ошибок.

Если в эпизоде несколько персонажей одного пола, то легко запутаться в этих «он», «его», «ему» или «она», «её» и т. д.

Следует помнить, что личные местоимения всегда обозначают ближайшее существительное этого же пола и числа. Поэтому в тексте нередки вот такие ошибки: «Антуан задумчиво посмотрел на шкаф. Он точно знал: нужная книга находится там». «Он» в этом предложении кто или, точнее, что? По тексту — «шкаф».

Очень быстро местоимений тоже накапливается слишком много и приходится решать проблему уже их повторов. И получается примерно так: «Он никак не мог догнать их. И когда его силы закончились, они исчезли из виду, а он упал на дорогу».

Обозначение героя по полу

Тоже распространённый вариант замены, и тоже не слишком удачный. Кажется, что проще – героя мужского пола называть «парень», «юноша», «мужчина», а героиню – «девушка», «женщина»? Однако в издательствах такое не слишком приветствуется, разве что иногда, очень-очень редко. Почему?

Во-первых, явно в тексте герой не единственный парень или мужчина, поэтому такое наименование получают время от времени и второстепенные персонажи. Это мешает проявлению индивидуальности героя/героини.

Во-вторых, странно, когда автор о хорошо знакомом герое говорит «девушка» или «парень», тем самым подчёркивая его второстепенность. Или героиня думает о своём возлюбленном, близком друге, называя его «мужчина». Согласитесь, тоже выглядит странно. Иногда, да, бывает к месту, но чаще всего, это неудачный вариант.

Буйство фантазии

В страхе перед повторами и, желая избежать набивших оскомину «парней» и «девушек», автор иногда начинает придумывать многочисленные наименования своим героям. Например, Алексей у него становится «Алёшей», «Лёхой», «старшеклассником», «учеником средней школы», «лучшим спортсменом класса», «вратарём школьной футбольной команды», «рэпером», «любимцем девушек» и т. д. Причём все эти наименования используются как замена имени персонажа.

Был случай, когда я в книге насчитала более 30 таких разных обозначений. Вот уж действительно, стремясь избежать повторов, автор явно перестарался, а читателям каждый раз приходится мучительно вспоминать, кто этот «бывший помощник старшего тренера» или «победитель олимпиады по физике».

Так делать не надо. Не запутывайте читателей. А как тогда надо?

Решение проблемы

О необходимости обозначения своих героев в тексте следует подумать ещё до того, как вы приступите к оформлению своей задумки, то есть к написанию произведения. И, кроме имени, герою нужно выбрать какое-то дополнительное обозначение, но желательно только одно, максимум, два. Главное условие – так героя должны называть не только автор, но и другие персонажи, так к нему должны обращаться друзья, сослуживцы, враги и т. д. Не постоянно, конечно, а время от времени, что позволит быстро сделать «второе имя» героя привычным для читателя и избежать повторов в диалогах.

Вариантов второго имени несколько.

Фамилия. Самый простой вариант, но не всегда подходящий. В современной реалистической прозе всё же чаще к человеку обращаются по имени, а обозначение автором главного героя/героини по фамилии коробит. Но вот в историческом романе или фэнтезийном романе такое вполне подойдёт. То есть Генрих де Гиз может быть и просто Генрихом, и де Гизом, и герцогом де Гизом, и просто герцогом.

Вариант первого имени. Например, «Татьяна» и «Тата», «Светлана» и «Лана», «Константин» и «Костя». Но тут часто получается, что полное имя звучит слишком пафосно и серьёзно. Или нужно не забыть как-то объяснить читателям (и самому запомнить), что имя «Тата» героиня считает допустимым только для друзей.

Звание, титул, профессия, занятие. Тоже подходит, но не всегда, так как обращение других персонажей к герою по его профессии может быть и не к месту. Например, никто девушку не называет просто «секретарша». Такое возможно только с совсем уж второстепенным персонажем. Однако, например, в качестве подобного названия подойдёт «барон», «граф», «принц», «профессор». Если другие действующий лица обращаются к герою «детектив», «господин дознаватель», «рейнджер», «господин ловчий», то и автор вполне может себе это позволить, правда, уже без «господина».

Кличка, дружеское прозвище, позывной. Пожалуй, это самый лучший вариант, так как и в реальной жизни такое часто заменяет имя, звучит естественно, отражает индивидуальность и не создаёт путаницы, потому что, как и имя героя, прозвище только одно.

И ещё раз напомню. Не надо много наименований, это считается недостатком, а не достоинством и проявлением авторской фантазии. Имея в запасе два «имени» героя и используя время от времени личные местоимения, вполне можно построить текст без повторов. Ведь имя вообще можно не использовать часто, не упоминать его каждое предложение. «Антуан задумался, глядя на шкаф. Где-то в нём была нужная книга. Вот только где, и как найти её, не зная названия? Может, стоит подождать дядюшку, который уж точно знает?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чтобы словам было тесно.."

Уже в незапамятные времена среди жителей древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области древней Гре...

Игра "Чтобы не было беды"

Данная игра может быть проведена на классном часе в средних классах по пожарной безопасности...

«Чтобы не было беды»

Занятие направлено на создание условий для закрепление знаний детей о правилах безопасности дома, на улице, в природе....

"Чтобы не было беды"

Классный час по теме: "Чтобы не было беды" расчитан на детей 3-5 класса....

«Чтобы не было беды» (цикл занятий по ОБЖ для детей младшего школьного возраста)

Конспект занятий по темам: 1.Где нас подстерегают опасности. 2. Безопасный дом. 3. Безопасная дорога. 4. Незнакомые люди и новые друзья....

Внеклассное мероприятие с поддержкой ИКТ "Агитокно "Чтобы не было войны..." (из цикла историко-краеведческой панорамы "В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, и наши подвиги видны на светлом знамени Победы!"

   Методическая разработка внеклассного мероприятия «Агитокно "Чтобы не было войны…» относится к циклу историко-краеведческой панорамы «В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, ...

"Почему космонавтов называют героями"

Презентация по тематике "Космос" в подготовительной группе...